ДЛЯ НОВОЙ АУДИТОРИИ

ГОТОВИТСЯ

Крис КЕЛЬМИ. «Леди Блюз». Редактор Н. Кацман

Крис Кельми — это до недавнего времени — легкие, мелодичные песенки, «Ночное рандеву», улыбка, голубые глаза и белокурая грива волос. Амплуа — вечно молодой артист. И еще как бы не совсем наш, как бы заграничный, скажем, прибалт — эстонец или латыш. Правда, на самом деле имя и фамилия у него — псевдонимы, придуманные еще в молодые годы в подражание герою лемовского «Соляриса» Крису Кельвину. Когда-то Крис начинал в «Рубиновой атаке», потом играл в «Високосном лете», «Автографе». Проработав около десяти лет в «ленкомовском» «Рок-ателье», стал певцом-солистом. И вдобавок — достаточно удачливым поп-композитором. Естественно, из рока он ушел в обычную «музыку на каждый день», хотя время от времени появляется в разного рода юбилейных рок-тусовках — обычно в коллективных балладах, где поет вместе с Макаревичем, Кутиковым, Варшавским, Градским...

Итак, новый альбом. Восемь песен.

Альбом, который никак уже не назовешь «молодежным». Повзрослел автор, изменилась аудитория. Если пофантазировать, то легко можно представить себе вчерашних панков и хиппи, сменивших длинные волосы на короткую деловую стрижку, а пестрые рубища — на строгие конторские блейзеры. Сегодня это новый и уже достаточно широкий тип аудитории, новые богатые люди, на которых как бы начинает переориентироваться отечественная эстрада. И музыка здесь как бы имеет свои новые параметры: тут уже не повертишься, не покрутишься волчком, спортивности минимум, темпы умеренные, настроения — спокойные. Тут все элегантно, солидно. Романтично:

Две свечи на ветру —
Не вернуть огня игру.
Не укрыть, не сберечь
Золотое пламя встреч...
(«Две свечи на ветру»)

«Саунд» вообще «елочный», рождественско-новогодний. Характерно, что песням предпослана оркестровая интродукция. Мягкое, уютное звучание и остаточно традиционное: ретро как социальный заказ. Вкрадчивая, обволакивающая мелодия:

Серебряный коктейль
Мы пьем до дна —
И кажется еще,
Что ночь длинна.
Серебряный коктейль
С кристаллом льда...
(«Серебряный коктейль»)

Все эти песни, на мой взгляд, не рассчитаны на внимательное вслушивание. Это — музыка комфортного фона, «легкого слушания», отечественный вариант американского «изи лиснинга». Попытка создать что-то наподобие работ Рэя Чарлза или Стива Уандера, «фирменное», «американское». Конечно, этот «американизм» очень условен, он лишь символ чего-то нездешнего, богатого, приятного:

Леди блюз — я бреду
За тобой, как в бреду.
Леди блюз — ну, смелей,
Будь со мной и стань моей...
(«Леди блюз»)

«Леди блюз» — очередное красиво-заграничное словосочетание, знак «того мира». Если Крис Кельми сам отбирает свои тексты, то в любви к импортным словам он последователен: рандеву, коктейль, леди, блюз. Или вот — дайджест. Еще один американизм, значение которого, впрочем, у нас известно немногим:

Дайджест ветра и страстей,
Памяти моей, мой дайджест...
(«Дайджест»)

Дайджест — это резюме, краткое изложение, справочник. Некий краткий выбор. Мне думается, автор этих строк Н. Зиновьев имел в виду хронику или дневник, страницы которого перелистывает ветер. Но может ли ветер перелистывать краткое изложение? Но даже не в этом дело: само это слово «торчит» из строки, цепляет, выглядит нарочитым...

Лучшей вещью диска является финальная «Верю я». Хорошая песня, добрая и мягкая. Сквозь заданное «я» различимо, впрочем, коллективное «мы», ибо вместе с Кельми тут целое созвездие популярных артистов — от Понаровской и Долиной до Серова и Талькова. Когда-то «мы» было, впрочем, символом официоза и казенщины. Здесь, конечно, коллективность имеет совсем иной привкус — дружбы, рок-общины, к которой Крис Кельми принадлежал долгие годы.

Материалы подготовил Аркадий Петров

Мелодия, №1-2 (50-51), 1992