Хроники 1982 года

ТВ, ТВ и еще раз ТВ, ГДРЗ, Артур Беркут, первые плакаты и значки

"Новый" «Автограф» образца 1982 года

На базе без мониторов с "мидексом"

Трио «Автограф» в Минске

Ленинград, СКК им. Ленина

ЦДК ВОС - база группы

Саратов, ДС Кристалл

Москва, ДС Лужники

Новый Roland Jupiter 4 и "ласточка" Гуткина в Лужниках

Лужники, после концерта с иностранными журналистами

Владимир, филармония

Горьковское шоссе, из Владимира в Домодедово

Андижан, Дворец «Юность», наши дни

В Узбекистане с организатором тура

Фергана, ДК Текстильщиков

"Трое из грузинского эпоса"

Коканд, Дом культуры

Москва, ДК им. Ленина

С филофонистами

Москва, ДК МИИС

Запись «Вчерашнего дня» в ГДРЗ

Треки, записанные в ГДРЗ

Иудино, ДК Горизонт

Ещё одна запись в Останкино

Москва, ДК Железнодорожный

Липецк, ДК Звёздный

Последние выступления Сергея Брутяна

«Кинофильм «Шляпа» «Московский комсомолец»

Москва, ДС Крылья Советов

Первые концерты Артура Беркута

Свердловск, ДС Профсоюзов

''Чудный'' концерт в Алатыре

Димитровград, стадион «Строитель»

Сегодня и каждый день на арене «Автограф»

Ульяновск, стадион «Труд», мало что изменилось

Open air в Ульяновске

Муром, ДК им. 1100-летия Мурома

На муромской земле

Норильск, ДС Арктика

Летние гастроли в Норильске

Красноярск, ДС Енисей

Красноярская ГЭС им. 50-летия СССР

«We Shall Overcome» с Валентиной Игнатьевой
на сцене ДК ВОС

Клайпеда, ДК Рыбаков

«Автограф» в полном составе в Клайпеде

Старый Оскол, ДК Комсомолец

На одном из концертов в Старом Осколе

Белгород, ДК Энергомаш

Впервые в Белгороде

Москва, ККЗ Новороссийск

«Ливень», ККЗ Новороссийск, запись с пульта

Новички команды «Автографа», слева направо сверху вниз: Николай Шевченко, Сергей Воробьев, Игорь Куликов,
Борис Модоров

Тернополь, ДК Октябрь

Астрахань, филармония

Омск, филармония

Холодно зимой в Омске

Москва, ДК ГПЗ-1

Три первых плаката группы

Значки

Каунас, Дворец спорта

Прогулка по Каунасу

Минск, ДК МАЗ

Москва, ДК ЗВИ

«Песни советского кино», Мелодия, 1982

1982 год начался для группы весьма бурно и успешно, уже 1 января название коллектива появилось в газете «Московский комсомолец» [1], где были опубликованы хит-парады за декабрь и итоговый за 1981 год, в декабрьском «Корабль» «Автографа» поднялся на 6 место, а в годовом вошел в 15 лучших песен, кроме этого «Автограф» был признан читателями газеты группой № 3 ушедшего года.

Гастроли

Первые выступления состоялись после небольших новогодних каникул, 17 января в ЦДК ВОС прошел шефский концерт (оброк?), а на следующий день там же еще одно представление, но уже за “левые” деньги.

Помню, что-то случилось с усилителем мониторов, поставили “мидекс” перед Гуткиным на озвучку всей сцены. Александр Ситковецкий

Шляпа

18 января 1982 года состоялась официальная премьера лирической комедии «Шляпа» режиссера Леонида Квинихидзе с Олегом Янковским, Людмилой Савельевой и Игорем Квашой в главных ролях. «Автограф», принявший участие в съемках фильма годом ранее, появляется на экране в двух эпизодах, кроме этого, в саундтрек попали четыре композиции группы, в том числе песня «Монолог», специально записанный для картины.

По тем временам, у меня «Автограф» был любимой группой. Тогда как-раз сняли фильм «Шляпа» с их участием. Очень хороший фильм, я ходил на него раз восемь, наверное. Я не знал тогда еще никого из «Автографа», но мне очень нравилась музыка. Там их всех показывают, куски репетиций, а вместо вокалиста играл какой-то другой артист. Брутяна только в конце показали. Но мне все равно очень понравилось.2 Артур Беркут

Песня "Монолог", с воодушевлением встреченная молодежью, студенчеством, подвергается серьезному разбору работниками фирмы "Мелодия" и Министерства культуры как "произведение с двойным дном" и "нездоровым настроением". Все настойчивее звучали призывы вернуться к бесконфликтной любовной лирике, тем более что к тому времени "Автограф" получил статус официальной группы Москонцерта.3 Маргарита Пушкина

Про музыку от “А” до ”Я”

В конце января / начале февраля Александр Ситковецкий, Леонид Макаревич и Виктор Михалин, именно так, втроем, отправляются в Минск на съемки для программы белорусского телевидения «Про музыку от «А» до «Я».

Были осуществлены записи студийных выступлений на телевизионных каналах в столицах союзных республик, на Белорусском телевидении ансамбль выступал как... трио Ситковецкий-[Макаревич]-Михалин, несколько напоминая британский симфо-рок-коллектив ELP.4

Почему отправились лишь трое вспомнить не получилось.

Совсем не отложилось. Похоже это был момент, когда Гуткина спасали от СА, и, возможно, разрешили снимать только инструментал, то есть Ремни, на то время. Поэтому и втроем… Александр Ситковецкий

Однако, точно был записан «Ливень».

Вот композиция "Ливень", которая уже знакома белорусскому зрителю по телепрограмме "Про музыку от "а" до "я".5

Возможно, также были сняты «Корабль», «Монолог», «День и ночь» и «Пристегните ремни безопасности». У Александра Ситковецкого стоит микрофон, т.ч. он вполне мог исполнять роль певца, съемки были под фонограмму.

Маловероятно. Это бы потребовало от меня еще и петь сольно под фанеру, т.е. учить слова и пр. Александр Ситковецкий

Гастроли

Выездной гастрольный сезон группа открыла восемью выступлениями отделением (1+1+1+1+2+2) с 10 по 15 февраля в ленинградском СКК им В.И. Ленина.

Никаких изменений по сравнению с концом 1981 года в инструментах и аппаратуре у коллектива не произошло, программа концертов также, в основном, осталась прежней:

Пролог
Ливень
Вчерашний день
Марсианские хроники
Пристегните ремни безопасности
Старинная баллада
Ирландия. Ольстер
Корабль

[Ремни] впервые услышал на концерте в СКК, в 82.6 Олег Виноградов

Вернувшись в Москву, 17 февраля группа вновь отправляется на ТВ.

А ну-ка, девушки

Принимала ли группа участие в съемках или в передаче прозвучала только музыка неясно.

К сожалению нет, не осталось [ни каких воспоминаний]. Александр Ситковецкий

А было и такое? Леонид Гуткин

Однако в архиве группы хранится пластиковый короб с надписью: «А ну-ка, девушки» 17.II.1982 – Корабль I и II дубли (писать II дубль)

Ну да, значит снимали Корабль, я на каждую съемку сам отбирал пленки с нужными песнями и дублями. Но, девушек не запомнил совсем (( Александр Ситковецкий

Через Комитет защиты мира на Запад. Начало

22 февраля на базе группы в ЦДК ВОС состоялось очень важное прослушивание.

Для несостоявшейся поездки по линии Комитета Защиты Мира в ФРГ и Австрию. Той самой поездки, из-за которой, когда она стала выглядеть реальной, отец Брутяна пригрозил разогнать группу, если Сергей не уйдет. Александр Ситковецкий

Это стало началом истории о том, как “молодой” «Автограф» пытался выехать в капстрану.

Пресса

В хит-параде «Московского комсомольца» [7] опубликованном 26 февраля 1982 «Корабль» на 15-м месте.

Гастроли

Следующей остановкой “гастрольного экспресса” стал Саратов26-28 февраля, Дворец спорта, 8 отделений (2+3+3).

Затем снова Москва, 3-6 марта, ДС Лужники, 8 выступлений номером (по 2 в день)

Это были москонцертовские концерты в честь 8 марта (!), где «Автограф» «работал номером», как это тогда называлось, в конце первого отделения. И, соответственно, ввергал неподготовленную публику в ступор. Мини-программа выступления была вот какая: «Пролог» / «Вчерашний день» / «Пристегните ремни безопасности» / «Ирландия. Ольстер» / «Корабль». «Пролог» играли, кстати, в полном варианте – то есть со смурным «космическим» клавишным вступлением.8 Всеволод Баронин

Именно на этих концертах у группы появился новый синтезатор Roland Jupiter 4.

Первый концерт с уникальным и единственным тогда в СССР полифоническим синтезатором (4 голоса) Roland Jupiter 4. Привез Володя Спиваков по просьбе моего отца. Тогдашняя цена - 10 тыс рублей, почти 2шт ВАЗ-2101 (5500). Александр Ситковецкий

В 82 г. после концерта на МСА Лужников американские туристы восхищались группой.9 Борис Хромов

Кстати, именно эти концерты, если верить Александру Ситковецкому, посетили некие английские журналисты, которые весьма удивились и написали потом в своей буржуазной прессе, что-де «Автограф» похож на ранний Genesis.8 Всеволод Баронин

Настоящие английские журналисты из журнала Leveller (мужчина и женщина) пришли к нам за кулисы Дворца Спорта Лужники и обстоятельно, по-британски, меня разговорили. Кроме меня, прилично говорил по-английски только Брут, но в тот момент я был нашим “рупором”)) Это первое наше интервью западным журналистам. Александр Ситковецкий

Пресса

Позднее о тех самых журналистах:

«Автограф» похож на «Дженесис», но отточеннее, острее и лучше», — так английский музыкальный журнал «Левеллер» охарактеризовал московскую рок-группу.10

Гастроли

Без какой-либо паузы группа переезжает во Владимир и в праздники 7 и 8 марта дает 4 представления (по 2 в день) в концертном зале филармонии.

Сразу после концерта аппарат отправили в Домодедово, а утром следующего дня Александр Ситковецкий на своей машине отвез туда техников.

Так было нужно, чтобы успеть перебросить техников к погрузке самолета в Андижан (аппарат в Домодедово ушел ночью после последнего концерта во Владимире), где тем же вечером 9-го - после 4х часового перелета и установки аппарата - мы отыграли 1-й концерт. Александр Ситковецкий

Так начинался “узбекский тур”!

Это наши первые левые гастроли на фонды, москонцерт нас отпустил, платили официальные деньги, а филармония доплачивала. Александр Ситковецкий

Я помню, как мы получили благословение старцев на эти гастроли, он [Анис – организатор гастролей] нас отвез [к ним], там, как в «Белом солнце пустыни», на динамите дедушки, младшему было лет 120, такие сидят, причем нам надо было обязательно приехать всем вместе. Аксакалы, он там им что-то долго говорил и каждый из них такой: “эь”, “эь” [подтверждал] и это, собственно, и было благословение. Я помню еще, что согласно местным традициям надо чтобы он изо рта накормил пловом этот дедушка, по всей видимости из 120 лет он перестал мыться в 5 и никто плова из этой святых уст отведать не решился. Леонид Гуткин

9-11 марта, Андижан, Дворец «Юность», 7 концертов (2+2+3)
12-15 марта, Фергана, ДК Текстильщиков, 8 представлений (по 2 в день)
16-17 марта, Коканд, Дом культуры, 3 концерта (1+2)

В Узбекистане мы втроем, я, Витя и Леня, купили [одинаковые] полосатые свитера и ходили, как три этих самых героя грузинского эпоса. Александр Ситковецкий

Вернувшись в Москву 19 и 20 марта «Автограф» выступает ДК им. В. И. Ленина по приглашению Клуба филофонистов.

Каждый концерт предварялся лекцией о музыке и жанрах (вел Аркадий Петров), а после концерта музыкантов приглашали за столик на сцену для ответов на вопросы публики. Помню, одним из первых вопросов был: “А что это у Макаревича за фантастический инструмент, с которого начинался концерт?” — это и был JP-4. Александр Ситковецкий

Пресса

19 марта в «Московском комсомольце» появилась реклама предстоящих концертов:

Трудно одним термином определить музыкальную направленность «Автографа», исполняющего полифоническую, многостилевую музыку. Однако специалисты не раз отмечали, что с именем этого ансамбля, быть может, впервые в нашей стране связаны такие понятия, как «прогрессивный» или «интеллектуальный» рок.

Выступления рок-группы «Автограф» состоятся с 24 по 28 марта в концертном зале Московского института стали и сплавов (Ленинский проспект, 4). Начало в 19.00. 26 марта начало в 15.00.11

А через неделю 26 марта в том же «Московском комсомольце» в рубрике «Пять минут на интервью» Александр Ситковецкий отвечает на вопросы редакции:

И все же... познакомьтесь с новой программой, которую мы сейчас готовим. В нее войдут шесть композиций, которые уже написаны и ждут своих текстов. Нам кажется, что они дадут представление о стиле «Автографа» недалекого будущего.12

В этом же номере газеты был подведен итог опроса «Лучшие инструменталисты года» [13], по итогом которого Александр Ситковецкий был признан лучшим лидер-гитаристом, а Леонид Макаревич занял 3 место среди клавишников.

Гастроли

Как было обещано в «МК», 24-28 марта, «Автограф» отыграл в ДК МИСиС, 5 отделений.

Поперлись на концерт, даже не имя на него билетов и яростно стреляя их на улице у метро «Октябрьская»-кольцевая. В результате купили у каких-то таких же юных фарцовщиков трехрублевые билеты по 5 руб. и были счастливы неимоверно. Таким образом, впервые концерт «Автографа» был отслушан полностью, и из-за хорошей акустики зала группа звучала неимоверно здорово. Трек-лист: «Пролог» / «Ливень» / «Вчерашний день» / «Марсианские хроники: Часть I – Начало экспедиции» / «Марсианские хроники: Часть II – Возвращение» / «Пристегните ремни безопасности» / «Старинная баллада» / «Ирландия. Ольстер» / «Корабль».8 Всеволод Баронин

Студия

В начале апреля группа отправляется в ГДРЗ, где записывает: «Вчерашний день», «Возвращение» и «Старинную балладу».

В ГДРЗ (Гос. Дом Радиовещания и Звукозаписи) на Качалова с шикарным Neve в главной 5-й студии. Оба Amek на Станкевича (Мелодия) "отдыхали" в сравнении с тем пультом. Единственная проблема - никто из тех/персонала, не говоря уже о нас, музыкантах, не представлял себе и толики возможностей и реального звука той консоли. Александр Ситковецкий

Гастроли

6 апреля по приглашению ЦНИИхиммаш коллектив дает два полноценных концерта в ДК «Горизонт» в селе Иудино, Московской области.

Брутян уходит

Где-то в это время Сергей Брутян объявляет о своем уходе из группы.

В рамках одной только музыкальной деятельности мне стало немного тесно. Помимо записей и гастролей мне хотелось заниматься чем-то еще. Но плотный график выступлений не позволял отвлекаться ни на что, кроме «Автографа». Кроме того, я учился в аспирантуре и совместить рок-музыку и науку мне было очень тяжело. Требовалась напряженная работа по подготовке к этому. Конечно, успех «Автографа» внушал оптимизм, но я понимал, что гарантировать твердый заработок карьера музыканта не может. Я стоял перед крайне тяжелым выбором: остаться в группе или уйти. В 1982 году все-таки принял это мучительное для себя решение – уйти из коллектива.14 Сергей Брутян

[Сергей] был вынужден уйти из группы по настоянию отца, чтобы не повредить [коллективу]. Александр Ситковецкий

Отец Брутяна в продолжающейся рок-карьере его сына усмотрел криминал. Возникший конфликт мог привести к прямому уничтожению «Автографа» «сверху». В результате Брутян был вынужден уйти из группы защищать кандидатскую диссертацию.15

Уход Сережи стал настоящим шоком, так как произошел на самом динамичном этапе развития группы, на самом подъеме. Александр Ситковецкий

Сначала разразился скандал. Но спустя какое-то время страсти улеглись, и мы решили все спорные вопросы. Поймите, музыканты, с которыми я играл в группе, были для меня близкими, надежными, верными друзьями. Мы и сейчас в замечательных отношениях. Я понимал, каким ударом для них станет мой уход. Тогда я предложил вариант: перед тем как покинуть группу окончательно, найду себе замену. Мы прослушали массу вокалистов, включая Алексея Глызина. Остановили выбор на совсем еще юном певце – Артуре Беркуте. Мы пожали друг другу руки и разошлись.14 Сергей Брутян

ТВ

Апрель, и снова съемки на ТВ, уже третьи с начала года.

Попали “по блату”, какой-то известный ТВ-режиссер “пробил” нас для съемки. Это был самый конец Брутяна уже, ранняя весна 1982 года. Режиссер придумал выложить имя Автограф, написанное на больших стеклянных листах, перед сценой, они отражали свет. Запись песни или нескольких песен проходила целый день в 1-й студии Останкино. “Старинную балладу” мы снимали, что-то еще, там точно не снимали ничего такого быстрого рок-н-ролльного нам не давали, но аппаратуру поставили, гордились же аппаратом. Но потом это никуда не пошло. Александр Ситковецкий

Судя по акустической гитаре, еще снимали только что записанное «Возвращение», также могли снять «Монолог» и «Пристегните ремни безопасности».

Один из читателей вспомнил, что видел по телевизору запись с зеркалами [стеклянными листами], т.ч. возможно, что эфир был.

Вспомнил студийную видеозапись, показанную по ТВ, примерно в 1982 г. На ней состав Автографа с данным вокалистом [Сергей Брутян], в студии много зеркал. Передачу смотрел утром, т.к. учился во вторую смену, вечером она уже была отменена по техническим причинам.16 Иван Сидоров

Концерт на Пасху

“Левый” совместный концерт трех популярных групп.

Концерт групп "Автограф", "Круиз" и "Воскресенье" состоявшийся 17 апреля 1982 года в ДК «Железнодорожный» (то ли ДК Железнодорожного района. Настоящее название для меня загадка.)

Культовейший, как выразились бы сейчас, концерт, легенды о котором нет-нет, да и слышны даже до сих пор. Если присмотреться к дате, то легко можно обнаружить, что данный концерт был антипасхальным, то есть в ночь на Пасху.

Публика радостно пила портвейн и прочие доступные тогда жидкости, и вела себя в результате соответственно – много лет спустя мне рассказали, что аккурат перед концертом в том ДК прошел капитальный ремонт, а еще один можно было начинать утром 18 апреля… «Автограф» открывал сие действо, сыграв уже слышанную мной программу с добавлением редко исполнявшегося инструментала «Между двух огней». Перед «Кораблем», стоявшим в программе последним, Александр Ситковецкий объявил, что этот концерт – последнее московское выступление с группой певца Сергея Брутяна, что являлось истинной правдой.

«Автограф» напустил во время первой части «Марсианских хроник» в зал премного углекислотного и глицеринового дыма, и выступления «Круиза» пришлось ждать минут 40, не менее.8 Всеволод Баронин

Ничего выдающегося не припоминаю, но сосед по ЛА Гаина до сих пор вспоминает, как было здорово тогда играть на моем, тогда уникальном, усилителе Orange, и вообще - общий дух того концерта. Александр Ситковецкий

Последние гастроли

22-25 апреля, Липецк, Дворец спорта, 10 концертов (2+2+3+3) по отделению с ВИА «Самоцветы». Именно эти выступления стали последними концертами Сергея Брутяна в составе группы «Автограф».

Моё первое знакомство с Автографом было в ДС Звездный в Липецке. Весь концерт выпучив глаза и раскрыв рот! Это было круто и стилистически необычно!17 Oleg Nagovitsyn

Также после этих концертов коллектив покинул техник В. Сысолятин.

Смена вокалиста

Новость о том, что Сергей Брутян покидает «Автограф» очень быстро распространилась по коридорам Москонцерта, благодаря этому появился первый кандидат на освободившееся место, им стал Алексей Глызин, участник весьма популярного ВИА «Веселые ребята», возможно, и не без участия самого Сергея.

Видимо сам после того, как в Москонцерте стало известно, что Бру уходит. Он к тому времени уже устал от Слободкина и чёса на убой, а мы были на подъеме и востребованы в плане работы. Леонид Гуткин

Второго претендента привел Юрий Фишкин, им стал 19-летний вокалист группы «Волшебные сумерки» Артур Михеев.

Юрий Фишкин был звукорежиссером группы "Волшебные сумерки", где я тогда пел, и одновременно группы "Автограф", которая мне очень нравилась. Я попросил его провести меня на концерт, и он согласился, когда группа будет выступать в Москве, а некоторое время спустя он пришел и сказал, что группа ищет вокалиста и можно попробовать, он ничего не обещает, но попробовать можно.

Еще через несколько дней мы пошли к Александру Ситковецкому домой. Мы замечательно провели время, разговаривали, смеялись, что-то пели, и он сказал: "Приходи на репетицию". Я взял тексты, там был "Ливень", вроде "Корабль", точно "Марсианские хроники". Я это все выучил.18 Артур Беркут

Беркута до этого ко мне домой привозил Юра Фишкин (он тогда уже дружил с Холстом и "Волшебными Сумерками"). Артур приехал утром, заспанный и несвежий, а я за роялем попросил его спеть мелодию, которая позднее станет "Реквиемом", но я еще об этом не знал. Почему именно ту мелодию? Потому что для Брутяна она была слишком высокой по тесситуре, а я не хотел менять мою любимую тональность до-минор... Александр Ситковецкий

Там начало "Вот и все" соль, в развитии идет си бемоль, а после модуляции до на верху, когда он просто играючи пропел эту мелодию, я для себя решил, что всё.

Но мы решили, что все-таки надо сделать прослушивание и кроме Артура был приглашен Алексей Глызин, потому что мы рассматривали Лешку всерьез. Прослушивание было на сцене ДК слепых, выставили аппаратуру и стали играть, мы взяли песню Монолог и Марсианские хроники. Я ушел в зал слушать, потом Гуткин ко мне пришел. Нам было трудно решить, потому что у Артура было совершенно очевидное роскошество владения любым диапазоном, а у нас тесситуры песен были все достаточно высокие. А у Глызина было тоже самое, что у Брутяна, он в принципе баритон, но с очень развитым верхом, но в Монологе Леша с си бекаром уже боролся. Он брал его как профессионал, вытягивал, зубами его вырывал, а Артур даже не думал просто брал его и си, и до. И мы долго тогда решали все вместе и остановились на Артуре.19 Александр Ситковецкий

Где-то через неделю я пришел на репетицию, она проходила во Всесоюзном обществе слепых, это прекрасный зал. Вошел я в зал, а там на сцене поет человек, это был Алексей Глызин. Следующим был мой черед. Не знаю, что я пел, вроде кусок из "Би Джиз", вроде что-то из "Уайтснейк". Потом поджемовали, попробовали те песни, которые Александр Ситковецкий дал мне учить домой. Не помню, как все вышло, все как в тумане.18 Артур Беркут

«Мы честно, как худсовет, сидели в зале и слушали, - вспоминает Гуткин. – Глызин пел не хуже, но было видно, что это все-таки немножко другой человек: эстрадно-москонцертовская эстетика накладывала свой отпечаток. А Артур был таким «чистым листом», и это сохраняло энергетический баланс, не вставляя ничего чужеродного».15

Все остановились на Артуре, так как его вокал и диапазон наиболее удовлетворяли требованиям репертуара.20 Сергей Брутян

И вдруг я получил предложение присоединиться к ним и ночь не спал, не зная, что делать. Там вроде как еще неизвестно и здесь уже надо определяться… В общем, надо было для себя что-то решать. Владимир Холстинин тогда с пониманием отнесся, сказал, чтобы я обязательно шел, и что если бы у него была такая возможность, то он бы ушел не задумываясь.

Вообще, это всегда зависит от людей, которые работают там. Обстановка изначально была уже расслабленной и раскрепощенной. Единственный напряг был в том, что мне нужно было выучить песни, а у нас было запланировано 10 или 11 концертов подряд в Сетуни по 8500-9000 человек, и билеты уже проданы. Оставалась неделя до концертов, и вещи не были готовы в принципе.2 Артур Беркут

Мне велели выучить песни, их было 5 или 6, так как концерт будет через 9 дней, в мае, дворец спорта. Я в шоке. Как толком петь я не знаю. По совету Александра Ситковецкого я договорился с Сергеем Брутяном, я приезжал к нему домой, и он реально занимался со мной над каждой песней, помимо этого я ходил на репетиции, где мы прогоняли эти песни. Все были в шоковом состоянии, потому что времени было очень мало, а концерт предстоял огромный...18 Артур Беркут

День и ночь я их учил - у меня даже не было времени испугаться.2 Артур Беркут

Сережа очень сильно переживал, чуть не плакал, но что делать и поэтому он честно с Артуром занимался потом несколько месяцев, прежде чем ввести его в программу, и очень помог.19 Александр Ситковецкий

Мы поработали с Артуром, подготовили его к работе на сцене. Все остались довольны.14 Сергей Брутян

Пресса

15 мая в редакционной заметке «Кинофильм «Шляпа» «Московский комсомолец» публикует кадр с группой «Автограф» из картины, а также рекламу предстоящих концертов:

В эстрадном концерте «Ритмы молодости» зрители встретятся с лауреатом Всесоюзного конкурса популярной музыки рок-группой «Автограф», выступающей с новым вокалистом Артуром Михеевым. В концерте также примут участие Т. Лейбель и В. Никольский, Е. Шифрин, вокально-инструментальный ансамбль «Чайки».21

Дебют

Первый выход Артура на сцену в составе «Автографа» состоялся в серии из 10 концертов (1+1+1+1+1+1+2+2) в ДС Крылья Советов, в Москве, 16-23 мая.

Как сейчас помню, что я ехал туда на электричке, а когда с нее спрыгнул, оказалось, что вместе со мной туда по путям идет вся группа.22 Mikhael Shavradze

На чёрно-белых афишках, расклеенных повсюду в Сетуни, был С.Брутян, а на концерте пел молодой и блондинистый Артур Беркут.23 Ed dick

В Сетуни меня просто колотило, Виктор Михалин подошел с сказал, в любой ситуации мы за спиной, мы тебя поддержим.19 Артур Беркут

На Артуре перешедшая к нему по наследству расшитая бархатная фуфайка, которую я купил с рук у какого-то дядьки на Беговой улице для себя и выступал в ней в ВЛ 1978-79 годы. Потом она отошла к Брутяну (есть фото), и наконец закончила сценическую биографию на Артуре. Александр Ситковецкий

Вначале был Шифрин и какая-то хрень. Зато потом было круто и мощно. Помню до сих пор. Обалденный звук и свет.24 Юрий Земсков

Важные концерты – первый из них был дебютом в составе любимой группы широко известного ныне Артура Беркута, тогда выступавшего под своей настоящей фамилией Михеев. Помню, как мы еле доехали до этой самой Сетуни и еще были вынуждены высиживать первое отделение, гвоздем которого, о Боже, был чисто женский ВИА (вокально-инструментальный ансамбль, ежели кто забыл) Крымской филармонии под дивным названием «Крымские чайки». Ничего так разогрев, а?

Я как-то проникся важностью События, и сказал кому-то из своих попутчиков: «Смотри, вот так же наверное люди шли в Англии на первый концерт Genesis с Коллинзом вместо Гэбриэля!» Но на тех концертах Артур Вячеславович разочаровал, и весьма – особенно, конечно, 16 мая: уже на первой же строчке «Пролога» он пустил такого петуха, что хоть держись! Да и внешне после солидного Брутяна Артур выглядел суетливым мальчишкой… И ведь где-то у моих знакомых [должна] валяться кассета с микрофонной записью концерта 23 мая.

Впрочем, в остальном группа играла компетентно, и потому мы решили, что в общем-то всё в порядке. Трек-лист этих выступлений «на отделение» был вот какой: «Пролог» / «Ливень» / «Марсианские хроники: Часть I – Начало экспедиции» / «Пристегните ремни безопасности» / «Старинная баллада» / «Ирландия. Ольстер» / «Корабль».8 Всеволод Баронин

На концерте в «Крылья советов» Автограф играл очень длинную балладу про вересковый мед. Звук был плохой, всё резонировало, особенно стёкла комментаторских кабин. Но грохотало знатно.25 Виталий Кострюков

И «Старинная баллада» была, и «Корабль».25 Игорь Черепков

На черно-белой афише около входа в ДС вокалистом значился Сергей Брутян. В 1982 году студенческая Москва сходила с ума от «Ливня» или же «Марсианских хроник».26 Эдуард

Когда я уже вышел и увидел, что там творится, меня да, цепануло здорово. Очень тяжело было. Хотя нет, тяжело не было – у меня просто не было времени передохнуть: мы отыграли здесь в Москве, тут же сели в самолет и полетели на гастроли. И там уже пошло… Поддержка со стороны ребят, со стороны Александра Ситковецкого, была колоссальная. Я как «сын полка» у них был! (смеется).2 Артур Беркут

Эти концерты были также дебютом и для техника коллектива Николая Шевченко.

“Кока”, наш официальный фельдшер, [в последствии] оператор “тяжелого” дыма. Александр Ситковецкий

Еще одна интересная деталь - на одном из концертов серии велась телесъемка.

ТВ

Запись организовала тогда Марина, редактор муз. редакции в Останкино. Это была не просто запись песни, но планируемая передача об Автографе. На первой серии концертов с Артуром в Сетуни, дворец спорта окружили многочисленные тех. машины телевидения, эпизоды концерта снимались вживую, потом сняли после-концертное интервью с музыкантами, вопросы задавала Марина, а также Мурад Кажлаев и, если не ошибаюсь, Юрий Саульский. Мы никогда больше этот материал не видели. Если бы в 82-м нас показали по Центральному ТВ — это была бы бомба, и я бы точно знал. Александр Ситковецкий

Удивляет обилие телевизионных съемок, меньше чем за полгода 4 эпизода, от которых не сохранилось ничего! ☹

Кроме всего вышеперечисленного, тогда в Сетуни была проведена фотосессия для одного из первых плакатов группы.

Через Комитет защиты мира на Запад. Корпоратив

В один из летних дней 1982 группа, продолжая свои усилия добиться выезда за границу, приняла участие в, как бы сейчас сказали, “корпоративе” ответственных товарищей, от которых зависело решение.

Да, живым концертом, Фишкин очень ворчал )) Точно летом, потому что шашлыки делались уже на берегу и бабкинцы там танцевали в лесу. Зеленом )) Александр Ситковецкий

Изменение в составе

У группы появляется еще один техник Андрей Сотников.

Гастроли

17-20 июня «Автограф» отправляется в Свердловск и дает 11 отделений (2+3+3+3) во Дворце спорта.

Концерт Автограф во Дворце спорта в Свердловске. Незабываемо.27 MrRvirus

А дальше был “знаменитый” концерт в Алатыре, 23 июня.

Концертная бригада прибыла в город,

Эхо с Леонтьевым и Автограф, Карцев-Ильченко, Круиз, т.е. мы там хэдлайнерами были такими. Александр Ситковецкий

Но Ситковецкого, Макаревича и Михалина с ними не было, они были вызваны в Москву (разгонять тоску), поэтому группе свой номер пришлось отработать без них, благо концерты были фонограммные, а музыкантов в лицо никто не знал.

Да, мы оформлялись в Москве на какую-то там в ФРГ акцию, и мы не смогли приехать. Александр Ситковецкий

Цурков выполнял роль Ситковецкого под фонограмму, Шура Осипов был на клавишах, я играл на барабанах, Артур играл на басу и пел. Леонид Гуткин

Зей командовал “Нотой”, пленка заела. Цирк… Александр Ситковецкий

А виной всему был всё тот же Комитет защиты мира, через который группа всё еще надеялась выехать за границу.

На следующий день, 24 июня, весь ”табор” переехал в Димитровград и уже в полном составе коллектив отработал два выступления номером на местном стадионе и опять под фонограмму.

Играли под фонограмму, первый раз в жизни, это большая программа. Еще ничего, по-моему, с Артуром ни в студии, ни на репетиции записано не было. Точно помню, что была Брутовская фонограмма “Вчерашнего Дня” (очень шипела), наверняка 3 песни из Тбилиси. Мы “выступали” с 4-5 песнями. Александр Ситковецкий

Дальше был стадион в Ульяновске, 7 концертов с 25 по 27 июня (2+2+3), под ту же фонограмму.

Я помню на одном из концертов Зейгерман завел фонограмму до того, как мы успели выйти, и Макар добежал и не открывая крышки стал играть Ремни безопасности та-да-да, та-да-да. Александр Ситковецкий

Продолжая гастроли, в Муром группа приехала уже одна, где 29 июня – 1 июля в ДК им. 1100-летия Мурома отыграла 6 сольных концертов (2+2+2)

Там была тоже веселая история подробности в книге. Александр Ситковецкий

И тоже благодаря Комитету защиты мира.

Звукорежиссер Леонид Лебедев отсутствовал и его заменял Юрий Фишкин, не часто выезжавший на длительные гастроли.

До поздней ночи мы репетировали, а в половине восьмого утра мне надо было быть уже на работе. И до 1983 года, пока мы не поехали за границу, я как-то умудрялся сочетать две работы. Правда, было тяжело, приходилось иногда отпрашиваться. Но так как Гуткин учился в консерватории, и ему тоже надо было отпрашиваться, чтобы поехать на гастроли, то мы давали концерты в пятницу, субботу и воскресенье. Я договаривался, что я в пятницу днем улечу, но с утра понедельника я был на работе. На автобазе на меня, конечно, косились, но у меня были хорошие отношения с директором – и все обходилось.28 Юрий Фишкин

Три дня на отдых и коллектив вылетает в Норильск, где 5-8 июля играет во ДС Арктика 8 отделений (по 2 в день).

Мы играли 2-е отделение, в первом был обычный набор Москонцерта, включая Валентину Толкунову и номер Вали [Игнатьевой], с участниками звёздного рок-коллектива время она проводила пламенно, вечная мерзлота таяла… Александр Ситковецкий

На репетиции перед концертом произошел очень неприятный инцидент:

Я коснулся микрофона играя и, там не было земли, в Норильске же мерзлота. меня прошибло довольно здорово, я упал, ко мне подбежал Макаревич, взялся за гитару и его начало трясти, тогда Витька спрыгнул, сообразил, Стратокастер за деревянные рога взял и оттащил. Так что Витька меня спас. Мне вкололи дозу глюкозы, шприцем, как в Кавказской пленнице и вечером два концерта отыграли.

Боря Модоров, как бывший фельдшер, перевязывал мне руку перед каждым концертом в серии, меня сильно ударило током и сожгло ладонь левой руки. Так и играл в бинтах, только пальцы торчали. Александр Ситковецкий

В Норильске коллектив покинул техник и фотограф Анатолий Азанов.

Единственная потеря - наш техник/фотограф Толя Азанов, который после (как я понимаю удачного выступления) чуть не схватил меня за грудки с воплем - ну что, Сит, ты уже рок-звезда? Больше мы его не видели, большинство фоток того периода - Толины. Александр Ситковецкий

А Леонид Гуткин лишился своего усилителя.

Тот усилитель [Бассмен 100] уже доходил, и мы его продали в Норильске за 6300 рублей. Александр Ситковецкий

И последующие концерты в Красноярске играл

наверное, просто в линию и обратно через мониторы. Леонид Гуткин

Гастроли подходили к концу, и напоследок, экстремальный перелет

из Норильска в Красноярск в снежную бурю в июле на десантном АН-26Б со всей честной компанией - в книге. Александр Ситковецкий

Где еще 10 отделений (по 2 в день) во ДС Енисей, 10-14 июля.

Напряженный тур, естественно, сказался на людях, на одном из концертов

Шура Осипов заснул, он должен был изображать [лазером] какую-то серьезную сцену. За кулисами сидел, смотрю не двигается – уснул. Александр Ситковецкий

Тогда же пришла печальная весть, в Москве в результате автокатастрофы погиб Мартин Грубовский, помощник звукорежиссера и друг музыкантов со времен «Високосного лета».

Когда мы были на гастролях в Красноярске, мне позвонила Ольга и сообщила новость. Александр Ситковецкий

Через Комитет защиты мира на Запад. Финал

Возвратившись в Москву, группа еще некоторое время продолжает готовить программу для заграничной поездки.

Мы с ней [Валентина Игнатьева] репетировали сигеровскую We Shall Overcome для того же, прости Господи, Комитета.

Через КЗМ я с Надей Бабкиной пытались выехать в ФРТ/Австрию в конце 82-го. Мы были умные и хитрые и это стоило папаше Дорсету больших компромиссов, но Запад тогда не состоялся. Рановато было. Александр Ситковецкий

Пресса

В августовском номере журнала «Сельская молодежь» в «Колонке диск-жокея» появилась небольшая заметка Владимира Ковалева с первым упоминанием об альбоме группы:

Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает первый большой альбом рок-группы «Автограф».

Музыку в группе пишут все. Кто-то приносит изначальную разработку темы, далее она дополняется, «обрастает», что называется, оболочкой и шлифуется до полного устранения всего лишнего. Когда готова мелодия, в работу включаются поэты Маргарита Пушкина и Борис Баркас. Из имеющихся у них поэтических «заготовок» необходимо создать сложный и завершенный поэтический «дом».29

Гастроли

После отпуска группа выезжает в Литву:

12-14 августа, Клайпеда, ДК Рыбаков, 6 отделений (по 2 в день).
Затем 15 августа Паланга, два выступления на летней эстраде и
еще два концерта снова в ДК Рыбаков в Клайпеде, 16 августа.

Через неделю 22-24 августа, Старый Оскол, ДК Комсомолец, 5 сольников (1+2+2).

В Старом Осколе на одном из концертов у Вити порвался пластик на большом барабане, и он весь концерт играл через том-бас, было не очень хорошо. Александр Ситковецкий

Еще был случай, в магазинах не было палок, которые у него тоже ломались, и он играл черенками от детских лопаток, пластик от этого, конечно, пробивался. Леонид Гуткин

Забавно

На концерт родители принесли свою дочь, которую не с кем было оставить. Дочь звали Елена, ей было 2.5 года, теперь она моя жена и у нас двое детей )) Александр Ситковецкий

Следом, 25-27 августа, Белгород, ДК Энергомаш, еще 5 концертов (2+1+2).

Группа возвращается в Москву и 17-18 сентября выступает в ККЗ Новороссийск, 4 отделения (по 2 в день).

Пожалуй, один из лучших наших концертов это был Новороссийск, [на один из концертов] Круиз весь пришел. Александр Ситковецкий

Бас-гитарист «Автографа» Леонид Гуткин утверждает, что это был один из лучших концертов группы в 1982-м как минимум по энергетике – но увы, я сам не помню об этом концерте ничего, и обнаружение в старой тетрадке этой записи меня очень удивило. Не помню, ни как покупал билеты на концерт, ни самого концерта… Киноконцертный зал «Новороссийск», если кто не знает – это сейчас кинотеатр «35 мм».30 Всеволод Баронин

Фрагменты из записи концерта некоторое время использовались для телевизионных выступлений под фонограмму и клипов.

Пресса

21 сентября в преддверии гастролей в Минске в местной газете «Знамя юности» в рубрике «Знакомьтесь: новое имя» вышла большая статья Дмитрий Подберезского «Уверенный «Автограф»

Самые последние записи группы, начала этого года, говорят о том, что «Автограф» несколько упростил музыку, одновременно усложнив текстовую сторону. И вот здесь, по-моему, музыканты в некоторой мере подрастеряли свои лучшие качества. Но все это можно связать с изменениями в составе и продолжением поисков.5

Новые песни

В сентябре группа закончила работу над пятью новыми песнями:

Это просто был регулярный, постоянный процесс написания новых песен, который со временем (количество -> качество) приводил к смене программ. Александр Ситковецкий

Игра случая (Л. Гуткин / М. Пушкина, Б. Баркас) – исполнялась до второй половины 1983.

А текстики, конечно, неказистые :))) Маргарита Пушкина

С песней «Игры случая» связана легенда, на одном из концертов перед её исполнением порвался пластик на барабане и чтобы заполнить паузу, образовавшуюся при его замене, Александр Ситковецкий придумал историю:

Одна из последних работ ансамбля, композиция написанная специально к советско-югославскому музыкальному фильму, который пока еще не имеет названия, мы надеемся будет на экранах уже в следующем году, текст этой композиции существует и на русском и сербо-хорватском языках, а сама пьеса называется “Игра случая”.

На последующих концертах пластик не рвался, но история продолжала звучать...

Реквием (памяти Джона Леннона) (А. Ситковецкий / М. Пушкина, Б. Баркас) – работа над песней началась еще в начале года и вот к сентябрю она, наконец, готова, продержалась на концертах до начала 1984.

Мы начали работать над «Реквиемом» всё-таки в 1982-м году. Во всяком случае, премьера была точно в 1982-м, мы, как правило, долго не «мариновали».31 Леонид Гуткин

Реквием появился у меня в квартире на Беговой на рояле моей супруги (там же Ливень и многое др.). Александр Ситковецкий

Когда мы взяли Артура, у меня как композитора появился воздух, я мог использовать больший диапазон. У Артура были свободные ля си, иногда до. И я уже мог себе многое позволить. Потому что в “Ленноне”, например, в конце бронебойное до, а у теноров это считается высшей планкой. Но одно дело взять до на звук “а” или “и”, а другое — например, на “ю” или “у”. Это невозможно. Поэтому при написании стихов приходилось учитывать и фонетику. Рите досталось больше всех.32 Александр Ситковецкий

Придумала идею и текст написала Рита, потом мы подключили Баркаса. Александр Ситковецкий

Реквием - музыка подсказала сразу. Идея появилась моментально. Маргарита Пушкина

Самой удачной и искренней работой этого дуэта [Пушкина-Баркас] можно считать "Реквием памяти Леннона", продолжавшего традицию "Високосного лета" посвящений ушедшим из жизни музыкантам. Не могут, конечно, не вызвать улыбку слова: "Вот и все. / Дни без него бегут, / Алеет лишь кровь на снегу". Баркас явно погорячился. В тот декабрьский день, когда маньяк стрелял в ум, честь и совесть нашей рок-эпохи, снега в Нью-Йорке не было... В остальном - песня отвечала настроениям тогдашних слушателей рок-музыки и самих музыкантов, для которых циник Джон был и другом, и старшим братом и который выдумал свой мир для одиноких сердец. "Реквием" стал наглядным примером идеального сочетания музыки и текста на данном этапе развития "Автографа".33 Маргарита Пушкина

Электронные часы (А. Ситковецкий / М. Пушкина) – не совсем характерная для того времени “жесткая” и “агрессивная” песня стала одной из долгожительниц, в сет-листе до 1988.

Основной рифф Часов на 6/8 (бас+гит) появился у меня под влиянием Styx, при этом Витю я попросил играть строго на 4/4, что ему сначала было непонятно, но Гуткин объяснил. “Флэнжевое” вступление придумалось быстро. В песне нет припева, нет бриджа, есть лишь структура из 2х частей (первая - короткая) и набор риффов/тем. Я придумал позывные Маяка на фоне 6/8. Потом постепенно сформировалось барабанное соло. Идея текста и текст - Рита, бедная. Получилось, как получилось. Александр Ситковецкий

Самый глупый текст, на мой взгляд, был про электронные часы у группы "Автограф". Никак не могла понять, о чем должен быть текст к такой музыке.34 Маргарита Пушкина

Демка вызвала у меня настоящую оторопь. К подобному «бодрячку» готова я не была. Крутила я «рыбу» и так, и этак… Всё, что приходило на ум, было каким-то мрачным :)) Проблема решилась весьма прозаически: как-то мы сидели у Ситковецкого, разговаривали, а на серванте или на столе (точно не помню) стояли электронные часы. На табло светились минутки, секунды, часы… У нас в доме все часы были «человеческие» — со стрелками, красивыми циферблатами. Большие трофейные — с боем, от звуков которого полагалось всем вздрагивать. Особенно в полночь:)) А тут, понимаешь ли, буквально под носом — бездушный продукт технического прогресса. Где милое тиканье? Где усы - стрелки? Где маятник? И… текст был написан:)) Маргарита Пушкина

Макар чудеса координации показывал, одной рукой он играл риф, а другой рукой совершенно в другом темпе и размере "Подмосковные вечера". Александр Ситковецкий

Фаготная (Л. Гуткин / М. Пушкина, Б. Баркас) – в репертуаре не прижилась и, вообще, что это за песня никто не может вспомнить.

Нет, уже не помню, сорри ( Александр Ситковецкий

У нас было очень много разной музыки и вариантов на новые песни. Иногда мы их играли, но потом они (песни) как - то самоликвидировались…. Сейчас трудно вспомнить)))) Артур Беркут

Белый город (Л. Гуткин / М. Пушкина, Б. Баркас) – песня продержалась в репертуаре группы недолго, до начала 1983, но ее музыкальная тема в дальнейшем использовалась еще не раз.

Белый Город пережил столько реинкарнаций что уже не вспомню. Леонид Гуткин

Вообще не помню этих текстов :))) Маргарита Пушкина

Праздничный концерт к дню работников сельского хозяйства

В одном из комментариев Анатолий Ноженков вспоминал: Точно не помню год в интервале 80-82 совершенно случайно, гуляя по ВДНХ где-то конец октября, холодно, сыро, в каком-то павильоне услышал красивую громкую музыку. Оказалось, записывают сборный концерт к дню работника сельского хозяйства. В зал пускали. Помню были Машина времени, Анне Вески, Автограф. Автограф записывали для ЦТ Блюз Каприз, Ирландия Ольстер и ещё одну или две вещи. Уже не помню. Это было классно.35

День работников сельского хозяйства в начале 80х отмечался во второе воскресенье октября, значит съемки были или в конце сентября, или в начале октября. В сентябре 1980 «Автограф» был еще любительской группой и появление его на таком концерте весьма сомнительно, в сентябре 1981 в Москве было относительно тепло и сухо, а вот в 1982 году был дождь и достаточно прохладно. «Блюз «Каприз» кажется странным, после 1980 группа его не исполняла и вряд ли бы стала снимать осенью 1981-го, а тем более 1982-го, к тому времени у коллектива было уже много записанных песен.

Ты знаешь, нет не вспоминается. Я бы, наверное, запомнил такой набор артистов, особенно МВ перед ее “отлучением” от Москвы, но в тот период много чего происходило... Александр Ситковецкий

Мне кажется, что это был период Брутика… Но если и со мной, то оооочень давно, сейчас и не припомню)))) Артур Беркут

Было или нет и когда остаётся загадкой…

Конкурс

30 сентября на сцене ЦДК ВОС прошел конкурс «Творческой мастерской эстрадных инструментов» в котором принял участие «Автограф».

В Москонцерте мы были приписаны к Мастерской Эстрадных Инструментов. Это было какое-то внутреннее выступление. Александр Ситковецкий

Изменения в составе

В октябре происходят очередные изменения в техническом составе: из группы уходит Александр Осипов, на смену ему пришли Сергей Воробьев («Чиверс») и Л. Васильев, который, впрочем, в коллективе не задержался и уже через месяц был заменен на Бориса Модорова. Еще одно важное изменение, в “штате” появляется человек следящий за тем, чтобы всё необходимое у группы было – Игорь Куликов.

Профессиональный спекулянт, “оборачиватель” аппаратуры, это давало возможность заниматься творчеством, а у группы всегда была передовая техника. У каждой серьезной группы в те годы был кто-то, кто этим занимался… Александр Ситковецкий

Гастроли

Очередной гастрольный тур начался с Тернополя.

10 концертов в местном ДК Октябрь, 9-13 октября (по два в день).
Потом 20-24 октября, Астрахань, филармония, еще 10 концертов.

Именно там, в Астрахани, «Автограф» впервые исполнил «Реквием» и «Электронные часы».

Я никогда не забуду, как в 1982 году на гастролях в Астрахани мы решили впервые исполнить две только что разученные новые пьесы — "Реквием памяти Джона Леннона" и "Электронные часы". И вот мы работаем в зале тысячи на полторы. Волнуемся. В середине концерта без объявления — так было задумано — включается пленка с записью: "Вчера, 8 декабря 1980 года в Нью-Йорке четырьмя выстрелами в упор был убит Джон Оно Леннон". И весь зал встает. У меня мурашки вот такие были. Мы еще играть не начали, потом Макаревич берет си-бемоль минорный аккорд, зал стоит. У меня был шок, но лучшего шока, а может быть, и более важного, в моей жизни не было.32 Александр Ситковецкий

7-10 ноября, Омск, филармония, 8 концертов, два концерта (11 ноября) были отменены.

В Омске точно играли сольники, [2 концерта отменили] из-за того, что нам недоплатили “под столом”. О смерти ЛИ [Брежнева] мы узнали уже в Москве и из-за отмены концертов попали в серьезную политическую историю, реально грозившую расформированием группы. Обошлось. Александр Ситковецкий

Вернувшись в Москву, «Автограф» отыграл 4 сольных концерта 28-29 ноября в ДК ГПЗ-1, на которых представил зрителям четыре новых песнями.

Московский дебют частично обновленной программы с номерами «Игра случая», «Белый город», «Реквием памяти Джона Леннона», «Электронные часы» и быстрой версией «Пролога», а также наличием в инструментарии группы гитарного синтезатора ARP Odyssey [Avatar]. Народу на концертах было отчего-то откровенно маловато, зато мы попытались познакомиться с целью записи концерта с пульта с FOH-инженером группы, легендарной личностью – Леонидом Леонидовичем Лебедевым; ныне – членом Совета Федерации. Увы, Л. Л. Лебедев оказался именно в этот момент уволен из группы, так что остались мы несолоно хлебавши… Зато именно на этих концертах, или каких-то хронологически очень близких к ним московских выступлениях группы и был записан катушечный концертный бутлег, имевший в последующие годы весьма широкое хождение в народе.30 Всеволод Баронин

Новое оборудование

Это были первые концерты, когда Александр Ситковецкий стал использовать гитарный синтезатор Avatar.

Я хотел более (значительно более) разнообразных звуков от своей гитары, независимо от синтезаторов Макара. Появился осенью 1982, я выменял его на видео-магнитофон Panasonic у Гриши Орджоникидзе, известный был гитарист в Национале и спекулянт, в целом просуществовал у меня недолго - очень дорогой, аналогово-капризный и я научился многие звуки имитировать педалями. Александр Ситковецкий

В это же время, может чуть позже, у группы появляется электропиано Wurlitzer 200B.

Wurlitzer привез я от Алика Орлова из Вильнюса. Александр Ситковецкий

Плакаты

Примерно тогда же были напечатаны 3 первых фирменных плаката группы:

‒ с зеленой майкой

Дорисовала по моей просьбе “мочалку” на голову Артура (мне не нравилось, что у него были короткие волосы). Александр Ситковецкий

‒ с первым логотипом группы, синий
‒ концертный, шесть фотографий для которого были сделаны в мае в ДС Крылья советов.

Все плакаты были выполнены художниками Валерией Ковригиной и Андреем Колосовым, сотрудничество с которыми продлится до конца существования группы.

У меня стойкое ощущение, что первым плакатом, который я “пробил” через худсовет Москонцерта все-таки была майка. А надпись Лауреаты появилась уже в 1983-м после конкурса. Возможно, было заказано и издано сразу 3 плаката - синий, майка и этот [концертный]. Точнее уже не вспомню. Александр Ситковецкий

При переиздании, как минимум на одном из них (с майкой), появился дополнительный текст.

Все плакаты несколько раз переиздавались, так как активно использовались в гастрольной работе. Александр Ситковецкий

Значки

Кроме этого, был изготовлен значок с логотипом коллектива в 3 цветах.

Москонцерт выпускал. Александр Ситковецкий

Значок диаметром 31 мм, изготовленный из алюминиевого сплава, до сих пор имеется в моей коллекции. На обороте значка с креплением в виде булавки имеется выпуклая надпись «ВХО» (очевидно, Всесоюзное художественное общество). Насколько я смутно помню из разговоров с менеджером «Автографа» Феликсом Гиршиным, идея заключалась в том, чтобы сделать партию значков «для своих». Причем эти значки были с эмалью [трёх] разных цветов – ярко-красной (для музыкантов), тёмно-синей (для «ближнего круга»), изумрудно-зелёной (впервые я такой увидел на реюнион-концерте группы в «Олимпийском» в июне 2005 года и был проинформирован, что они вроде бы предназначались для технического состава группы).

Никаким мерчандайзингом эти значки не являлись. Мало того, что по тем временам продажа таких предметов считалась бы «незаконной предпринимательской деятельностью» с понятными последствиями, так значок надо было бы еще согласовывать на высоких комиссиях. Не уверен, что значок прошёл бы худсовет – смутно припоминаю всяческие истории, рассказываемые тем же Феликсом и музыкантами группы, как проходили через худсовет их официальные концертные плакаты.36 Всеволод Баронин

Первая партия значков была выпущена в “жёлтом” металле, в последующем “синие”, как наиболее востребованные, были допечатаны на “серебре”.

Гастроли

6-9 декабря, Каунас, Дворец спорта, 8 выступлений (по 2 в день).

В Каунасе мы чуть было не лишились Гуткина, потому что литовцы построили сцену в углу дворца спорта и подняли ее на очень высокие леса, окруженные шторами, но без перил. Высота метров может 5. Мы ждем, кто-то там что-то объявляет, мы ждем, Гуткин, как обычно, разминается, как-то повернулся и нет его... оказалось был шал назад, и он упал, слава богу запутался в этих шторах, проводах и [приземлился] удачно. Александр Ситковецкий

12-14 декабря, Минск, ДК МАЗ, 6 концертов.

Завершился год, как и начинался, двумя концертами в Москве, на этот раз в только что открытом ДК ЗВИ, 17 декабря – “шефским”, возможно, приуроченным как раз к открытию ДК, и “еще одним”.

Вернее всего, к нам обратились с просьбой о каком-то шефском концерте, может быть по линии комсомола к НГ и др., и мы настояли, чтобы добавили еще один, чтобы аппарат не ставить лишь на один концерт. Александр Ситковецкий

После этих концертов из коллектива уходит техник Андрей Сотников.

Хит-парад

Согласно опросу читателей газеты «Московский комсомолец» «Автограф» занял 4 место в номинации «Лучший ВИА». [37]

Песни советского кино

Не осталась группа в 1982 году и без пластинки, песня «Блюз «Каприз» была включена в сборник «Песни советского кино», выпущенный «Мелодией» по заказу «Совэкспортфильма» – всесоюзного объединения, осуществлявшего экспорт и импорт фильмов.

В 1982 году «Автограф» 194 раза выходил на сцену в 25 городах страны, это был самый напряженный год в истории группы.

Можно сказать, что 1981 и 1982 годы — это «золотое время», когда мы просто наслаждались тем, что занимались любимым делом. У нас была готовая программа, мы открывали для себя многие города Советского Союза, все было замечательно.38 Александр Ситковецкий

Карта событий 1982 года

  1. Музыкальный парад. – Московский комсомолец, 1 января 1982
  2. Виталий Куликов, Александр "Alexx-Off" Молодяков Интервью с Артуром Беркутом. – metalrus.ru, 26 апреля 2011
  3. Маргарита Пушкина Автограф (Москва). – История советской рок-музыки, 2008
  4. Сергей Глубокий «Дисконт-дображелон», или 30 лет спустя. – Маркетинг: идеи и технологии, №№1, 5, 2017
  5. Дмитрий Подберезский Уверенный «Автограф». – Знамя юности, 22 сентября 1982
  6. Автограф - Пристегните ремни безопасности (Олимпийский, 2005). Комментарии. – вКонтакте, 29 апреля 2022
  7. Хит-парад. Звуковая дорожка. – Московский комсомолец, 26 февраля 1982
  8. Всеволод Баронин Концертные хроники: 1982, январь – май. – Живой журнал, 5 апреля 2010
  9. Американец реагирует на Автограф Реквием. Комментарии. – Facebook, 28 сентября 2021
  10. Левон Минасян «Автограф» — отточеннее, острее, лучше...». – [неизвестный журнал], 1983
  11. Звуковая дорожка. – Московский комсомолец, 19 марта 1982
  12. Пять минут на интервью. – Московский комсомолец, 26 марта 1982
  13. Лучшие инструменталисты года. – Московский комсомолец, 26 марта 1982
  14. Сергей Иринархов "Автограф" адвоката Брутяна. – Адвокаты XXI века, 5 октября 2005
  15. Автограф: от Intro до Coda. – www.avtograf25.ru, 26 февраля 2005
  16. Рок-группа "Автограф" (официальное сообщество). Обсуждения. – вКонтакте, 17 мая 2016
  17. Твоя любимая рок-группа… Комментарии. – Facebook, 18 октября 2021
  18. Артур Беркут Назад в будущее 7. – Youtube, 14 января 2022
  19. Гитарные истории: В гостях А. Ситковецкий, А. Беркут и В. Гаина. – Youtube, 24 октября 2020
  20. clegg Интервью с Сергеем Брутяном. – Рок-группа «Автограф». Официальный сайт, 21 марта 2006
  21. Кинофильм «Шляпа». – Московский комсомолец, 15 мая 1982
  22. Группа «Автограф». Комментарии. – Facebook, 4 мая 2020
  23. Назад в будущее 4. Комментарии. – Youtube, 10 декабря 2021
  24. Твоя любимая рок-группа… Комментарии. – вКонтакте, 18 октября 2021
  25. #старая_фотография из архива Бориса Мартынова. Комментарии. – Facebook, 25 ноября 2020
  26. Автограф 1985. Артур Беркут. Комментарии. – Дзен, 8 августа 2021
  27. Автограф - Марсианские хроники, ч. I & ч. II (1982). Комментарии. – Youtube, 10 октября 2021
  28. Владимир Марочкин Ю. Фишкин: «Было, конечно, смешно. Но сначала было страшно». – Специальное радио, 6 октября 2008
  29. Владимир Ковалев Автограф. – Сельская молодежь, №8, 1982
  30. Всеволод Баронин Концертные хроники: 1982, июль – ноябрь. – Живой журнал, 7 апреля 2010
  31. Дмитрий Авдеев «Автограф»: Век номер двадцать один. – Петропавловск.kz, 15 июля 2016
  32. Елена Савицкая Александр Ситковецкий ("Автограф"): Век номер XXI. – InRock, #5(55), сентябрь-октябрь 2012
  33. Маргарита Пушкина Забытый Автограф. В книге «Легенды русского рока». – М.: Леан, 1999
  34. Он-лайн конференция с Маргаритой Пушкиной. – Форум сайта «Мир русской тяжелой музыки», 28 ноября 2017
  35. Автограф из далекого прошлого. Луч света из 1984 года. (музыкальный альбом). Комментарии. – Дзен, 14 ноября 2021
  36. Всеволод Баронин Немного о значке группы «Автограф» и прочих артефактах из 1982 года. – Живой журнал, 13 декабря 2016
  37. Сергей Сычев Хит-парады в СССР. – Издательские решения, 2000
  38. Евгений Федоров Автограф. В книге «Рок в нескольких лицах». – М.: Молодая гвардия, 1989
  39. Александр Ситковецкий Рабочий журнал. 1972-1990.

clegg

25 декабря 2022 года
специально для avtograf.com.ru

P.S. Уважаемый читатель, если у вас есть дополнительная информация об описанных событиях, пожалуйста, напишите нам.