Автограф

Юбилейные концерты, посвященные 25-летию группы «Автограф», безусловно, стали одним из самых ярких проектов текущего года. Такого размаха наша шоу-индустрия, пожалуй, еще не видела — семь городов, тонны света, пиротехники, лазерного оборудования, звук системы Surround-Sound и лучшая рок-группа 80-х, собранная после 15 лет забвения.

Концерт в Олимпийском, ставший заключительным аккордом тура, поразил своей зрелищностью всех без исключения. О том, как появилась идея этого проекта и как проходила ее реализация, рассказывают генеральный директор международного концертного агенства Андрей Агапов и участник легендарной команды Леонид Гуткин.

Воссоединение

Леонид Гуткин: Мне трудно объяснить, почему этот проект появился именно сейчас. Наверное просто пришло время. Мы не играли вместе 15 лет, и как-то так получилось, что именно в 2004 году к нам постоянно стали поступать предложения снова собраться вместе. Все началось с разговора Александра Ситковецкого и Артема Троицкого на прошлогодней выставке «Музыка Москва». Троицкий как организатор знаменитого фестиваля «Тбилиси 80» на тот момент готовил ряд мероприятий, посвященных его 25-летию. Артем спросил Ситковецкого, не может ли «Автограф» снова собраться и выступить на торжествах. Александр ответил, что это вряд ли возможно — группа не работает уже 15 лет, и собрать всех вместе было бы достаточно сложно. Но, как выяснилось позже, это было только начало. После этого мы получили приглашение от Боба Гелдофа, одного из организаторов знаменитого фестиваля Live Aid, который предлагал нам выступить в его новом грандиозном благотворительном проекте Live 8. Затем, на презентации фильма «Ночной дозор» ко мне подошел генеральный директор международного концертного агентства Андрей Агапов. Он спросил, насколько вероятно снова собрать «Автограф» вместе. На тот момент группы как таковой не существовало. Мы дружили, общались, но каждый при этом весьма неплохо занимался своими делами. Разумеется, можно было бы собраться вместе, но, во-первых, нужно было понять ради чего, а, во-вторых, «Автограф» всегда считался группой первого разряда, и, если предположить, что его возвращение возможно, то это должно было стать настоящим событием, достойным того уровня, на котором работал «Автограф». Это довольно сложно. Я изложил свои соображения Андрею. Он сказал, что ему нужно подумать.

Александр Ситковецкий

Артур Беркут

Сергей Брутян

Леонид Гуткин

Леонид Макаревич

Виктор Михалин

Андрей Агапов: Во-первых, я, конечно же, являюсь большим поклонником этой группы. Во-вторых, мне кажется, что сегодня на нашем телевидении, радио и концертных площадках представлено избыточное количество весьма посредственной музыки. Я не буду рассуждать о том, хорошо это или плохо — такая музыка, безусловно, нужна, она востребована людьми. Но мне кажется, уже настало время, когда стоит пытаться ее чем-то разбавить. Идея этого шоу состояла в том, чтобы напомнить людям о музыке конца 70-х — начала 80-х годов. Я убежден, что это было золотое время популярной музыки, когда и у нас, и на западе ее представляли действительно талантливо. Сколько было написано песен, бесспорно ставших классикой, сколько было групп и личностей, породивших целые течения. Ничего подобного мы не видели ни в 90-х, ни в 2000-х. Это был золотой период рок-музыки, время, когда появилось диско, начали выходить джазовые альбомы, ставшие классикой. Мне кажется, что для нашей музыки этот период был самым лучшим. И связанно это не с тем, что музыка «жила в застенках», а скорее с тем, что была выстроена правильная система — как это ни странно, я называю ее «правильной». Тогда были филармонии, был Росконцерт, и хотя, с одной стороны, это, возможно, и мешало, с другой — такая система служила неким фильтром, отсекавшим, все непрофессиональное, временное и случайное. Талантливые музыканты все равно находили пути пробиться на сцену и реализовать свой потенциал. В нашей музыке того времени было очень много профессиональных исполнителей, которые создавали действительно талантливые работы. И когда сегодня идешь по улице, и отовсюду раздается «музыкальная пустота», хочется напомнить людям о том, что бывает и по-другому. Когда я предложил ребятам из «Автографа» снова собраться и сделать новый проект, основной идеей было, пожалуй, — попробовать развернуть людей в сторону настоящей музыки.

Леонид Гуткин: Через некоторое время раздался телефонный звонок. Андрей сообщил мне, что хочет снова поговорить. Мы встретились, и он рассказал свое видение «второго рождения» группы. Его план был весьма убедительным, и я согласился попробовать собрать всех вместе, но при условии, что будет соблюден ряд требований. Это должно получиться настоящее шоу: на большой площадке, с качественным звуком и самой лучшей сценографией. Это должен быть рок-концерт, а не ностальгическая вечеринка. А главное, «Автограф» может собраться только в оригинальном составе, и если кто-то откажется, то ничего не выйдет.

Подготовка

Андрей Агапов: Мы наметили два этапа. На первом — хотели просто посмотреть, удастся ли ребятам, которые не играли вместе пятнадцать лет, снова собраться в тот самый легендарный «Автограф», проверить будет ли интерес к такому «возрождению» у публики. На этой стадии мы не рассматривали проект с коммерческой точки зрения. Конечно же, всегда хочется работать с гарантированной прибылью, но на этот раз задача была в другом: мы должны были понять, будет ли интерес.

Леонид Гуткин: По-видимому, этому проекту суждено было осуществиться. Нам очень сильно повезло в том, что все участники группы оказались на тот момент в Москве. К тому же, мне не пришлось никого долго уговаривать. Мы собрались на репетицию, взяли инструменты и стали играть. Буквально через три минуты поняли, что все должно получиться.

На подготовку музыкальной части в общей сложности ушло полгода. Мы работали периодически. Поскольку Ситковецкий сейчас не живет в России, нам приходилось подстраиваться под его график: немного порепетировали до Нового года, немного после, а уже с середины марта до начала тура играли постоянно. Последняя репетиция закончилась 26 мая, а 31 уже состоялся первый концерт «Автографа».

На нас свалилось такое количество музыкальной работы, что участвовать в вопросах постановки шоу мы попросту не могли. В свои лучшие годы «Автограф» был большой слаженной командой, в которой каждый знал свои обязанности и выполнял их на высоком профессиональном уровне. Собрать такую группу сейчас было бы просто невозможно, да, наверное, и не нужно. В вопросе постановки мы решили довериться организаторам шоу, то есть агентству Андрея Агапова. В качестве консультанта был приглашен Александр Зейгерман, который стоял у истоков «Автографа» и проработал с группой почти все время ее существования. На мой взгляд, ему удалось соединить классический образ «Автографа» 80-х и возможности современных шоу-технологий. Вклад Зейгермана в этот проект просто невозможно переоценить. В процессе подготовки шоу он дневал и ночевал на площадке, заражая своим энтузиазмом всех остальных. За что ему — огромное спасибо. Думаю то, что сделал он, не смог бы сделать никто другой. Над проектом также работало несколько известных прокатных компаний, как мне показалось, они прекрасно справились с поставленной перед ними задачей. Концерту в Москве предшествовал тур по нескольким городам, и если в его ходе возникали какие-то накладки, то к финальному выступлению все было отработано и отлажено.

Престиж марки

Андрей Агапов: Конечно же, нам не хотелось ударить в грязь лицом, тем более, что «Автограф» всегда являлся коллективом, который использовал на своих выступлениях самые современные технологии с исключительным художественным вкусом. Например, «Автограф» первый в нашей стране стал применять в своих шоу «тяжелый» дым. На самом деле, примеров использования шоу-технологий с точки зрения художественной ценности не так много даже в мировой практике (например, как это делали «Пинк Флойд»), и «Автограф», несомненно, является одним из таких примеров. Дело в том, что группа всегда состояла не только из музыкантов. Это был уникальный коллектив профессионалов, идейно близких к музыке. Они всегда возили с собой огромное количество оборудования, самого современного, часто просто уникального. Впервые в нашей стране в своих шоу «Автограф» использовал роботов, на их концертах появились лазеры. И в этом году перед нами стояла задача не только продемонстрировать музыкальные способности этой группы, но и подтвердить ее новаторство в использовании шоу-технологий. Мы решили применить на концерте систему Surround-Sound. Но в России не нашлось ни одного специалиста, способного провести шоу с таким звуком. Тогда мы предложили принять участие в проекте человеку, считающемуся лучшим знатоком концертного Surround-Sound в Европе. Шведский звукорежиссер Хакана Седерстрема (Hakan Soderstrem) принял наше предложение и привез с собой все недостающее оборудование. В течение недели на репетициях он создавал звуковую концепцию концерта, а затем успешно реализовал ее на всех без исключения площадках тура. Возможно, кому-то показалось, что концерт был слишком громким, но ведь такая система дает совершенно иное восприятие музыки. Идея такова: звук «наваливается» на тебя со всех сторон, ты практически полностью перестаешь воспринимать происходящее как реальность. Это совершенно новое впечатление, и, я думаю, нам удалось его добиться. В этом проекте мы впервые в России использовали «сухие» лазеры, которые только-только начинают входить в обиход. Компания Live Sound предоставила нам самый современный звук. Для каждой песни был записан свой видеоряд, партитуры для всех спецэффектов, обдумаволось каждое решение того или иного момента шоу. Все, абсолютно все было расписано по секундам.

Репертуар концерта

Леонид Гуткин: «Автограф» всегда был очень эгоистичен в построении программы. Как правило, для музыканта последние песни самые любимые. Наверное, поэтому мы никогда особо не баловали наших слушателей теми песнями, которые они хотели услышать на концерте. На этот раз мы решили отойти от подобной политики и составить именно такую программу, которую хотели бы услышать наши поклонники, которая удовлетворила бы всем их требованиям. Мы отслушали все, что было сделано почти за 11 лет существования группы, и выбрали самые известные и популярные композиции — те, которые до сих пор помнят, те, из которых сложился стиль «Автографа». Мы назвали это «Новой программой старой музыки». В нее вошли и ранние вещи, и композиции из последнего альбома 1989 года. Как нам показалось, программу мы составили очень правильно. Об этом можно было судить по реакции публики.

Выводы

Андрей Агапов: Как зритель-обыватель я могу сказать, что шоу удалось — прошло на высочайшем уровне. Но с точки зрения профессионала этот проект вызвал немало вопросов. И тут речь идет не о выводах, а скорее о наглядном подтверждении существующих в нашей индустрии проблем. Я рад, что в этом проекте принимали участие такие суперпрофессионалы, как Александр Зейгерман и Владимир Лапшов, способные сделать посредством шоу-технологий настоящий праздник. Но, к сожалению, таких людей в нашей шоу-индустрии не так уж и много. Отечественным профессионалам мешает какой-то внутренний апломб — мол, что вы волнуетесь, мы сделали уже 85 шоу... А о том, что все они похожи одно на другое, что все делается на уровне примитивной штамповки — все как-то забывают. Далекое от профессионального отношение наших специалистов, на мой взгляд, не позволило реализовать проект в той мере, в какой он был задуман. Некоторые люди и компании, принимавшие участие в этом туре, просто не справились со своей задачей. По экономическим причинам наши прокатчики находятся сегодня вне конкуренции, но уже сейчас все чаще и чаще для серьезной работы приглашаются специалисты из Европы. Что будут делать наши компании, когда участие западных туровых команд станет для отечественной шоу-индустрии нормой? О косности и халатности некоторых компаний можно говорить очень долго. Это печальная тенденция нашего времени...

Не порадовали и средства массовой информации, хотя, если честно, мнение наших СМИ нас волновало, наверное, в последнюю очередь: я считаю, что современная музыкальная журналистика, в массе своей — это «купленная тема», в которой больший вес имеют постельные сцены и попсовые скандалы, нежели возрождение легендарной группы.

Но все это — отдельный разговор, поскольку в целом, на мой взгляд, концерт удался. Пусть и не таким, каким он был задуман, но все же — это был настоящий праздник для поклонников «Автографа» и просто любителей хорошей музыки. В числе зрителей были и те, кто знал зачем шел на этот концерт, и те, кто попал туда случайно. Но главное, что они все остались довольны. Почитатели «Автографа» открыли для себя эту группу заново, а те, кто попал на концерт из-за любопытства, просто стояли, разинув рты — ведь многие представители современной музыкальной аудитории и не подозревают о том, какого качества может быть шоу и какой эмоциональный заряд оно может нести.

О будущем

Андрей Агапов: На сайте этого проекта мы увидели огромное количество отзывов, которые позволяют говорить о «живом» интересе к «Автографу». Мы поняли, то, что сделано нами на сегодняшний день, сделано не зря. Группа на самом деле получила второе рождение, второе дыхание. И я уверен в том, что если мы примем решение развивать этот проект дальше, то количество поклонников коллектива будет расти в геометрической прогрессии. Поэтому нужно постараться не делать в дальнейшем каких-то ошибок. Конечно, интересно заниматься бюджетными проектами, но рано или поздно коммерция все равно начинает работать. Поэтому пока мы не планируем еще каких-то грандиозных мероприятий. Хотим выпустить каталог группы, для которого, скорее всего, где-то на западе будет сделан ремастеринг, чтобы вывести старые записи «Автографа» на современный уровень качества. Планируем выпустить концертный DVD — первый в истории группы. Основан он будет на материале отснятом в Олимпийском, туда же мы хотим поместить фрагменты из биографии «Автографа», комментарии, мнения зрителей... В общем, это будет скорее фильм, нежели просто концертный DVD, и надеемся, что он получится достаточно интересным. А дальше посмотрим. Если мы поймем, что эта идея волнует зрителей, то, вполне возможно, группа будет работать постоянно.

Леонид Гуткин: «Автограф» собрал Саша Ситковецкий после распада «Високосного лета». У него на руках остался материал, который он никак не мог реализовать с кем-либо из известных тогда музыкантов. Саша решил «бросить клич» среди людей близких к консерваторским кругам. В то время я играл в группе «Кузнецкий мост» вместе с Лешей Романовым и Леней Макаревичем и одновременно учился в музыкальном училище при консерватории. Однажды, еще до распада «Високосного лета», мы побывали на концерте этой группы, после чего познакомились с Сашей. Дело, конечно же, не обошлось без портвейна, но разговаривали, помню, о музыке. Приглашение на прослушивание в новую группу Ситковецкого я получил через своего товарища Андрея Моргунова, который учился в нашем училище в классе ударных. Однажды он позвал меня к некоему знакомому, который собирал новую группу. Я пришел и увидел там Ситковецкого. Мы узнали друг друга, очень тепло пообщались, после чего он поставил передо мной ноты и предложил исполнить то, что в них было написано. Я сыграл с листа какую-то невероятно сложную партию, чем очень сильно впечатлил Ситковецкого. Он тут же пригласил меня в свою группу, у которой еще не было ни названия, ни состава. Вскоре к нам присоединился Андрей Моргунов, затем его сменил Володя Якушенко, на место которого впоследствии пришел Витя Михалин. Через некоторое время к нам присоединился клавишник Леонид Макаревич. Очень большие проблемы были с вокалистом. Сначала мы пробовали играть с Володей Варганом — это был последний вокалист из состава «Високосного лета», но очень скоро выяснилось, что, несмотря на вокальные данные и исключительные человеческие качества, Володиного «багажа» не хватает для такой сложной музыки. Нам был нужен вокалист совершенно нового уровня. И вскоре появился веселый и жизнерадостный Сергей Брутян. Его привел Крис Кельми, который тоже изъявил желание присоединиться к нашим нестройным рядам. Таким составом мы начали готовиться к Тбилисскому фестивалю, в число участников которого были «зачислены авансом». Несмотря на то, что у нас еще не было программы, Артем Троицкий знал, что Ситковецкий способен создать что-то интересное, и включил нас в списки. Дело было, если не ошибаюсь, в сентябре 1979 года. Готовились очень активно. Репетировали по шесть дней в неделю, попутно создавали репертуар. С сентября по март мы, мучаясь над программой, сами того не подозревая, писали песни, определившие впоследствии музыкальное направление «Автографа». Сейчас это, безусловно, можно назвать важнейшим периодом в истории группы. Именно в то время появились самые популярные композиции группы, но тогда мы просто приходили на репетиции и часто даже не знали, что именно нам нужно играть. Тем не менее, программа была подготовлена, и мы решили «обкатать» ее на публике. На первый концерт поехали от какого-то «мосжилдорстроя» и оказались в общежитии завода имени Лихачева, где обитали лимитчики, приехавшие в Москву собирать грузовики. На них мы и «вывалили» наши «первые бомбы». Нужно сказать, что перенесли они все это довольно стойко и даже пытались танцевать. После этого мы отыграли еще пару концертов для наших друзей и поехали в Тбилиси. Когда мы закончили свое выступление, в зале воцарилась мертвая тишина. Народ потихонечку приходил в себя, видимо, пытаясь понять, что это было. Но после этой неловкой паузы зал взорвался аплодисментами. Позже выяснилось, что мы даже завоевали вторую премию фестиваля и еще целую кучу специальных призов. Тут же был записан наш первый миньон, очень быстро разошедшийся каким-то сумасшедшим тиражом. Более того, стараниями мамы Володи Якушенко, которая работала редактором на фирме «Мелодия», этот диск стал первой советской пластинкой, на обложке которой было написано «рок-группа». Фестиваль «Тбилиси 80» очень широко освещался. Это и привлекло внимание к нашей группе, в результате мы получили предложение работать профессионально, конечно же, приняли его и с 1981 года стали гастролировать как артисты Москонцерта.

Это обстоятельство имело свои «за» и «против». С одной стороны, мы стали общаться с многомиллионной аудиторией нашей страны (площадками, в основном, были Дворцы спорта, которые забивались до отказа), но с дугой — это была действительно «потогонная» система. Мы отрабатывали по два-три концерта в день, три раза в неделю. Это, конечно же, было весьма сомнительное удовольствие, и довольно скоро мы стали стараться самыми разными способами уменьшить количество концертов, чтобы работа могла приносить хоть какое-то удовольствие. Правда, тот период стал для нас серьезной профессиональной практикой, которая очень сильно пригодилась, когда мы стали выезжать на гастроли за границу.

Очень сложными были 83 и 84 годы. На рок-музыку начались гонения, Министерство культуры издавало какие-то идиотские постановления, по которым мы были обязаны играть песни советских композиторов. Бесконечные проверки и комиссии... Однажды нас в буквальном смысле спасло классическое образование. Предстояло очень важное прослушивание. У нас в репертуаре была, скажем так, не самая быстрая двухминутная инструментальная композиция. Мы скопировали магнитофонную ленту и при помощи клея превратили ее в шестнадцать минут спокойной музыки. На прослушивании я достал фагот, Леня Макаревич сел за клавиши, и мы начали играть под аккомпанемент магнитофона. Где-то на восьмой минуте кто-то зевнул, а на десятой нам сказали: «Ну, понятно, тут, в общем-то, все культурно».

Это было очень тяжелое для нас время. Но затем пришел Горбачев, и все стало гораздо проще. Были поездки по соцстранам. Там нас всегда принимали очень хорошо, и после таких гастролей Москонцерт получал огромное количество положительных отзывов, в которых о нас говорили как о настоящих профессионалах. Безусловно, на нашем мастерстве сказались годы безумной концертной гонки, благодаря которым мы получили очень ценный профессиональный опыт. Через несколько лет такой работы мы могли играть где угодно, на любой аппаратуре, в любом состоянии и держали при этом достаточно высокую планку. Затем был Live Aid — телемост с Великобританией и США. Через спутник наше выступление, включавшее две песни, транслировалось в «живом» эфире на аудиторию в два миллиарда человек. Не думаю, что это было какое-то совершенно фантастическое зрелище. Но сработал информационный фактор, и о нас как о русской группе, играющей рок, узнали во всем мире. После этого мы начали получать большое количество приглашений на самые разные фестивали, затем на сольные гастроли... Однажды в Польше мы познакомились с женщиной по имени Мери Бейкер. Она стала нашим менеджером, и благодаря ей мы вскоре попали в Америку. Провели там два года, выпустили альбом. Когда вернулись обратно, поняли, что приехали в совершенно другую страну. Несмотря на то, что наш последний альбом «Каменный край» пользовался популярностью, мы почувствовали, что такое фундаментальное и громоздкое образование как «Автограф» начинает проигрывать в конкурентной борьбе с роскошным «Ласковым маем» и подобными ему коллективами. В то время для мира шоу-бизнеса группа «Мираж», Наталья Гулькина и Рома Жуков были гораздо интереснее. Собирать стадионы с ними было проще и выгодней. Вскоре мы расстались с Витей Михайлиным и Сергеем Мазаевым, которые решили заняться собственными проектами. Затем Саша Ситковецкий решил записать свой сольный инструментальный альбом. У меня тоже были свои идеи, и мы решили взять «тайм-аут». Этот перерыв все брали на полгода, может быть, год, для того чтобы передохнуть и реализовать свои собственные планы. Но время распорядилось по-своему. И вот теперь, через пятнадцать лет, мы снова вышли все вместе на одну сцену. Что будет дальше — не возьмусь прогнозировать. Если честно, пока я не вижу причин собирать «Автограф» вместе для постоянной работы. Тем не менее, выступление в Олимпийском стало настоящим праздником и для нас, и, думаю, для наших поклонников.

2008-10-08
журнал IN/OUT №66