Ю. САУЛЬСКИЙ, композитор, председатель жюри фестиваля популярной эстрадной музыки «Весенние ритмы. Тбилиси-80».
Удивить чем-либо зрителя становится все труднее. Телевидение, радио, записи, грампластинки, концерты — любитель музыки, казалось бы, знает все и обо всем. Но в действительности, как говаривал польский юморист Станислав Ежи Лец, все происходит вовсе не так, как на самом деле. И, пожалуй, главным чувством, появившимся у большинства людей, имевших отношение к тбилисскому фестивалю, стало как раз чувство веселого изумления и признательности. Судите сами — широчайшая география выступавших коллективов, жанровое разнообразие, солидность проведения, активное участие в подготовке фестиваля Союза композиторов Грузинской ССР, общественных организаций республики. Да и творческий выход, откровенно говоря, превзошел ожидания.
Нужно сразу подчеркнуть, что это был фестиваль именно популярной музыки, направления сравнительно нового для нашей эстрады, во многом еще только нащупывающего свою эстетику, но вместе с тем имеющего уже сейчас несомненные достижения в сравнении с традиционным уже для эстрады «классическим» вокально-инструментальным жанром. Причем это вовсе не отрицает достижений ВИА — они сделали и делают свое дело, лучшие коллективы двигают жанр вперед, они действительно завоевали популярность у широкого зрителя. Но тбилисский фестиваль впервые пожалуй, ярко выявил границу, разделяющую представителей популярной музыки и традиционных ВИА.
В программах наряду с произведениями известных советских композиторов широко была представлена музыка самих участников ансамблей, что, кстати, весьма характерно для рок-групп, и, наверное, пора трезво посмотреть на это явление. Конечно, встречаются факты непрофессионализма, музыкальной и текстовой наивности, но ведь имеются и совершенно другие примеры — целый, ряд коллективов проявил большие задатки в плане композиции, и, на мой взгляд, эти процессы надо поощрять.
Перед жюри стояла нелегкая задача. У целого ряда коллективов были очень интересные творческие идеи, но порой техника исполнения тормозила их выражение и развитие. Бывало и наоборот. Конечно, при оценке мы пытались найти разумный творческий баланс, но все-таки на первом месте была новизна. Например, ансамбль «Автограф» (Москва), удостоенный второй премии, показал настолько яркую и свежую музыку, написанную руководителем группы Александром Ситковецким, что техническое несовершенство отдельных музыкантов отошло на второй план. Некоторые песни ансамбля, например, «Ирландия. Ольстер» весьма актуальны, по-настоящему волнуют, и не случайно группа получила специальную премию за актуальную политическую тематику.
Кстати говоря, большие требования предъявлялись к тем идеям, которые несет коллектив своим творчеством — актуальности, неравнодушию, стремлению к добру, красоте, к утверждению высокого, светлого в человеке. Другое дело, что некоторые группы, формально заявив о больших темах, явно не подтверждали эти намерения. Так при всем различии ленинградских ансамблей «Кронверк», «Земляне» и «Аквариум» они разочаровали — чувствовался разрыв между благими намерениями и скудостью выразительных средств. Первую премию разделили ансамбли «Машина времени» (Москва) и «Магнетик Бенд» (Таллин). Москвичи шли к этому успеху длинным и непростым путем, преодолевая сложности роста. Сейчас ансамбль, видимо, нашел себя, выработал позицию в популярной музыке. Мне кажется, что успех коллектива во многом определяется личностью руководителя — Андрея Макаревича, поэта и композитора. Пожалуй, песни ансамбля по стилистике ближе всего к озвученным стихам. Форма не нова, но если раньше стихи озвучивали на романсово-гитарной основе, то здесь основа иная — рок-музыка.
Правда, это несколько упрощенная рок-музыка — инструментальные пассажи лишь вкраплены в вокальные сочинения.
У ансамбля хорошие перспективы роста, лежащие, на мой взгляд, в развитии гармонического мышления, совершенствовании инструментальных частей в композициях.
Характерно, что и «Магнетик Бенд» во многом группируется вокруг своего лидера — Гунара Грапса. Он автор почти всех композиций, ударник-аккомпаниатор, прекрасный певец.
Этот коллектив по стилистике своей близок к ритм-энд-блюзу, старому рок-н-роллу. Но в этих традиционных формах ансамбль находит особую прелесть и откровенно своими находками любуется, создавая в зале необычайно мажорную, радостную атмосферу. Особенно покоряют две композиции ансамбля — «Ночной визит в полнолуние» и «Леди-блюз». Очень добрая, оптимистическая музыка.
Три коллектива получили вторую премию. Об «Автограф» уже говорилось. Ансамбль «Гунеш» из Ашхабада обрадовал обилием, щедростью красок, эмоциональностью. И вместе с тем произвел впечатление высоким инструментальным мастерством — у них великолепная духовая группа, пожалуй, лучшая на фестивале, виртуоз-барабанщик. Это очень сильный джаз — роковый коллектив с национальным колоритом.
Третий коллектив — «Лабиринт» (Батуми). Ансамбль весьма профессионален, хотя состоит из преподавателей музыкальных школ.
«ВИА-75», известный ансамбль под руководством Р. Бардзимашвили, получил третью премию. Коллектив построил свою программу по принципу «диско-шоу», что позволяет им в широких пределах использовать и свою и зарубежную музыку. Несомненно, это в высшей степени профессиональный состав — техника исполнения, сценичность выступления не вызывают сомнения. Но их напористая музыка могла бы быть более оригинальной, видимо, необходим дальнейший поиск.
Также третьей премии удостоена группа «Диалог» из Донецка, В их программе была и своя интересная композиция, и произведения на украинские темы, по стилистике близкие к тому, что делают на нашей эстраде «Песняры». Ансамбль «Тип-топ» (Рига) произвел впечатление в основном за счет индивидуального мастерства исполнителей. Музыка же следует уже сложившимся канонам жанра.
И, наконец, «Интеграл» из Саратова. Пожалуй, ансамбль вызвал наибольшие споры, хотя заслуженно стал лауреатом. Ансамбль пытается в одной программе совместить разные стили популярной музыки от кантри до хард-рока. Но композиционные слабости программы приводят к тому, что «междужанровые швы» становятся уж очень заметны.
Вместе с тем коллектив имеет несомненные достижения — это настоящая эстрада, шоу. Хороша световая аппаратура, ребята раскованны, органичны.
Нельзя не отметить такие ансамбли, как «Блиц» (Тбилиси), получивший «Приз зрителей», и «Время» (Горький), где особо заметной оказалась композиция руководителя группы А. Смирнова, сыгранная с применением фонограммы симфонического оркестра.
Наверное, стоит еще раз подчеркнуть, что тбилисский фестиваль прошел под знаком ансамблей, работающих в «жанре поиска», многие идеи, находки были спорными, решения — экспериментальными, близкими к «невероятным».
Те же коллективы, которые приехали с тем, чтобы блеснуть «очевидным», на этом фоне несколько потускнели, что, естественно, не отрицает их значительных достижений на профессиональных подмостках.
Фестиваль выявил значительный пласт одаренных музыкантов, неохваченных профессиональной, филармонической деятельностью. Вместе с тем и самодеятельностью их не назовешь — ансамбли «Автограф», «Лабиринт», «Гунеш» лишь формально не входят в ряды профессионалов. Надо сказать, что эти коллективы показали больше новых творческих идей, нежели их филармонические собратья.
Впредь решено проводить тбилисские фестивали поочередно, — один год джазовой, второй — популярной музыки. Наверное, справедливое решение. Два года — это тот срок, когда реально могут появиться новые коллективы, сформироваться новые музыкальные идеи в любой музыке, включая и популярную, которая полноправно стоит в ряду с другими жанрами советского музыкального искусства.
28 марта 1980
Московский комсомолец