«РОК-АТЕЛЬЕ»

Хронология дискографии: 1982-2001

Глава 1.
ОТ ЛЕТА К ЛЕНКОМУ

«На исходе «Високосного Лета» весной 1979 г. у нас произошло событие, о котором я бы не хотел сейчас рассказывать, но оно послужило поводом для Кутикова и Ефремова уйти к Макаревичу. Думаю, что они уже некоторое время совещались на эту тему, но тут это произошло, и 3 мая 1979 г. в знаменитой студии ГИТИСа Кутиков с Ефремовым и ушли к Андрею, - вспоминает Александр Ситковецкий. - Мы с Крисом остались вдвоём, но мне пришлось расстаться и с ним. Я начал сам, один делать «Автограф».1

Ситковецкий продолжает:
«Мы репетировали всё лето 1979 г., а Крис был на югах с Градским и Беловым, тогда было очень модно – побывать в этих студенческих лагерях… Он очень переживал и в результате уговорил взять его в группу… Так он вернулся в сентябре и привёл с собой Серёжу Брутяна, нашего первого замечательного вокалиста»1.

В мае 1980 г. «Автограф» успешно выступил на первом рок-фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси. Однако, сразу же после этого дороги Ситковецкого и Кельми разошлись окончательно:
«По многим причинам. Сейчас это уже не имеет значения…»1

В сентябре Крис Кельми предлагает группе «Виктория» работу в стенах московского театра Ленком. День рождения группы 16 сентября 1980 г.

«В этот момент Крис откуда-то узнал, что «Ленкому» нужны музыканты, приехал к нам на базу с нотами «Звезды и смерти Хоакина Мурьетты» и предложил авантюру, - так рассказывал об этом впоследствии Павел Смеян. - За ночь отрепетировать все песни из этого спектакля и утром показать их худсовету. Мол, если «Ленком» нас возьмёт, то это будет суперстатус».2

«Мы работали в ресторане, пока нам не сделал предложение Крис Кельми. Крис всегда был хорошим администратором. Он был в курсе, что из театра ушёл весь коллектив «Аракса». И понимал, что это очень перспективное дело, - это уже слова Бориса Оппенгейма. - Нас приехали слушать Марк Захаров, Николай Караченцов, директор Марк Варшавер, зав. музыкальной частью театра, кто-то ещё. Всем всё понравилось, и мы начали работу в театре».3

Название новой группы, по воспоминанию Оппенгейма, придумали Кельми и Смеян:
«Если мне не изменяет память, то Паша вместе с Крисом придумали. Потом они что-то объясняли, но я особо не вникал и не задумывался».3

Глава 2.
РАСПАХНИ ОКНО

Спустя два месяца записываются дебютные песни, которые выйдут затем на первом альбоме группы.

Песня «Распахни окно» записывается с вокалом Александра Смеяна, а «Я пел, когда летал» спел его брат Павел Смеян. Причём, по свидетельству того же Оппенгейма «Я пел, когда летал» написана ещё в группе «Виктория»: «Песня уже была написана»3

26 декабря 1980 г. трагически погибает Александр Смеян.

В июне 1982 г. на фирме «Мелодия» выходит дебютный альбом – «миньон» группы под названием «Распахни окно» с песнями, записанными ещё с участием Александра.
Каталожный номер пластинки Г62-09305 соответствует периоду «9001-9650», относящегося к 1982 г.4

«Это благодаря Крису, - вспоминает Б.Оппенгейм. - Он тогда близко дружил с редактором ТВ Мартой Могилевской. Ей надо было помочь что-то записать. А откатом нам перепало время для записи»3.

На так называемом «гибком» диске были представлены песни:

«Распахни окно» (К. Кельми – А. Смеян) вокал А. Смеян
«Я пел, когда летал» (муз. и сл. А. Смеяна) вокал П. Смеян

Указан состав группы: Крис Кельми – стрингс «Перформер», «Хонэр» клавинет Е7, Роланд РС-505; Павел Смеян – вокал, флейта, фортепьяно; Александр Смеян – вокал, бас-гитара; Юрий Титов – ударные; Сергей Берёзкин – гитара; Борис Оппенгейм – «Мультмуг» синетзатор.

Глава 3.
СВЕЖИЙ ВЕТЕР

На место А.Смеяна приглашается Камиль Чалаев по рекомендации Б.Оппенгейма:
«Я знал его по группе «Диссонанс», и пригласил его. Он очень сильный музыкант и быстро влился в состав».2

В апреле 1981 г. при непосредственном участии «Рок-ателье» состоялась премьера спектакля «Люди и птицы», а 09 июля – премьера «Юноны и Авось». Так же группа была задействована в спектаклях «Тиль» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
В том же году записываются новые песни для уже не «гибкого» миньона на «Мелодии».

К группе присоединяется вокалист Александр Садо, который вне стен театра, правда, участие в деятельности группы не принимал.

В мае 1982 г. выходит в свет альбом под названием «Свежий ветер». Каталожный номер пластинки С62 -17809 соответствует периоду «17003-18983», относящегося к 1982 г.4
На конверте диска стоит отметка «Дебют». Получилось, что второй «миньон» опередил во времени выхода номинально первый, примерно на месяц.
Вот что, написано В. Лишберговым в аннотации к пластинке: «И вот новая, ответственная высота, которую пытается покорить ансамбль, - их первая пластинка. Покорила её «великолепная семёрка» из тетра имени Ленинского комсомола или нет – судить вам, дорогие слушатели».

На диске записаны песни:

«Если метель» (К. Кельми – М. Пушкина) – вокал Александр Садо.
«Люди и птицы» (К. Кельми – М. Пушкина и Ю .Энтин) – вокал Павел Смеян.
«Свежий ветер» (К. Кельми – П. Смеян) – основной вокал Павел Смеян.

Состав группы: Крис Кельми – «Мультимут» синтезатор, «Вурлитцэр» ЕР-200, «Хонэр» клавинет Е7, «Крумар Перформер», «Роланд Парафоник» РС-505; Павел Смеян – вокал, флейта; Камиль Чалаев – бас-гитара, контробас, «Вурлитцэр» ЕР-200; Юрий Титов – ударные; Сергей Берёзкин – гитара; Борис Оппенгейм – «Вурлитцэр» ЕР-200, «Мультмуг» синетзатор. «Крумар Перформер», фортепьяно; Александр Садо – вокал.

Между тем, отношения внутри коллектива складывались не лучшим образом. Вот что вспоминал Б. Оппенгейм в своём интервью:
«Это перетягивание каната между нами и Крисом. Крис пытался навязать свои песни. Репетиции проходили таким образом. Мы собирались, начинали играть. Потом появлялся Крис и предлагал что-то своё отрепетировать. Юрий Титов начинал возмущаться и далее всё перетекало в общий базар»3

30 января 1983 г. «Рок-ателье» дебютирует в популярной музыкальной программе «Утренняя почта» с песней «Если метель».
Борис Оппенгейм:
«Это голос Александра Садо. Но когда нас записывали на телевидении, то Крис делал вид, что поёт»3

Вот как описывал концерт группы Всеволод Баронин 13 февраля в МИЭТ:
«Концерт был совершенно фирменного уровня, причем фактическим лидером группы на сцене оказался Павел Смеян. Крис Кельми был оттерт со своими клавишами в правый угол сцены, и пел всего лишь две песни – «Взлёт» и «Рок прыг-скок». Чрезвычайно бородатый басист Камиль Чалаев исполнял «Я пел, когда летал» с неизбежным углекислотным дымом в качестве антуража. Прочие же номера пел Павел, облаченный в сильно зауженные черные джинсы и фрак с бабочкой – одновременно он виртуозно и энергично управлялся с саксофоном и флейтой и со страшной силой давал шоумена, в том числе бил стекло в раме под стробоскопы в «Распахни окно». Звучало всё отлично – как-никак аппарат у «Рок-ателье» был не абы какой, а купленный для Ленкома за валюту».5

Осенью 1983 г. театр поехал на гастроли в Париж. Незадолго до этого Марк Захаров, художественный руководитель Ленкома, предложил возглавить группу Оппенгейму вместо Кельми. Тогда раскол в группе удалось избежать.

Однако Ю. Титов всё же покидает коллектив весной 1984 г. На его место приглашается Анатолий Абрамов. А в сентябре коллектив покидают К. Чалаев, П. Смеян и Б. Оппенгейм.
Павел Смеян:
«Первый раз я ушёл из Ленкома в 1984 г. Картина «Мэрри Поппинс» вышла – имя надо было «выращивать», карьеру делать»2
Борис Оппенгейм:
«Сел за клавиши, а Крис говорит, что сегодня не работаю, так как пришёл Серёжа Рудницкий и он будет работать. Вот так просто»3

Глава 4.
БАРЫКИН

В марте 1985 г. Александр Барыкин неожиданно распускает свою группу «Карнавал» и вошёл в состав «Рок-Ателье», специально под зарубежные гастроли коллектива, которые так и не состоялись. Тогда же состоялись первые концерты группы в обновленном составе. Львиную долю выступления составляли песни Барыкина.

Одним из последних выступлений «Рок-Ателье» в таком виде были в июне, примерно за месяц до открытия XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в г. Москве. Позже 1997 г. вышел CD «Спасательный круг» с записью 7 песен творческого союза А.Барыкина и «Рок-Ателье».

Состав группы: Крис Кельми – клавишные; Александр Барыкин – вокал, гитара; Сергей Берёзкин – лидер-гитара; Валентин Лезов – бас-гитара; Анатолий Абрамов – ударные.

В том же месяце Барыкин покидает коллектив: «Работать в «Рок-Ателье», конечно, интересно, но наш эксперимент оказался не таким удачным, как это могло показаться на первый взгляд».6

Глава 5.
ПЕРВЫЙ ДИСК-ГИГАНТ

В июле 1985 г. в прессе приводится текущий состав группы: «Сегодняшний состав ансамбля таков: Анатолий Абрамов – ударные; Валентин Лезов – бас-гитара; Сергей Берёзкин – гитара; Александр Садо – вокал. Сам Крис играет на клавишных, пишет музыку».7

В октябре в журнале «Смена» Крис Кельми представил новый состав: «Представлю нынешний состав. Сергей Березкин — гитара, скрипка, виолончель. Березкин отлично разбирается в технике, может «починять» все — от утюга до магнитофона. Он человек незаменимый в нашем коллективе, ведь приходится работать с электронной аппаратурой. Вокалист Александр Садо играет на акустической гитаре. Одинаково хорошо владеет своим красивым высоким голосом и на сцене, и во время споров, которые у нас, конечно же, бывают. Ударные инструменты и флейта — Анатолий Абрамов. Поет басом. Даже когда его об этом не просят. К сожалению, очень редко улыбается. Когда-то давным-давно, в далеком теперь уже 73-м, мы вместе с ним создавали группу «Високосное лето». Валентин Лёзов — бас-гитара, баян. Человек очень мягкий, добрый и отзывчивый, и... вегетарианец»8

А через год, в одной из заметок, Кельми добавляет в состав ещё двух музыкантов: «Чаще пишу музыку я. Иногда гитарист Берёзкин, а сейчас и наш новый клавишник Сергей Рудницкий. В составе так же А.Абрамов – барабанщик. Работал раньше в «Араксе». Бас-гитарист Валентин Лезов. Он из «Арсенала». Вокалисты Николай Парфёнюк и Александр Садо».9

В 1986 г. сразу две песни были показаны по ТВ в передаче «Утренняя почта». 16 февраля (передача про «Простоквашино») – «Не торопись» (вокал Кельми) и 06 июня – «Мираж» (вокал Кельми).

В свободное от театра время «Рок-Ателье» активно гастролирует. Сохранились кадры большого интервью-концерта Молодёжной редакции Чебоксарского телевидения, где группа представляет свои новые песни. Отвечая на вопрос о творческих планах Крис Кельми упоминает о выпуске диска-гиганта на фирме «Мелодия». После Чебоксар были гастроли в Казани и Одессе.

В октябре 1987 г. диск наконец то выходит в свет. Но до этого в том же месяце выходят два «миньона». Первый называется «Взлёт» и включает в себя песни:

«Взлёт» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Крис Кельми.
«Пепсикольный лев» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Александр Садо.
«Фотография» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Александр Садо.

В аннотации к диску написано, что «Недавно закончился театральный этап деятельности коллектива и начался концертно-филармонический».
Каталожный номер пластинки С62 -25733 соответствует периоду «24301-26128», относящегося к 1987 г.4

Второй миньон назывался «Мираж» и включал в себя три песни:

«Телефон» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Александр Садо.
«Рок прыг-скок» (К. Кельми – К. Кельми, А. Маркевич) вокал Садо и Кельми.
«Мираж» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Крис Кельми.

Аннотация к «миньону» полностью повторяла предыдущую.
Каталожный номер пластинки С62 -25735 соответствует периоду «24301-26128», относящегося к 1987 г.4

Завершающим в этой своеобразной «триаде» стал выход в свет винилового диска «Замыкая круг».
Каталожный номер пластинки С60-25775 соответствует периоду «24301-26128», относящегося к 1987 г.4

Трек-лист пластинки:

«Не торопись» (К. Кельми – М. Пушкина) вокал Николай Парфенюк.
«Человек-часы» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Крис Кельми.
«Слушай, ночь» (К. Кельми – К. Никольский) вокал Николай Парфенюк.
«Дед мороз» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Крис Кельми.
«Стоп-кадр» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Александр Садо.
«Магнит» (К. Кельми – М. Пушкина) вокал Николай Парфенюк.
«Взрывная баллада» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Александр Садо.
«Замыкая круг» (К. Кельми – М. Пушкина) вокал: Крис Кельми, Николай Парфенюк и Анатолий Абрамов.

Из аннотации к диску:
«Следующая встреча может состояться в очередном выпуске «Утренней почты», где музыканты ансамбля будут дружно под ритмы «рэггей» вытаскивать из снежного сугроба неказистый «Запорожец», либо Крис Кельми будет «плавиться» по сюжету песни «Мираж» на №необитаемом» острове. Затем в «Кинопанораме» вам предложат «Стоп-кадр», а вечерняя полемическая перепалка «12 этажа» стихнет сама по себе пол задорные ритмы «Деда Мороза».

В 1987 г. Крис Кельми покидает театр Ленком и название «Рок-ателье» оставляет за собой.

Глава 6.
СВЕРХ ПЛАНА

02 октября 1987 г. в дебютном выпуске молодёжной вечерней ТВ-программы «Взгляд» состоялся премьерный показ видеоклипа «Сверх плана».

В съёмках принимали участие Крис Кельми и Павел Смеян.
В ролике проскакивают надписи «СВЕМА 2.09.87» и «СВЕМА 2.10.87», что явно свидетельствует о том, что монтаж клипа состоялся осенью 1987 г., хотя Павел Смеян покинул коллектив в 1984 г. Интересный факт.

В следующем году эта песня попадает на пластинку популярного радиоведущего Артура Макарьева, выпускавшего тогда свою серию пластинок, «Место встречи – дискотека 4». Каталожный номер пластинки С60-26583 соответствует периоду «26129-27786», относящегося к 1988 г.4

Трек-лист:

«Сверх плана» (К. Кельми – П. Смеян) вокал Павел Смеян.

Через несколько лет на CD группы «Рок-ателье» 2001 г. «Я пел, когда летал» песня «Сверх плана» будет названа «Сверхпланрок». Годом записи будет указан 1982 г.

Глава 7.
ЗАМЫКАЯ КРУГ

В конце 1987 г. Крис Кельми решает перезаписать вокал в песне «Замыкая круг» с известными рок-исполнителями того времени.

Вот, как вспоминал об этом Юрий Давыдов, лидер группы «Зодчие»:
«Звонит Крис и приглашает меня и Сюткина принять участие в новогоднем проекте – знаменитой впоследствии песне «Замыкая круг». Всё происходит в два этапа. Сначала нас собирают в Останкино в первом тон-ателье, несколько раз проигрывают инструментальную фонограмму песни и дают каждому свой кусочек для исполнения. При этом специально вызывают по одному-два, чтобы эти один-два не слышали исполнения предыдущих и пели так, как сами считают нужным, без оглядки на остальных…. Через пару недель опять всех вместе собирают уже для съёмок»10

Результат был показан по ТВ в новогоднюю ночь 1988 г. В записи принимали участие (по очерёдности появления в видеоклипе): Крис Кельми, Александр Градский, Юрий Горьков, Константин Никольский, Александр Ситковецкий, Виталий Дубинин, Сергей Минаев, Ованес Мелик-Пашаев, Андрей Макаревич, Александр Монин, Григорий Безуглый, Евгений Маргулис, Марина Капуро, Павел Смеян, Жанна Агузарова, Анатолий Алёшин, Андрей Давыдян, Валерий Сюткин, Юрий Давыдов, Александр Кутиков, Дмитрий Варшавский, Артур Беркут.

В 1988 году эта версия вошла заключительным треком в сборник «Рок в борьбе за мир» (С60 27115-6), выпущенный фирмой «Мелодия» В качестве исполнителей был указаны «Рок-Ателье» Криса Кельми и «группа ведущих советских рок-музыкантов».

Глава 8.
МЫ ЗНАЕМ

В 1987 г. Ованес Мелик-Пашаев приглашает музыкантов поучаствовать в своей концертной программе «В едином ритме». 13 декабря группа открывает своим выступлением на МСА «Лужники» заключительный день фестиваля «Рок-панорама 87». На фестивальную пластинку («Рок-панорама 1987. Часть 3», С60 27211) в 1988 г. попадает концертная запись песни «Мы знаем» (К. Кельми – М. Пушкина).

В начале 1988 г. на сборной пластинке «С новым годом» выходит еще одна песня «Рок-Ателье». Каталожный номер С60 – 26363.

«Снежная королева» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Александр Садо.

Тем временем полностью меняется состав группы. Теперь в составе: Крис Кельми – вокал, клавишные; Вадим Усланов – вокал; Константин Веретенников – гитара; Александр Багнов – бас-гитара; Эдуард Сапрунов – клавишные; Ларион Давыдов – саксофон; Вячеслав Захаров – ударные. В том же году с «Рок-Ателье» стала работать певица Ольга Кормухина. В декабре 1988 г. на фирме «Мелодия» выходит «миньон» под вывеской «Кормухина и «Рок-Ателье». Каталожный номер пластинки С62-27689 соответствует периоду «26129-27786», относящегося к 1988 г.4

Трек-лист:

«Время пришло» (В. Усланов – М. Пушкина) вокал Ольга Кормухина.
«Усталое такси» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Ольга Кормухина.
«Я не твоя» (В. Усланов – Б. Зоричев) вокал Ольга Кормухина.

Но в сентябре Кормухина уходит из «Рок-ателье». Вместе с ней коллектив покидают Вадим Усланов и Константин Веретенников.
Вот как описывает этом момент Олег Ховрин:
«Примчался к Косте с Вадиком на концерт… Ребята обрадовались, сказав, что место барабанщика принадлежит мне: «Через две недели в тур с «Черным кофе» вместо «Рок-Ателье»11

Тем временем в том же декабре выходит очередная пластинка «Рок-Ателье» под названием «Мы знаем». Каталожный номер пластинки С62-27767 соответствует периоду «26129-27786», относящегося к 1988 г.4

Так получилось, что диск вышел в тот момент, когда человек, спевший все песни диска, не работал уже в коллективе.

«Мы знаем» (К. Кельми – М. Пушкина) вокал Вадим Усланов.
«Альбатрос» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Вадим Усланов.
«Хамелеон» (К. Кельми – М. Пушкина) вокал Вадим Усланов.
«В лабиринте» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Вадим Усланов.
«Ночное рандеву» (К. Кельми – К. Кавалерьян) вокал Вадим Усланов.
«Усталое такси» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Вадим Усланов.
«Как всегда» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал Вадим Усланов.
«Вниз по реке» (К. Кельми – К. Кавалерьян) вокал Вадим Усланов.

Состав, указанный на конверте диска: Крис Кельми – клавишные, вокал; Вадим Усланов – вокал; Константин Веретенников – гитара; Александр Багнов – бас-гитара; Эдуард Сапрунов – клавишные; Ларион Давыдов – саксофон; Вячеслав Захаров – ударные.

11-21 декабря 1988 г. «Рок-Ателье» принимает участие в первых концертах «Рождественские встречи» Аллы Пугачёвой. В ТВ-версию включаются песни «Распахни окно» (К. Кельми – А. Смеян) и «Хамелеон» (К. Кельми – М. Пушкина).

В декабре 1988 г. в хит-параде газеты «Московского комсомольца» на 6 месте появляется песня «Как всегда». LP «Мы знаем» занял 4 итоговое место среди всех виниловых пластинок в 1989 г. в том же популярном чарте.

Глава 9.
НОЧНОЕ РАНДЕВУ

Особенную известность в 1989 г. получила песня «Ночное рандеву».
Во многом благодаря одноименному видеоклипу. В феврале композиция дебютировала в хит-параде «Московского комсомольца» сразу на 2 строчке. В июне того же года – стала первой. По итогам же всего года была признана «Песней года».
Вот как вспоминал историю создания текста поэт Карен Кавалерьян:
«Я написал текст в перерыве между двумя сдобными булочками, сидя на кухне у Криса, пока тот разучивал песню с новым вокалистом группы Вадимом Услановым. Когда они закончили, Крис прочитал текст и сказал, - ну, хитом она, конечно, не станет, но кажется, номер крепкий».12

В начале 1990 г. разразился настоящий скандал по поводу исполнения этой песни Крисом Кельми под вокальную фонограмму Вадима Усланова. Точку в этой истории поставила ТВ-программа «Программа А. Ажиотаж», 21 апреля давшая слово обоим героям.

Вадим Усланов:
«Полтора года назад я работал в коллективе «Рок-Ателье». Из-за того, что я чуть не потерял голос на гастролях, я был вынужден на короткий промежуток времени прервать свою вокальную карьеру. Получил предложение от Ольги Кормухиной и мы сделали новую группу… Крис уговорил меня на краткое использование фонограммы с моим вокалом в своих целях до тех пор пока он не запишет новую фонограмму».13

Крис Кельми:
«Мы записывали пластинку в течение года. После записи Усланов покинул коллектив. Мы оказались в сложном положении. Я благодарен Вадиму за разрешение использовать его фонограмму. Чуть позже удалось перезаписать песню с моим вокалом… Наверное, нужно было два года назад перезаписать... Главное, что вышла пластинка с голом Усланова. Не забывай, кто песню написал.... Большая твоя заслуга в том, что ты её спел в первоначальном варианте».13

Глава 10.
ОТКРОЙ СВОЙ СЕЗАМ

Сразу же после выхода диска «Мы знаем» выходит в январе 1989 г. и «миньон» под названием «Мир деревьев». Каталожный номер пластинки С62-27935 соответствует периоду «27787-29058», относящегося к 1989 г.4

Трек-лист пластинки:

«Мир деревьев» (К. Кельми – М. Пушкина) вокал Ольга Кормухина.
«Слушай ночь» (К. Кельми – К. Никольский) вокал Николай Парфенюк.

На конверте указано, что запись 1988 г., что верно для первой песни. Вторая же песня была уже издана ранее в 1987 г.

В мае 1990 г. появляется новый диск-гигант группы «Открой свой Сезам». Каталожный номер пластинки С60-30013 соответствует периоду «29059-31758», относящегося к 1990 г.4

Трек-лист:

«Козырная дама» (К. Кельми – К. Квалерьян) вокал Крис Кельми.
«Открой свой Сезам» (К. Кельми – К. Квалерьян) вокал Крис Кельми.
«Она разжигает огонь» (К. Кельми – К. Квалерьян) вокал Крис Кельми.
«Старый волк» (К. Кельми – К. Квалерьян) вокал Крис Кельми.
«Пленник ночи» (К. Кельми – К. Квалерьян) вокал Валерий Каримов.
«Мой демон» (К. Кельми – К. Квалерьян) вокал Валерий Каримов.
«Мария» (К. Кельми – К. Квалерьян) вокал Валерий Каримов.
«Пятый океан» (К. Кельми – К. Квалерьян) вокал Валерий Каримов.

В составе группы: Крис Кельми – вокал; Илларион Давыдов – саксофон; Вячеслав Захаров – ударные; Сергей Кокорин – клавишные; Александр Ярош – гитара; Валерий Каримов – вокал; Валерий Липец – бас-гитара.

«Что бы там не говорили, а Крис Кельми умеет петь. Более того позволяет даже сравнить собственное пение с пением юного дарования нового солиста ансамбля Валерия Каримова…» - написано Дмитрием Уховым в аннотации пластинки в журнале «Мелодия» № 4 за 1990 г.

Пластинка «Открой свой сезам» стала последней среди альбомов Криса Кельми, на которой было упоминание о «Рок-Ателье».

Летом 1990 года по инициативе журналиста Евгения Додолева музыкальный телеканал MTV пригласил музыканта в Атланту. Итогом поездки стала запись видеоклипа «Старый волк».

К сожалению, уже осенью часть музыкантов опять покидают группу:
«Часть музыкантов покинули группу по бытовым проблемам. Илларион Давыдов и Валера Липец в ближайшее время уезжают в Израиль. Другие просто забросили музыку».14

Так завершила свою историю легендарная группа «Рок-Ателье».

Глава 11.
Я ПЕЛ, КОГДА ЛЕТЕЛ

В феврале 2001 г. «Рок-Ателье» немного напомнило о себе выходом на фирме «Мистерия звука» CD «Я пел, когда летал» (MZ-026-2), в который были включены раритетные записи группы.

Трек-лист (в скобках указан выход песни на LP):

1980
«Распахни окно» (К. Кельми – А. Смеян) вокал А. Смеян (1982 «Распахни окно»)
«Я пел, когда летал» (П. Смеян, А. Смеян – П. Смеян) вокал П. Смеян (1982 «Распахни окно»)
«Пойдём со мной» (П. Смеян – А. Смеян) вокал А. Смеян
«Чтобы встретить тебя» (П. Смеян) вокал П. Смеян
«Когда хочется плакать» (П. Смеян) вокал П. Смеян
«Зелёная мечта» (П. Смеян) вокал П. Смеян

1981
«Свежий ветер» (К. Кельми – П. Смеян) вокал П. Смеян (1982 «Свежий ветер»)
«Если метель» (К. Кельми - М. Пушкина) вокал А. Садо (1982 «Свежий ветер»)
«Люди и птицы» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал П. Смеян (1982 «Свежий ветер»)
«Сюита» (инстр.) (Б. Оппенгейм)

1982
«Мечта земли» (П. Смеян) вокал П. Смеян
«Сверпланрок» (К. Кельми – П. Смеян) вокал П. Смеян (1988 «Место встречи – дискотека 4»)
«Взлёт» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал К. Кельми (1987 «Взлёт»)

1983
«Тяжёлые гастроли» (инстр.) (С. Берёзкин)

1984
«Взрывная баллада» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал А. Садо (1987 «Замыкая круг»)

1985
«Стоп-кадр» (К. Кельми – А. Маркевич) вокал А. Садо (1987 «Замыкая круг»)

1986
«Слушай ночь» (К. Кельми – К. Никольский) вокал Н. Парфенюк (1987 «Замыкая круг»)

1987
«Замыкая круг» (К. Кельми – М. Пушкина) вокал: К. Кельми, Н. Парфенюк и А. Абрамов (1987 «Замыкая круг»)

Выход альбома прошёл почти незамеченным, если не считать небольшой рецензии В. Баронина в журнале «PLAY» в том же году:
«Рок-ателье» начала 80-х под руководством крепкого тандема Криса Кельми (вокал, клавишные) и Павла Смеяна (вокал, флейта, саксофон) была редкой птицей нашей рок-сцены – в своем творчестве группа ориентировалась на мощный коммерческий фанк-рок американцев RareEarth и Mother’sFinest. Плюс к тому – принесенное из «Високосного лета» умение Криса писать действительно запоминающиеся роскошные полубаллады. Семь композиций «позднетеатральной» эпохи (1983–1987) аранжированы поаскетичнее и стилистически ближе к обычному поп-року отечественной модели».

Крис Кельми объяснил, почему релиз альбома практически не сопровождался рекламной кампанией. Оказывается, все презентационные мероприятия перенесены на осень.
Осенью того же года планировался выход и второй части аудиоантологии. В связи с эти все презентационные мероприятия были отложены.
«Крис Кельми пока именует этот диск «Рок-ателье-2»: - говорилось в одной из заметок. – Выпустим его с шумной поддержкой, благо материала хватает».14

Однако, второй диск так и не вышел в свет. С того времени, название «Рок-ателье» более не упоминалось в релизах новых выпущенных альбомов.

  1. «Крис был брошенным, но с роскошным домом и большим состоянием», Артур Гаспарян, 10.01.2019 г., статья «Московского комсомольца».
  2. «Провёл бы остаток жизни в монастыре. Там как у Христа за пазухой», Андрей Колобаев, интервью с Павлом Смеяном, 2008 г.
  3. «Между джазом и роком», Георгий Симонян, интервью с Борисом Оппенгеймом, 2017 г.
  4. Ю. Козюренко. Журнал «Наука и жизнь» № 11, 1991 г.
  5. В. Баронин, «Концертные хроники: 1983, январь-июнь».
  6. «Шаг навстречу», Е. Збруев, статья, «Московский комсомолец, август 1985 г.
  7. «Станет мир добрее», Лидия Глущенко, статья, «Собеседник», №27, июль 1985 г.
  8. «Разные роли «Рок-Ателье», журнал «Смена», № 1403, ноябрь 1985 г.
  9. «За музыкой – в «Ателье», В. Лебедев, интервью с Кельми, «Монтажник». 06 июня 1986 г.
  10. Юрий Давыдов, «Зодчие». Хроники одной группы, книга, 2017 г.
  11. О. Ховрин. «Красная пантера (взгляд изнутри) или «Как я поработал с Ольгой Кормухиной», 2009 г.
  12. К. Кавалерьян «Хиты. Ночное рандеву»
  13. ТВ-программа «Программа «А». Ажиотаж. Крис Кельми и Вадим Усланов», 21 апреля 1990 г.
  14. Дмитрий Дмитриев. «Есть ещё порох…». Газета «Московский комсомолец», 23.11.1990 г.
  15. Григорий Макаров

    октябрь 2019
    Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)