Автограф - источник энергии

 

Группа «Автограф» была организована в 1979 году, а менее чем через год на Всесоюзном фестивале популярной музыки «Весенние ритмы. Тбилиси-80» получила вторую премию и приз за лучшую политическую музыкальную композицию. Тогда же вышел первый миньон группы (С62 15403-4). Вскоре «Автограф» становится профессиональным коллективом и уже в 1983 году завоевывает вторую премию на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Группа много работает, часто ездит по стране, побывала в Болгарии, ГДР, Венгрии, Чехословакии. В 1985 году «Автограф» принимал участие в работе XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Им была подготовлена пятидесятиминутная композиция антивоенной направленности «Век № 20». В прошлом году фирма «Мелодия» выпустила миньон (45 об/мин) с записями «Автографа». В настоящее время выходит их первый диск-гигант (С60 24129 000). Наш корреспондент встретился с художественным руководителем «Автографа» Александром Ситковецким.

История рок-музыки началась с самодеятельности. Из самодеятельности приходят многие рок-группы и сегодня. «Автограф» не составил исключения. Что же для вас означил переход на профессиональную сцену?

— Профессиональная сцена это совсем иные критерии, иные задачи. Когда каждый вечер перед тобой сидит несколько тысяч человек, то начинаешь понимать, что эти люди пришли послушать именно нас, чувствуешь себя обязанным предложить зрителям то, над чем они могут задуматься. С приходом на профессиональную сцену мы совершенно по-другому стали относиться к нашему репертуару и к себе как к музыкантам.

Как же складываются наши отношения с публикой? Какая у вас аудитория?

— Аудитория самая разная. Когда мы приезжаем в Киев, например, то покупают билеты люди, которые идут именно на «Автограф». Когда мы приезжаем в Тамбов (это прекрасный город, но он не избалован гастролерами), то на московский ансамбль приходят все, и больше половины не знают, на что они пришли. Поэтому каждый раз нам нужно утверждать себя с нуля. Это очень трудно, потому что жанр рок-музыки у нас не слишком популяризируется и люди, порой удивляются, зачем, например, лазеры, о чем поют, почему такой антураж. Но для того мы и артисты — люди после концерта должны уйти довольными.

И как же вы завоевываете неподготовленную аудиторию? Есть какие-нибудь специальные приемы?

— Специальных приемов нет. Мы никогда не идем на поводу у публики, каждый раз предлагаем аудитории только собственное искусство. Хотя я прекрасно знаю, что если бы в том же Тамбове в конце концерта мы спели «На недельку в Комарово», то успех был бы бешеный. Но зачем? Ведь это прекрасно делает Игорь Скляр. Убедить людей мы должны только своей музыкой.

Но все-таки ваша музыка рассчитана на подготовленную аудиторию?

— Думаю, да. Ведь то, что мы играем, — далеко не коммерческая, не развлекательная музыка, это не музыка для отдыха. У нас песен как таковых практически нет. То, что мы исполняем, это короткие вокально-инструментальные произведения. Много у нас и чисто инструментальной музыки. В программе «Век № 20», например, из пятидесяти минут звучания вокал составляет всего пятнадцать.

В интервью для журнала «Мелодия» руководитель группы «Диалог» Ким Брейтбург говорил о том, что формы рок-музыки сейчас близки формам музыки камерной, и называл композиции «Диалога» сюитами, кантатами.

— Я с ним согласен. В наших новых программах некоторые вещи просто нельзя назвать роком. В своих выступлениях мы даже используем инструменты, традиционно принадлежащие классическому исполнительству, фагот, саксофон.

Мне кажется, пора представить читателям музыкантов «Автографа».

— С удовольствием сделаю это. Ваш покорный слуга Александр Ситковецкий. Я закончил в 1977 году Московский государственный университет, химический факультет, и в 1985 году с отличием закончил Гнесинское училище по классу гитары. За плечами у меня была еще музыкальная школа по классу скрипки. Являюсь художественным руководителем ансамбля, играю на гитаре и пою. Леонид Гуткин. В этом году заканчивает Московскую государственную консерваторию по классу фагота. В ансамбле играет на бас-гитаре и на фаготе. Артур Беркут, наш вокалист и тенор саксофонист, заканчивает в этом году Гнесинское музыкальное училище по классу вокала. Леонид Макаревич. С блеском закончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано, играет в ансамбле на клавишных. Ударник Виктор Михалин. Закончил дирижерско-хоровое отделение училища Московской государственной консерватории. Говоря о составе ансамбля, я обязательно хочу назвать людей, без которых наше творчество не получило бы реализации, — это наш бессменный звукорежиссер Юрий Фишкин и художник по свету Юрий Цурков.

Очень хорошо, что у всех участников «Автографа» есть музыкальное образование. Для рок-группы это является залогом жизнеспособности.

— Несомненно. И еще очень важна стабильность состава. В коллективе подобрались люди, объединенные не только творческими замыслами, но и близкие по человеческим качествам. Это позволяет нам с удовольствием работать вместе вот уже пять лет.

А чем отличается «Автограф» нынешний от вчерашнего, скажем, 1981 года?

— Вопрос непростой. Да, мы во многом отличаемся и в то же время мы совершенно такие же. За эти пять лет мы очень выросли профессионально как исполнители и композиторы. Мы приобрели огромный навык концертной и студийной работы. Мы приобрели навык совместного общения, что немаловажно. Но принципы существования ансамбля остались те же — коллегиальность и коллективность творчества. Это то, на чем держится «Автограф». Бесспорно, время идет, и мы учитываем все, что происходит в жанре: появление новых инструментов, новых тембров, новых ритмических веяний. Учитываем, но не более того. Мы ищем свою музыку. Но, аранжируя ее и вынося на суд публики, отдаем себе отчет, что на дворе уже 1986 год и рок-музыка во многом изменилась.

Что, на ваш взгляд, изменилось в рок-музыке?

— Значительно выросло качество исполнения. Раньше было так: умеешь хорошо играть, умеешь издать три ноты подряд в быстром темпе на гитаре — ты уже кумир. Сегодня это не диковинка, сейчас ценятся идеи, а профессионализм, мастерство в порядке вещей. И конечно, рок-музыка стала очень сложна технически. Электроника, компьютеры затронули ее в огромной степени. Мы уже говорили, сегодняшний рок стал многолик. Если раньше под роком подразумевали примитивные четыре четверти с жестким ритмом барабанов и гудящими внизу гитарами, то сейчас жанр трактуется много шире.

Однако неизменным и главным для меня в рок-музыке всегда было и будет авторское творчество самих музыкантов. Это великий источник их энергии, энтузиазма, это то, что позволяет отнести рок-музыку к видам искусства повышенной эмоциональности.

Традиционно рок-музыка считается искусством для молодых. В чем, по-вашему, испытывает потребность современная молодежь?

— Мне кажется, что наши молодые люди испытывают голод на информацию о современной популярной музыке. И если они не получают это с наших экранов или грампластинок, то волей-неволей начинают искать другие источники. Сейчас большой интерес вызывает отечественная рок-музыка. Молодежь поняла, что у нас есть группы не хуже западных. Они поют на родном языке, о том, что нам близко, и с удовольствием слушала бы их. Но пока таких возможностей не много — в основном концерты. Молодежи необходимо удовлетворить голод на новое, на то искусство, что ей созвучно. Так она сможет получать необходимый и полезный нравственный заряд.

А что несет молодежи «Автограф»? Какой круг проблем затрагиваете вы?

— Самый разный. У нас много песен и гражданской и политической тематики, мы поем практически обо всем, что может волновать нашего современника. Мы затрагиваем и глобальные философские проблемы — войны и мира, например, и социально-психологические проблемы – темпа жизни, постоянной нехватки времени. Записанный на новой пластинке «Реквием памяти Джона Леннона» касается проблем творчества, песня «Монолог» — с этой же пластинки — размышление о том, что будет после нас, кто придет нам на смену, буду ли они сильнее, счастливее нас?

Как вы оцениваете работу ансамбля в грамзаписи? Связаны ли с ней какие-нибудь планы на будущее?

— Наша пластинка — итог пятилетней работы «Автографа». Она получилась не очень большой: кроме названных произведений в нее вошли «Истина», уже выпускавшаяся на «сорокапятке» из серии «По вашим письмам» — своего рода анонсе гиганта, инструментальная пьеса «SOS» и финал композиции «Век № 20» «Нам нужен мир». Сейчас нам предложили записать «Век № 20» целиком.

Ну что ж, остается, пожелать «Автографу» творческих успехов, плодотворной работы и новых встреч со своими слушателями в концертах, на телеэкране и грампластинках.

Беседу вел С. БАРТЕНЕВ

июль-сентябрь 1986 г.
Каталог-бюллетень "Мелодия", 1986, №3 (28)