Самый первый американский
Американский промо-альбом группы.
Запись: | Всесоюзная студия грамзаписи фирмы «Мелодия» и репетиционная база группы, декабрь 1987. 6 треков |
Общая продолжительность: 27’ 20”
Релиз: 23 января 1988
Первым и единственным американским релизом «Автографа» считается альбом «Tear Down The Border» и это безусловно верно, но лишь отчасти, да, «Снести границы» это первый и единственный “номерной” альбом коллектива, но у группы в Америке был еще мало кому известный промо-альбом, который, к сожалению, так и не стал “номерным”. Этот рассказ о нём.
НАЧАЛО
Всё началось в мае 1987 года, когда группа неожиданно получила указание готовится к фестивалю в Сопоте.
В мае 1987 года Артур Беркут готовился к свадьбе, естественно, была приглашена вся группа “Автограф” и утром этого дня или накануне мне позвонили из Министерства культуры СССР, от замминистра и тоном нетерпящим возражения сказали, что в августе группа едет на фестиваль эстрадной песни в Сопот.1 Александр Ситковецкий
14 августа группа вылетает в Варшаву и на следующий день знакомится с американками Мэри Беккер и Мередит Маршалл.
Прилетев в Польшу тогда, из Варшавы должны были лететь следующим самолетом в Гданьск, Сопот рядом на берегу моря. Но была авиакатастрофа - польский самолет внутренних линий упал, и нам пришлось ехать в автобусе. Утром нас загнали в душный автобус и сказали ждите к вам еще кого-то подсадят. Сидим обливаемся потом, был советский автобус “ЛАЗ”, кондиционеров не было и слышим американское щебетание, как американки умеют, они громко говорят, очень активно жестикулируют, заходят две девушки, непонятно даже может одного возраста, и мы отъезжаем и знакомимся, выясняется, что это американка мама Мэри Беккер, привезла на конкурс в Сопот свою дочь Мередит Маршалл.1 Александр Ситковецкий
22 августа на гала-концерте во время триумфального исполнения «Мира в себе» Мери Маршалл вышла на сцену вместе с «Автографом», наряду с другими участниками фестиваля.
Мы подружились с этими американками и настолько подружились, что расставаясь Мэри нам сказала: ребята я вас привезу в Америку.1 Александр Ситковецкий
В октябре музыканты «Автографа» вновь встретились со своими американскими друзьями во время небольшого тура по Польше названного «Польским Лайв Эйдом», где
Мэри Беккер попросила нас записать хорошее профессиональное демо в Москве.1 Александр Ситковецкий
И уже в конце ноября
Mary привезла в Москву продюсера Bob Parr и дочь, которая работала вместе с нами и над текстами, и над двумя балладами. Mary с огромным трудом уговорила Шереметьевскую таможню пропустить в то время неведомое в СССР чудо - компьютер Apple Macintosh Classic. Александр Ситковецкий
ТРЕКИ
Готовясь к приезду Мэри группа выбрала и в ноябре записала 7 своих новых треков, которые по мнению коллектива наиболее полно представляли творчество «Автографа» в то время и могли подойти для американской публики и заинтересовать заокеанский музыкальный бизнес. Были записаны: «Быть самим собой», «Ветер в лицо», «Мир в себе», «Случай», «Облака», «Головокружение» и «Почему?».
Из семи предложенных группой песен для студийной записи были отобраны три: две недавно были представлены в «Сопоте» - «Мир в себе» и «Быть самим собой», и еще одна, уже звучавшая на
Боб и Мэри выбрали эти песни, как наиболее понятные для “американского” уха. По их мнению разумеется. Леонид Гуткин
1. Headache (Головокружение)
2. The World Inside (Мир в себе)
3. Teacher Of Mistakes (Быть самим собой)
4. We Can Be Love
Для “старых” песен Мередит Маршалл написала английские тексты: полный для «Быть самим собой», припев для «Головокружения» и немного дополнила и “подправила” «The World Inside», «We Can Be Love» изначально была на английском языке.
ЗАПИСЬ
Запись проходила в Москве в большом зале Всесоюзной студии грамзаписи фирмы «Мелодия» с 1 по 21 декабря 1987 года.
Я снял на 21 ночь в фирме “Мелодия” большую кирху, с 5 вечера нам отдавали в полное распоряжение весь этот костел на ул. Станкевича и до 6 утра студия была наша с одним техником.1 Александр Ситковецкий
В записи приняли участие:
Александр Ситковецкий – гитара, бэк-вокал
Леонид Гуткин – бас-гитара
Виктор Михалин – ударные
Артур Беркут – вокал
Сергей Мазаев – саксофон
Руслан Валонен – клавишные, программирование
Meredith Marshall - вокал
Руководил записью в качестве продюсера и инженера Боб Парр, техник - Рафик (?).
Инструменты и оборудование:
гитара Charvel Soloist 6
бас-гитара Yamaha BB2000
синтезатор Roland D50
синтезатор Yamaha DX7
электророяль Yamaha CP-70 MIDI Grand Piano
секвенсор Yamaha QX-1
тон-генератор Yamaha TX7
драм машина Yamaha RX-5
ударная установка Yamaha YD-9000
басовый преамп Demeter
тон-генератор Yamaha TZ-816 with 8 TF-1 digital FM synth engine
процессор мультиэффектов Yamaha SPX-900
эквалайзер Yamaha Stereo 2x31
клавишный пульт Peavey XR 1212
предусилитель Rockman Distortion Generator
цифровая задержка/хорус Rockman Stereo Chorus/Delay
пульт Amek Mozart (48-channel)
магнитофоны Studer A820 (24-channel)
магнитофон Ampex (2-channel)
магнитофон STM
компрессоры dbx 160, dbx 166
компрессоры Aphex 300 Compeller - stereo comp/limiter
компрессоры Valley People Dyna-mite
секвенсор MOTU Digital Performer
Когда в лучшей студии страны - Мелодии на Станкевича в Москве мы писали демо с Бобом Парром, он, войдя в студию, сначала восхитился шикарной и очень дорогой техникой, а когда сел за пульт Amek Mozart стоимостью $250,000 обнаружил, что пульт подключен абсолютно “задом-наперед” - те функции, которые должны были быть наверху “ячейки” были внизу, а половина важных ручек и кнопок выполняли совершенно не те функции, которые должны были…
С конца 87-го я перестал пользоваться традиционным усилителем - “голова” (преамп+оконечник) с колонкой. Я купил знаменитый тогда Rockman Тома Шолца из группы Бостон - это гитарный преамп, небольшая коробка (2 сигаретные пачки) в которую втыкалась гитара, а линейный выход шел на оконечный каскад любого усилителя. Перед ним стояли всякие примочки (на полу). Так я писался на Мелодии (демо), брал свой Rockman и из него сигнал шел через D.I. напрямую в пульт. Характерный, немного гнусавый и очень певучий звук, как например в I Need You.
Лёне Гуткину Боб Парр для записи на Мелодии привез шикарный отдельный басовый преамп Demeter. Александр Ситковецкий
Барабаны тоже были записаны необычно.
Что сделал Боб Парр, в этой огромной кирхе, настоящем готическом костеле, потрясающая акустика, первое, он взял три стереопары микрофонов и заставил местных техников залезть наверх и закрепить их под крышей костела. После чего завел каждый на нойз-гейт и отрезал хвост в соответствии с задержкой, с которой звук поступал на микрофоны, чтобы у нас получился эффект Фила Коллинза из «In The Air Tonight». Это был знаменитый эффект, а от чего он пошел, его звукорежиссер взял нормальный совершенно реверберационный хвост и отрезал его гейтом. А здесь реверберация была естественная, костельная, и на микрофонах стояли гейты. Он поставил три пары микрофонов, посадил Витю на ковер посередине этой пустой кирхи и звук был атомный совершенно, космический, но, к сожалению, записать мы его так и не смогли, то, что мы слышали в мониторах, это частая история, на пленку легло совершенно по-другому в значительно таком более скукоженном виде.1 Александр Ситковецкий
И впервые в истории группы для записи был использован компьютер
Apple Macintosh Classic с черно-белым дисплеем с установленным секвенсором MOTU Digital Performer Боб использовал для аранжировки песен. Все это для нас, хотя и вполне "подкованных" в технологиях того времени, было открытием, но Руслан моментально "въехал" и, позднее, мы были первыми, кто постоянно использовал сложное секвенсирование в “живой” работе. (Простые секвенсоры нами использовались еще с Электронных Часов в 1982-м и много - в Век #20).
4 трека за 21 день - конечно мало - студию давали в 5-6 вечера, реально звучать начинали к 8-9 вечера, к 2 ночи начинали уже “плыть”. Плюс - знаменитая эффективность и профессиональность Рафика [техника] и пр. И, по-моему, в выходные не работали. Александр Ситковецкий
Записанный и наскоро сведенный материал отправился в Америку.
LIVE BONUS
Примерно тогда же, еще до отъезда Мэри Беккер и по ее просьбе во время одной из своих репетиций на базе в ЦДК ВОС на кассетную деку Tascam Z-5000, входившую в концертный рек, группа записала еще два трека:
1. Ветер в лицо
2. Почему?
Сыграно и записано просто здорово, гитара уже не Gibson LP, а Charvel 6, которую МБ мне привезла в ноябре 1987 к демо-записи на Мелодии с Бобом Парром, звук более современный и разнообразный из-за конфигурации съемников, плюс вибратор Floyd Rose. В клавишах появился супер-модный тогда Roland D50. За клавишами - Макаревич.
"Ветер в лицо" и "Почему?” - одни из моих любимых. [Этот] вариант с репетиции мне по духу и исполнению нравится больше [записанных в ноябре]. Александр Ситковецкий
Возможно, именно это стало причиной того, что на альбом попали эти записи, а не подготовленные версии.
АЛЬБОМ
В Америке из московских записей Мэри Беккер собрала 6-трековый промо-альбом, который вместе с другими промо-материалами был отпечатан
PR-сопровождением группы в первой поездке занималось профессиональное маркетинговое агентство Michael Jensen Communications, нанятое Мэри за $25К. Как я понимаю, они и производили необходимые материалы по мере надобности, наверное это касалось и кассет. Александр Ситковецкий
Альбом общей продолжительностью 27 мин 20 сек был выпущен на одной стороне стандартной 60-минутной кассеты TDK.
Всего было изготовлено несколько десятков кассет.
[“Tune In” и] “Fallin’ in Love For the Night” - возможно название англ. рыбы... Александр Ситковецкий
НАЗВАНИЕ
Названия у альбома не было, на кассете “красовалось” лишь название группы в новой английской транскрипции - Avtograf и “пояснительный” текст – The Laureate Band of the Soviet Union.
Avtograf - это предложение Mary Becker, чтобы разделить нас с Autograph из San Francisco, те были организованы в 1984-м и к нашему приезду в Америку у них уже было 2 больших хита. Александр Ситковецкий
ОБЛОЖКА
Альбом имел самое примитивное оформление, вкладыш в коробку отсутствовал, на одной стороне кассеты была красная наклейка со срезанными под 45 градусов верхними и закругленными нижними углами и вырубкой с круглыми боками. Над вырубкой в три строчки заглавными буквами шрифтом с засечками были напечатаны:
- название группы (жирно)
- пояснительный текст
- название первых двух треков
Под вырубков в две строки название остальных треков по два на каждую.
К кассете также прилагались другие промо-материалы (впрочем, они распространялись и отдельно от нее): двухстраничная биография коллектива и две фотографии (20x25 см).
РЕЛИЗ
Релиз состоялся 23 января 1988 года в районе 15 часов в аэропорту Вашингтона, где прошла первая встреча группы с прессой по прилёте в США. В продажу альбом не поступал.
Кассеты были для презентации и пиара, распространялись среди A&R агентов, прессы, на приемах, шоу-кейсах и пр. Александр Ситковецкий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аудио материал с альбома в дальнейшем нигде не использовался и не публиковался.
Довольно посредственное демо. Александр Ситковецкий
Это демо не дало никаких результатов в переговорах с лейблами. Леонид Гуткин
Промо-альбом 1988 года является самым редким релизом группы, найти его не представляется возможным, по коллекционному классу редкости это «Грааль».
Особая благодарность Александру Ситковецкому за помощь в подготовке данного материала.
clegg
19 января 2023 года
специально для avtograf.com.ru
P.S. Уважаемый читатель, если у вас есть дополнительная информация о создании или распространении данного альбома, или вариант издания не упомянутый в данном материале, пожалуйста, напишите нам.