Последнее доказательство Криса Кельми

Наконец-то в архиве оказалась найдена распечатка моей статьи-рецензии на сборник знаменитой московской группы «Рок-ателье» «Я пел, когда летал» (2001) с записями коллектива 1980–1987 гг.

Исходно этот материал был написан в феврале 2001 г. по личной просьбе Криса Кельми (1955–2019), предоставившего диск на рецензию лично вашему автору. Далее всё пошло как обычно — материал должен был быть согласован с высокопоставленными «друзьями» Криса из редакции «МК», от одного из которых другая распечатка вернулась ко мне с пьяной, качающейся резолюцией через весь лист: «О друзьях так не пишут». В результате совершенно никакой материал о Крисе, но никак не о данном CD, написал один из моих коллег…

Я позвонил Крису и объяснил невозможность публикации моего материала (который, кстати, лично ему очень понравился), но лично ничего для этого не сделал. А нам теперь остаётся только гадать, как же «о друзьях пишут» — полагаю, что начальство мало что вообще поняло из данного материала. Теперь сюда добавлена информация, стандартная для моих музыкальных рецензий, и в таком виде эта несостоявшаяся публикация выходит через 22 с лишним года к читателю.

Печально добавлю, что альбом «Я пел, когда летал» на цифровых площадках отсутствует.

* * *

РОК-АТЕЛЬЕ
Я пел, когда летал

(Русский рок & ролл 1980–1987) (Slipcase)

© 2001 Мистерия звука MZ-026-2
18 tracks = 79'53"

Западная индустрия грамзаписи уже несколько лет делает немалые деньги на переизданиях рок-классики от 50-х до 80-х. Да и без ставших уже почти постоянными реюнионов великих групп прошлого дело не обходится — взять хотя бы Roxy Music и Greenslade, о которых мы писали на прошлой неделе. На этом фоне деятельность наших фирм грамзаписи видится чем-то удивительным — глядя на их переиздания, можно подумать, что сразу же за 70-ми наступил год эдак 1995. Но чудеса возможны! Причем чудеса, выполненные на более чем пристойном уровне.

Можно понять иных юных шалопаев, иногда досаждающих авторам «Джокера-МК» вопросами: «А какое отношение Крис Кельми вообще имеет к рок-музыке?» Так вот, наконец-то на этот вопрос можно отвечать молча, протягивая такому персонажу не только архивный CD «Високосного лета» «Лавка чудес» (1995), но и альбом первой собственной группы Криса «Рок-ателье» «Я пел, когда летал». Альбом этот стал второй позицией CD-серии «Русский рок & ролл 1980–1987», начатой прошлым летом переизданием магнитоальбома «Черного кофе» «Светлый металл» (1986).

Состав «Рок-ателье», ставший в сентябре 1980 года штатным коллективом Театра имени Ленинского комсомола, был в музыкальном смысле редкой птицей нашей рок-сцены начала 80-х. В то время, когда одни группы пытались продвигать в массы бунтарский по тем временам высокотехничный хард-рок, а другие — при полном неумении владеть инструментами писали якобы философские тексты, «Рок-ателье» исполняла богато инструментованный коммерческий фанк, базирующийся на достижениях таких заокеанских монстров жанра 70-х, как Rare Earth и Mother’s Finest. Ничего удивительного в этом нет — московская группа «Виктория» (из нее в «Рок-ателье» пришли певец, флейтист и саксофонист Павел Смеян, его брат, трагически погибший в декабре 1980 года бас-гитарист Александр, гитарист Сергей Березкин и барабанщик Юрий Титов) на последнем этапе своего существования исповедовала именно фанк. А Крис Келъми принес в группу свое редкостное умение писать отличные (как выразились бы сейчас, «коммерческие») полубаллады, которые прославили их автора ещё в рядах «Високосного лета». Довершал картину второй клавишник Борис Оппенгейм из группы «Диссонанс» — музыкальная палитра группы оказалась обогащена его псевдоклассическими построениями.

11 композиций из 18, вошедших в «Я пел, когда летал» записаны именно в золотою эпоху существования «Рок-ателье» — 1980–1982 гг. Году в 1983, помнится, ходили слухи, что эти 11 (или сколько там?) номеров будут вот-вот изданы в виде полноценного винила на «Мелодии», а по рукам ходил магнитоальбом, скомпонованный именно из этих треков. Успех композиций «Рок-ателье» всегда был негромким, но заслуженным — незирая на все препоны, пять пьес (заводной фанк-боевик «Распахни окно», мощная баллада «Я пел, когда летал», и лиричные «Если метель…», «Свежий ветер» и «Люди и птицы») были изданы «Мелодией» в «малом формате». А на концертах неожиданный для нашей сцены материал группы в сочетании с подлинным сценическим магнетизмом Павла и Криса вообще воспринимался на ура — И, если говорить серьезно, то и сейчас не утратил своей актуальности. Богато и необычно аранжированные мелодичные песни всегда в цене…

В «Я пел, когда летал», в целом представляющий театральный период существования «Рок-ателье», включено и несколько поздних номеров состава, в том числе потрясающий эксперимент Криса в области поп-фыожна «Взлёт» (он же «Посадки не будет», игравшийся на концертах еще в 1983 году), великолепная могучая баллада «Стоп-кадр» и… самый первый вариант «нашего ответа на поп-гимн “We Are The World” (1985) — общеизвестного гимна отечественному рок-н-роллу «Замыкая круг». Конечно, автору этих строк не хватает номеров с превосходного альбома «Рок-ателье» «Мы знаем» (1989), однако и то, что сделано фирмой грамзаписи — впечатляет. Как-никак, 80-минутный CD, отремастированный и оформленный на уровне мировых стандартов. А «Ночного рандеву» подождем до следующего раза — тем более что к выпуску намечен и второй альбом «послетеатрального» периода. Но, наговоривши столько комплиментов в адрес «нового старого» альбома Криса и «Рок-ателье», хотелось бы упомянуть и о капле дёгтя в бочке музыкального меда. Ну почему на Руси не умеют писать исторические комментарии (если угодно — аннотации) в буклетах CD и вставлять туда же информацию о месте записи тех или иных композиций? Ведь стилистически и содержательно то, что можно прочитать в буклете CD, очень напоминает выдержки из беспроблемной комсомольской прессы 15-летней давности!

Впрочем, ценности альбома этот факт не умаляет. Лица, подобные автору рецензии, вспомнят под эти звуки те времена, объективным преимуществом которых было то, что все мы были молоды, а вышеупомянутые шалопаи устыдятся и не будут задавать глупых вопросов о том, является ли Крис Кельми композитором и певцом или нет.

Всеволод Баронин

Nov. 15th, 2023 at 5:05 PM
livejournal.com