Весенние ритмы. Тбилиси-80

Фестиваль проходит с 8 по 16 марта 1980 г. в Тбилиси.

"Автограф" получил вторую премию, а музыкальная композиция «Ирландия. Ольстер» - два специальных приза "За лучшую политическую песню" и "За лучшую композицию фестиваля".

Фрагмент композиции "Ирландия. Ольстер"

Александр Ситковецкий и Леонид Гуткин вспоминают о Тбилиси-80

Местом репетиций новообразования служил подвал одного из общежитий недалеко от метро "Автозаводская", где по субботам приходилось отрабатывать "оброк" на танцах и где до "Автографа" репетировал Алексей Козлов со своим "Арсеналом". По воспоминаниям самих музыкантов, этот подвальчик представлял собой "удивительное сочетание танцевального зала и выгребной ямы". Именно там создавалась первая концертная программа "Автографа", и именно там группа получила приглашение на I Всесоюзный рок-фестиваль "Весенние ритмы. Тбилиси-80".

Идея проведения каждого рок-фестиваля или фестиваля популярной музыки воспринималась музыкальной общественностью с восторгом - хотелось хотя бы какой-нибудь стабильности для демонстрации собственных возможностей и реальных достижений. Однако в действительности у рокеров мало что получалось, и ни один из однажды заявленных фестивалей не стал постоянным: практически все зависело от идеологических отделов партийных органов на местах и выше, готовых во всякой нестандартной идее видеть идеологическую диверсию.

В жестоком подавлении "легкой музыки, исполняемой вокально-инструментальными ансамблями", в то время принимали активное участие профессиональные композиторы, т.к., придумывая песни сами, рок-группы покушались на святая святых - кусок хлеба сочинителей. Обиженные сочинители охотно делились своими соображениями с читателями центральных газет, представляя "пение с чуждых нам голосов" далеко не безобидным занятием.

"Что стоит за усиленно навязываемыми буржуазной пропагандой и разными радиоголосами музыкальными стереотипами в стиле "бит", "диско", "рок"? Не что иное, как буржуазная массовая культура, направленная на духовное опустошение, оболванивание людей, пропаганду и утверждение чуждой нам идеологии. В основе этой, с позволения сказать, культуры - голый бизнес, унифицированная продукция, лишенная всяких национальных корней и потому якобы обладающая свойством универсальности".

Мы позволили себе столь обстоятельную цитату из статьи дирижера и композитора Владислава Чачина, опубликованной в газете "Известия" год спустя после тбилисского фестиваля, т.к. в его высказываниях была сфокусирована вся тогдашняя политика тандема "правящая партия - правящие творческие союзы".

Тем, кто решал строить свою музыкальную карьеру на профессиональном уровне, т.е. работая в Москонцерте, Росконцерте и находясь на хорошем счету в Госконцерте (что означало, при счастливом стечении обстоятельств, выезд за границу, будь то Болгария или Монголия), приходилось демонстрировать строгое соблюдение моральных принципов и политическую подкованность. Руководитель "Автографа" прекрасно осознавал необходимость идеологической выдержанности материала, исполнением которого он собирался мостить дорогу к вершинам признания.

В интервью газете "Советская Россия" Александр позже скажет: "Рок-музыка сегодня - это самый доступный и любимый молодежью музыкальный язык. Стоя на правильных идеологических, нравственных, эстетических позициях, рок-музыка как сильнейшее оружие пропаганды может и должна воспитывать настоящих граждан своей страны. И пока ей, как всем другим видам искусства, не будет дана трибуна, государство и общество будут нести постоянные потери в борьбе за умы молодежи, то есть на том самом фронте, где мы обязаны только побеждать...".

В подтверждение серьезности своих намерений, кроме инструментальной композиции и трогательного блюза "Каприз", музыканты повезли на конкурс песню "Ирландия. Ольстер".

Композиция с нервным, пульсирующим вступлением исполнялась в чрезвычайно быстром темпе, что, в принципе, делало невозможным четкое пропевание текста на русском языке. Должно было получиться нечто, напоминающее детскую скороговорку "кукушка кукушонку купила капюшон...", а не гневный протест против равнодушия мерзких лондонских леди, которым глубоко безразличны страдания и чаяния затюканных английскими солдатами ирландцев. Сергей Брутян, изучивший не один иностранный язык, исполняя "Ольстер...", каждый раз совершал героический поступок - он умудрялся выпевать текст так, что было понятно приблизительно 60% слов. Особенно эмоционально ему удавалась шлягерная фраза: "Запрещено! Нельзя!". Те, кто, грубо говоря, "не въезжал" во весь ужас описываемого в песне, отлично усвоили эти два слова, приписывая "автографам" хитрость и любовь к эзопову языку. Мол, "мы прекрасно понимаем, что Ирландия здесь ни при чем... Мы-то знаем, что это здесь, у нас, все "запрещено" и все "нельзя"...".

А речь в песне действительно шла об Ирландии. При расшифровке смысла "Ирландии..." в многочисленных интервью тугим на ухо журналистам замалчивался лишь один момент - Пушкина в ту пору симпатизировала Ирландской революционной армии (IRA), но об этом ни одному инструктору, инспектору, редактору и даже самому Ситковецкому знать не полагалось...

Устроители "Весенних ритмов" (в числе которых был Артемий Троицкий, набиравший тогда очки как один из немногих толковых рок-критиков), подобно многим предшественникам, грозились превратить буйство 80-го года в постоянную феерию хорошего рока и музыкального вкуса, наподобие какого-нибудь языческого празднества летнего или зимнего солнцестояния...

Второго Тбилисского, естественно, ни через год, ни через два не случилось.

По тем временам событие, призвавшее в столицу Грузии 30 рок-коллективов, было из ряда вон выходящим. Однако отзывы в прессе оказались скуповаты. В основном, высказывались члены жюри, а создание легенд об эпатажном выступлении "Аквариума" на фоне профессиональных "приглаженных" коллективов становилось прерогативой потрясенных очевидцев и журналистов из андеграунда... Юрий Саульский, нон-конформист до известных пределов, пытался прервать выступление ленинградцев, а Б.Г. тогда выдал свое историческое: "Дайте мне мой кусок жизни, пока я не вышел вон...".

"Автограф" заработал свой солидный "кусок хлебушка" - вторую премию, обеспечившую потом группе хороший кусок жизни. "Ирландия. Ольстер" получила два специальных приза фестиваля - "За лучшую политическую песню" и "За лучшую композицию фестиваля". "Ирландия..." также попала в топовую десятку "Звуковой дорожки" популярной газеты "Московский комсомолец", где соседствовала с "Летним вечером" Стаса Намина, "Гадалкой" Максима Дунаевского, "Взлети над суетой" и "Летними дождями" Аллы Пугачевой. На первом месте того хит-парада, естественно, красовался "Поворот" "Машины времени".

На двойном альбоме, через год выпущенном фирмой "Мелодия", были представлены все три композиции "Автографа", сыгранные тогда перед жюри. В том же 1981 году вышел сингл группы... опять же с "Ирландией...", "Ремнями безопасности" и "Капризом". На аннотации к пластинке почему-то было указано, что "Автограф" играет "тяжелый рок" (употреблен даже термин "хард-рок") - может, в том смысле, что их музыка "утяжелена" ассоциациями и смыслом.

Маргарита Пушкина "Легенды русского рока"

Что касается музыкальной жизни, то самым интересным ее проявлением было для «Машины» наше участие во Всесоюзном фестивале «„Весенние ритмы" Тбилиси-80». Не знаю, кому уж пришла идея провести этот фестиваль, но думаю, что было это все вызвано грядущими Олимпийскими играми в Москве. Из-за ввода наших войск в Афганистан в декабре 1979 года многие страны и так бойкотировали Олимпиаду, а уж если бы нашу страну стали обвинять в «недемократичности», в том числе и в музыкальной сфере, то обстановка еще бы ухудшилась. Фестиваль, правда, решили изолировать, загнать его за Кавказский хребет, не показывать по Центральному ТВ и давать о нем минимум информации в прессе, но явление, без сомнения, получилось грандиозное. В Тбилиси съехались коллективы со всей страны, от Эстонии до Туркмении, причем все разные, самобытные, со своими музыкальными тенденциями, с программами, которые можно было иногда оценить как настоящее эстрадное шоу. Наши друзья-соперники показались нам настолько крутыми, что мы и не думали занять какое-то место. А известие о том, что мы вместе с классной эстонской группой «Магнетик бэнд» под руководством блестящего певца, композитора, поэта и барабанщика Гуннара Грапса (он, к сожалению, умер два года назад) поделили первое место, было для нас из разряда фантастики.

Конечно, поразили нас многие. «Автограф», впервые появившийся на этом фестивале, устроил концерт с двумя клавишниками. «Интеграл» поразил нас своим отработанным шоу и потрясающим профессионализмом. «Диалог» Кима Брейтбурга, туркменский «Гюнеш»... А какую трогательную программу на песнях «Битлз» сделали хозяева — грузинский ансамбль «Блиц»! Там выступал и «Аквариум», правда, ничем не удививший. А вот «Интеграл» удивил нас очень здорово. В те времена все ездили со своей аппаратурой — возили по всей стране тяжелейшие трейлеры. Так вот, наш трейлер затерялся где-то в заносах на Транскавказской магистрали и к нашему концерту не прибыл. В то время хороший аппарат был редкостью, и никто никому его не давал, даже в аренду. Это было примерно сродни тому, чтобы дать напрокат родную жену, да еще на глазах у нескольких тысяч зрителей. Так вот, Бари Алибасов подошел к нам и сам предложил поиграть на своем аппарате. Не будь этого, не было бы «Машины времени» — лауреата всесоюзного фестиваля. А ведь эта приставка сильно облегчала наши взаимоотношения с властями...

О том, что творилось после концертов, я помню смутно. В значительной мере из-за состояния, в которое нас приводили благодарные грузинские слушатели. Каждый день заканчивался беспамятством, а следующий начинался с «опохмел-парти». Обычно даже до гостиницы «Иверия», где мы жили, добраться не удавалось, все происходило в гостеприимных грузинских домах и дворах. На всех рынках и просто на улицах нас все узнавали, можно было бесплатно питаться, выпивать, нас задаривали всякими сувенирами, фруктами, вином и чачей. С огромной теплотой вспоминаю об этой поездке и одновременно думаю о том, какая несправедливость в том, что по благословенному проспекту Руставели, где располагался зал филармонии и играли мы, через какие-то восемь лет шли демонстрации, лилась кровь, а затем вообще ползали танки.

Петр Подгородецкий "Машина с евреями"

СПРАВКА

I всесоюзный Фестиваль молодежной музыки "Весенние ритмы-80"

прошёл в Тбилиси (Грузинская ССР) с 8 по 16 марта 1980 года.
Организаторами фестиваля выступили: Грузинская национальная филармония, Союз Композиторов Грузии, Республиканский центр творческой молодежи при ЦК ВЛКСМ Грузии и Центральный комитет Комсомола Грузии. Среди организаторов были, в то время, начинающий рок-критик Артем Троицкий и тогдашний глава Грузии Эдуард Шеварнадзе.
Цель фестиваля: поиск новых талантов в советской музыке.
Фестиваль имел конкурсную программу и жюри.
Состав жюри: Юрий Саульский, Гия Канчели, Константин Певзнер, Владимир Рубашевский, Аркадий Петров.

Участники фестиваля:

Автограф (Москва)
Аквариум (Ленинград)
Ариэль (Челябинск)
Блиц (Тбилиси)
ВИА-75 (Тбилиси)
Время (Горький)
Вторая половина (Курск)
Глобус (под этим названием на фестивале была заявлена группа "Удачное приобретение") (Москва)
Группа Стаса Намина (Москва)
Гунеш (Ашхабад)
Диалог (Донецк)
Диела (Грузия)
Земляне (группа не имеющая отношения к знаметитым советским "Землянам") (Ленинград)
Интеграл (Саратов)
Карнавал (Москва) (на фестиваль не приехал)
Кронверк (Ленинград)
Лабиринт (Батуми)
Магнетик Бэнд (Таллин)
Машина времени (Москва)
Сиполи (Рига)
Тип-Топ (Рига)

Выступления проходили на трех площадках: Большой концертный зал (основная), Тбилисский Дом офицеров и Цирк города Гори.


8 марта 20:00 Открытие фестиваля.
Диалог - Под одним небом (К. Брейтбург - С. Кирсанов)
Глобус
Заявленный в программе "Интеграл" не выступил: не подвезли аппаратуру

9 марта
Тип-Топ (Большой концертный зал, Тбилиси)
Сиполи - Ода Скорпиону (М. Браунс)
Автограф (Цирк, Гори)

10 марта
Интеграл - Странный мир (Ч. Неман - В. Луговой) / Сулико (грузинская песня) / Подснежник (татарская народная песня, обр. Б. Алибасов и В. Доленко)
Машина времени - Хрустальный Город (А. Макаревич) / Снег (А. Макаревич)
Земляне
Тип-Топ (Цирк, Гори)

11 марта
Гунеш
Аквариум - -30° C / Микроб / Блюз свиньи в ушах (Большой концертный зал, Тбилиси)

12 марта
Магнетик Бэнд - Леди Блюз (Г. Грапс) / Трубадур на магистрали (Г. Грапс)
Автограф - Ирландия, Ольстер (А. Ситковецкий - М. Пушкина) / Пристегните ремни безопасности (А. Ситковецкий) / Блюз "Каприз" (А. Ситковецкий) (Большой концертный зал, Тбилиси)
Диела (Большой концертный зал, Тбилиси)
Аквариум (Цирк, Гори)

13 марта
?

14 марта
Лабиринт - Моя Грузия (М. Киладзе) / Сакартвело (М. Киладзе)
ВИА-75 - Родина (народная - народные,А. Церетели, обр. Р. Бардзимашвили)

15 марта
Блиц
Вторая половина
Время
Автограф (Дом офицеров, Тбилиси)

16 марта Закрытие фестиваля. Концерт лауреатов: Машина времени, Магнетик Бэнд, Автограф, Гунеш, Лабиринт, Диалог, Интеграл, ВИА-75, Тип-топ (Большой концертный зал, Тбилиси)


Лауреаты:
I премия - Машина времени (Москва) с компизициями "Хрустальный Город" (А. Макаревич), "Снег" (А. Макаревич) и Магнетик бэнд (Таллин), песни "Леди Блюз" (Г. Грапс) и "Трубадур на магистрали" (Г. Грапс)
II премия - Автограф (Москва) песня "Ирландия, Ольстер" (А. Ситковецкий - М. Пушкина); Гунеш (Ашхабад) песня "Река Туни" (туркменская народная песня); Лабиринт (Батуми) песня "Сакартвело" (М. Киладзе)
III премия - Диалог; Интеграл; ВИА-75; Тип-Топ

Специальные призы:
За лучшую композицию фестиваля - Ирландия. Ольстер ("Автограф")
За лучшую политическую песню - Ирландия. Ольстер ("Автограф")
Приз зрителей - "Блиц" (Тбилиси)
Лучший вокалист - Ким Брейтбург ("Диалог")
Лучший гитарист - Александр Ситковецкий ("Автограф")
Лучший барабанщик - Алекс Упениекс ("Тип-Топ")
Один из специальных призов получила группа "Время" (Горький)

Группа "Аквариум" была дисквалифицирована за неподобающее поведение на сцене (однако ей разрешили сыграть второй концерт в цирке города Гори).
После выступления "Машины времени" Алексей "Вайт" Белов ("Глобус") объявил, что его группа выступала "вне конкурса".

По итогам фестиваля фирмой "Мелодия" был выпущен двойной альбом с песнями лауреатов фестиваля и миньоны групп "Интеграл" и "Автограф".

Кроме того финскими тележурналистами был снят документальный фильм "Советский рок". Режиссер: Риа Кархела (Финляндия), оператор: Кристиан Вальдес (Чили).