Музыка вне времени

Юбилейный концерт

Многоканальная аудио и многокамерная видео запись концерта.

Записан в СК "Олимпийский", 23 июня 2005. 20 треков

Общая продолжительность: 104’ 00”

Релиз: CD - 10 ноября 2005
DVD - 13 декабря 2005

Уличная афиша концерта

Рекламный ролик концерта

Один из вариантов постера концерта

Спорткомплекс «Олимпийский»

Схема зала СК «Олимпийский»

S.O.S. в «Олимпийском»

Юбилейный концерт

Лазеры в действии

«Outro», 23 июня 2005

За кулисами

Хакан Броллан Содерстрём

Андрей «Важный» за мониторным пультом

Свет в их руках: Виталий Давыдкин, Александр Васильев и Александр Зейгерман

Экраны готовы!

Концертный рэк Александра Ситковецкого

После концерта.
Старая гвардия: Феликс Гиршин и Юрий Цурков

После тихого исчезновения в феврале 1990 и 15-летнего молчания, уже при первом появлении на публике, 8 февраля 2005 года, группа сообщила, что свое недолгое возвращение «Автограф» завершит выпуском концертного альбома.

Запись Олимпийского в хорошем качестве планировалась с самого начала - это было очевидно и Агапову и нам и практически не обсуждалось, кроме тех. деталей. Но, я представляю, что инициатива шла от Андрея, так как ему был нужен материальный продукт для последующей продажи вместе с мерчандазингом. Александр Ситковецкий

Каким он будет, в одном из своих интервью, рассказал продюсер проекта Андрей Агапов:

Планируем выпустить концертный DVD — первый в истории группы. Основан он будет на материале, отснятом в Олимпийском, туда же мы хотим поместить фрагменты из биографии «Автографа», комментарии, мнения зрителей... В общем, это будет скорее фильм, нежели просто концертный DVD, и надеемся, что он получится достаточно интересным.1

КОНЦЕРТ

Первые упоминания о концерте появились в прессе уже в январе, датой его проведения называлось 30 марта, что выглядело чересчур оптимистично для коллектива отсутствовавшего столь долго.

В марте появилась новая информация:

Концерт в Москве будет летом, предварительно 17 июня, но дата не точная.2

И лишь 28 апреля на сайте тура www.avtograf25.ru появилось расписание, где были официально объявлены дата и место проведения московского концерта - 23 июня, СК «Олимпийский».

В мае на улицах Москвы появились немногочисленные афиши, а в кассах города билеты.

Афиш было меньше, чем обычно. Я бы даже сказал, что афиша на Кутузовском проспекте - это единственное, что мне тогда попалось. В то время, как другие тогдашние афиши мелькали, где ни попадя. Дмитрий Стрельников

Чуть позже рекламные ролики концерта стали крутить на телеканале НТВ и радио «Серебряный дождь».

Полгода репетиций, 4 концерта в Ростове-на-Дону, Волгограде, Самаре и Минске – багаж с которым группа подошла к самому главному концерту своего небольшого юбилейного тура.

Мы просто хотим выступить в городах, в которых нас помнят и любят. Одновременно эти шоу станут нашей генеральной репетицией перед главным июньским концертом в Москве.3 Александр Ситковецкий

За полтора часа до начала концерта группа закончила саундчек.

В день концерта. Я приехал в 1 час дня, ребята стали подтягиваться к 3м (так всю жизнь было, во всех городах мира )) Саундчекились где-то до 5:30, потом пошли отдыхать. Александр Ситковецкий

Четверг, 23 июня, очевидно, был не самым лучшим днем для проведения концерта, однако к 19.00 зал был равномерно заполнен, свободные места в центре занимались теми, кто купил билеты на боковые трибуны. По оценочным данным на концерте присутствовало 7-8 тыс. зрителей.

Все пересели в центр, поскольку половина зала была пустой. Мы тоже перебрались чуть ближе к центру. Дмитрий Стрельников

В целом народу было много, но, если учесть, что билеты изначально продавались на все сектора, а в результате половина была закрыта, то народу было не так уж и много.4 Fanatka

На счет "мало народу" я бы не сказал. По моим прикидкам тысяч семь... И все по билетам! От такого количества Лужники бы затрещали! Не забываем про не выходной день - четверг и про заоблачные цены на билеты! Кста, я оказался в числе тех нахалов, кто купил самый дешевый билет, и сидел на стобаксовых местах!!!)))) 4 Martyn

Зал был заполнен на 80% и это после 15 лет молчания, явный успех.5 Serbel

По негласной традиции рок-мероприятий музыкальное шоу началось с задержкой на 26 минут: свет погас, в зале зазвучала фонограмма…

Космические клавишные аккорды вступления к сюите "Век №20", проложенные якобы телефонными переговорами музыкантов плавно перетекли в вокально-клавишную версию не исполнявшегося с весны 1982-го "Вчерашнего дня", задавшего своими знаменитыми строчками "Прожить бы вновь вчерашний день, / Все зная о нем" ретроспективное настроение шоу. И, наконец – падение второго, полупрозрачного занавеса, несколько взрывов, включается пятилучевая лазерная установка и полиэкран – и "Автограф" с безумным драйвом исполняет свой главный хит, историческую инструменталку "Пристегните ремни безопасности". Аккурат после этого концерт входит в русло натурального прог-рокового шоу мирового уровня – во всяком случае, отыгравший три года назад на той же площадке Роджер Уотерс и почтившая осенью 2001-го почти академическим присутствием Государственный Кремлевский Дворец рок-легенда Yes на фоне современного шоу "Автографа" выглядели на диво пресно и незрелищно. Но и сравнение с феерией Pink Floyd малоуместно: скорее, музыканты и техгруппа "Автографа" создали именно то шоу, которое мнилось им на пике внутрисоветской популярности группы в середине 80-х. Эффекты были строго дозированными и применялись крайне уместно, будь то тяжелый углекислотный "дым" в не игравшейся едва ли не с времен "Тбилиси-80" "2000 лет" Криса Кельми (кстати, сам автор удостоил ее своим соло на клавишных, а пьеса игралась вместо "реактивного" сегмента "Марсианских хроник"), газовая пиротехника в "Ирландии. Ольстер" и огромные "свечи" с живым огнем в трагическом "Реквиеме памяти Джона Леннона".6 Всеволод Баронин

В концерте прозвучали (полный хронометраж выступления):

Название Авторы Время звучания
1. Интро (из сюиты "Век №20") Автограф 3:54
2. Вчерашний день С. Брутян - М. Пушкина 3:20
0:03
3. Пристегните ремни безопасности А. Ситковецкий 3:14
0:04
4. Ливень А. Ситковецкий - Б. Станилов 6:04
2:23
5. Город Автограф - С. Патрушев 4:22
0:16
6. Монолог А. Ситковецкий - М. Пушкина 4:58
0:26
7. Странник Автограф - С. Патрушев 5:27
0:29
8. Время, вперед! Парафраз на тему Г. Свиридова 4:28
0:09
9. Реквием (памяти Джона Леннона) А. Ситковецкий - М. Пушкина, Б. Баркас 8:36
0:32
10. Марсианские хроники ч. 1 (вступление) А. Ситковецкий, Л. Макаревич 5:18
11. 2000 лет К. Кельми - М. Пушкина 5:26
0:22
12. Облака А. Беркут - А. Маришин 5:19
0:33
13. S.O.S. А. Ситковецкий 4:30
0:23
14. Камень Автограф - С. Патрушев 4:27
0:24
15. Ирландия. Ольстер А. Ситковецкий - М. Пушкина 4:08
0:35
16. Блюз "Каприз" А. Ситковецкий - А. Ситковецкий 4:37
0:55
17. Головокружение Л. Гуткин - Н. Олев 7:46
0:12
18. О, мой мальчик Автограф - С. Патрушев 4:49
0:38
19. Корабль А. Ситковецкий - Б. Баркас 6:21
1:23
20. Мир в себе А. Ситковецкий - М. Пушкина 5:06
1:22
21. Outro Автограф 1:58

За 1 час 53 минуты, именно столько длился концерт (без «Outro»), группа исполнила 20 песен, охватывающих весь творческий путь группы (1979 / 1980 – 6, 1981 – 3, 1982 – 1, 1983 – 1, 1985 – 3, 1986 – 1, 1987 – 1, 1989 – 4).

Концерт прошел в праздничной обстановке, все композиции встречались возгласами и сопровождались аплодисментами. Конечно, были погрешности, ошибались, и музыканты, и звукорежиссер, и другие службы.

У меня была грубая ошибка в Свиридове, там была тех. причина, но сейчас уже не важно. Был брак и у Макара и в многоголосье, хотя и не смертельный. Александр Ситковецкий

Ситковецкий как будто ни в какую Америку и не уезжал, даже пару раз лажанулся в тех местах, где ошибался всегда.7 Орган Криса не звучал из-за звукорежиссера.4 Маргарита Пушкина

Подводила и техника: в «Реквиеме» не загорелась самая высокая левая свеча, начиная с 50 минуты концерта видеоряд на правой трети сценического экрана начал отставать от остальной части изображения, особенно это было заметно при быстрой смене кадров. Так продолжалось до начала песни «Головокружение» (86 минута концерта), когда изображение на экране "залипло", а потом и вовсе исчезло, экран погас, возможно, был выключен. В 1:27:40 концертного времени работа экрана восстановилась в полном объеме.

Жалко, что тормозил аппарат, который давал картинку на правую треть экрана, немного резало глаз.8 Nightwatcher

И это понятно, волновались все:

Конечно, мы волнуемся, мы волнуемся, прежде всего, потому что в зале столько людей, для которых наша музыка связана с лучшими воспоминаниями и также потому что в зале очень много наших друзей, коллег, близких, людей с которыми мы росли, мы рисовали музыкальную палитру нашей жизни.9 Александр Ситковецкий

И тем не менее, концерт удался, успех был налицо!

Когда зазвучал единственный "бис" программы – гимноподобная "Мир в себе", немногочисленная публика робко ринулась к сцене: ну прямо как в 1983-м! Это deja vu лишь прибавило эмоциональной достоверности историческому концерту...6 Всеволод Баронин

В финале концерта, публика аплодировала стоя.8 Алексей

Наидобрейшая атмосфера всеобщего праздника прог-рока...10 Oleg Nagovitsyn

В концерте приняли участие:

Александр Ситковецкий – гитара (3-11, 13-20), вокал (20), бэк-вокал
Леонид Гуткин – бас-гитара (3-9, 11, 13-20), вокал (20), бэк-вокал
Леонид Макаревич – клавишные (2-20)
Виктор Михалин – ударные (3-9, 11, 13-15, 17-19), клавишные (12), вокал (20), бэк-вокал
Артур Беркут – вокал (2, 4-7, 9, 12, 14, 15, 17-20)
Сергей Мазаев – саксофон (5, 7, 14, 17, 18, 20), кларнет (12), вокал (18, 20), бэк-вокал (5)
Сергей Брутян – вокал (11, 16, 20), бэк-вокал (17, 18)
Крис Кельми – клавишные (11), бэк-вокал (20)
Владимир Жарко – ударные (5, 8, 11, 14, 16, 17, 20)

Броллан Содерстрём – звукорежиссер FOH Surround Sound

Он приехал с тем, что называется концепцией звука. Была очень внятная звуковая картина, которая моментально вписалась в то, что делает группа.11 Леонид Гуткин

Звукорежиссер из Швеции Бруллан Седерстрем предложил оригинальную концепцию surround с использованием четырех мощных кластеров V-Dosc. После согласования всех технических вопросов мы в каждом Дворце спорта вешали четыре кластера по девять кабинетов V-Dosc в каждом.12 Василий Заричный

С «Автографом» я быстро сработался, - комментирует ситуацию Хакан, - мы одного поколения, поэтому легко понимаем друг друга.3

Андрей «Важный» Антонов – звукорежиссер мониторы
Сергей Ляшенко, Александр Вершинкин – техники по звуку Live Sound Agency

Борис Назаров – программинг
Евгений Кобылянский – программинг клавишных
Петр Лосев – технический ассистент гитары/клавишные
Валерий Свистунов - технический ассистент гитары

Александр Зейгерман – концепт-дизайн шоу
Александр «Орёл» Васильев – световая концепция
Виталий Давыдкин, Алексей Давыдкин – художники по свету компания Skylight

Что касается света и всего остального, к работе был привлечен наш первый художник по свету Александр Зейгерман, который не крутил ручки непосредственно, но выступил в качестве консультанта. Что-то воспроизводилось из того времени – естественно, с учетом новых технологий, что-то было переработано. Был очень интересный художник по свету Саша Орел.11 Леонид Гуткин

Все [видеоряд] было заказано Агаповым, никакого отношения к этому материалу ни я, ни ребята не имели. Александр Ситковецкий

Владимир Лапшов – компания Laser New Tec
Елена Гатина – экраны компании ГК Плазменные технологии
Дмитрий Орликов, Олег Гапонов, Владимир Гуров, Алексей Шляпин - пиротехника компании Orion-Art Production Intl
Дмитрий Симкин – Лаборатория спецэффектов

Юрий Антизерский – дизайн сцены
Василий Заричный – технический директор
Тамара Булавина – директор программы

Инструменты и оборудование:

гитара Les Paul Custom 2001 (3-10, 19, 20)
гитара Les Paul Natural Classic 1994 (11, 13-18)
тюнер Korg DTR-1000
подавитель шума Rocktron Hush Super C
мультиэффекты TC Electronic G Major Guitar Effects Processor
педаль Roland FC-200 MIDI foot controller
предусилитель Mesa Boogie Rectifier Recording Preamp
радиосистема Shure ULXP4
кондиционер питания Furman PL-Plus E Series II
усилитель + колонки Mesa Boogie Rectifier 100w х2
усилитель + колонки Marshall JCM900 100 w х2

Мои гитары - 2 Лес Пола - белый (основной) Custom 2001 и деревянный Natural Classic 1994. Через радио-систему гитара шла в мой рэк (слева от меня на сцене, если из зала), - в Mesa Boogie Rectifier Recording Preamp и еще 5 устройств обработки, после чего полностью сформированный гитарный сигнал в стерео шёл по выбору или на пару Marshall JCM900 с четырьмя 4х12” (Celestions) или на пару Mesa Boogie Rectifiers тоже с четырьмя 4х12” (EVs). Контроль под ногами - Roland FC200. Massive sound. Александр Ситковецкий

С точки зрения гитариста, а не концертного продюсера на сцене работа в моно, стерео или 5.1 не отличается. Вот пример из реюниона «Автографа» в Олимпийском (2005): мое «рабочее место» на сцене (stage right) расположено у микрофонной стойки (for background vocals), под которой лежит большая педаль управления моим звукоформирующим рэком (Boogie Rectifier preamp, эффекты, тюнер, гейты, радио). К напору 400 Вт RMS в стерео сзади (2 полных стека Mesa Boogie Rectifier) добавьте около 1000 Вт из напольных мониторов и 5000 Вт из ближайших (справа) прострелов. Вся эта кухня работает на меня, но на FOH-пульт идет лишь стереосигнал, и только звукорежиссер решает, куда его отправить в миксе. Важно, чтобы концерт был не только озвучен в 5.1, но и записан поканально, поэтому при работе над Live DVD/VD в DD-5.1 у продюсерской команды был богатый выбор.11 Александр Ситковецкий

бас-гитара Music Man Stingray
усилитель Ampeg SVT x2
синтезатор Clavia Nord Lead 2X
синтезатор Korg Triton Extreme 88
электропиано Korg SP200 (11, 14)
барабаны Yamaha 9000 series x2
саксофон
кларнет
микрофон Shure SM58
микрофон Октава

Макар - Korg Triton (нижний), Nord Lead (какой-то), красный (они все красные) - верхний. Гут - 2 “холодильника” - офиц. название - Ampeg SVT. Зверь. Микрофоны разные, у Артура и меня - Shure SM58, классика. Александр Ситковецкий

пульт Innovason Sy80
процессор эффектов TC Electronic 6000
мониторный пульт Soundcraft + рэк с компрессорами и HD-player для секвенсора и фонограмм

Французский цифровой пульт Innovason (около полумиллиона $$$) и рек - все привезено из-за рубежа и растаможено. Александр Ситковецкий

Пульт был Innovason. Это не очень распространенная марка, но он здорово звучал. И в нем была встроенная студия, то есть можно было записать мультитрек прямо с пульта. Пульт звучал тепло, совсем не по-цифровому. Это дорогой пульт, тогда бюджетных вариантов с такими возможностями еще не было. Конечно, в нем же была вся динамика очень хорошего качества. В рэке, насколько я помню, был TC Electronic 6000 с двумя или тремя движками, еще Yamaha. Среди микрофонов был предмет шведской национальной гордости – тульские микрофоны «Октава», которые тогда в Швеции были хитом сезона. И, собственно, все, очень компактный набор.11 Леонид Гуткин

Да, был случай в нашей жизни в те годы, Октава, как экзотик-бутик была популярна в Европе, но очень недолго. Но, на сцене Автографа их не помню - обратил бы внимание. Александр Ситковецкий

На концерте в целях насыщения живого звучания использовался плейбек с акцентом на звуковые спецэффекты.

Playback (с компьютерного HD) использовался во вступлении к концерту - музыка и переговоры музыкантов, а также по окончании концерта.

В самом концерте использовались как звуковые эффекты (например дождь/гром в Ливне, треск электропроводов в Городе, радио-заставка в Реквиеме), так и одиночные партии с компьютерного секвенсора, например быстрые верхние партии синтезатора в Страннике, “Молот” в Камне, вступительный синт-рифф к 2000 лет или бассовое остинато во вступлении к Кораблю). Все, что могло играться 2-мя руками - абсолютно все игралось вживую, и даже 4-мя руками - Михалин на фортепиано с Макаревичем в Облаках, два барабанщика в некоторых песнях. Там где требовались дополнительные звуки/краски - использовали секвенсор.

Вспоминаю, что был, по-моему, Alesis Masterlink HD/CD Recorder - для надежности. Но туда музыка попадала из DAW, Женя Кобылянский и Борис Назаров использовали Cubase для создания этих партий, если не ошибаюсь.

Во “Время, Вперед” тоже что-то было добавлено... Александр Ситковецкий

ЗАПИСЬ

Записью концерта занималась студия Sonic Service (Москва, Дмитровское шоссе 80а), специализирующаяся на работе с живым звуком.

Многоканальная (64 канала) аудиозапись производилась через звукорежиссерский пульт на цифровые магнитофоны Tascam DA78 HR и DA98 HR.

Гитара - 4 канала - 2 x 2 стерео, 2 - Marshall, 2 - Mesa boogie; клавиши – 6 каналов - 3 x 2 стерео; бас моно, но на 2 канала - один с микрофона, другой через DI box; вокал - моно, 5 микрофонов; саксофон – моно; барабаны - 2 установки - как минимум 20 каналов. Еще 8-12 каналов - на возврат эффектов, параллельную компрессию и пр. 64 канала на пульте - скромно по сегодняшним дням, на мега концертах (Muse, U2) доходит и до сотни.

Аудиозапись - всё шло напрямую в пульт к Бролану (64 канала плюс еще столько же в layers), снабженный HD-рекордером. Каждый канал писался отдельно, сразу со всей концертной динамикой и эффектами, что позднее позволило Бролану и Гуту достаточно быстро свести концерт в Стокгольме. Видео - вообще не в курсе. Помню, что было много дорогих HD камер, все летало над головой, но в результате выбор планов в видео достаточно убог. Но, и на том спасибо )) Александр Ситковецкий

Видеоряд снимался 10-ю камерами: 5 стационарных, 3 переносных, кран и тележка вдоль сцены.

Операторы:

Владимир Брежнев
Павел Быковченков
Дмитрий Ветчинин
Валерий Зибирев
Сергей Карягин
Вячеслав Клевцов
Дмитрий Ремиз
Алексей Рыбаков
Дмитрий Шумов

Процессом видеосъемки руководили:

Артем Шадров - режиссер-постановщик
Валерий Гудков - оператор-постановщик
Ольга Климова - звукорежиссер
Юрий Зуев - режиссер
Дмитрий Худяков - ассистент режиссера

Операторская техника:

Виктор Жуков
Анатолий Кокуш
Валерий Паржизек

Передвижная телевизионная студия:

Виталий Рогатнев
Александр Фролов
Сергей Кувалдин
Олег Захаров
Сергей Келахсаев
Владимир Булгаков
Максим Славкин
Андрей Щербаков
Олег Симурзин

Леонид Гуткин - главный ответственный за звук

Bauman Audio Media AB
(Stenhuggarvägen 7, 132 38 Saltsjö-Boo, Sweden)

Сёрен Элонссон

Cosmos Mastering (Repslagargatan 17B, 118 46 Stockholm)

В июле на студии Владимира Матецкого Леонид Гуткин и Артур Беркут исправили небольшие шероховатости концертной записи.

Гут в Москве перезаписал некоторые ноты у Артура, потом заменил меня Артуром в бэках в паре мест ), Макар, возможно переиграл пару нот. Мою ошибку в Свиридове (вечную)) просто замазали. Все это - совершенно нормально при подготовке концертной записи к коммерческому релизу. Александр Ситковецкий

Лёни с нами не было... Косячок заключался именно в техническом плане. Что-то со звуком там произошло, точно не знаю, но пришлось маленькую часть песенки подправить, остальные - живаго! ) Артур Беркут

Дальнейшая работа с фонограммой проходила в Швеции под контролем музыкального продюсера проекта Леонида Гуткина. Над сведением работали Андреас Бауман и Броллан Содёрстрем, проект получил название BOBS Studio (Bauman Och Brollan Soderstrem)

Концертный микс для CD и DVD делался в Стокгольме Броланом и Гутом прямо с хард-драйва Бролановского концертного пульта в Олимпийском - всех 76 дорожек уже с динамикой и эффектами. Александр Ситковецкий

Сводили в Стокгольме на студии Bauman Media, условно главный микс – Андреас Бауман. Андреас – специалист по концертным альбомам, работал с Cardigans, с Крисом Корнеллом (Soundgarden) сводил последний живой альбом Europe. Ассистировал ему Броллан Содерстрем – привез рэк с техникой, и за полтора часа была полностью воспроизведена концертная картина. Это сэкономило кучу времени. Фактически вещи уже были почти готовы, оставалось только нажать на кнопку «старт». Для каждой песни у него был свой сет эффектов, и дальше это все дополнялось.11 Леонид Гуткин

Мастеринг был выполнен там же в Швеции Сёреном Элоссоном на студии Cosmos Mastering. В этой студии чуть раньше уже работали над синглом «Корабль» и делали ремастеринг «Каменного края».

Все “почистили”, свели и отмастерили. Ушло где-то 2 месяца. Александр Ситковецкий

Работа над видеорядом проходила в Москве, в создании ДВД участвовали:

Монтаж:

Борис Андреев
Сергей Локтионов
Иван Малых
Александр Сычев

Редактор:

Светлана Трубникова

Координация:

Елена Евланова
Ростислав Колесников

Администраторы:

Александр Десятов
Андрей Яровой

Директор:

Игорь Исаков

Общее руководство пост-продакшеном выполнял Андрей «Важный» Антонов.

АЛЬБОМ

К 9 октября мастер-диски CD и DVD были готовы. Подготовленные к тиражированию альбомы представляли собой не полную запись концерта, а ее существенно откорректированный вариант – это была скорее нарезка песен из концерта, чем сам концерт.

«25 лет спустя. Юбилейный концерт» (аудиоверсия)

Отличия аудио-варианта альбома от полной концертной записи:

1. Удалены все концертные реплики Александра Ситковецкого, кроме двух к песням «2000 лет» и «Ирландия. Ольстер», где убрать слова было проблематично, т.к. они произносились на фоне музыки.
2. Сокращены до стандартных межтрековых пауз, 3-4 секунды, все аплодисменты между песнями.

Это мое решение и я его придерживаюсь. Андрей Агапов

3. Переставлены местами композиции «Странник» и «Время, вперед!».

Это решение группы. Андрей Агапов

4. Отсутствует «Outro». С этим можно согласиться, т.к. это уже не концерт, а звучащая после выступления фонограмма, с другой стороны было бы логичное завершение – началось с нее, ею и закончилось…

В результате общая продолжительность альбома 1ч 44 мин, что на 9 минут короче продолжительности концерта.

Треклист альбома:

Название Время звучания
0:04
1. Интро (из сюиты "Век №20") 3:54
2. Вчерашний день 3:20
0:03
3. Пристегните ремни безопасности 3:14
0:04
4. Ливень 6:04
0:03
5. Город 4:22
0:05
6. Монолог 4:58
0:06
7. Время, вперед! 4:28
0:05
8. Странник 5:27
0:09
9. Реквием (памяти Джона Леннона) 8:36
0:19
10. Марсианские хроники ч. 1 (вступление) 5:18
11. 2000 лет 5:26
0:04
12. Облака 5:19
0:03
13. S.O.S. 4:30
0:02
14. Камень 4:27
0:07
15. Ирландия. Ольстер 4:08
0:06
16. Блюз "Каприз" 4:37
0:04
17. Головокружение 7:46
0:06
18. О, мой мальчик 4:49
0:10
19. Корабль 6:21
0:10
20. Мир в себе 5:06
0:09
21. Outro -

Отличные от концерта фрагменты выделены цветом фона

Отличия видео-варианта альбома от концерта:

«25 лет спустя. Юбилейный концерт» (видеоверсия)

1. Сокращен на 11 секунд «Реквием» - подрезан начальный “радиоэфир”.

Не имею понятия. Как я сказал Фишкину (он и Цурков очень хотели быть частью проекта) - в этот раз я просто гитарист группы Автограф, все вопросы - к Андрею Агапову. Александр Ситковецкий

2. Сокращено на 9 сек. «Intro».
3. Из 10 сценических реплик Александра Ситковецкого удалены 5, одна сокращена и одна подкорректирована.
4. Сокращены аплодисменты.
5. Добавлены интервью с музыкантами и гостями концерта.
6. Добавлены кадры, снятые во время саундчека и подготовки зала к концерту.
7. Добавлены фрагменты видеоряда, демонстрировавшегося во время концерта на сценическом экране.

«Outro» присутствует, оно звучит на заключительных титрах, что вполне логично.

Общая длительность альбома 1 ч 59 мин, однако, собственно концертная запись составляет 1 ч 49 мин, что на 4 минуты короче продолжительности концерта.

Полный треклист альбома:

Название Время звучания
1. Интро (из сюиты "Век №20") 3:45
2. Вчерашний день 3:20
0:03
3. Пристегните ремни безопасности 3:14
0:04
4. Ливень 6:04
2:23
5. Город 4:22
0:14
Андрей Макаревич 0:11
6. Монолог 4:58
0:08
Артемий Троицкий, музыкальный критик 0:14
Владимир Матецкий, композитор 0:22
7. Странник 5:27
0:23
8. Время, вперед! 4:28
0:08
Алексей Макаревич, музыкальный продюсер 0:31
9. Реквием (памяти Джона Леннона) 8:25
0:09
Валерий Сюткин 0:28
10. Марсианские хроники ч. 1 (вступление) 5:18
11. 2000 лет 5:26
0:12
Владимир Соловьев, журналист, теле- и радиоведущий 0:30
12. Облака 5:19
0:10
Александр Гафин, член Совета директоров ОАО "Альфа-Банк" 0:31
13. S.O.S. 4:30
0:09
14. Камень 4:27
0:07
Дмитрий Гройсман, продюсер 0:33
Леонид Гуткин 0:20
Артур Беркут 0:12
0:07
15. Ирландия. Ольстер 4:08
0:22
16. Блюз "Каприз" 4:37
0:05
Юрий Антизерский, художник сценограф 0:36
Виктор Михалин, Леонид Макаревич 0:33
17. Головокружение 7:46
0:10
Александр Градский 0:41
Поклонник группы 0:29
18. О, мой мальчик 4:49
0:08
Андрей Агапов, продюсер проекта 0:33
Александр Иванов 0:30
0:03
19. Корабль 6:21
1:02
20. Мир в себе 5:06
0:48
Александр Ситковецкий, Сергей Брутян 0:27
Артур Беркут 0:07
21. Outro (Титры) 1:58
0:13

Отличные от концерта фрагменты выделены цветом фона

Андрей Агапов - самый главный

Продюсер проекта – Андрей Агапов

Сотрудники ICA Music, занимавшиеся проектом:

Николай Музылев
Марина Аралина
Татьяна Кострыба
Елена Кошелева
Ольга Черкасова
Олег Прохоров
Ирена Соборова
Александр Ермолаев – пресс-атташе

Альбом с записью московского концерта получил простое и логичное название: «25 лет спустя. Юбилейный концерт».

В той, юбилейной истории я был, в основном, гитаристом группы Автограф и в принятии многих решений никакого участия не принимал, сознательно. Название нормально-нейтральное, на мой взгляд. Александр Ситковецкий

БУКЛЕТ

Концепция оформления альбома была полностью разработана «ICA Music», буклет выполнен в традиционном для «Автографа» черном цвете.

CD

«25 лет спустя. Юбилейный концерт» на CD

На лицевой стороне 20 страничного буклета белые надписи:

- в верхней части название группы фирменным шрифтом: рок-группа Автограф
- в нижней – стилизованное название альбома: 25 лет спустя. Юбилейный концерт
- еще ниже: 2 CD

На внутренних страницах белым шрифтом без засечек тексты песен и статья Всеволода Баронина «Автограф» вновь с нами», а также цветные фотографии с юбилейного концерта. Заголовок статьи, названия песен и их авторы выполнены стилизованным шрифтом и выделены оранжевым цветом, в качестве фоновых изображений на всех страницах использованы очень бледные черно-белые фотографии с того же концерта. На предпоследней странице буклета и задней обложке благодарности и кредиты, часть текста выделена оранжевым цветом.

На двухстороннем заднике цветные фотографии с концерта. На внутренней стороне внизу слева надпись: 2 CD, на внешней стороне в 2 столбика названия песен с авторами, названия выполнены стилизованный оранжевым шрифтом, авторы стандартным белым шрифтом без засечек, вверху слева от столбиков черным цветом на оранжевых прямоугольниках со скругленными углами указан диск: CD 1 и CD 2.

- внизу слева логотип «ICA Music», справа – штрих-код, между ними выпускная информация: авторские права, завод-изготовитель, правообладатель, дистрибьютор;

Песня «Камень» на заднике ошибочно названа «Каменный край», внутри буклета название правильное.

На торцах: слева - каталожный номер, белым стандартным шрифтом, справа логотип «ICA Music», между ними название группы и альбома стилизованным оранжевым шрифтом и надпись “юбилейный концерт” заглавными буквами белым шрифтом без засечек.

Накатка на компакт-дисках:

Диск 1 полностью залит черным фоном, вверху фирменным желтым шрифтом название группы, внизу стилизованным желтым шрифтом название альбома, ниже белая надпись “юбилейный концерт”, еще ниже “CD 1” и каталожный номер.

Диск 2 также залит черным фоном, кроме всех надписей: “рок группа Автограф”, “25 лет спустя”, “юбилейный концерт”, “CD 2” и каталожного номера, оставленных без заливки.

Оформление слипкейса, полностью повторяет оформление лицевой стороны обложки и внешней стороны задника. На верхнем и боковом торце белые надписи: “рок группа Автограф”, “25 лет спустя” и “юбилейный концерт”.

Буклет и задник отпечатаны на качественной глянцевой бумаге, слипкейс на белом, но несколько мягком картоне.

DVD

«25 лет спустя. Юбилейный концерт» на DVD

Оформление ДВД полностью повторяет оформление компакт-диска.

На лицевой стороне белые надписи:

- в верхней части название группы фирменным шрифтом: рок-группа Автограф
- в нижней – стилизованное название альбома: 25 лет спустя. Юбилейный концерт
- в правом нижнем углу белый логотип DVD Video

На развороте статья Всеволода Баронина «Автограф» вновь с нами» и цветные фотографии с юбилейного концерта, на задней обложке благодарности и кредиты, часть текста выделена оранжевым цветом.

На двухстороннем заднике цветные фотографии с концерта. На внутренней стороне сверху и внизу слева логотипы DVD Video, на внешней стороне в 2 столбика названия песен с авторами, названия выделены оранжевым стилизованным шрифтом.

- внизу слева логотип «ICA Music», правее - авторские права, еще правее - завод-изготовитель, правообладатель, дистрибьютор, лицензия, над ними штрих-код.
- в самом низу логотипы DVD Video, Dolby Digital 5.1, Pal, Color, продолжительность и возрастные ограничения.

На торцах: слева - логотип «ICA Music» и каталожный номер, белым стандартным шрифтом, справа логотип DVD Video, между ними стилизованные названия группы и альбома.

Накатка DVD: диск полностью залит черным фоном, вверху фирменным желтым шрифтом название группы, внизу стилизованным желтым шрифтом название альбома, ниже белая надпись “юбилейный концерт”, еще ниже каталожный номер, под ним логотип DVD Video.

Буклет и задник отпечатаны на качественной глянцевой бумаге.

Фотограф и дизайнер буклета в кредитах не указаны.

РЕЛИЗ

Офис «ICA Music» (Москва, Арбат, 35, ЦДА, оф. 336)

Реклама от «Мистерии»

18 мая в гостевой книге сайта Юбилейного тура продюсер проекта Андрей Агапов впервые назвал даты выхода альбомов:

Группа по итогам тура выпустит концертную пластинку и dvd. Заказать их будет возможно через организаторов тура по московскому многоканальному телефону 232-18-18, звоните начиная с 01 августа думаю, что к этому времени мы все успеем сделать.8

Ближе к финальному концерту тура новой датой релиза назывался сентябрь, однако ни в августе, ни в сентябре дисков не появилось.

Лишь 26 октября были озвучены более конкретные даты начала продажи дисков:

Выпуск CD и DVD версии задерживается. Выпуск переносится CD версии на 3 ноября, а DVD на 10 ноября в связи с тем, что группа «Автограф» хочет выпустить в подарочной упаковке и мы с ними согласовали варианты упаковки.

Нет, не обсуждалось. Бразды правления были полностью отданы Агапову - он платил за удовольствие. Александр Ситковецкий

И, наконец, 9 ноября из «ICA Music» пришло сообщение:

CD завтра будет на нашем складе, и завтра же раскидаем по магазинам, на первой очереди «Союз» и «Седьмой континент».

Итак, релиз двойного концертного альбома (2CD), номер по каталогу ICAM 0016 CD, состоялся 10 ноября 2005 года.

Весь тираж был отпечатан (матрицы Автограф Live 25 Disc1 и Автограф Live 25 Disc2) на заводе фирмы ООО «РМГ Компании» (IFPI RT-03) в Чертаново (Варшавское шоссе, 125, стр. 13), общее количество выпущенных дисков неизвестно, возможно 3-5 тыс. шт. Диски были упакованы в стандартные пластмассовые боксы (jewel case) с треем на два диска, слипкейс и целлофановую пленку. Розничная цена в «ICA Music» 350 руб.

Издание получилось стильным, в духе «Автографа», с качественным звуком.

CD 1 - 45:23

1. Интро (из сюиты "Век №20") 3:57
2. Вчерашний день 3:22
3. Пристегните ремни безопасности 3:17
4. Ливень 6:07
5. Город 4:26
6. Монолог 5:01
7. Время, вперед! 4:34
8. Странник 5:31
9. Реквием (памяти Джона Леннона) 9:00

CD 2 - 58:50

1. Марсианские хроники ч. 1 (вступление) 5:18
2. 2000 лет 5:28
3. Облака 5:22
4. S.O.S. 4:31
5. Камень 4:32
6. Ирландия. Ольстер 4:16
7. Блюз "Каприз" 4:41
8. Головокружение 7:51
9. О, мой мальчик 4:57
10. Корабль 6:29
11. Мир в себе 5:18

Однако, была и критика. Основные высказанные претензии:

1. Сокращение продолжительности концерта за счет удаления объявлений и продолжительности аплодисментов.

Единственная капля дегтя – отсутствие сценических реплик между номерами и раздражающие двухсекундные паузы там же.13 Всеволод Баронин

То, что за бортом остались монологи Ситковецкого, лишает запись аутентичности, но едва ли смертельно. Однако то, что порой между композициями звук просто обрезан без какой-либо работы над переходами, раздражает.14 Георгий Хурошвили

Там вообще ничего лишнего не было, зачем что-то сокращать, когда современные носители позволяют всё это спокойно хранить. Непонятно. Дмитрий Стрельников

2. Перестановка двух треков.
3. Мягкий не слишком качественный картон слипкейса, не очень аккуратное исполнение.
4. Стандартный бокс, многие хотели видеть альбом в более современной упаковке дигипак или дигибук.

Заставка ДВД

Заглавное меню

Анимированное меню эпизодов

Меню выбора аудиодорожки

Релиз видео-варианта концерта (DVD), каталожный номер ICAM DVD 001, состоялся спустя месяц - 13 декабря. Диски (матрицы слоев ICAM DVD 0011 L0 и ICAM DVD 0011 L1) опять были отпечатаны на том же заводе фирмы ООО «РМГ Компании», что и CD. Предположительный тираж 3-5 тыс. шт. ДВД были упакованы в пластмассовые боксы (super jewel DVD case) и целлофановую пленку. Розничная цена в «ICA Music» - 400 руб., в магазинах фирмы «Союз» - 350 руб.

Альбом был выпущен в формате DVD9 (7.26 Гб)

Видео: PAL 4:3 (720x576), 25 fps, 8734 kbps, MPEG-2
Аудио 1: 48kHz, Dolby Digital 5.1, 384Kbps
Аудио 2: 48kHz, Dolby Digital 2.0, 224Kbps

Продолжительность 1:58:45

Диск открывает заставка продолжительностью 19 сек (PAL 4:3 (720x576), 4891 kbps, Dolby Digital, 2.0), за ней следует меню из 3 пунктов:

ПРОСМОТР просмотр концерта (по умолчанию)
ЭПИЗОДЫ ведущий к 4-страничному анимированному меню эпизодов (треков)
УСТАНОВКИ выбор аудиодорожки Dolby Digital 5.1 (по умолчанию)
и Dolby Digital 2.0

Треклист с пунктами меню и временными метками:

1. Интро (из сюиты "Век №20") 0:00
2. Вчерашний день 3:47
3. Пристегните ремни безопасности 7:07
4. Ливень 10:24
5. Город
Андрей Макаревич
18:13
6. Монолог
Артемий Троицкий, музыкальный критик
Владимир Матецкий, композитор
23:42
7. Странник 29:24
8. Время, вперед!
Алексей Макаревич, музыкальный продюсер
34:59
9. Реквием (памяти Джона Леннона)
Валерий Сюткин
40:21
10. Марсианские хроники ч. 1 (вступление) 49:22
11. 2000 лет
Владимир Соловьев, журналист, теле- и радиоведущий
54:50
12. Облака
Александр Гафин, член Совета директоров ОАО "Альфа-Банк"
1:00:48
13. S.O.S. 1:06:47
14. Камень
Дмитрий Гройсман, продюсер
Леонид Гуткин
1:11:27
15. Артур Беркут
Ирландия. Ольстер
1:16:53
16. Блюз "Каприз"
Юрий Антизерский, художник сценограф
Виктор Михалин, Леонид Макаревич
1:21:39
17. Головокружение
Александр Градский
Поклонник группы
1:27:33
18. О, мой мальчик
Андрей Агапов, продюсер проекта
Александр Иванов
1:36:39
19. Корабль 1:42:42
20. Мир в себе
Александр Ситковецкий, Сергей Брутян
Артур Беркут
Титры
1:50:04

Видеорелиз оказался во многом стандартным, без изюминки, как по видеоряду и звуку, так и по оформлению.

Ждал от DVD чего-то необычного, какого-то более эксклюзивного оформления под стать самому концерту. И более красивого монтажа. Но получилась самая обычная двдшка. Дмитрий Стрельников

Основная критика:

1. Cокращение продолжительности концерта за счет удаления объявлений и продолжительности аплодисментов
2. Добавление интервью внутрь концерта, что сбивает темп просмотра, более уместно было бы разместить их все в конце
3. Неудачный монтаж: одни крупные планы, рожа или руки во весь кадр

То, что мы все видели на концерте, на DVD я не увидел даже на 10%. Где все те спецэффекты, которыми так силен "Автограф", где лазеры и видеоряд на заднем плане сцены? Нет, конечно, все это присутствует, но в минимальных дозах и эпизодически. В основном же мы видим лицо солиста во весь экран, если это вокальная партия, руки музыкантов или гриф гитары, если это инструментальный проигрыш или наконец общий план, если это пауза между песнями.15 Дмитрий Стрельников

4. Рассинхрон видео и аудио в нескольких эпизодах
5. Отсутствие DTS дорожки, более современной на тот момент

Звук только в формате Dolby Digital, хотя напрашивался еще и DTS. Ведь по звуку этому концерту не было равных, а другого концерта "Автографа" уже не будет. Почему решили ограничиться Dolby Digital, хотя во всем мире уже давно выпускают DVD в двух звуковых форматах - непонятно.15 Дмитрий Стрельников

6. Оформление

Вряд ли стоило ждать чего-то принципиально нового по сравнению с CD, но DVD выглядит еще проще. Все те же черно-белые цвета, но уже без картонной коробки. И это обещанное подарочное издание! Открываем Jewel Case (хорошо хоть не в амарее выпустили - от ICA Music всего можно ожидать), от многостраничного буклета не осталось почти ничего, лишь дохлый вкладыш с разворотом. Понимаю, что это стандартная практика для DVD, но хотелось получить нечто нестандартное, в такт нестандартной музыке!15 Дмитрий Стрельников

7. Отсутствие дополнительных материалов

Отсутствуют какие-либо дополнительные материалы, фотографии, рассказ о том, как готовился тур и т.д - в общем все то, что обычно присутствует на хороших DVD, а поскольку этот тур претендовал на музыкальное событие года, то и рассказать об этом можно было поподробнее.15 Дмитрий Стрельников

Опять же - все было отдано на откуп Агапову, я ничего не контролировал, Гут отвечал за аудио только. Александр Ситковецкий

ПЕРЕИЗДАНИЕ

Переиздание альбома «25 лет спустя. Юбилейный концерт»

В мае 2008 года по заказу «Торговой фирмы «Никитин» (ООО «Сервис-Партнер») был переиздан аудио-вариант альбома на двух отдельных дисках: «25 лет. Юбилейный концерт. Vol. 1» (номера по каталогу ICAM 0053 CD, матрица Автограф Live25 Disc1) и «25 лет. Юбилейный концерт. Vol. 2» (ICAM 0054 CD, матрица Автограф Live25 Disc2). Изготовитель фирма ООО «РМГ Компании» (IFPI RT-03). Предположительный тираж до 5 тыс. шт. Диски были упакованы в стандартные пластмассовые боксы (jewel case) и целлофановую пленку. Розничная цена на «Озон» 144 руб.

Диски комплектовались упрощенными 4-страничными вкладышами, состоящими из обложки, а также первой и последней страниц буклета оригинального издания. Небольшое отличие лицевой стороны от оригинала заключалось в цвете основных надписей, оранжевом вместо белого и замене текста “2 CD” на “Vol. 1” или “Vol. 2”.

Фотографии двухстороннего задника совпадают с оригинальным изданием. На внутренней стороне внизу слева надпись: Vol. 1 (Vol. 2), на внешней стороне: на первой части в один столбик слева, на второй - в два (второй неполный) названия песен с авторами, названия песен выполнены стилизованный оранжевым шрифтом, авторы стандартным белым шрифтом без засечек. Над столбиками черным цветом на оранжевых прямоугольниках со скругленными углами указана часть: Vol. 1 или Vol. 2.

- вверху справа штрих-код
- внизу слева логотипы «ICA Music» и «Никитин», напротив их справа авторские права, ниже выпускная информация: завод-изготовитель, правообладатель, дистрибьютор;

Неправильное название песни «Камень» - «Каменный край» на заднике не исправлено.

На торцах: слева – логотип «ICA Music» и каталожный номер, белым стандартным шрифтом, справа номер части черным цветом на оранжевом прямоугольнике со скругленными углами и логотип «Никитин», между ними название группы и альбома стилизованным оранжевым шрифтом и надпись “юбилейный концерт” заглавными буквами белым шрифтом без засечек.

Накатка на обоих дисках повторяет оформление CD1 полного издания: диск полностью залит черным фоном, вверху фирменным желтым шрифтом название группы, внизу стилизованным желтым шрифтом название альбома, ниже белые надписи “юбилейный концерт” и еще ниже: Vol. 1 (Vol. 2) и каталожный номер.

БУТЛЕГИ

Автограф - Юбилейный концерт

Бутлеги

Пиратские издания

Известны, как минимум, 3 бутлега концерта: полная диктофонная запись концерта, качество “For true fan only” и две частичные видеозаписи (16 и 5 композиций), сделанные цифровыми камерами формата mini DV без штатива с трибуны.

ДРУГИЕ ИЗДАНИЯ

На день написания материала известны три пиратских варианта DVD-версии альбома:

1. Серия “2в1 DVD” на первой стороне двухстороннего заводского диска (на второй стороне издан альбом «Машина времени» и «Камерный оркестр Kremlin» – Kremlin Rocks!). Предположительно выпущен в 2006 году
2-3. Фирма «Новый мир» в формате DVD-R, два тиража в 2006(?) и 2007 году с разным оформлением

CD-версию альбома можно найти на МП3-сборниках:

1. Автограф, Домашняя коллекция, на диске указан 2003 год, но ясно, что это не соответствует действительности.
2. Автограф (Архив русского рок-н-ролла), Black Bootleg, 2009

Все издания альбома

Название
Лейбл


по каталогу

Год выпуска

Тип носителя

Матрица / Run-out
Буклет
Упаковка
Примечание
25 лет спустя
ICA Music
ICAM 0016 CD
2005
2CD

Автограф Live 25 Disc1 /
Автограф Live 25 Disc2

20 + 2
jewel case + slipbox
 
25 лет спустя
ICA Music
ICAM DVD 001
2005
DVD

ICAM DVD 0011 L0 /
ICAM DVD 0011 L1

4 + 2
super jewel DVD case
 
25 лет спустя
Новый мир
-
2006
DVD-R
-
2 + 0
slim keep case
 
25 лет спустя / Kremlin Rocks!
 
-
 
DVD2
AR50106941\4909863341-15471
2 + 0
keep case
2в1 DVD
Автограф

Домашняя
коллекция

-
2003
CD-R
-
1 + 1
jewel case
 
25 лет спустя
Новый мир
-
2007
DVD-R
-
2 + 0
slim keep case
 
25 лет спустя. Vol. 1

ICA Music / Никитин

ICAM 0053 CD
2008
CD
Автограф Live25 Disc1
4 + 2
jewel case
 
25 лет спустя. Vol. 2

ICA Music / Никитин

ICAM 0054 CD
2008
CD
Автограф Live25 Disc2
4 + 2
jewel case
 
Автограф
Black-Bootleg
-
2009
CD-R
-
4 (2) + 1
jewel case

Архив русского
рок-н-ролла

BLUE-RAY?

В 2010 году лейбл Sploshnoff вел переговоры о выпуске видеоальбома на Blue-ray, но не сложилось.

На сегодняшний день, по всей видимости, исходники, как видео, так и аудио, или утрачены, или находятся у Андрея Агапова.

У меня - никогда не было. К Агапову.
Как профессионал, Бролан мог “забэкапить” драйвы с концертной записью и оставить в Стокгольме на студии или у себя, но там серьезные объемы памяти. Может быть, какое-то время они и хранились, но не думаю, что еще существуют. Александр Ситковецкий

Все мастера у Агапова. Леонид Гуткин

К сожалению, новую редакцию концерта в обозримом будущем мы вряд ли увидим…

ЭТАЛОННЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ АЛЬБОМ...

Все те, кто с 1979 по 1990 год был свидетелем концертов первопроходцев отечественного прогрессив-рока, группы «Автограф» наконец-то обрели то, о чем так мечталось лет 20 назад – безупречный концертный двойник, на котором ранняя классика «Автографа» от исторической инструменталки «Пристегните ремни безопасности» (1980) до гимноподобной пьесы «Мир в себе» (1986) разбавлена четырьмя AOR-ориентированными номерами с альбома «Каменный край» (1989) и неиздававшейся композицией «Облака» того же периода. Записанный 23 июня прошлого года во время концерта в московском спорткомплексе «Олимпийский» двойник поражает не только отличным подбором материала и безупречным продюсированием, но и на удивление мощным и чуть сыроватым звуком в традициях лучших концертных альбомов грандов стиля 70-х и 80-х. При этом «Автограф» не выглядит заплесневелым музейным экспонатом – это именно агрессивный современный коллектив виртуозов, из числа которых особенно хочется выделить клавишника-виртуоза Леонида Макаревича, играющего здесь на уровне отчетливо более высоком, нежели Рик Уэйкман или Джордан Рьюдс, да еще и с академической подачей.13 Всеволод Баронин

[Смотрел], и не раз. Звук - профессиональный, в моем про-театре на 4000 ватт R.M.S. звучит достойно )) Видео - не ужасное, но очень лимитированное, если не сказать убогое, учитывая то количество камер и денег, вбуханных. Видео-работа - заурядная, чтобы никого не обидеть... Александр Ситковецкий

При всей неоднозначности, спасибо Андрею Агапову, что вся эта история была снята и он молодец. Леонид Гуткин

На самом деле спасибо им, что организовали такое мероприятие. Ну что получилось - то получилось. В блюрее бы посмотреть этот концерт, но раз исходников не осталось, то и мечтать не стоит. Дмитрий Стрельников

'25 Years After' is a great mixture of AUTOGRAPH songs and gives an excellent overview of their work. You don't have any russian band release with vocals in native language? Try this!16 Uwe Zickel

  1. Автограф. - In/Out, №66, 2008
  2. Возрождение группы Автограф. - metallfanats.borda.ru, январь-декабрь 2005
  3. Cайт тура www.avtograf25.ru, 2005
  4. Гостевая книга. - Off-социальный сайт Маргариты Пушкиной, январь-сентябрь 2005
  5. Группа "Автограф" концертный тур - 25 летия. - Машина времени. Форум сайта, май-октябрь 2005
  6. Всеволод Баронин Триумф профессионалов. - LiveJournal, 13 марта 2014
  7. Марга Пушкина Привет с того света... - Московский комсомолец, 08.07.2005
  8. Гостевая книга. - www.avtograf25.ru, февраль-сентябрь 2005
  9. Автограф "25 лет спустя. Юбилейный концерт" (DVD) - ICA Music, 2005
  10. Рок-группа «Автограф». Комментарии. - facebook.com, 2020
  11. Юлия Костерова «Автограф» – музыка вне времени. - Шоу-мастер, №3, 2012
  12. Анастасия Ягодина «Правила «хорошего тона». - Шоу-мастер, №3, 2007
  13. Всеволод Баронин Автограф. 25 лет спустя. Юбилейный концерт (2 CD). - Play, 2006
  14. Автограф. 25 лет спустя. Юбилейный концерт. - Озон, 2008-2010
  15. Дмитрий Стрельников Решил купить вчера концертный DVD... - avtograf.com.ru, 20 декабря 2005
  16. Uwe Zickel Great respect for a splendid retrospect... - Prog Archives, 27 мая 2007

Особая благодарность Александру Ситковецкому за помощь в подготовке данного материала.

clegg

10 ноября 2020 года
специально для avtograf.com.ru

P.S. Уважаемый читатель, если у вас есть дополнительная информация об описанных событиях, пожалуйста, напишите нам.