Хроники 1988 года

США, ФРГ, Чехословакия и Польша, снова США, Индия

«Автограф», 1988

Рязань, филармония

«120 минут», ЦТ

Первые минуты на американской земле

Американский промо-альбом группы

Прогулка по американской столице

Вашингтон, клуб «9:30»

Первые афиши

Нью-Йорк, когда-то тут был клуб «Drums»

«Drums»: концерт начался

«Автограф» в «Drums'е» - «Something’s Bound to Happen»

«Clouds», Нью-Йорк, 1988

«Drums»: по другою сторону сцены

Бостон, всё, что осталось от знаметитого «Channel»

Лос-Анджелес, театр «Roxy»

Газетная реклама

«Автограф» в «Roxy»

«Головокружение» от Лос-Анджелеса

Сан Диего, какой-то клуб еще есть, но уже не «Bacchanal»

Репетиция в «Bacchanal»

«Fender» с Дэном Смитом

Две группы и сопровождающие лица в Аспене

Аспен, клуб «Paradise»

«Paradise» приглашает

«Последний шанс» в «Paradise»

Аспен, «Почему?»

Последний джем тура

Америка рассмешила

Репетиция в подвале дома Камиллы Филдинг

Моменты записи в студии «Trax»

Свежезаписанная «I Need You»

Американская пресса

Хмельницкий, филармония

Glasnost, Itrepid Records, 1988

По дороге в Вунзидель

Ost-West №4

Киев, Дворец спорта

Одесса, Дворец спорта

«Автограф» снова в Одессе

Северодонецк, Ледовый дворец

Двойной рок-концерт

Острава

Фестиваль «Трибуну люду» в Варшаве

Мэри Беккер, зарубежный менеджер группы

Москва, УСЗ «Дружба»

Тур с Мери Ди открывается

«S.O.S.» в УСЗ «Дружба»

Американская поп-певица на сцене с «Автографом»

«I'll Be Waiting» - новая "американская" песня в программе

Новый член команды Игорь Провоторов (крайний справа) с коллегами: (слева направо) Владимир Алимов, Герман Чиквашвили и Алексей Стремов

Вильнюс, Дворец спорта

Мери Ди Маршалл

Впервые в Вильнюсе Мери Ди Маршалл

Ленинград, Дворец спорта «Юбилейный»

Лиза Филдинг и Мери Ди

«Сегодня» в «Юбилейном»

Новый хит «Я люблю»

Завершает программу «Tutti Frutti»

Modern Drummer, #8, 1988

Przyjaźń, #32, 1988

Студия «Soundcastle»

SSL пульт студии

Продюсеры Ховард Кейлен и Марк Волман

"Случайная" встреча за океаном

Фестиваль СССР в Индии

Торжественная встреча в Импхале

Open air

«Автограф» в Манипуре

Прием у губернатора штата Мизорам

Как в былые времена «Автограф» играет на танцах

Мизорам принимает советских рокеров

Постер и альбом с саундтреком фильма

Фрагмент фильма «Iron Eagle II» с песней «I Need You»

Рик Спрингфилд - «I Need You»

Александр Маришин

Сергей Патрушев

Рок-клуб №1

С первых дней нового года группа продолжила свою подготовку к поездке в США. В декабре прошедшего года Мередит Маршалл написала английские тексты для нескольких песен:

Быть самим собой – Teacher of Mistake
Облака – Clouds
Случай – Something’s Bound to Happen
Ветер в лицо – Tune In
Головокружение – Headache (только припев)
Мир в себе – The World Inside (адаптация и дополнение)

и теперь группа заново учила их, репетируя каждый день. Кроме этого, «Автограф» заканчивал работу над очередной новой песней – Последний шанс (А. Ситковецкий – А. Маришин)

Песня “Последний Шанс”, которую я очень любил, и она неизменно вызывала шквал аплодисментов.
Мелодия где-то около года как уже существовала. Наиграл на рояле Гуткину и поделился опасениями, что похоже на Mister, Mister (его любимую группу тогда). Было сказано: по духу - да, прямых параллелей - нет. Я притащил домой с базы секвенсор Yamaha QX-1, пару клавиш и рэковых “мозгов”, и набросал аранжировку в секвенсоре. Там все нотки мои. Практически вся песня у меня была сделана до ноты дома.
Потом принес на репетицию, Руслан быстро все раскидал по партиям, все риффы гитары с басом у меня уже были придуманы, также я выписал на ноты короткий инструментальный брейк в середине - там переменный размер… Вот, пожалуй, и все. Запись с рыбой отдали Маришину и стихи практически не переделывали (опять же, как я помню). Александр Ситковецкий

Можно отметить, что «Последний шанс», как и предыдущий трек А. Ситковецкого «Ветер в лицо», достаточно сильно отличался от привычного (уже измененного) звучания коллектива.

Для рок-музыканта это процесс максимально свободный. Как мне все говорили, к 87-му году я, как гитарист, взял на себя значительно больше “одеяла”, что во многом было связано с увлечением Ван Халеном и калифорнийским роком ЛА. Оттуда и очевидные влияния, но я никогда не садился, почесывая репу и не думал - а дай-ка я напишу что-нибудь в харде, панке или электронике. Нет, просто естественным образом аранжировки и звучание во многом определились тогдашним инструментарием. У гитары изменился звук, с появлением Ру клавиши тоже значительно “полегчали”, мне досталось больше звукового пространства и т.д. Александр Ситковецкий

Пресса

Журнал «Комсомольская жизнь» опубликовал в своем первом номере интервью Татьяны Секридовой «Автограф»: Со слушателями мы - ровесники!» [1], взятое у группы осенью 1987 года.

Поэтому и поем о нас самих, о наших ровесниках, о наших проблемах развития, о проблемах одиночества, о необыкновенно быстром темпе жизни, огромных физических и психологических перегрузках... И если раньше в текстах было больше абстрактных идей, то сейчас во главе угла — личность, которая должна принимать конкретные решения. Конкретность! — в ней, на наш взгляд, сегодняшняя актуальность, а не в «ура-патриотизме»...1

Гастроли

Перед вылетом в США коллектив 15-17 января дал 8 (2+3+3) концертов в рязанской филармонии, по отделению с дуэтом «Новая коллекция», Игорь Кезля и Андрей Моргунов. После продолжительной болезни за клавишами снова “колдовал” Леонид Макаревич. Дебют новой песни «Последний шанс» состоялся 16 января на утреннем концерте.

У нас были совершенно потрясающие по энергетике и музыке совместные шоу: Новая коллекция и Автограф. Стадионы в Киеве, Харькове, Минске... Мощнейшая сцена звук/свет Автографа!2
Мы, "Новая коллекция" играли первыми, в перерыве техники успевали убрать наше оборудование и готовился простор для самой музыкально-продвинутой команды того времени - Автографа. Мы все были (и остаемся) друзьями. Все общение фокусировалось на музыке, вокруг музыки, а в свободное от этого время засматривались на красоток.
На мой взгляд те концерты были очень сильными по эмоциям и энергии, музыкальному контенту и, главное, совершенно не коммерчески-конюктурными. Звучала клевая авторская музыка в исполнении супер музыкантов. И стадионы всегда были переполненными.
Я часто видел, как во время шоу директор Автографа Феликс и наш директор Вячеслав Бейлин стояли за кулисами и наслаждаясь гордились своими артистами.3 Андрей Моргунов

120 минут

22 января в эфире утренней программы Центрального телевидения «120 минут» [4] вышел репортаж о группе с сюжетами о гастролях в Рязани, записи альбома и фрагментом песни «Ветер в лицо».

США. Тур

22 января коллектив из 10 человек: Ситковецкий, Гуткин, Макаревич, Михалин, Беркут, Фишкин, Гиршин, Посвянский, Цурков и Булгаков (руководитель) вылетает в США.

Константин Борисович Булгаков - тогда директор Москонцерта, которого мы уговорили Госконцерт и его тогда замдиректора Киселева отпустить с нами вместо традиционного сопровождающего-кгбшника.
Мы летели Аэрофлотом в Монреаль, там нас встречали МБ и МД [ночуем и утром] местной американской авиалинией Piedmont Airlines [с пересадкой в Сиракузах] - в Вашингтон ДС (столицу) к первому концерту. Александр Ситковецкий

Тур группы по восьми городам США проходит через Вашингтон, округ Колумбия». Нью-Йорк, Бостон, Лос-Анджелес, Сан-Диего, Феникс и Аспен, Колорадо, и закончится выступлением в Университете Бригама Янга в Юте.5

На данный момент группу ожидают концерты в трех городах США, включая Бостон, Вашингтон и Нью-Йорк. Также в программу входит выступление в Калгари на торжественном открытии Олимпийского фестиваля искусств, которое состоится незадолго до открытия там 13 февраля зимних Олимпийских игр.6

23-го в 14.46 «Автограф», Мэри Беккер и Мери Ди прибыли в Вашингтонский национальный аэропорт, где состоялась первое общение советских музыкантов с американскими СМИ.

Группа приземлилась в субботу днем в Национальном аэропорту в соседнем Арлингтоне, штат Вирджиния, после остановки в Канаде по пути в Соединенные Штаты.7

Альбом

Именно там и тогда началось распространение 6-трекового промо-альбома, записанного в декабре на «Мелодии» при участии Робера Парра и подготовленного к распространению маркетинговым агентством Michael Jensen Communications.

Кассеты были для презентации и пиара, распространялись среди A&R агентов, прессы, на приемах, шоу-кейсах и пр.Александр Ситковецкий

В прошлом месяце он [Бобом Парром] поехал в Москву, чтобы записать демо-запись, которую сейчас продают американским лейблам.8

Днем советская делегация совершила экскурсию по американской столице.

Группа из пяти человек, все музыканты с консерваторским образованием, которые были названы лауреатами премии Советского Союза в 1986 году, совершила краткую экскурсию по достопримечательностям Вашингтона, включая Белый дом. У Мемориала Линкольна музыканты выпрыгнули из своего фургона и поприветствовали других туристов, раздавая красные и золотые значки с названием группы.7

В Америку музыканты привезли свои гитары, клавиши и часть оборудования:

Наши клавиши, пульт и рэк Фишкина. Yamaha DX-7, Oberheim OB-8, секвенсор QX-1 и Roland D-50, который Мери привезла нам в Москву в декабре 1987 на запись с Бобом Парром. Мы его точно брали с собой. Фишкин настоял на том, чтобы взяли в тур наш пульт Soundcraft B800 24/4/2 и рэк с эффектами - боялся не справиться с новым оборудованием, да еще и каждый раз разным.
Питер Льюис - звукорежиссер группы Meri D and MVP. Работал на Мерином сете и помогал Фишкину настраивать звук в поездке. Александр Ситковецкий

Кроме двух коллективов в тур также отправились:

Jim Silvia - обеспечивал нашу безопасность (секьюрити) по требованию Госконцерта,
Alexandra Grey из Канады - сопровождала нас в туре по требованию ее канадского босса Джона Криптона, с которым МБ собиралась финансировать карьеру группы в США и Канаде.
Chris Softley, наш PR-manager, из Michael Jensen Communications, PR-фирмой нанятой МБ на сопровождение тура за $25К.
Steve Clark - Stage Manager знаменитой группы Jorney и управляющий прокатной фирмой Nocturne, основанной на собственном оборудовании Jorney. Всегда находился около нас на сцене во время выступлений в Америке. Александр Ситковецкий

25 января в столичном клубе «9:30» состоялось первое выступление «Автографа» в США.

Программа состояла из двух частей, в первой выступала Мери Ди со своей группой.

Группу собрали наспех из знакомых, очень приличных музыкантов и назвали MVP - Most Variable Persons, игра слов на известное американское сокращение MVP - Most Valuable Person. В группу вошли братья Bob и John Parr (бас и гитара), Mark Levang - клавиши и Russ McKinnon - ударные. У Расса потом всерьез пошла карьера с Barry Manilow и др. А Боб Парр в декабре 1987-го приезжал в Москву вместе с Мери Ди и Мери Беккер, в качестве продюсера (и инженера) демо-записи Автографа на Мелодии для Америки. Александр Ситковецкий

Во второй «Автограф» с частично англоязычной программой, специально подготовленной для тура:

Teacher of Mistakes
Something’s Bound to Happen
We Can Be Love
Tune In
Clouds
Headache
Почему?
Последний шанс
The World Inside (с Мери Ди)

на бис:
Нам нужен мир
Back In the USSR

Все песни, которые мы сыграем здесь, за исключением одной или двух, будут на английском языке.8

«Автограф» из пяти человек — первая советская рок-группа, когда-либо выступавшая в Соединенных Штатах, — вышла и сыграла… старый добрый аренный рок. Голос вокалиста Артура Михеева звучит как голос Иэна Хантера времен Mott the Hoople. Он даже выглядел как обычный рокер, сочетая черную кожу с белой рубашкой на пуговицах.
Большая часть материала «Автографа» звучала одинаково: тяжелый барабан и синтезатор с гимноподобными мелодиями, перемежающимися кое-где визжащими гитарными соло. «Tune» звучала типично по-американски.
Самыми интригующими были песни, исполненные на русском языке, в том числе «Headache», во время которой Михеев заставлял публику хлопать в ладоши. Тяжелая Свинцовая баллада «Нам нужен мир» также стала ярким событием, хотя бы из-за своего посыла.
Выступление достигло низшей точки Их сет достиг рок дна как раз перед тем, как он закончиться. Мери Д., певица из Техаса, которая помогла «Автографу» организовать турне по США и исполнила посредственный вступительный сет, вернулась, чтобы подвывать дуэтом «You Can Be Love», в котором она и Михеев спели: «Мы бесконечный свет, мы можем сделать все, что попытаемся». Трудно предположить, почему лирика «Автографа» в духе Дейла Карнеги звучит так пусто — из-за вмешательства государства или потому что к этому приложила руку Мери Д., которая помогала «Автографу» переводить его материал на английский язык? ...9

После выступления группа направляется в Нью-Йорк.

Из Вашингтона в Нью Йорк, по-моему, самолетом. Александр Ситковецкий

26 января, днем интервью для «Good Morning, America».

Гут с балалайкой подарочной из Москвы, я, по-моему, с бутылкой водки. Поговорили, рассказали о туре, впечатлениях от Америки. GMA до сегодняшнего дня очень значимое ТВ-шоу в штатах. Александр Ситковецкий

Вечером концерт в клубе «Drums».

Маленький клуб Drums, сцена совсем крохотная, встали, как поместились, Макара задвинули в правый угол (stage right), поэтому мне пришлось встать слева.
У Вити и у меня - температура за 40, сильнейший грипп/воспаление легких. Всю поездку до Калифорнии сидели на Мериных антибиотиках, надо было работать, а у меня еще были сплошные интервью до и после выступлений... Александр Ситковецкий

Группа представила ярко звучащие хард-поп песни, шаблонные по отечественным меркам, но в то же время подходящие для среднего плейлиста. Ведущий вокалист Артур Беркут пел в высоком, уверенном металлическом стиле Клауса Майне из Scorpions, в то время как остальные участники квинтета умело играли позади.
Шоу, включавшее несколько песен на английском языке, было лучше всего, когда оставалось поп-музыкой. Менее эффективными были более тяжелые роковые повороты, во главе с брейками соло-гитары Александра Ситковецкого.10

«Автограф», советская рок-группа на своих первых гастролях в США, покорила нью-йоркскую дискотеку музыкальной гласностью, вызвавшей бурные аплодисменты фанатов.
Несмотря на трудности с английскими текстами, группа получила хорошую оценку своего концерта во вторник от поп-критика Джона Свенсона из United Press International.
Свенсон сообщил, что группа «впечатляла технически, с изобретательной игрой на клавишных и программированием синтезатора, мощной ритм-секцией и лаконичными мелодичными гитарными партиями».11

Утром 27-го переезд в Бостон.

Из Нью Йорка в Бостон - автобусом. Александр Ситковецкий

Третье американское выступление состоялось в клубе «Channel» - одном из наиболее известных мест выступлений рок-групп в США.12

В Бостоне, перед концертом в знаменитом Channel Club, — очередное интервью.
Я еле говорю, глаза слезятся, из всех дырок хлещут сопли, при этом на меня строго смотрят три камеры и несколько журналистов тыкают микрофонами в зубы. Матерюсь про себя, занудно, совсем не по-рокерски отвечаю на вопросы.13 Александр Ситковецкий

Особенно впечатлила ритм-секция в составе басиста Леонида Гуткина и барабанщика Виктора Михалина, а также соло-гитариста Саши Ситковецкого, который был одет в развевающуюся желтую накидку и исполнял революционные соло, где-то между Эдди Ван Халеном и Ричи Блэкмором.
Увы, сет не обошелся без проблем, главным среди минусов было плохое произношение певца Артура Михеева. Одетый в кожу Михеев был ходячим противоречием: в нескольких русских песнях он пел как сердечный блюзовый Роберт Плант, однако в английских песнях он часто звучал неловко и потерянно.
Еще одна проблема заключалась в том, что концерт к концу странно провисал до сентиментальности. Сыграв несколько крутых рок-номеров и неожиданный трек с привкусом регги, группа спела свой гимн гласности «The World Inside», раздражающую песню, которая звучала как избитое продолжение песни «We are the World». А затем последовала еще более сентиментальная «We Can He Love» с лирикой «Мы должны заставить весь мир увидеть, что любовь — это все, что нам нужно».
«Автограф» — настоящая рок-н-ролльная группа, и ей лучше держаться своего стиля направлении, а не двигаться в сторону банальности.14

Намеченное на 29 января выступление в канадском Калгари не состоялось из-за отмены фестиваля.

Они отыграли три концерта на пути к Олимпийским играм в Калгари, но этот концерт был отменен из-за плохих продаж билетов.15

Зимняя Олимпиада в Калгари - Мэри нас туда пыталась “пристроить” на открытие, но Нил Янг категорически отказался выступать с “коммунистами” (( Александр Ситковецкий

Мы провели в Бостоне несколько дней и 2-го февраля вылетели в ЛА. Прилетев, Витя и я окончательно свалились с дикой температурой и только за 2-3 дня до важнейшего концерта-show-case в супер-популярном Roxy стали выходить на улицу, греясь в телом калифорнийском солнце... Александр Ситковецкий

8 февраля группа выступает в театре «Roxy», Лос-Анджелес.

Культовый Roxy, на не менее культовом Sunset Strip, я тогда запомнил плохо.
Мы сильно волновались, я нервничал, орал на Фишкина и Цуркова: гитары в зале мало, тема синтезатора не читается, свет не тот! Помог Питер — звуковик Мери Ди в туре. Спокойно настроил аппарат, мы зазвучали прилично.
Сейчас понимаю — это было небольшое, но событие в местной тусовке: «гранды» советского рока в Roxy, много «лейблов» — фирм звукозаписи, пресса, эмигранты, куда же без них…
Отыграли, отпели, шикарный afterparty после концерта…13 Александр Ситковецкий

Те, кто надеялся услышать совершенно другой рок, могли разочароваться. И мелодично, и лирически «Автограф» звучал жутко похоже на своих американских рок-собратьев. Но, в отличие от большинства американских рок-групп, «Автограф» хорошо использует минорные гаммы. Это придает музыке чуть более экзотический оттенок.
Группа выступала на русском и английском языках. А когда музыка и причудливые тексты сливались воедино, как, например, в быстрой «Головной боли» и апокалиптической симфонии «Нам нужен мир», результаты были ошеломляющими.16

А на следующий день (9-го) «Автограф» едет в Сан-Диего для концерта в клубе «Bacchanal».

Потом был настоящий клубный «срач» в Сан-Диего, где меня с Витей приладили до концерта на местную рок-радиостанцию KGB-FM — они были рады прокатиться на КГБ-референсах. Затем — потная раздевалка на четыре группы: все сопят, переодеваются, поглядывают друг на друга и на инструменты, дёргают струны на гитарах, крутят палки, все ждут, когда позовут на сцену. Саундчека практически не было, оставалось только надеяться на своих за пультами, о том, что и как звучало в зале, уже никто не заикался, лишь бы вовремя вывели голос или гитарное соло…13 Александр Ситковецкий

К сожалению, «Автограф» слишком часто звучал как группа, участники которой двадцать лет изучают американский, канадский и английский рок и чья дипломная работа/репертуар представляет собой разрозненный набор извлеченных уроков. Только нечастый, своеобразный инструментальный штрих напомнил нам, что это не амбициозная группа из Западной Ковины. Один из таких случаев произошел, когда басист Гуткин сыграл на фаготе (!) в томной балладе «Облака», которой клавишник Макаревич придал богатую синтезированную атмосферу.
Как в лучших американских историях успеха, «Автограф» может, по крайней мере, сделать такой материал увлекательным. Если бы вы могли проигнорировать бессмысленный английский текст «Headache», мелодия обеспечила бы несколько минут приятного пикси-фанка со вкусом ска. «Последний шанс», одна из нескольких песен, исполняемых на русском языке, включала исполненное со вкусом гитарное соло Ситковецкого и неплохой синтезатор Макаревича. Клавишник, по сути, обогатил многие песни группы полуклассическими вставками и росчерками в стиле Кита Эмерсона, а также творческими оркестровыми оттенками, полученными от сэмплера/синтезатора Kurzweil.17

Концерт «Автографа» во вторник вечером не достиг каких-то особых высот для того, чтобы быть «саммитом рок-н-ролла», как было объявлено. Тем не менее, шоу доказало, что советская рок-группа может производить рок так же шаблонно, как американская или британская.
Несмотря на все свои клише, вечер вторника, по крайней мере, был очень интересным. Несомненно, талантливая команда, «Автограф» компенсировала недостаток русскости в своей музыке демонстрацией, ну, скажем так, рашности. В стиле канадского пауэр-рок-трио, выступавшего на прошлой неделе на Спортивной арене, «Автограф» поставил точность выше кричащего вокала и инструментальных соло.18

Фендер

10 февраля коллектив посещает знаменитый Fender.

Билл Шульц оказался наиболее симпатичным, открытым и улыбчивым хозяином этой гитарной империи. Всем интересовался, всё показывал; первый раз в жизни видел советских… Фабрика, склады, офисы, фото на память… Однако на память «Автограф» получил нечто значительно более существенное — почти контейнер новейшего оборудования и инструментов. От настоящего американского «Страта» каждому технику до двойного гитарного лампового стека Dual Showman + Twin Reverb-100 для Сита, 400-ваттного басового мастодонта для Гуткина и даже 32-канального светового MIDI-пульта для Цуркова.13 Александр Ситковецкий

Фотосессия

Тогда же в Лос-Анджелесе прошла небольшая фотосессия группы.

Запомнилась фотосессия с двенадцатилетней Милой Йовович. Агентство Michael Jensen Communications, в числе других мероприятий организовало этот photo-shoot. На самом деле shoot получился так себе, так как вместо «милой Милы» в кадре в основном доминировала её мама Галина, всеми силами ограждая свою дочь, уже будущую кинозвезду, от пагубного влияния советских рокеров. Особенно подозрительным маме Гале почему-то казался Витя...13 Александр Ситковецкий

Сессия проходила

В Лос Анжелесе, где то в городе, на асфальте, не в парке, вокруг стояли машины и две авто-костюмерные - в одной переодевались мы, в другой - Галя с Милой. Вернее всего - где-то в Голливуде, на улицах. Александр Ситковецкий

В каком-то кафе. Это наше PR агентство организовало. Помню только очень энергичную маму Галю, если не сказать больше.... Сама девочка, по-моему, вообще молча улыбалась. Леонид Гуткин

Ни одна фотография с этой сессии так нигде и не появилась…

Через день «Автограф» отправляется в следующий пункт тура – Аспен.

Летели из LAX в Денвер и оттуда автобусом. Александр Ситковецкий

Аспен вел себя как обычно, а «Автограф» занимался рок-н-ролл гласностью: в равной степени сдержанной дипломатией, покупками и интервью.19

Представление состоялось 13 февраля в клубе «Paradise», местное ТВ вело съемку концерта (?).

Paradise Club в Aspen, Colorado, самом богатом и снобистском лыжном курорте Америки.
Мы были в ударе, играли здорово, а потом был долгий и симпатичный “джем” с музыкантами МД. Александр Ситковецкий

В то время как концерт в Колорадо отличался культурными традициями, в музыкальном плане не было предложено ничего такого, что американцы не привыкли видеть каждую неделю на «Поиске звезд».
Члены «Автографа» — по-настоящему милые ребята, пытающиеся быть хорошими послами Востока.
В защиту группы скажу, что они не играли перед рок-толпой. Выставка, организованная в пользу Художественного музея Аспена, не смогла заполнить «Paradise», что стало неожиданностью, учитывая исторический характер события.20

На этом американский тур группы закончился, концерты в Фениксе и Юте не состоялись.

Видимо деньги. Могли билеты плохо продаваться, а промо-тур был и так в минусе а-приоре. Леонид Гуткин

Мери договорилась с известным промоутером Джоном (не помню фамилии John Cripton) Great WA, который имел тесные связи с Госконцертом, возил Большой Театр по миру и пр. - чтобы тот взял на себя продвижение Автографа в Канаде, а также разделил с ней расходы на группу в США. Представитель GWA Александра Грей ездила с нами в большинство городов тура по Америке, Мери ее сразу невзлюбила, называла шпионом Джона. С Джоном не сложилось, он остался должен много $$ МБ. Александр Ситковецкий

Однако группа осталась в Америке.

Вернувшись в Калифорнию мы отправили домой нашего Булгакова и я (с помощью отца в Москве) уговорил Госконцерт продлить нас еще на месяц - до середины марта: для записи, полета в Нью Йорк на пресс-конференцию и пр. Александр Ситковецкий

19-23 февраля «Автограф» проводит в Нью-Йорке.

Трое из пяти участников советской группы «Автограф», которая сейчас находится в своем первом турне по США, на выходных устроили перерыв, чтобы покататься по магазинам в Нью-Йорке, прежде чем дать интервью для MTV и «The Today Show». Что касается Лос-Анджелеса, то они полюбили город, залитый солнечным светом, но радио Лос-Анджелеса их не впечатлило. Бас-гитарист Леонид Гуткин говорит, что он записал несколько часов из трех разных лос-анджелесских станций, «но все они звучали одинаково».21

Насколько помню, это было продолжение/завершение работы Jensen Communications по презентации советской рок-группы в США. Потому что с нами в NYC летала Chris Softley из этой фирмы и жила в том же отеле Barbizon.
Пресс-конференцию не помню (и была-ли), Витя давал интервью журналу Modern Drummer, это все организовывала JC.
MTV было точно, по-моему, со мной, Гутом, Макаром, это было важно в 88-м. Today Show - не помню. Александр Ситковецкий

Удивило огромное количество рэпа, мы приехали на радиостанцию в Нью-Йорк, и я подумал то ли это шутка какая, всё было в рэпе, и мы со своими прогрессивными мелодиями и оборотами там просто были совершенно чужие люди.2 Артур Беркут

Возвратившись в Лос-Анжелес, группа базируется в доме Камиллы Филдинг, коллектив пишет музыку, изучает город, отдыхает.

Она была большой подругой МБ и любезно согласилась пустить нас на постой в свой огромный дом в Голливуде недалеко от знаменитого знака и обсерватории Griffith, когда группа закончила официальный тур и осталась в Америке еще на месяц (неслыханная вольность в те времена). Ребята спали в подвале в большой студии (там были кровати), а я месяц жил у Alan Roy Scott дома (тот уехал в Европу) настоящей американской жизнью. Кормил его собак и наслаждался свободой передвижения, так как Алан оставил мне на месяц свою машину (небольшую Mitsubishi) и я путешествовал по городу, часто забирал Гута и Артура и мы ездили в Marina del Rey на пляж.
Алан вернулся, я съехал из его дома к Камилле (ребята потеснились) и мы ездили записываться в Санта Монику уже из дома Филдингов.

Плотное знакомство с MTV, погружение в хард-рок кастрюлю Лос Анжелеса и много свободного времени в студии дома в Голливуде, где мы все жили, сподвигли нас на написание нового материала. Александр Ситковецкий

Новые песни

К десятым числам марта у группы была готова музыка для двух песен, одна из них станет «I’ll Be Waiting», текст написала Мередит Маршалл, вторая «I Need You» (первоначальное название «Love is Love») слова Алана Роя Скотта.

Музыка "I Need You" и "I'll Be Waiting" была написана в первой поездке в Америку Леней и Артуром в феврале/марте 1988 в студии/подвале дома Камиллы Филдинг. Когда музыка была готова, Mary решила ее записать в качестве демо для record label. Она пригласила общего приятеля Alan Roy Scott (познакомились еще в Сопоте-87). Он - профессиональный songwriter и написал стихи на английском. Затем он снял студию Trax известного звукорежиссера Michael MacDonald (Martika) и продюссировал обе записи. Так появились эти две записи на английском. Александр Ситковецкий

Идея пришла очень просто, мы приехали в Америку, Мэри сказала, что у нас нет адекватного материала, который мог бы каким-то образом соприкасаться с американским рынком. Жили мы в доме Камиллы Филдинг на Холливуд Хиллз с бассейном, занимались музыкой, там была гитара, фортепьяно, там и родились I'll Be Waiting и I Need You, под воздействием того, что мы слышали по радио и вокруг. Алан Рой Скотт, который дружил с Мэри, заехал на гору послушал песни и сказал, что они вполне годятся для радио, в том числе. Написал слова и организовал запись у Майка Макдональда. Такая нехитрая история. Леонид Гуткин

В каком-то ДК. Всегда в кулисах был рояль. Я в свободное время от саундчека играл и сочинял куски всякие))) Так и I Need You родилась. [В Америку я приехал уже с материалом.] Артур Беркут

Trax Recording

Запись проходила примерно 14-15 марта.

Trax в 80-е был в Santa Monica в индустриальном здании, 2 песни мы полностью записали (tracking) за один день, плюс день на наложения (overdubs) вокала, клавиш и гитар и еще полдня на микс. Гуткин в качестве продюсера от группы (продюсировал запись Alan Roy Scott). Лёню не удовлетворяли партии и звуки, предложенные Макаром. Александр Ситковецкий

Алан сказал, что было бы здорово пригласить какого-то клавишника, который мог бы работать с современными звуками, потому что Ленька Макаревич, он замечательный пианист, но что касается дизайна звуков синтезаторных, особенно на уровне Америки, он в этом был не силен. Так появился Тим Хайнц через Алана, который все записал быстро, симпатично и с хорошими звуками. Леонид Гуткин

Мы улетали в Москву почти сразу после записи в Trax. У нас еще не было финального сведения до отлета, лишь rough mix, который он [Алан] привез в аэропорт, и мы впервые слушали себя - “американских”. ¼” бобины с оригиналами мастеров (плюс и минус) у меня появились позднее и “минус” мы использовали для наложения русского вокала у Замараева. Александр Ситковецкий

Дальнейшая работа над треками: запись бэк-вокала и окончательный микс проходила уже без группы.

Все бэки - американцы, которых пригласил Алан, он же и продюсировал. Александр Ситковецкий

Пресса

За два месяца пребывания в США музыканты дали десятки интервью радио, ТВ и печатным СМИ, они приняли участие в таких знаковых для Америки программах, как «Good morning, America», «The Today Show», «Голос Америки» и MTV.

«MTV для нас очень информативен. Оно показывает положение дел на сегодня», — сказал Михалин Rocky Mountain News.19

С приключениями выступили в программе Службы радио и телевидения вооруженных сил (AFRTS).

Представитель группы заявил, что военные отказали «Автографу» в разрешении ступить на территорию министерства обороны в Солнечной долине, где AFRTS записывает свои программы.
«Продюсер шоу позвонил утром и спросил имена участников группы и их менеджера, сказав, что ему нужно согласовать все с Вашингтоном», — объяснил публицист Крис Софли. «Во второй половине дня они перезвонили и сказали, что им придется проводить интервью в нашем офисе — группу туда не пускают.23

И повеселились на радио KGB (11 февраля).

Самое странное произошло прошлой ночью. КГБ представил концерт российской группы «Автограф». Между очевидным ироническим подтекстом того, что «КГБ» представил русских, и некоторыми забавными языковыми барьерами, это был довольно странный вечер.24

«Автограф» упоминался более 60 раз на страницах, как минимум, 44 печатных изданий.

Основной целью клубного тура и сопровождающей его рекламной кампании (через Jensen Communications) было вызвать интерес у звукозаписывающих компаний США.
«Мы хотим убедиться, что их воспринимают не просто как советскую новинку, которая есть сегодня, а завтра ее нет», — говорит Беккер. «Все участники имеют консерваторское образование, и их музыка стоит сама по себе».25

Тогда казалось, что Автограф вышел из клипа MTV. Михеев был одет в кожаный костюм, Ситковецкий — в струящийся плащ, а Михалин — в черно-белую футболку с мишенью посредине.
Когда они энергично исполняли аккорды своего репертуара, в разное время ощущалось влияние таких западных групп, как U2, Pink Floyd, Uriah Heep и Judas Priest.26

В Москву группа вернулась 18 марта, две недели на отдых, репетиции и снова в путь.

Новые песни

К апрельским гастролям две песни «Быть самим собой» и «Случай» получили новые тексты, написанные Наумом Олевым и Александром Маришиным, и соответственно стали называться «Сегодня» и «Ничья» (Что-то должно произойти).

Потом, с новой редакцией мы взяли стихи Олева. Как и со второй песней той программы “Случайно Все”, появились и новые стихи, и переработка (сокращение и укрупнение) музыки.
Как и с Быть Самим Собой, мы были не удовлетворены первыми стихами и решили позднее взять текст Маришина, он и исполнялся до конца. Александр Ситковецкий

Гастроли

1-5 апреля, Хмельницкий, филармония, 10 концертов (по 2 день).

Приехали из Америки, навьюченные аппаратом, купленным и подаренным. Fender новые усилители у меня и Гута, wireless radio - беспроводные системы для гитары, баса и вокала. В Хмельницком. В 1988-м. Мы с Гутом, в приподнятом настроении, решили начать концерт из входных дверей концертного зала, двигаясь к сцене и были страшно освистаны - никто не поверил, что это вживую, а не фанера. В руках у Гуткина появился уникальный бас Kubicki, бренд тогда принадлежал Фендеру, Лёня мечтал об этом инструменте и его нам подарил… сам владелец тогда Фендера. Mr. Bill Schulz... Александр Ситковецкий

Новшеством гастролей стал мониторный пульт, за который сел Сергей Рылеев.

До этого всю жизнь мониторы, по старинке, отстраивались с основного пульта в зале (и на Studiomaster и на Soundcraft была спец. мониторная шина, на которой набирался баланс инструментов и голосов на сцене) и практически не трогались в течение концерта. Мониторный пульт с инженером на сцене за музыкантами в то время на Западе был уже стандартом на концертах нашего уровня, но в СССР об этом и не мечтали. Уже поездив по миру, мы поняли, что это не роскошь и нам это нужно и сделали. Александр Ситковецкий

4 апреля на дневном концерте состоялся дебют песни «Я люблю», русский текст к которой написал Виктор Михалин.

Я помню, что Виктор уже на гастролях делился идеями текста к ней. Артур Беркут

… я пишу русский текст для песни Я люблю, будучи мотивирован английской версией (I need you). Мы были на гастролях, где-то не помню где, и после концерта не спалось. Как сейчас помню убогий одноместный номер, в котором был стол, но не было бумаги. Таким макаром мне пришлось крутящиеся в голове фразы заносить на туалетную за отсутствием писчей... Виктор Михалин

Glasnost

Канадский независимый лейбл «Itrepid Records» переиздал в формате виниловой пластинки (N1 48958) и кассеты (N4 48958) немецкий сборник «Rock Around The Roter Platz» (pläne, 1987), сменив название и оформление, и немного изменив треклист. Новый вариант получил название «Glasnost», как и в оригинале на пластинке был один трек «Автографа» («Нам нужен мир»), на кассете – два («Нам нужен мир» и «Реквием»).

Дела американские

В марте-апреле Мери Беккер, американский менеджер группы, используя свои связи, выходит на известного продюсера Хёрба Коэна и представляет ему группу.

Мери Б. имела достаточно контактов в индустрии, менеджируя свою дочь. Александр Ситковецкий

Тур в США был большим успехом, проложив путь к международным контрактам.27

Не успев как следует окунуться в домашнюю жизнь 22 апреля «Автограф» вылетел в Прагу, дальше до Вунзиделя (ФРГ), места проведения фестиваля, автобусом.

Ost-West

Четвертая встреча рок музыкантов востока и запада «4 Ost-West Rocktreff» прошла 23 апреля в Фихтельгебирге Холле, вместе с советскими музыкантами в фестивали участвовали венгерский классический квартет «Tatrai», поп-певица из ГДР Brigitte Stefan и очень популярная на тот момент панк-группа из Западного Берлина «Die Ärzte».

«Автограф» представил свою (американскую) англоязычную программу, в том числе впервые была исполнена песня «I’ll Be Waiting».

Фестиваль - 1 день, ничего особенного, время было такое - все эти “Восток-Запад” мероприятия были востребованы и в духе времени. Важно было то, что на этот фестиваль по просьбе Хёрба приехал из Лондона известный продюсер Питер (?), чтобы послушать нас “живьем”. Ему очень понравилась The World Inside и он там же предложил выпустить сингл в Англии. Мы, естественно, сразу согласились, но Хёрб отказался, он считал, что карьеру на Западе надо начинать с полного альбома в Америке, а не сингла в Европе, даже сильного. Александр Ситковецкий

И, возможно, это было ошибкой.

Изменения в составе

В апреле в команду приходит Игорь Провоторов.

Рабочий-техник, как и Чочуа, помимо таскания уже специализировался на определенных более сложных работах на сцене, требовавших знаний и навыка. Александр Ситковецкий

Дела американские

Мери Беккер становится официальным менеджером группы в зарубежных странах.

Мировая практика доказала очевидные преимущества системы, при которой артиста или коллектив представляет конкретный человек /менеджер/, с одной стороны профессионально представляющий себе специфику и условия западного рынка, с другой – хорошо знакомый с возможностями и творческой потенцией “своего” коллектива.
Коллектив группы «Автограф» поддерживает просьбу импрессарио М. Беккер о предоставлении ей права в течении 5-ти лет представлять «Автограф».28

Мэри Беккер поддерживает отношения с Госконцертом СССР и в/о «Международная книга». Одна из ее целей – запись пластинки группы «Автограф» в США и распространение ее по всему миру.29

Кроме этого

в июле [Мэри Беккре] собирается провести с Госконцертом СССР гастроли певицы Мери Маршалл в Советском Союзе.29

Гастроли

3-5 мая группа выступает в Киеве, 5 (1+2+2) концертов во Дворец спорта, это были последние концерты Леонида Макаревича в составе «Автографа».

В мае 1988 года Макаревич, написавший неповторимый по настроению «Разговор с Леонардо Да Винчи», но не сумевший раскрыться как композитор, ощущая, что его музыкальные идеи не находят применения, покинул «Автограф»30 и его место занял Ру, более знакомый с современными технологиями.31

Через две недели в Одессе хозяином клавиш становится Руслан Валонен, 20-24 мая, 8 (2+2+2+1+1) сольников во Дворец спорта.

Концертная программа:

Сегодня
Ничья
Почему?
Ветер в лицо
S.O.S.
Реквием (памяти Джона Леннона)
Облака
Последний шанс
Я люблю
Головокружение
Электронные часы
Мир в себе
Нам нужен мир

На некоторых концертах могли исполняться: «I’ll Be Waiting» и «Płynie w nas gorąca krew».

27-30 мая, 6 (1+2+2+1) концертов в Ледовом дворце Северодонецка.

Пошли приглашения от местных концертных кооперативов на оплате по договоренности, не от филармоний (1988 уже). Платили уже реальные деньги, но публики от этого больше не стало, наоборот…13 Александр Ситковецкий

Дела американские

По мнению Коэна основным условием для продвижения группы на американском и мировом музыкальных рынках должна стать запись успешного альбома.

Идея возникла у менеджемента группы. К тому времени Mary Becker передала нас Herb Cohen - известному менеджеру, его roster включал Frank Zappa, Anita Baker, Dooby Brothers и др. Продвигать группу в Америке после успешного клубного тура без записи невозможно, отсюда и решение писать альбом. Александр Ситковецкий

Мери Беккер, как менеджер группы, заключает с «Международной Книгой», отвечающей за авторские права советских артистов, контракт на запись группой альбома в США.

Для записи ансамбля «Автограф» /с участием американских продюсеров/, М. Беккер заключила контракт с В/О «Международная книга» о выпуске диска-гиганта «Автографа» в США. В настоящее время Мэри Беккре готовит приезд в СССР для записи нового материала группы «Автограф» продюсера и музыканта Джорджа Дюка с менеджером и звукорежиссером.28

10 июня группа вновь оправляется за границу в тур по Чехословакии и Польше.

Чехословакия

Семь городов, семь концертов и открывался тур выступлением в Доме культуры Братиславы, 12 июня.

Затем последовали:

13 - Дом культуры в Велки Мезиричи
14 - Городской театр, Табор
15 - Прага, open air в Парке культуры

В Праге наш Икарус застрял на одной из “узких улочек” и наши техники, выйдя из машины, вручную передвигали легковушки на тротуар, благо это были или ГДРовские пластмассовые Трабанты или что-то местное и маленькое. А ребята были хорошо откормлены кнедликами )) Александр Ситковецкий

Потом

Хомутов, Зимний стадион, 16 июня.

Отель Партизан в Хомутове, где с Артуром приключилась совсем интимная и совсем смешная история, которую музыканты запомнили навсегда. Разглашать не могу. Тайна группы. Александр Ситковецкий

Градец Кралове, Зимний стадион, 19 июня
21 июня Острава, тоже Зимний стадион.

Дальше 3 дня на передышку и переезд в Польшу.

Польша

Польская часть тура открылась выступлением на фестивале газеты «Трибуна люду» в городском парке Варшавы, в субботу 25 июня.

Парк Культуры в Варшаве, мощный был концерт - нас здорово принимали на волне скандала в Сопоте. Артур взял гитару по собственной инициативе - нравилось ему, да и новые краски - он играл только аккорды на чистом звуке, не в каждой песне, ближе к концу. Александр Ситковецкий

Следом еще два open air в Амфитеатре Зеленой Гуры, 27 июня и
через день (29) в городе Радом, опять же в амфитеатре.

Группа возвращается в Варшаву:

1 июля концерт в главном студенческом клубе столицы Стодол
2 июля выступление на ТВ (Концертная студия польского радио им. Витольда Лютославского)

Возможно, съемки, но я обычно их выступлением не называл. Может у них (TV) в зале… Александр Ситковецкий

3 июля еще одно выступление в Парке культуры Варшавы.

Завершился тур 4 июля в Амфитеатре в Иновроцлаве.

Итого 4 города и 7 выступлений.

Возили все свое - 2 полных трайлера из Москвы, звук, свет и лазеры/дымы. Александр Ситковецкий

Дела американские

Мери Беккер привезла для разучивания 4 песни, которые группе предстоит записать в Америке.

Empty Rooms (Gary Moore / Neil Carter)
Dancing On The Edge Of The World (Rick Springfield / Jeff Silverman)
Home Of The Brave (David Paich / Steve Lukather / Jimmy Webb / Joseph Williams) (?)
Now My Eyes Are Open (?)

«Автограф» приступает к репетициям.

Herb Cohen настоял на демо-записи этих 4-х песен. Он считал, что эти песни лучше покажут группу возможным покупателям - record labels/promouters.
Я помню только, что Empty Rooms - это была оригинальная запись Гэри Мура. Мери сказала про Empty Rooms Гэри Мура: гитарное соло больше Сит, чем сам Сит.
Разучивали недолго, просто “сняли” готовые аранжировки с записи.
Репетировали летом, жарко, в ВОСе, кушали напротив в грузинском кооп-ресторане, тогда было внове )) Александр Ситковецкий

17 июля в Москву по поручению Хёрба Коэна прилетает Джордж Дюк для личного знакомства с группой и подготовки ее поездки в США.

В тот же день группа устраивает прослушивание для важного гостя. По воспоминаниям участников: Юрий Фишкин был не очень доволен тем, что ему пришлось устанавливать весь аппарат по этому случаю. Мистер Дюк казался скучным, но вел себя вежливо.

Мэри в поте лица работала над вторым нашим приездом осенью — уже не с концертами, но с подготовленными показами (show-cases) для представителей фирм грамзаписи, промоутеров и людей из индустрии. В ответ мне пришла идея ответного короткого тура «Автографа» с Мэри Ди по СССР, благо ресурсов, контактов, влияния у Феликса и меня к тому времени было в избытке. Идею двигали не только искренняя дружба с Мэри и Мередис, но и коммерческий интерес — американская поп-певица на сцене с «Автографом»!13 Александр Ситковецкий

Тур с Мери Ди

Совместный тур начался 18 июля концертом в УСЗ Дружба. На концерте присутствовал Дж. Дюк.

После концерта мы все (с Мери Б. и Мери Ди) поехали в ресторан “Пиросмани” на Новодевичьем пруду (крутой, там бывали Ельцин, Билл Клинтон и пр.). Огромный, колоритный негр Джордж, за которым тянулась очередь зрителей за автографами, сел в мою “шестерку”, и машина угрожающе осела на один бок. Но до ресторана (5 мин от Лужников) доехали нормально. Александр Ситковецкий

Где он отравился... Леонид Гуткин

На том концерте, в первый и последний раз был мой старший сын Саша, 5 лет. Фишкин посадил его впереди себе, перед пультом, Саша запомнил, что было очень, очень громко и как его накрыло дымовой волной в финале концерта. Александр Ситковецкий

19 и 20 прошло еще два представления.

Программа состояла из 3 отделений, в первом играл «Автограф»:

Сегодня
Ничья
Почему?
S.O.S.
Облака
Последний шанс
Я люблю
Головокружение

затем сэт Мэри Ди в сопровождении «Автографа»:

Red Hot
Sure As I Am Standing Here
Take A Stand
Show Your Love
Bringing On The Thunder
Tender Mercies

и завершалась программа совместным выступлением:

The World Inside
I'll Be Waiting
Tutti Frutti
Johnny B. Goode

Во время концертов в «Дружбе» был снят небольшой телерепортаж, показанный на Московском канале. (?) [32]

Концерт 19 июля стал последним для художника по свету Олега Волкова. В дальнейшем такой выделенной должности в группе не было.

Объединенный коллектив переезжает в Вильнюс, где во Дворец спорта, 23-24 июля проходят еще два выступления.

Завершающие 3 концерта музыканты дали 29-31 июля в ДС Юбилейный, Ленинград.

В Ленинграде с Мери Д лучше всего концерты прошли, все солд аут! Да, и по приему тоже. Александр Ситковецкий

В итоге тур оказался весьма успешным.

С точки зрения коммерции приглашение Мери Ди для участия в концерте «Автографа» хедлайнером было беспроигрышным. 1988 год, страна открывается, занавес поднимается, народ голодный, живая симпатичная американка на сцене, а с ней — сильная, опытная группа, показывающая новую, во-многом уже «американскую» программу и затем аккомпанирующая гостье.13 Контракт был с Госконцертом и она [Мери Маршалл] какие-то $$ официально получала, все-таки у нас почти везде были аншлаги в ДС. Александр Ситковецкий

В июле того же года "автографы" сами организовали тур своей приятельницы Мери Ди, аккомпанируя ей в первом отделении и самостоятельно выступая во втором. Несмотря на спад интереса к року в целом, тур прошел с аншлагами.31 Маргарита Пушкина

Вместе с музыкантами по концертным площадкам ездили: Лиза Филдинг и переводчик.

Лизу пригласила сама МД в качестве make-up artist - наводить марафет перед выходом. Они дружили. Женщина - сопровождающая и переводчик от Госконцерта - по контракту было положено иностранную артистку так сопровождать. Александр Ситковецкий

После тура из группы уходят Владимир Алимов и Михаил Жаров.

Индия

До группы доводят информацию, что осенью она едет в Индию.

А потом повторяется история с «Сопотом» - Минкультуры СССР, Фестиваль дружбы, отговорок не принимается, в общем, ехать надо.13

Пресса

В рубрике «Портреты» августовского номера журнала «Modern Drummer» [33] напечатано большое интервью с Виктором Михалиным, взятое в феврале, когда музыканты посещали Нью-Йорк.

Раньше мы играли музыку, которая была, я думаю, очень близка к Genesis и Pink Floyd. Мы играли много инструментальной музыки и очень мало вокала. Но теперь наша музыка изменилась. Думаю, можно сказать, что мы играем мелодичный хард-рок. Раньше это был прогрессивный рок, но не более того.

Еще одно интервью «Рок через год» вышло в еженедельном польском журнале «Przyjaźń» №32 (август) [34].

Наши сильные стороны - музыка, композиция, мелодия, профессиональная аранжировка. Слабым, однако, является отсутствие развернутых элементов шоу, затрудненный контакт со зрителями в других странах. Мы слишком замкнуты, но сейчас мы пытаемся это сломать.

США 2

3 августа Александр Ситковецкий, Леонид Гуткин, Виктор Михалин, Артур Беркут и Руслан Валонен вместе с Мэри Беккер, Мери Маршалл и Лизой Филдинг вылетают в Нью-Йорк, а оттуда в Лос-Анджелес.

Советская рок-группа «Автограф» - первая российская группа, совершившая тур по США в феврале и марте этого года, вернулась, чтобы записать свой новый материал для альбома, всемирный релиз которого планируется в начале 1989 года.27

Группа вновь отправилась в Штаты писать демонстрационные пленки и проходить школу американского шоу-бизнеса.31 Маргарита Пушкина

6 августа группа приступает к репетициям в большом репетиционном комплексе, арендованном Коэном для своих музыкантов, там же «Автограф» проводит практически каждодневные шоу-кейсы для представителей американской музыкальной индустрии.

Насколько я помню, мы репетировали где-то в Sherman Oaks и играли шоу-кейсы для продюсеров. Приезжали в том числе Jeff Baxter и Richard Dashut (Fleetwood Mac), репетировали и шоу-кейсили в приличном реп. комплексе на Magnolia Blvd одновременно с Анитой Бейкер. Леонид Гуткин

Show-case, это презентация группы. Делается для демонстрации группы возможным будущим “покупателям” - рекорд-лейблам, концертным промоутерам и пр. В нашем случае, Mary и Herb приглашали в основном A&R people - сотрудников фирм звукозаписи, отвечающих за найм артистов и отбор репертуара. Цель - заключение контракта на запись альбома или нескольких альбомов и на всю сопутствующую деятельность.
В снятой Хербом репетиционной студии мы репетировали, отстраивали звук и ждали прихода “гостей”. Потом знакомились, про нас коротко рассказывали и мы играли несколько песен ”на звуке”. Потом еще недолгое общение и приходили новые. Помню только, что вот эти шоу-кейсы нас очень здорово укрепили профессионально - играли и пели очень слаженно и точно, звучали хорошо.
В перерывах бегали в соседние студии (то же здание) послушать репетиции Anita Baker и George Duke… Незабываемо. Питались в соседнем китайском ресторанчике, где Витя учил всех кушать палочками, а полный ланч с пивом стоил 7 долларов. Кореец, все-таки ))
Мы жили модной тесной компанией. Ходили по ресторанам, отмечали какие-то события, дни рождения... Александр Ситковецкий

SoundCastle

В середине августа группа приступает к работе в знаменитой студии «Soundcastle».

Серьезная, про-студия с 2-3 под-студиями, где-то около даунтауна ЛА. Были и комната SSL и комната Neve, как положено. Александр Ситковецкий

По воспоминаниям:

Студия находилась в капитальном здании в жилом районе Silver Lake, позади стоянки. В ней были SSL пульт, рояль, красивая и просторная гостиная, можно было курить, как в контрольной комнате, так и в соседних помещениях. Главная студия звучала отлично!

Для первой записи группы Х. Коэн отобрал песни известных исполнителей, полагая, что это поможет «Автографу» раскрыться на американском рынке:

Empty Rooms - Gary Moore
Dancing On The Edge Of The World - Rick Springfield
Home Of The Brave - Toto (?)
Now My Eyes Are Open - (?)

Однако по мнению группы:

песни, выбранные Хербом Коэном, были поистине ничем не примечательны.

Продюсировать запись Коэн назначил Марка Волмана и Ховарда Кейлана, участников некогда знаменитой группы The Turtles.

Ветераны группы The Turtles уже были “сбитыми летчиками” к тому времени, плюс плохо разбирались в особенностях нашего музыкального жанра. Записывая нас, они с удивлением обнаруживали для себя “философии” нашей музыки, инструментальные и вокальные подходы и приемы. Хорошие ребята, но совершенно неправильный выбор мистера Коэна… Александр Ситковецкий

Есть вполне отчетливые воспоминания,

что продюсер оспаривал аналоговые настройки наших клавиш и хвалил звуки, используемые INXS (это была отличная группа, но она звучала совсем не так, как «Автограф»), ему нравились колокольчики, звоночки, рождественские клавишные звуки.

К середине сентября запись была закончена.

А. Пугачева первый раз проехала США с туром, выступая в ЛА в Shrine Auditorium [концерт был 9 сентября]. В те дни мы как раз писали эти песни, были и на концерте, и на вечеринке в ее честь, с которой я уехал записывать гитары в Sound Castle. Александр Ситковецкий

Сведение проходило в этой же студии без участия группы.

Мы приезжали все в SC еще один раз послушать миксы и выпить бутылку шампанского за успех. Александр Ситковецкий

Телемост

В 20х числах августа в рамках проекта «Music Speaks Louder Than Words», автор идеи Алан Рой Скотт, состоялся телемост между Москвой и Лос-Анджелесом с участием группы «Автограф», которая в то время находилась в Америке.

«Автограф» организовали в известный The St. James’s Club на Sunset Strip для ТВ-моста с Москвой. Володя Матецкий «оттуда» говорил, спрашивал про наши дела, проект… Я отвечал, рассказывал…13 Александр Ситковецкий

2 октября группа возвращается в Москву.

По результатам поездки запись, сделанная группой в «Soundcastle» и известная сейчас, как «Демо для Дюка», издана не была, но было принято решение готовить материал для полноценного альбома.

Вердикта по окончании той записи объявлено не было Александр Ситковецкий, Херб принял решение писать авторский альбом. Леонид Гуткин

Шоу-кейсы, по всей видимости, тоже никаких конкретных результатов не дали…

Осенью 1988 «Автограф», вернувшийся из США, находился на пике своих профессиональных возможностей: музыканты были абсолютно сыграны, технический состав обучен и слажен, группа была оснащена самыми современными инструментами и оборудованием. Именно на это время Госконцерт запланировал участие коллектива в «Фестивале СССР в Индии», группе предстояло посетить 6 самых восточных, только что открытых для иностранцев, штатов: Ассам, Мегхалая, Аруначал-Прадеш, Нагаленд, Манипур и Мизорам и дать там 13 концертов. Обстановка в регионе была очень сложная, сепаратисты, конфликт с Китаем, местные непонятные европейцам традиции всё это требовало повышенных мер безопасности. Предстоял сложный, местами опасный и очень экзотический тур.

После американского рая их ждала самая экзотическая поездка в жизни - в Индию (по линии Госконцерта), в области, лишь полгода назад открытые для посещения белых людей.31 Маргарита Пушкина

20 октября «Автограф» вылетает в Калькутту и далее в Гувахати и Шиллонг.

Индия

Начало тура оказалось скомканным – 4 концерта в Шиллонге 22 и 23 октября (по 2 в день) и два в Гувахати 25 и 26 не состоялись, причина простая – нет инструментов и аппарата.

Летели Аэрофлотом до Калькутты, там ночевали и утром, местным Боингом - к месту первого концерта. Прилетели, а аппарат, который шел отдельно грузовым самолетом, потом должен был быть перевезен к месту назначения, не пришел. Наши 2 тонны оборудования как следует застряли на таможне в Калькутте и коллектив во всю отрывался без работы. Мы “куковали” несколько дней в ожидании аппарата, несмотря на грозные призывы из Москвы и Дели играть на местной аппаратуре и инструментах. Александр Ситковецкий

По-настоящему тур начался в Итанагаре, где 28 и 29 октября состоялись два концерта на открытой площадке.

Людей загоняли на большие необустроенные площадки в горах, обнесенные колючей проволокой, нас представляли как знаменитую рок-группу с американским контрактом, принимали по-разному, но к концу концерта всегда раскачивались и песни на английском старались петь с нами, народ молодой, дружелюбный, но в основном обкуренный в хлам. 2 дня по 15 тыс за концерт. Александр Ситковецкий

«Автограф» представил свою англоязычную программу разбавив ее песнями на русском:

Teacher Of Mistakes
Something’s Bound to Happen
Почему
Tune In
S.O.S.
Реквием (памяти Джона Леннона)
Clouds
Последний шанс
I Neede You
I’ll Be Waiting
Headache
Электронные часы
The World Inside
Нам нужен мир
Johnny B. Goode
Tutti Frutti

Программа на англ. яз., которая у нас после Америки была. Оборудование с собой было все, но в усеченном варианте, приспособленном к авиа-перевозкам и небольшим индийским грузовикам. Т.е. колонок и усилителей было меньше, на светоферме - меньше приборов, на сцене тоже всего меньше. Свои основные тогда инструменты брать в Индию мы отказались. И из-за “дикого путешествия”, но в первую очередь из-за дикой тропической влажности, что инструментам было совершенно противопоказано. Александр Ситковецкий

Дальше следуют: 31 октября - Димапур, Open air
2-3 ноября - Импхал, 2 концерта, Open air

5 ноября группа прибывает в последний пункт тура Айзол. Днем 6 ноября группу принимает губернатор штата.

Был серьезный прием у губернатора штата, как в кино - со всеми дипломатическими формальностями и гостевым этикетом. А также с потрясающим ужином-буфетом, сказочно вкусным для меня и полу-корейца Вити, но запредельно острым для остального коллектива.
[Нам вручили] шарфик из чистой шерсти, очень качественный и теплый. А еще нам каждому подарили по настоящему пробковому шлему и мачете. Но как тогда Аэрофлот пропустил эти огромные и устрашающие ножи в салон? 15 штук? Александр Ситковецкий

Вечером «Автограф» играет несколько номеров на неформальном вечере в отеле «Мунлайт» организованном в честь группы.

Мы выступали “на танцах” по большой просьбе принимающей стороны в столице, если правильно помню, христианского штата Индии Мизорам. Это не концерт, а выступление в местной [гостинице], где на этой “сцене” стояла соответствующее “оборудование", мы же привезли только 2 гитары (я и Гут) и сакс. Ру в этом позоре участвовать отказался под благовидным предлогом отсутствия каких-либо клавиш. Зато нам подогнали дюжину симпатичных тайских девиц для воодушевления, а также много крепкой местной выпивки - в основном джин и виски. По-другому нас бы уговорить не смогли )) Александр Ситковецкий

Завершается тур 7 ноября большим концертом для 20000 зрителей на стадионе «Ламмуал».

10 ноября, со второй попытки, группа вылетает в Калькутту и 11-го возвращается на родину, аппарат по “доброй индийской традиции” снова теряется и прилетает с большим опозданием.

Шли недели — тишина, от Феликса таможня и «Аэрофлот» отмахиваются. Все на диком взводе. Что означала для советской рок-группы аппаратура и инструменты, особенно нашего уровня, — объяснять не надо. И главное — никто не мог нам даже приблизительно сказать, что происходит. Я звоню Мэри в ЛА, объясняю ситуацию. Наш менеджер немедленно на бланке знаменитой фирмы звукозаписи Capitol Records сочиняет грозное письмо индийским богам транспортировки и таможни с конкретной угрозой судить их от лица американской компании на один миллион долларов США. Повод — срыв гастролей и записи альбома в США главной советской рок-группы.
Через три дня ребята разгружали грузовой самолёт из Калькутты с нашими, измочаленными Индией, кофрами.13 Александр Ситковецкий

Как и все в жизни, в тот момент, после месяцев в шикарной Калифорнии 3 недели в горах Индии (даже не в Дели) были ужасными - и обязаловкой, и тяжелым испытанием, но и веселой экзотикой (практически под постоянным кайфом). Поэтому, тем не менее, Индия запомнилась на всю жизнь, рад, что это тоже было )) Александр Ситковецкий

Пыль, пыль, опять пыль, жадное любопытство аборигенов, рикша, труп лошади на улице, старуха, моющаяся в грязной луже, незнакомые насекомые, москитные сетки, обеззараживатель воды. Витя Михалин не мылся 22 дня. Девушки таи, фантастическое гостеприимство, радушие вкупе с угодливостью... 200 километров пути за 18 часов - дорогу прокладывал бульдозер непосредственно перед автобусом. Какой тут арт-рок? Гималаи, 5 тысяч метров над уровнем моря, отвесный обрыв, колесо автобуса всего в 30-ти сантиметрах от края пропасти. Ночной штурм магазина спиртных напитков с ротой автоматчиков, неизвестное науке племя в горах, ночной обстрел отравленными дротиками. Гирлянды цветов, огромная банановая гроздь за пачку "Мальборо", ананасы россыпью - как гравий. Грузовики, облепленные смуглыми людьми, гудки, клаксоны, сирены, ор, довоенные автомобили. Все вокруг жуют чистую коку. Шофер музыкантского автобуса жует беспрестанно - на равнине, в горах, над пропастью... Из Индии "Автографу" удалось вернуться живыми. Дома музыкантов встречали, как солдат, вернувшихся после выполнения интернационального долга.31 Маргарита Пушкина

Iron Eagle II

11 ноября в США прошла премьера фильма «Iron Eagle II», а чуть позже в магазинах появились кассеты, пластинки и компакт-диски с саундтреком фильма, в котором присутствует трек группы «I Need You» в исполнении Рика Спрингфилда.

Alan Roy Scott, будучи профессионалом, имел контракт с большой издательской компанией Jobetta. Так как он владел 50% copyrights на эти песни, он отдал их в Jobetta для дальнейшего продвижения. Так "I Need You" попал к Рику Спрингфилду и, после того как тот ее записал, на soundtrack "большого" фильма "Iron Eagle II". Александр Ситковецкий

Кстати, в I Need You в версии Рика Спрингфилда, вошедшей в саундтрек, все клавишные партии остались [наши]. Леонид Гуткин

Это вопрос договоренностей в каждом конкретном случае владения авторскими правами. В данном случае, продюсеры фильма и Рика, прослушав нашу запись, решили оставить клавишные и попросили из студии Trax треки. Александр Ситковецкий

И хотя фильм был принят публикой весьма прохладно

он до сих пор идет по кабелю и спутнику в разных странах, поэтому даже наши !0% на музыканта за I Need You все равно продолжают "капать" )) Александр Ситковецкий

После небольшого отдыха, с середины ноября на своей базе в ЦДК ВОС «Автограф» приступает к работе над материалом для нового альбома.

Каменный край

В отличие от предыдущей пластинки, когда группа записывала уже отрепетированный и обкатанный материал, новый альбом пришлось писать практически с нуля.

После серии шоу-кейсов (показов) для нескольких лейблов, у нас стали формироваться более конкретные представления о том, что от нас хотят и куда нам двигаться творчески. Приехав в Москву, мы начали репетировать новый, создаваемый совместно репертуар, что было внове: до этого музыку приносил кто-то из музыкантов и группа лишь "доводила" концепцию, в этот раз мы старались участвовать в творческом процессе все, особенно Витя и Ру. Александр Ситковецкий

Иногда мы прогоняли материал на базе, но домашняя работа тоже присутствовала! Заранее было в основном все придумано до студии. Просто не могли себе позволить тратить лишнее время на что-то совсем новое и необкатанное, наверное... Но если такие идеи возникали, то они приветствовались и незамедлительно воплощались в жизнь! Это «Автограф»! Артур Беркут

Мы репетировали нон-стоп, пробовали разные куски и идеи и разные варианты их компоновки и аранжировки. Какие-то песни, например «Город», просто возникали на ходу, из репетиционного джема, в лучших традициях рок-н-ролла. Какие-то песни рождались из домашних эскизов музыкантов. Стало снова интересно, глаза загорелись… Это была настоящая коллективная работа, что впоследствии нашло отражение в одной короткой фразе на альбоме — «музыка группы «Автограф».35

Однако, не все было гладко, процесс работы над альбомом проходил в обострившихся межличностных и творческих противоречиях, возникших на фоне бесконечных гастролей и общей усталости коллектива.

После приезда из первой Америки отношения в группе начали меняться не в лучшую сторону. Появились “группки” внутри группы, творчество отходило на второй план. Но, мы были профи, над новым материалом работали, только уже не совместно, а "по углам”. Тяжелая поездка в Индию, где были серьезные проблемы и с дисциплиной, и с взаимоотношениями, ситуацию лишь ухудшила. Александр Ситковецкий

В сложившейся ситуации роль основных композиторов взяли на себя Леонид Гуткин и Артур Беркут.

Дуэт Гут-Беркут, как последний оплот преданности группе и ее творчеству - они оставались такими до конца.Александр Ситковецкий

После очередных гастролей в США и пробных записей там, звук коллектива трансформировался в профессионально сыгранный рафинированный AOR, в их репертуаре появилось больше баллад и лирических песен.36

Александр Ситковецкий, оставаясь формально художественным руководителем группы, по сути, самоустранился от этой роли.

1989-й год был сложным для группы в моральном, да и в творческом плане, мы постепенно переставали быть группой единомышленников-энтузиастов. Поэтому создание КК во многом происходило уже без моей лидирующей роли (творческой и организационной), как раньше. Александр Ситковецкий

В процессе написания музыки шел поиск поэта, который смог бы гармонично ее осмыслить и перевести в словесную форму, и в конечном итоге он нашелся - Сергей Патрушев.

Патрушев появился через Андрея Мисина, с которым мы сдружились на студии Замараева в МДМ и были под впечатлением (в том числе) и от текстов его песен. Как выяснилось, они были написаны Серёжей Патрушевым (RIP). Мисин нас сразу же познакомил, Патрушеву понравился материал, и работа закипела. Мы к тому времени уже поработали с различными поэтами, в том числе и с Сашей Маришиным, автором текста Так Бывает и песни Облака (на мой взгляд его лучшего творения в рамках Автографа), но как-то всё было не 100%-но. Впрочем, и в музыке, пожалуй, тоже, какой-то "переходный период" от традиционного арт-рока раннего периода к более современной на то время (и для нас самих) музыке. Поиски, не всегда удачные, но в итоге всё как-то сложилось, и не без помощи Патрушева, надо сказать справедливости ради. Он, конечно, мощняк!!! Темы песен для Каменного Края предлагал Патрушев, а мы в основном в восхищении соглашались. Леонид Гуткин

У Патрушева была масса идей, он предлагал их, группа соглашалась, таким образом, в короткий срок, родились все тексты и названия песен.

Насколько я понимаю, по представлению Патрушева. Александр Ситковецкий

Меня познакомил с Сергеем Леонид Гуткин. Насколько я помню, то идеи для песен принадлежали Сергею. Обычно он предлагал варианты, а я уже «чистил» их вместе с Патрушевым у него дома... Артур Беркут

Со стихами тоже все быстро сложилось, Патрушев загорелся и фонтанировал идеями и вскоре все «скелетные» наброски обрели плоть и превратились в песни.35

Заготовки новых песен привезли из Америки, Андрей Мисин познакомил "Автограф" с поэтом Сергеем Патрушевым, который, не тратя время попусту, написал удачные, органично сочетаемые с музыкой, тексты.31 Маргарита Пушкина

В результате совместной работы на свет появилось 8 песен:

1. Город
2. О, мой мальчик

Как конкретно появился Мальчик - не помню, но уверен что как и все песни тогда - кто-то принес основу, заготовку, все включились…Получалось то, что получалось. Мальчик получился вот таким и сразу “пошел” на концертах, народ его принял, мы это почувствовали и исполняли с удовольствием. Самим было также интересно и немного необычно, что получился такой попсовый, чуть утяжеленный “хиток”, но нам нравилось - никаких теорий, что это не наша музыка или, что нас за это начнут стыдить не было даже близко. Делали, что хотели, радовались успеху, и в этом было наивысшее творческое счастье. (А вот с Головокружением в свое время мы долго думали, понимали, что это - поворот в сторону от истоков, Гут несколько раз меня спрашивал, понимаю ли я, что мы уходим от Ремней и Ольстеров стилистически). Александр Ситковецкий

3. Амур
4. Странник
5. Казенный демон

Песня была написана в 1989 году, я как сейчас помню мы репетировали её на базе, Александр Ситковецкий принес тему такую, и как мне кажется в ней такие отголоски группы "Бостон" есть, что по тем временам было очень здорово.22 Артур Беркут

6. Колокол
7. Мастер
8. Камень

Сергей Патрушев лихо развернул группу от вынужденного социального пафоса ранних работ к самой натуральной мужественной романтике и отстраненному образу сопереживающего событиям героя-наблюдателя. Смелый шаг для эпохи, когда главным атрибутом рока считались песни о наличии бюрократов и отсутствии колбасы! Результат, мягко говоря, сразил публику наповал.37 Всеволод Баронин

Также в работе были композиции: «Я люблю» и «Так бывает», сочиненные в марте 1988 в США, русский текст для первой написал Виктор Михалин вскоре по возвращении из Америки, а для второй – Александр Маришин в конце 1988 года.

Худсоветы к тому времени ушли в прошлое, поэтому все отобранные песни были утверждены музыкантами для записи.

Песни утверждали все вместе. Александр Ситковецкий

Количество песен диктовалось продолжительностью звучания пластинки, на которую был рассчитан альбом.

Конечно, задумок было Море! Просто на виниловую грампластинку вмещалось определенное количество времени.... Больше этого лимита мы уже перепрыгнуть не могли. Всегда решали оставить на следующий раз. Артур Беркут

Следующим этапом была запись…

Пресса

В первом выпуске дирекциона для рок-групп и эстрадных ансамблей «Рок-клуб» [38] опубликована стенограмма «Круглого стола», проходившего, очевидно в 1986 году, с участием Александра Градского, Андрея Макаревича, Стаса Намина, Юрия Чернавского, Александра Ситковецкого и Владимира Ходзицкого, ведущий - Александр Спаринский, а также ноты песни «Головокружение».

В проходившем в Киеве в 1986 году фестивале «Песня в борьбе за мир» наш «Автограф» участвовал вместе с группой Стаса Намина. Я считаю абсолютно совместимыми такие вещи, как рок и борьба за мир. Рок совместим и с этой темой, и с темой любви, и с любой другой. В конце концов это музыка, искусство. И человек, имеющий что в этой музыке сказать — должен это сделать. Скажет талантливо — слушатель найдется и поверит!

В 1988 году стало заметно резкое сокращение выступлений группы – за весь год «Автограф» выходил на сцену только 72 раза (15 отделений и 57 сольных концертов) из них 27 приходятся на зарубежные страны (7+20), в общей сложности группа провела за границей почти полгода – 168 дней.

Карта событий 1988 года

  1. Татьяна Секридова Автограф: «Со слушателями мы - ровесники!». – Комсомольская жизнь, №1, январь 1988
  2. Андрея Леонардовича впервые услышал... Комментарии. – Facebook, 22 апреля 2022
  3. Автограф и Андрей Комментарии. – Facebook, 30 апреля 2022
  4. Репортаж об «Автографе». – 120 минут. Главная редакция информации ЦТ, январь 1988
  5. John Swenson Awtograf makes U.S. debut. – UPI, February 2, 1988
  6. Russia rocks back. - Daily News (Valley Edition), January 29, 1988
  7. Soviet rock band lands gigs in America. – UPI, Jan. 23, 1988
  8. Steve Morse Soviet Band Is Rockin` Across U.s. – Chicago Tribune, February 4, 1988
  9. Alona Wartofsky Avtograf. - The Washington Post, January 28, 1988
  10. Jim Bessman Avtograf. – Billboard Newspaper, February 13, 1988
  11. Rock 'n' roll 'glasnost' - Arizona Republic, January 29, 1988
  12. The Channel. – Wikipedia
  13. Александр Ситковецкий It’s a long story… - М.: Бослен, 2023
  14. Steve Morse Avtograf: Real rock from Russia. - The Boston Globe, January 23, 1988
  15. Steve Morse Avtograf brings familiar rock story - from Soviet Union. - Ottawa Citizen, January 30, 1988
  16. Bruce Britt Avtograf leaves its signature of Soviet rock at Roxy. - Daily News (Valley Edition), February 10, 1988
  17. John D'Agostino Vodka & Pop. - Reader. San Diego’s Weekly, February 18, 1988
  18. Mikel Toombs Avtograf rocked heavy, but missed the 'Summit'. - The San Diego Union, February 11, 1988
  19. Justin Mitchell Avtograph hits Aspen. - Rocky Mountain News, February 15, 1988
  20. G. Brown Soviet Rockers haven't found party. - The Denver Post, February 15, 1988
  21. Greeting comrades. – UPI, Jan. 23, 1988
  22. Восьмая нота. Гость программы Артур Беркут. - Радио России, 11.08.2011
  23. Patrick Goldstein Just Normal Security Procedures, Comrades. - Los Angeles Times, February 21, 1988
  24. Pam Edwards KGB. - Album Network, February 12, 1988
  25. Soviet Sounds. – Billboard Newspaper, March 12, 1988
  26. John Swenson Invasión de Rockeros Soviéticos. - Noticias del Hundo, February 23, 1988
  27. Avtograf - America revisited. Press release. – The Meribec Companies, August 23, 1988
  28. А. Ситковецкий, Сообщение для Госконцерта СССР, 1988
  29. Справка для Министерства культуры СССР, июнь 1988
  30. Бурлака А. Энциклопедия рока, джаза, поп-музыки. – km.ru
  31. Маргарита Пушкина Забытый Автограф. В книге «Легенды русского рока». – М.: Леан, 1999
  32. Автограф. Телерепортаж. – Московский канал (?), июль 1988
  33. Robert Santelli Viktor Mikhalin. Portraits. - Modern Drummer, #8, august 1988
  34. Cezary Prasek Rock po roku. - Przyjaźń, nr 32, 5 sierpnia 1988
  35. Каменный край. Liner notes. – Переиздание 2013
  36. Данила Гливенко Autograph (Avtograf). – Энциклопедия прогрессивного рока (арт-рока), 1998
  37. Всеволод Баронин «Каменный край» - 10 лет спустя. – Джокер-МК, 1 августа 1999
  38. Александр Спаринский Круглый стол. В дирекционе «Рок-клуб №1». - Киев: Музычна Украйина, 1988
  39. Александр Ситковецкий Рабочий журнал. 1972-1990.

clegg

19 январря 2024 года
специально для avtograf.com.ru

P.S. Уважаемый читатель, если у вас есть дополнительная информация об описанных событиях, пожалуйста, напишите нам.