Триумф профессионалов

КОНЦЕРТ "АВТОГРАФА" В "ОЛИМПИЙСКОМ" – НЕ ПРОСТО РОК-СОБЫТИЕ ГОДА

Безусловно, рецензия на концерт должна быть написана в максимально сжатые сроки. Но когда речь идет не о рядовом рок-концерте, а о, не побоюсь такого определения, культурном событии национального масштаба, время на размышление, а не на привычное скорейшее письменное выражение первых впечатлений, просто необходимо. Но уже сейчас совершенно очевидно, что финал короткого реюнион-тура главной отечественной рок-легенды 80-х, прогрессив-роковой группы "Автограф" в форме выступления 23 июня в "Олимпийском" – одно из ключевых событий нашей не столь уж богатой на события рок-истории. Причем таким оно оказалось не только по причине отсыла к базовым рок-ценностям – мощнейшей энергетике шоу, виртуозного исполнительского мастерства и безупречной визуально-постановочной части. Нет, эти 112 минут вечером 23-го наглядно показали всякому, что в России существует настоящая рок-музыка мирового уровня, не отягощенная текстовыми поисками наспех придуманной полунаркоманской "духовности"...

В зале медленно гаснет свет, вверх взмывает черный занавес с надписью "Рок-группа "Автограф" – юбилей 25 лет" и ваш покорный слуга переносится почти на 22 года назад и километров на восемь юго-западнее – прямо в сентябрь 1983-го и зал "Дружба". 48-й концерт "Автографа", на котором оказывается автор этих строк, будит воспоминания о 47 предыдущих, посещенных с 1981-го по 1987-й: задымленная низковатая сцена, небольшой сидячий партер и, самое главное – та самая публика! Насколько же она не похожа на самозваных "рок-фэнов" дня сегодняшнего, да и возраст ее несколько не тот: это в основном люди, заполнявшие "Дружбу" и другие московские залы 20 с лишним лет назад и восторженно внимавшие творениям самой, как оказалось, профессиональной отечественной рок-группы. Но есть среди них и те, кто чисто по возрастным ограничениям никогда не слышал со сцены подхваченное ревербератором знаменитое объявление Александра Ситковецкого: "Итак, на сцене рок-группа "Автограф"... "Автограф"... "Автограф"..."

Сейчас оно не прозвучало – программа концерта оказалась выстроена столь драматургически верно, что в нем просто не было нужды. Космические клавишные аккорды вступления к сюите "Век №20", проложенные якобы телефонными переговорами музыкантов плавно перетекли в вокально-клавишную версию не исполнявшегося с весны 1982-го "Вчерашнего дня", задавшего своими знаменитыми строчками "Прожить бы вновь вчерашний день, / Все зная о нем" ретроспективное настроение шоу. И, наконец – падение второго, полупрозрачного занавеса, несколько взрывов, включается пятилучевая лазерная установка и полиэкран – и "Автограф" с безумным драйвом исполняет свой главный хит, историческую инструменталку "Пристегните ремни безопасности". Аккурат после этого концерт входит в русло натурального прог-рокового шоу мирового уровня – во всяком случае, отыгравший три года назад на той же площадке Роджер Уотерс и почтившая осенью 2001-го почти академическим присутствием Государственный Кремлевский Дворец рок-легенда Yes на фоне современного шоу "Автографа" выглядили на диво пресно и незрелищно. Но и сравнение с феерией Pink Floyd малоуместно: скорее, музыканты и техгруппа "Автографа" создали именно то шоу, которое мнилось им на пике внутрисоветской популярности группы в середине 80-х. Эффекты были строго дозированными и применялись крайне уместно, будь то тяжелый углекислотный "дым" в не игравшейся едва ли не с времен "Тбилиси-80" "2000 лет" Криса Кельми (кстати, сам автор удостоил ее своим соло на клавишных, а пьеса игралась вместо "реактивного" сегмента "Марсианских хроник"), газовая пиротехника в "Ирландии. Ольстер" и огромные "свечи" с живым огнем в трагическом "Реквиеме памяти Джона Леннона". Вернее всего сказать, что по общему музыкально-постановочному накалу шоу напоминало о видеопрограмме легендарных венгров Omega "Elo Nepstadion 1999".

Но даже такое шоу, непредставимое в условиях современной отечественной рок-сцены само по себе не значило бы ничего, если бы не музыкальная составляющая концерта. Великие хиты 1980-1985 годов, разбавленные четырьмя более легковесными номерами с альбома "Каменный край" (1989) и неизданной пьесой "Облака" были сыграны "Автографом" с виртуозным блеском – оставалось только рот открыть от изумления. Почти театральной убедительности добавлял подчеркнуто чистый звук в формате Surround Sound 5.1 (не очень, правда, различимый в первом ряду партера), и он же поддерживал иллюзию совершенно неземного характера действа. И, пожалуй, не следует сетовать на недостаточно эмоциональную реакцию публики: уж если автор был несколько подавлен этим рок-великолепием, что же говорить о других!

Отдельно надо упомянуть весьма удачно вписавшихся в программу гостей – помимо Криса Кельми ими оказались саксофонист и певец Сергей Мазаев ("Моральный колекс"), несколько тускло, но уместно отыгравший в вещах с "Каменного края" и первый вокалист "Автографа" (1979-1982) Сергей Брутян, на удивление экспрессивно и не без блюзового нерва в голосе исполнивший уже упомянутую "2000 лет" (ставшую в современной жесткой аранжировке более похожей на Dream Theater) и шаловливый "Блюз "Каприз". Отлично оказал себя второй барабанщик Владимир Жарко ("Арсенал" и Great Balls Of Fire) – его пусть и скромные барабанные дуэты с по-прежнему живописным Виктором Михалиным навевали воспоминания о Genesis 80-х. А про музыкантов-ветеранов что и говорить: басист Леонид Гуткин еще раз напомнил всем, кто на нашей сцене король четырех струн, клавишник Леонид Макаревич, как и 20 лет назад, разил наповал своей консерваторской техникой, а лидер "Автографа" Александр Ситковецкий был математически и умопомрачительно точен в своих непростых гитарных партиях. Безупречно же отпевший все партии Артур Беркут вызвал, по-моему, у большинства публики немой вопрос: "И что этот человек делает в "Арии"?"

Когда зазвучал единственный "бис" программы – гимноподобная "Мир в себе", немногочисленная публика робко ринулась к сцене: ну прямо как в 1983-м! Это deja vu лишь прибавило эмоциональной достоверности историческому концерту...

Воистину удивительно, что все прозвучавшие пьесы "Автографа", созданные между 1979 и 1989 годом в совершенно другом времени и в, по меткому выражению Александра, "другой стране" выдержали испытание временем. "Автограф" абсолютно не выглядел заплесневевшим музейным экспонатом – это была по-настоящему агрессивная и наглая современная прог-роковая группа с совершенно актуальным репертуаром, готовая надавать пинков всем конкурентам сей же час. Было заметно, что, как сказал в одном из интервью Александр, группа собралась "без фанатизма и без ностальгических соплей": профессионализм, радость от совместного музицирования и желание показать публике, что это такое – настоящее рок-шоу – явно превалировали в мотивах краткосрочного реюниона. Увы, далеко не все разделили это видение музыкантов: из знатных гостей на концерте прсутствовали лишь, естественно, наша рок-поэтесса №1 и автор многих текстов классического "Автографа" Маргарита Пушкина, бывший директор группы Феликс Гиршин (известный и по своей работе с Алексеем Глызиным), а также Александр Градский, Юрий Антонов, Александр Иванов из "Рондо" и Валерий Сюткин. Боюсь, что многим громким именам мира сего было бы просто неудобно увидеть, насколько отличается настоящая профессиональная работа на сцене от того, что понимают под "музыкальной деятельностью" они... Те же из публики, кто успел пожаловаться на дороговизну билетов и отказался быть свидетелем шоу, получат свое в начале сентября, когда будут выпущены CD и DVD с записью концерта.

И, какова бы ни была обоснованная радость разумно мыслящих людей по поводу наконец-то свершившегося триумфа профессионализма на нашей рок-сцене, слишком многое мешает ей быть абсолютно полной. Ведь в любой другой стране подобное ошеломительное выступление группы, некогда считавшейся ведущим коллективом страны в своем стиле и продавшей после более чем 16-летнего отсутствия на столичных площадках на свой концерт около 6 200 билетов при очень скромной рекламной кампании (не шедшей, понятно, ни в какое сравнение с рекламой какой-нибудь фонограммной раздачи "наград" "Муз-ТВ"), было бы сочтено культурной сенсацией национального масштаба с обязательными репортажами о действе в прайм-тайм на ТВ. Ведь этот концерт "Автографа" оказался государственным рок-концертом в самом лучшем смысле этого слова – ну какими конкурентами группе может оказаться самодеятельность "Мумий-тролля" или Земфиры, рьяно поддерживаемых Первым Каналом?! Но у нас по-прежнему свой особый путь: газеты и журналы восторженно написали о состоявшихся в те же дни "актуальных" концертах The Prodigy, Мэрилина Мэнсона и Эннио Морриконе, и лишь немногие обратили в свойственном им "модном" духе внимание на этот рок-триумф, украшая статьи якобы остроумными заголовками вроде "Лазерная ностальгия" и пеняя "Автографу" на "отсутствие в репертуаре модных современных хитов". Правда, в свое время вышеупомянутые Yes и Роджер Уотерс упрекались отечественными "музыкальными обозревателями" в том же самом – так что Александр Ситковецкий и его команда попали в хорошую компанию. Что ж, раз современные отечественные рок-писаки пока мыслят таким оригинальным образом – подождем прибытия новых. Ведь наверняка 23 июня 2005 года станет не только днем принятия некоторыми молодыми свидетелями концерта "Автографа" решений о неизбежном начале собственной рок-карьеры, но и, вероятно, днем старта для новых имен в отечественной музжурналистике. Ведь культурный шок от подобного концерта редко проходит бесследно. Простите за нескромность, но первое желание автора этих строк написать рецензию на концерт возникло именно вечером 17 октября 1981 года – аккурат после первого в жизни посещения им выступления "Автографа"...

Статья была заказана для «Джокера», но так и не напечатана в нем. Нет худа без добра – из нее получились liner notes к концертному альбому «Автографа» «25 лет спустя. Юбилейный концерт» (2006).

Всеволод БАРОНИН

Mar. 13th, 2014 at 3:06 PM
LiveJournal