Долгожданный «чёрный» альбом

Второй альбом группы, первый официальный.

Запись: Мосфильм, январь 1984 и Всесоюзная студия грамзаписи, сентябрь 1985. 5 треков

Общая продолжительность: 28’ 00”

Релиз: апрель 1986

ДВА ГОДА ОЖИДАНИЙ

Сборник «С Новым годом», 1980 (С60-14507-08) и миньон «Ирландия. Ольстер», 1981 (С62-15403-4)

Альбом лауреатов «Весенние ритмы», 1981 (С60-15417-20) и эмблема VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады

Програмка концертов «Автографа» а УСЗ «Дружба», сентябрь 1983

Статья в газете «Советская культура», 18 декабря 1984

ЦДК Всесоюзного общества слепых - база группы «Автограф»

Александр Ситковецкий о том, как проходила коммисия министерства культуры

Разговоры о большой пластинке «Автографа» начались еще до выхода первого миньона, так 25 января 1981 года «Комсомольская правда» писала:

Фирма «Мелодия» подготовила миньон «Автографа», инструментальная пьеса «Пристегните ремни безопасности» включена в диск «С новым годом», а в самом ближайшем будущем группа приступает к работе над большой авторской пластинкой.1

Никаких предпосылок, однако, для этого не было:

Об альбоме тогда и речи не шло, до Мелодии нас и на пушечный выстрел [не подпускали]... Александр Ситковецкий

Ситуация начала меняться к концу 1982 года:

На волне успеха в Тбилиси, вышедшего миньона и сборника “Лауреаты Тбилиси-80” на Мелодии, фирма логично предполагала выпустить наш полный альбом. Александр Ситковецкий

Хорошо осведомленный журнал «Сельская молодежь» в своем августовском номере за 1982 сообщил:

Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает первый большой альбом рок-группы «Автограф».2

В январе 1983 года группа заключает договор с фирмой «Мелодия» на запись долгоиграющей пластинки.

В нее войдут композиции “Корабль”, “Старинная баллада”, “Электронные часы” и “Реквием памяти Леннона”, а также наш старый номер - “Монолог” (он прозвучал в фильме “Шляпа”) и инструментальная пьеса “Белый город”. Работа над диском уже началась.3

С 15 по 31 марта «Автограф» принимает участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и занимает там второе место с композициями «Реквием памяти Джона Леннона» и парафразом на тему музыки Георгия Свиридова к кинофильму «Время, вперед!», который той же весной был записан на «Мелодии».

В мае - июне проходит первое зарубежное турне группы в Болгарии, исторически вообще первый выезд отечественных рок-музыкантов за границу СССР. На декабрь запланированы гастроли в ГДР. Все складывается замечательно, выход альбома видится вполне реальным и в буклете новой концертной программы представленной «Автографом» в УСЗ «Дружба» 16 - 25 сентября появляется строчка:

В начале будущего года в фирме «Мелодия» выйдет новый большой диск с записью лучших произведений московского ансамбля.4

Однако, с фирмой «Мелодия» опять не складывается и группа самостоятельно записывает свой первый альбом на студии «Мосфильм» в январе 1984 года, а 9 февраля умирает Андропов Ю. В., новым генеральным секретарем ЦК КПСС становится К. У. Черненко и рок из жанра, на который власти закрывали глаза из-за коммерческой привлекательности, становится враждебным идеологически и ни о каком альбоме на «Мелодии» речи уже не идет. «Автограф» продолжает гастролировать, выезжает в Венгрию и Чехословакию, его одиночные композиции выходят на пластинках в СССР, Болгарии и ЧССР, но официального альбома по-прежнему у группы нет. Более того над коллективом, как и над многими другими ансамблями, начинают "сгущаться тучи"...

18 декабря, в преддверии худсовета, решавшего судьбу группы, в газете «Советская культура» появляется статья «Ложные ценности», в которой «Автограф» обвиняется в “отсутствии вкуса, пропаганде потребительства и мещанской философии”5 .

Комиссия Министерства культуры РСФСР проходила 4 января 1985 года в зале ДК Всесоюзного общества слепых на ул. Куусинена и группу удалось отстоять, благодаря предварительно проделанной работе и тактической хитрости.

Сама группа была заинтересована в том, чтобы на прослушивание пришло побольше их друзей и коллег – очень хорошо помню, как вечером 1 или 2 января мне позвонил легендарный художник по свету «Автографа» Александр Зейгерман и заговорщическим тоном сообщил, что “Ситковецкий просит собраться на прослушивание всех друзей группы”. Днем позже меня звала туда же таинственная девушка Ирина «Желток» Орлеанская, в конце 80-х игравшая на бас-гитаре в ряде московских панк- и хэви-составов, тоже входившая в, так сказать, ближний фэн-клуб «Автографа».6 Всеволод Баронин

К моменту нашего прослушивания для членов коллегии Министерства Культуры СССР, у нас в основном уже был готов материал для Век #20, поэтому мы стратегически чиновников переиграли: сначала Артур бодро отпел 2 обязательные песни, а потом Гуткин с Макаром затянули всю тихую инструментальную часть с фаготом минут на 30, после чего, не вру, комиссия вся вырубилась спать. А Феликс, в этот момент, в комнате за сценой приготовил скромный банкет. Я был хорошо знаком с Юрием Саульским и Мурадом Кажлаевым, что также помогло. Мы проскочили, но Круиз, Аракс и многие другие - нет, Машину отправили за 101-й км еще в 1983-м после статьи в КП… Александр Ситковецкий

Хотя группа сохранилась было понятно, что «Мелодия» запись альбома опять не пропустит. Ситуация изменилась только после смены руководства страны, когда в марте умер очередной Генсек.

Нам очень долго не разрешали [запись альбома], несмотря на мои постоянные попытки, а также неплохие связи в Мин. Культуры СССР, РСФСР, ГУК Москвы и на самой Мелодии. Только после прихода Горби лед стал таять. Но таял долго и мучительно, обнажив кучу грязи и “убитых” музыкальных коллективов. Александр Ситковецкий

В итоге, через два с лишним года после подписания договора с «Мелодией», разрешение на выпуск альбома было, наконец, получено.

ТРЕКЛИСТ

Административное здание Всесоюзной студии грамзаписи фирмы «Мелодия» - место проведения худсовета

«Монолог», клип 1983 года

«Истина», клип 1984 года

«Головокружение», выступление на Live Aid 13 июля 1985

«Нам нужен мир», выступление на Live Aid 13 июля 1985

Автограф '85

Всесоюзная студия грамзаписи, Москва, ул. Станкевича, 8

Андрей Ветр, звукорежиссер фирмы «Мелодия»

Записанный на «Мосфильме» материал к 1985 году уже во многом устарел, поэтому для пластинки были отобраны 7 произведений, которые отражали весь пятилетний творческий путь группы с 1980.

Старые песни:

1. Монолог

муз. Александр Ситковецкий, сл. Маргарита Пушкина, Борис Баркас
Написана в июне 1980
Первое исполнение: 14 декабря 1980, ДК завода огнеупоров, Одинцово
Записана в 1980 году на «Мосфильме» для фильма «Шляпа» и в 1981 в 5 студии ГДРЗ

2. Корабль

муз. Александр Ситковецкий, сл. Борис Баркас
Написана в начале 1981
Первое исполнение: 15 мая 1981, ДК «Нефтехимик», Москва
Записана в 1981 году в 5 студии ГДРЗ

Треки с магнитоальбома:

3. Реквием (памяти Джона Леннона)

муз. Александр Ситковецкий, сл. Маргарита Пушкина, Борис Баркас
Написана в сентябре 1982
Первое исполнение: 20 октября 1982, Филармония, Астрахань
Записана в январе 1984 года на студии «Мосфильма» для магнитоальбома

4. Истина

муз. Александр Ситковецкий, сл. Маргарита Пушкина
Написана летом 1983
Первое исполнение: 16 сентября 1983, УСЗ «Дружба», Москва, Москва
Записана в январе 1984 года на студии «Мосфильма» для магнитоальбома

И совершенно новые композиции:

5. S.O.S.

муз. Александр Ситковецкий
Написана зимой 1984/85
Первое исполнение: 30 марта 1985, в/ч Реутово

6. Головокружение

муз. Леонид Гуткин, сл. Наум Олев
Написана зимой 1984/85
Первное испонение: 30 марта 1985, в/ч Реутово

7. Нам нужен мир

муз. Артур Беркут, сл. Наум Олев
Написана летом 1985 (как часть сюиты «Век №20»)
Первое исполнение: 8 декабря 1985, Большой зал филармонии, Тбилиси

Художественный совет по пластинке проходил весной 1985 года в административном здании (пристройке) студии «Мелодии». Присутствовали: Иван Йотко (редактор фирмы «Мелодия»), Александр Ситковецкий (художественный руководитель группы «Автограф»), Маргарита Пушкина и Борис Баркас (поэты), «куратор» от КГБ, композиторы, чиновники. В результате «Корабль» был забракован и не допущен к записи, остальные песни получили разрешение, их можно было записывать на пластику.

Солнце точно ярко светило. Замечательный был день! Мы с Борькой сидели на этом худсовете. Наума Олева не было. Обычно там постоянный состав худсовета был. Пара редакторов... Сейчас точно не вспомню, но особо значимых фигур в тот раз, кажется, не было. Маргарита Пушкина

Несколько позже, когда Ситковецкий пытался пробить на фирме «Мелодия» первый лонгплей группы, вокруг “Корабля” и “Монолога” на худсовете разгорелся скандал. По существующим тогда правилам, на подобных мероприятиях фирмы обязан был присутствовать так называемый куратор от КГБ. Так было и на этот раз - высокий человек, одетый в безукоризненный финский костюм и кремовую косоворотку (!), задал интересный вопрос бледному от волнения Ситковецкому: "А что подумает слесарь дядя Вася, послушав утром ваш “Монолог”?". (Товарищ отнюдь не шутил.) “Кораблю” досталось больше - в песне усмотрели призыв к массовому отъезду еврейского населения из великой страны Советов. Если непонятный для мифического дяди Васи “Монолог” все-таки удалось отстоять, то “сионистский” “Корабль” попал под сокращение. Но и одобренный всеми соответствующими инстанциями материал пролежал в редакторском столе еще долгое время.7 Маргарита Пушкина

Материал на пластинку отобрали сами, я стучался в двери «Мелодии» пару лет, потом, когда дали условное “добро”, начались изматывающие худсоветы - по музыке, затем по стихам. Я эти худсоветы старался готовить - приглашал “сочувствующих” и друзей – Ю. С. Саульского, М. М. Кажлаева, Я. А. Френкеля. Но каменную стену даже им прошибить не удалось… Александр Ситковецкий

ЗАПИСЬ

Запись проходила осенью 1985 в малой зале Всесоюзной студии грамзаписи фирмы «Мелодия» (Москва, ул. Станкевича (сейчас Вознесенский пер.), д. 8, 2-й этаж.)

В записи принимали участие:

Александр Ситковецкий – гитара, вокал
Леонид Гуткин – бас-гитара
Леонид Макаревич – клавишные
Виктор Михалин – ударные
Артур Беркут - вокал

Руководство записью и сведением осуществляли звукорежиссеры Андрей Ветр и Юрий Гриц. Были записаны полностью 4 композиции: «SOS», «Головокружение», «Монолог» и «Нам нужен мир». Для «Истины» и «Реквиема» записывался только вокал, музыкальное сопровождение, “минусовки”, были взяты из записей магнитоальбома 1984 года, сделанных на студии «Мосфильма» (звукорежиссер Владимир Виноградов).

В первой серьезной записи коллектива было использовано всё, что имелось тогда в наличии у группы и в студии:

гитара Gibson Les Paul Custom
бас-гитара Ibanez Musician RS-924
электропианино Hohner Clavinet E7
синтезатор Moog MemoryMoog
синтезатор Yamaha DX7
синтезатор Oberheim OB-8
электророяль Yamaha CP-70 MIDI Grand Piano
секвенсор Yamaha QX-1
тон-генератор Yamaha TX7
драм машина Yamaha RX-5
ударная установка Yamaha YD-9000 (1 бочка)
усилитель Orange AD50
модуль Yamaha TZ-816 with 8 TF-1 digital FM synth engine
процессор мультиэффектов Yamaha SPX-900
эквалайзер Yamaha Stereo 2x31
клавишный пульт Peavey XR 1212
пульт Amek Mozart (48-channel)
магнитофоны Studer A820 (24-channel)
магнитофон Ampex (2-channel)
магнитофон STM
компрессоры dbx 160, dbx 166
компрессоры Aphex 300 Compeller - stereo comp/limiter
компрессоры Valley People Dyna-mite

Это было такое стрессовое для меня время - я до последнего не верил, что, наконец, будем записывать, нервничал и не очень хорошо помню процесс. Помню лишь, насколько мы с Гутом, как неофициальные продюсеры группы, были злы и разочарованы в Ветре. А Юра Гриц (мы еще в ГДРЗ познакомились, он писал нас в 5-й студии), наоборот - старая школа, никуда не влезал, но пару дельных советов дал. Александр Ситковецкий

Помню только, что это такой дурдом был на «Мелодии»... На вокал оставалось, как всегда, катастрофически мало времени. Но ребята сделали всё возможное, чтобы было комфортно на студии. Раньше запись была посменная, поэтому никто не расслаблялся, а вкалывал на полную. Несколько ячеек не совсем хорошо работали, так что приходилось постоянно останавливать партии. Это была Первая и очень Важная запись, я был в “шоке”, могу и что - нибудь напутать. Точно скажу одно - атмосфера всё равно была Праздничная! Артур Беркут

Неработающие фейдеры - каналы пульта, это было в порядке вещей, так как шикарное оборудование «Мелодии» - огромный Amek Mozart в Большой Студии и поменьше, но замечательно звучащий Amek Angela в Малой на 2-м этаже, а также лучшие магнитофоны, процессоры, эффекты и пр. - все это содержалось не столько в плохом, сколько в непрофессиональном, неподготовленном состоянии.

Потом боролись, спасибо трекингу Ветра, с малым барабаном… Изнасиловали Yamaha SPX900, модный, но мало помогло (((

С точки зрения звука записано и сведено ужасно, но сами мы тогда еще не умели, а Ветр считался самым модным... Думаю, за месяц-полтора управились. Александр Ситковецкий

ЛЕГЕНДА

Александр Ситковецкий и Владимир Кузьмин

Как гласит легенда, пересказывавшаяся в студиях звукозаписи страны, фирма «Мелодия» предложила А. Ситковецкому и В. Кузьмину выпустить одну пластинку на двоих, так называемый сплит, для чего были сделаны в тон-студии «Мосфильма» две двадцатиминутные фонограммы «Автографа»:8 «Головокружение», «Истина», «Нам нужен мир», «S.O.S.» и «Динамика»: «И будем танцевать», «Давай потанцуем», «Пристань твоей надежды», «Ты, ты, ты», «Мне тебя не надо больше искать», «Моя любовь». (Подобная пластинка была выпущена «Мелодией» для групп «Наутилус Помпилиус» и «Бригада С» в 1988 году).

Александр Ситковецкий этого не подтверждает:

Не помню такого. Кузьмин, особенно во второй половине 80-х держался “выше” других, если бы нам что-то с ним предложили, я бы запомнил. «Мелодия» тогда была полным хаосом - начинавшая разваливаться идеологическая машина, вошедшая в конфликт сама с собой в результате постепенного “отпускания вожжей” после апреля 1985. Поэтому в этой круговерти маленький шанс, что такой разговор мог быть существует, но честно - не помню.

Что не мешало магнитоальбому, соответствовавшему легенде, успешно распространяться по стране.

СИНГЛ

Сингл «По вашим письмам», 1985 (С62 22913 000)

В 1985 году фирма «Мелодия» принимает решение возобновить выпуск пластинок на 45 об/мин, так называемых “сорокопяток”, выпускавшихся в СССР малыми партиями на экспорт и для музыкальных автоматов «Меломан» в 1958-63 годах и широко распространённых на Западе. Выпуск “сорокопяток” был обусловлен стремлением быстрого реагирования на растущий спрос, улучшения качества звука одновременно с износостойкостью самой пластинки.

Первая и основная серия “сорокопяток” получила называние «По вашим письмам» и самой первой пластинкой этой серии стал сингл группы «Автограф», в который вошли только что записанные песни «Истина» и «Монолог».

Выпуск сингла в канун нового 1986 года предварял выход первого полноформатного альбома группы, что соответствовало мировой практике.

АЛЬБОМ

“Утвержденный” треклист пластинки

Подготовленный к выпуску альбом неожиданно подвергся новому усечению, уже записанный трек «Головокружение» в последний момент был забракован редактором «Мелодии», отвечавшим за выпуск пластинки, Иваном Йотко, который увидел в строках песни намек на статью Сталина «Головокружение от успехов» и это несмотря на то, что текст песни еще до записи по его требованию был исправлен поэтом Наумом Олевым.

Наш выпускающий редактор оказался абсолютным бестолковым трусом, и хотя я приложил огромные усилия, чтобы отстоять песню, ее на пластинку не пустили, поэтому общая длина диска оказалась всего около получаса. Александр Ситковецкий

Трудно поверить, но песня, прозвучавшая 13 июля 1985 на Live Aid, с пластинки была снята, а спустя год она без каких-либо купюр была выпущена на сборнике «Музыкальный телетап-2», на одной из пластинок журнала «Кругозор» и на нее был снят клип для передачи «Музыкальный киоск».

Порядок следования композиций на пластинке определила группа, с учетом технических ограничений по прессованию винила:

Сторона 1
S.O.S.
Реквием (памяти Джона Леннона)

Сторона 2
Истина
Монолог
Нам нужен мир

НАЗВАНИЕ

Альбом получил название по названию группы: «Автограф».

Мы просто подумали, что первый полноценный (с большой натяжкой) альбом следует выпускать под названием группы. Александр Ситковецкий

Вскоре после выхода, благодаря конверту, альбом стали называть «чёрным».

ОБЛОЖКА

Андрей Ковригин и его “чёрный” плакат

“Чёрный” альбом (Апрелевский завод)

“Особенные” конверты

Отличия конвертов разных заводов

Цветовые отличия различных тиражей конвертов

По практике тех лет обложками для пластинок, как и всем остальным, занималась сама фирма «Мелодия», для альбома «Автографа» удалось получить разрешение на изготовление собственного варианта, для работы над которым пригласили художников Валерию Ковригину и Андрея Колосова, давних друзей группы, сделавших все ее плакаты, а впоследствии и обложку «Каменного края».

В основу конверта был положен знаменитый «черный» плакат группы. Фотосессию провели в начале зимы. К Новому году обложка была готова, она получилась стильная хорошо запоминающаяся, благодаря ей альбом получил неофициальное название «чёрный», а цветовая гамма и шрифт, использованные в её оформлении, стали фирменными для «Автографа» на последующие годы.

Лицевую сторону обложки украшала стилизованная надпись «Автограф», на двух экспортных вариантах к ней было добавлено название группы на английском языке.

На обратной стороне размещены 5 портретов участников группы, треклист с указанием авторов композиций и продолжительностью звучания, состав группы и аннотация, написанная Александром Ситковецким, весь текст выполнен на русском и английском языках. Кроме этого на обратной стороне находились технические характеристики изданий, которые были оформлены в соответствии с традициями сложившимися на каждом из заводов-производителей: на заводе «Грамзапись» они были указаны в зеленом прямоугольнике в левом нижем углу; на Апрелевском заводе – на розовой полосе вдоль нижнего края конверта; на Ленинградском заводе - в виде синих или серебристых надпечаток в нижних углах; на Рижском и Ташкентском заводах – в красных (оранжевых) прямоугольниках (у каждого завода своей формы и размеров) в нижнем левом углу.

Все многочисленные допечатки альбома выходили в обложке единого образца, кроме последнего тиража Ташкентского завода, выпущенного в “квази” индивидуальном конверте.

Конверты печатались на бумаге трех видов: твердом картоне, более мягком и очень мягком («туалетном»). Три тиража Апрелевского завода были выпущены в ламинированных конвертах. По качеству печати также были различия от черной гладкой до весьма бледной (серой) шершавой.

Лучшими конвертами можно считать ламинированные конверты Апрелевского завода, однако, худшие конверты также были выпущены на этом заводе. По усредненному качеству конвертов лучше всех выглядит Ташкентский завод, все их конверты были изготовлены из достаточно твердой бумаги с темной гладкой полиграфией.

Особенности тиражей

ВАРИАНТЫ РАЗЛИЧНЫХ ТИРАЖЕЙ КОНВЕРТОВ
№ заказа
Дата
Тираж
Скан

Тип картона, полиграфия

Варианты этикеток

Отличия

Московский опытный завод «Грамзапись»

 
1986
 
Т
Ч
Г
Экспортный вариант. Отсутствует вся техническая информация
69
1987
7 920
Т
Ч
Г

Апрелевский завод

 
1986
 
Л
Экспортный вариант, "правый". Розовая полоса уже, отсутствует вся техническая информация
148
1986
60 000
Л
272
1986
87 000
Т
Б
Г
М
Б
Ш
276
1986
88 000
М
Б
Ш
334
1986
28 000
Л
416
1986
53 000
Т
Б
Г
Артикул и цена другой шрифт, с засечками
467
1986
37 000
С
Б
Ш
Артикул и цена другой шрифт, с засечками. Пластинки 1986 и 1987 годов
498
1986
37 000
Т
Б
Г
Артикул и цена другой шрифт, с засечками
545
1986
31 720
М
Ч
Г
23
1987
18 700
Л
130
1987
19 150
Т
Б
Г
178
1987
33 989
С
Б
Г
 
1987
 
Л
Экспортный вариант, "правый". Розовая полоса уже, отсутствует техническая информация
 
1987
 
Л
Экспортный вариант, "левый". Розовая полоса уже, отсутствует вся техническая информация
005806 P
1987
 
Т
Ч
Г
Розовая полоса уже, нет тиража, надпись "Made in USSR". Пластинки 1987 и 1988 годов
153
1988
7 260
С
Ч
Г
Отсутствует типография, новое оформление заказа и тиража, год выпуска
205
1989
7 060
С
Б
Г
657
1989
4 080
С
Ч
Г

Ленинградский завод

546
25.05.1986
28 000
Т
Б
Г
Технические данные краской "Серебро"
778
26.08.1986
4 260
М
Б
Ш
142
26.12.1986
5 200
С
Б
Г
1445
17.09.1987
13 600
С
Ч
Г

Рижский завод

1223
1986
27 500
Т
Ч
Г
С
Б
Г
374
1987
9 800
Т
Ч
Г

Ташкентский завод

43
1986
18 000
Т
Ч
Г
144
1986
4 220
Т
Ч
Г
312
1986
15 200
Т
Ч
Г
454
1986
4 500
Т
Ч
Г
663
1986
5 000
Т
Ч
Г
1056
1986
10 500
Т
Ч
Г
51
1987
10 560
Т
Ч
Г
179
1987
2 000
Т
Ч
Г
339
1987
20 000
Т
Ч
Г
517
1987
9 020
Т
Ч
Г
24
1988
2 800
С
Ч
Г
235
1988
940
Т
Г
"Квази" индивидуальный коверт

ПЛАСТИНКА

Сообщение об альбоме в газете «Комсомольская правда»,
13 февраля 1986

Матрицы сторон

Красные и белые этикетки

13 февраля 1986 г. «Комсомольская правда» первой сообщила о выходе пластинки «Автографа»:

С60 - 24129 – 000 Ансамбль «Автограф» (руководитель Александр Ситковецкий).
Выход первого диска-гиганта одной из популярнейших московских групп запланирован на апрель. Тираж пластинки ― 15 тысяч экземпляров.9

К маю первый тираж начал поступать в магазины.

В период 1986-89 гг. пластинка допечатывалась более 30 раз пятью заводами (МОЗГ, Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский, данных по Тбилисской студии на момент написания материала нет), общий подтвержденный тираж (по тиражам конвертов) составил 710 979 экземпляров.

Сводная таблица тиражей/экземпляров по заводам и годам:

1986 1987 1988 1989
МОЗГ 1 0 1 7 920 2 7 920
Апрелевский 9 421 720 6 71 839 1 7 260 2 11 140 18 511 959
Ленинградский 3 37 460 1 13 600 4 51 060
Рижский 1 27 500 1 9 800 2 37 300
Ташкентский 6 57 420 4 41 580 2 3 740 12 102 740
20 544 100 13 144 739 3 11 000 2 11 140 38 710 979

Каталог-бюллетень «Мелодия»10 в 1989 году дает тираж пластинки - 986.480 шт., а газета «Музыкальный прогноз»11 через три года “поднимает” его до 1 004 395 экз., это значит, что “чёрный” альбом «Автографа» стал вторым “миллионником” группы после первого “синего” миньона.

Печать всех дисков произведена с одной матрицы:

Сторона 1
Сторона 2

С60-24129/4-1

С60-24130/4-1

Пластинки всеми заводами выпускались с красными и белыми этикетками и упаковывались в полиэтиленовый или бумажный внутренний пакет. Цена в обычном конверте 2 руб. 50 коп., в ламинированном – 3 руб.

Несмотря на общее однообразие всех тиражей, были индивидуальные отличия в этикетках, как у каждого завода, так и практически у каждого тиража.

Наша пластинка — итог пятилетней работы «Автографа». Она получилась не очень большой.12 Александр Ситковецкий

Особенности тиражей
ВАРИАНТЫ ЭТИКЕТОК
Красные
Белые
Сторона 1
Сторона 2
Сторона 1
Сторона 2
 

Московский опытный завод «Грамзапись»

Экспортный вариант 1 (красный)
Встречается в конвертах экспортных заказов (1986)
Отличия: текст на английском языке

Вариант 1 (красный)
Встречается в конвертах зак. 69 (1987)

Апрелевский завод

Экспортный вариант 2 (красный)
Встречается в конвертах экспортных заказов "правых" (1986)
Отличия: текст на английском языке

Вариант 1 (красный)
Встречается в конвертах зак. 148 и 272 (1986)

Вариант 1 (белый)
Встречается в конвертах зак. 148, 272, 276, 334, 416, 498 (1986) и 153 (1988)

Вариант 2 (красный)
Встречается в конвертах зак. 416 (1986)
Отличия: надпись "Год выпуска 1986" только на второй стороне мелким шрифтом

Вариант 3 (красный)
Встречается в конвертах зак. 334, 467 и 498 (1986)
Отличия: надпись "Год выпуска 1986" на обеих сторонах

Вариант 4 (красный)
Встречается в конвертах зак. 467, 545 (1986) и 005806 Р (1987)
Отличия: знак "" слева

Вариант 5 (белый)
Встречается в конвертах зак. 467 (1986) и 23, 130, 178, 005806 Р (1987)
Отличия: надпись "Год выпуска 1987", знак "" слева

Экспортный вариант 3 (красный).
Встречается в конвертах экспортных заказов "правых" (1987)
Отличия: текст на английском языке

Экспортный вариант 4 (красный).
Встречается в конвертах экспортных заказов "левых" (1987)
Отличия: текст на английском языке, другое расположение

Вариант 6 (красный)
Встречается в конвертах зак. 005806 Р (1987)
Отличия: надпись "Год выпуска 1988"

Вариант 6 (белый).
Встречается в конвертах зак. 153 (1987)
Отличия: надпись "Год выпуска 1988"

Вариант 7 (белый)
Встречается в конвертах зак. 657 (1989)
Отличия: надпись "Год выпуска 1989", ГОСТ 1980

Вариант 8 (белый)
Встречается в конвертах зак. 334 (1986) и 205 (1989)
Отличия: надпись "Год выпуска 1989", ГОСТ 1988

Ленинградский завод

Вариант 1 (белый)
Встречается в конвертах зак. 546 (1986)
Отличия: каталожный номер старого образца, шрифт с засечками

Вариант 2 (белый).
Встречается в конвертах зак. 778 (1986)
Отличия: другое расположение основного текста на 2 стороне

Вариант 3 (красный)
Встречается в конвертах зак. 142 (1987)
Отличия: каталожный номер старого образца, шрифт с засечками, надпись "Год выпуска 1987"

Вариант 3 (белый)
Встречается в конвертах зак. 142 (1987)
Отличия: надпись "Год выпуска 1987"
 

Вариант 4 (белый)
Встречается в конвертах зак. 1445 (1987)
Отличия: другое расположение основного текста на обеих сторонах

Вариант 5 (красный)
Встречается в конвертах зак. 546 (1986)
Отличия: каталожный номер нового образца, шрифт без засечек, нет надписи "Год выпуска"

Рижский завод

Вариант 1 (красный)
Встречается в конвертах зак. 1223 (1986)

Вариант 1 (белый)
Встречается в конвертах зак. 1223 (1986)

Вариант 2 (красный)
Встречается в конвертах зак. 374 (1987)
Отличия: надпись "Выпуск 1987 г." на второй стороне

Ташкентский завод

Вариант 1 (красный)
Встречается в конвертах зак. 663 и 1056 (1986)

Вариант 1 (белый)
Встречается в конвертах зак. 1056 (1986) и 517 (1987)

Вариант 2 (красный)
Встречается в конвертах зак. 43, 144, 312 и 454 (1986)
Отличия: надпись "Выпуск 1986 г."

Вариант 3 (красный)
Встречается в конвертах зак. 51, 339 и 517 (1987)
Отличия: надпись "Выпуск 1987 г."

Вариант 3 (белый)
Встречается в конвертах зак. 179 (1987)
Отличия: надпись "Выпуск 1987 г."

Вариант 3 (красный)
Встречается в конвертах зак. 235 (1988)
Отличия: надпись "Выпуск 1988 г."

Вариант 4 (белый)
Встречается в конвертах зак. 24 (1988)
Отличия: надпись "Выпуск 1988 г."

КАССЕТА

Альбом в каталоге «Мелодии», №1, 1987

Катушка с магнитоальбомом и её пиратские оцифровки

Существуют неподтвержденные слухи, что в 1987 году «Мелодия» переиздала “чёрный” альбом на кассете, однако никаких вещественных доказательств этого до сих пор не найдено.

МАГНИТОАЛЬБОМ

Вопреки сложившейся в те годы традиции магнитоальбом под названием «Головокружение» появился в студиях звукозаписи не до, а после выхода пластинки, только в 1987 году. Однако уже в полном соответствии с традицией тех лет, он был без купюр и содержал все 6 записанных композиций с немного измененным порядком следования:

Головокружение
Реквием
S.O.S.
Монолог
Истина
Нам нужен мир

Широкая сеть звукозаписывающих студий быстро распространила альбом по всей большой стране, в качестве альтернативы пластинке.

В 2000-е годы оцифрованные с магнитной ленты варианты альбома были переизданы пиратскими лейблами «Студия А» (2005, SA-239 и 2011, SA-239M) и «Abyss» (2010, ATA-10871508) на CD-R дисках.

ПЕРЕИЗДАНИЯ

Логотипы «Мелодия-50» и «Мирумир»

Пиратские издания и сборники mp3-файлов,
содержащие "чёрный" альбом

Официально альбом никогда не переиздавался.

Мелодия

27 апреля 2012 года фирма «Мелодия» объявила13, что к своему 50-летию собирается возобновить изготовление виниловых пластинок. Первым проектом под называнием «Мелодия-50» намечался выпуск ограниченным тиражом 50 главных пластинок «Мелодии» в том составе и порядке, который определят читатели OPENSPACE.RU во время специальной акции-голосования. По истечении месяца голосование было закрыто и список 50 главных пластинок фирмы определен. Чёрный «Автограф» занял в нем 24 место14.

Однако альбом так и не был издан.

Мирумир

16 апреля 2013 года в интервью польскому порталу «Rosyjski Metal»15 руководитель лейбла «Мирумир» Ольга Кирьянова сообщила о подписании договора на издание дискографии «Автографа», вскоре после этого был издан альбом «Каменный край».

На этом издание дискографии «Автографа» закончилось…

ДРУГИЕ ИЗДАНИЯ

“Чёрный” альбом вошел в сплит -

«Каменный край» & «Автограф-1», Dream Sound Studio, 2004

Его можно найти в составе МП3-сборников:

Аракс и не только… (Серия «Хиты с катушек». Выпуск 37), Эликтан, 2004
Автограф, Fresh Media, 2009
Автограф (Архив русского рок-н-ролла), Black Bootleg, 2009

Он также входил в каталог «Рок архива» Владимира Иванова.

Все издания альбома

Название
Лейбл


по каталогу

Год выпуска

Тип носителя

Матрица / Run-out
Буклет
Упаковка
Примечание
Автограф
Мелодия
С60 24129 000
1986-89
LP
С60-24129/4-1 / С60-24130/4-1
-
стандартный конверт
33 тиража
Головокружение
-
-
1987
МА
-
-
стандартная коробка
Автограф
Рок архив
?
?
CD-R
-
?
jewel
«Каменный край» & «Автограф-1»
Sound Studio
-
2004
CD
DRS 046-03
4 + 2
jewel
Аракс и не только…
Эликтан
-
2004
CD
R-2409021441
2 (1) + 1
jewel
Хиты с катушек № 37
Головокружение
Студия А
SA-239
2005
CD-R
-
4 + 1
jewel
Головокружение
Abyss
ATA-10871508
2010
CD-R
-
2
mini-LP
Автограф
Fresh Media
-
2009
CD-R
-
4 (2) + 1
jewel case
Автограф
Black-Bootleg
-
2009
CD-R
-
4 (2) + 1
jewel case

Архив русского
рок-н-ролла

Головокружение
Студия А
SA-239M
2011
CD-R
-
2
mini-LP

***

Мне лично “черный” альбом дался большой кровью. Сдаваемой в течение почти года...

Несмотря на все мои связи, опыт и ухищрения, провести все песни, которые мы хотели через худсовет Мелодии/МК СССР не получалось. Идеологическая стена была непробиваема, из предложенных песен в Головокружении заставили перепеть “символ века” вместо - “от успеха”, в связи с ассоциацией со статьей Сталина, а потом и окончательно зарубили песню, Гут был очень расстроен. Оставили, в конце концов только 5 произведений.

Мы все были разочарованы и большого настроения работать даже в шикарной студии Мелодии уже не было. Поэтому и решили не возиться с перезаписью инструментала Леннона и Истины, Артур лишь перепел вокал и доложил бэк-голоса на фонограмме Мосфильма.

В своей книжке я вообще не упоминаю запись этого альбома. Хотя, “Может быть в Чем-то Я не Прав” )) и несмотря на все компромиссы, черный альбом продался миллионами пластинок и в целом показал музыку и уровень группы 85-го года…

История рассудит... Александр Ситковецкий

  1. Олег Панов «Право на автограф. – Комсомольская правда, 25 января 1981
  2. Владимир Ковалев Автограф. – Сельская молодежь, №8, 1982
  3. Борис Мазин «В Казани нас поняли. – Встреча по вашей просьбе, март 1983
  4. Рок-группа «Автограф». Програмка концерта, сентябрь 1983
  5. Андрей Якушин Ложные ценности. – Советская культура, 18 декабря 1984
  6. Всеволод Баронин Вспомним недавнее былое: «Автограф» в гостях у Rambler.ru 20 июня 2005 года. – livejournal.com, 1 сентября 2012
  7. Маргарита Пушкина Забытый Автограф. В книге «Легенды русского рока». – М.: Леан, 1999
  8. crimson7 Автограф и Динамик: Запись для пластинки-85. – rutracker.org, 21 июня 2014
  9. С60 - 24129 – 000 Ансамбль «Автограф» (руководитель Александр Ситковецкий). – Комсомольская правда, 18 февраля 1986
  10. Станислав Зинюк Хит-парад и тиражи пластинок». – Мелодия, №1, 1989
  11. Тиражи советских грампластинок. – Музыкальный прогноз, №1, 1992
  12. Сергей Бартенев Автограф - источник энергии. – Мелодии, №3, 1986
  13. «Мелодия-50»: новый старый винил. – OpenSpace.ru, 27 апреля 2012
  14. 50 главных пластинок «Мелодии». – OpenSpace.ru, 29 мая 2012
  15. Ксения Пшибысь «Мирумир, красивый винил: Интервью с Ольгой Кирьяновой. – Rosyjski Metal, 16 апреля 2013

Особая благодарность Александру Ситковецкому за помощь в подготовке данного материала.

clegg

25 апреля 2021 года
специально для avtograf.com.ru

P.S. Уважаемый читатель, если у вас есть дополнительная информация о создании или распространении данного альбома, или вариант издания не упомянутый в данном материале, пожалуйста, напишите нам.