«Автограф» на семи ветрах современности

Как это часто бывает, поводом к заголовку этого материала послужил собственно реюнион-концерт «Автографа» в зале «Градский-холл» 17 июня: с присущим музыкантам профессионализмом во всех смыслах этого слова музыканты группы доказали то же, что доказывали и более 40 лет назад, и в своём сенсационном реюнион-туре 2005 года. А именно — что дела в отечественной рок-музыке можно вести совершенно цивилизованным, «западным» путём, и равняться в таком ведении дел на лучшие имена мировой «умной» рок-сцены. У музыкантов «Автографа» всё получилось и на этот раз, несмотря на удивительное, но неизбежное в современном мире-2021 изменение в сценическом составе.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло», — так предельно точно высказался бас-гитарист «Автографа» Леонид Гуткин о третьем с 2005 года концертном реюнионе славного коллектива. Действительно, одно дело — питаться слухами образца начала 2013-го о «шести написанных совершенно новых песнях», другое дело — получить четыре новых пьесы (очевидно, других) на сногсшибательном концерте. Причиной же концерта стал, понятно, модный вирус — то есть внутренние и общемировые, ограничения в его честь. Так же, как они стали причиной явления перед изумлённой публикой в декабре прошлого года интернет-сингла «Храни», ставшего первой новой пьесой «Автографа» за без малого 32 года, и обратившейся этой весной в двухтрековый CD-сингл. Что ж, можно с некоторой фигой в кармане присвоить первому с 1 сентября 2012-го концерту «Автографа» имя “PANunion”, то бишь “Pandemic Union”. А можно отнестись к прошедшему событию серьёзно и понять, что вопреки беспокойным ожиданиям за 90 минут на сцене «Градский-холла» группа доказала, что не очень вежливые определения «ностальгия» и «нафталин» — это точно не об «Автографе».

Что же причиняло больше всего беспокойства тем, кто знает и любит, часто — с незапамятных времён, творчество «Автографа»? Прежде всего, это прогнозировавшаяся и уже частично упомянутая вероятная «ностальгичность» грядущего шоу. Второе, о чём подробнее — отсутствие на сцене ключевого игрока: создатель и лидер «Автографа», гитарист Александр Ситковецкий, просто не смог принять участие в реюнионе, находясь на противоположной стороне планеты. Тем более, что концерту предшествовали длительные репетиции песенной программы, хотя и не такие, как на грани 2004–2005 годов. Так что не будем считать случайностью, что в программу концерта не попала именно та классика «Автографа», которую без шефа коллектива на сцене и не представишь.

«Имя группы весит больше, чем имена входящих в неё музыкантов», — эта истина, озвученная несколько лет назад барабанщиком великой американской группы Kansas Филом Эхартом (ему был задан вопрос о том, как же Kansas существует всего лишь с двумя музыкантами классического состава) может быть в полной мере отнесена теперь не только к ряду заморских групп — первым делом здесь вспоминаются британские патриархи арт-рока Yes — но и к «Автографу». Скажем прямо — задача заменить казавшегося незаменимым лидера удалась «Автографу» с наименьшим репутационным ущербом: то, что вполне популярный благодаря телешоу «Голос» певец и гитарист Александр Поздняков (Roxx Brothers и Black Rocks) может исполнить партии любой сложности хорошо известно не только в узких профессиональных кругах. Тем большее уважение вызывает решение молодого музыканта переделать большинство партий Александра Ситковецкого под себя и свои фанковые пристрастия. Изменения не коснулись соло лишь в тех номерах, где ничего нового придумать невозможно — а именно в Парафразе на тему Г. Свиридова из к/ф «Время, вперёд», «Старинной балладе» и Прелюдии F-minor. Кстати, слушать гитарные партии было очень интересно само по себе — было же очевидно, что музыкант с таким профессиональным уровнем вряд ли пойдёт на прямое копирование… Уместен на сцене оказался и брат Александра, вокалист и «немного клавишник» Никита Поздняков, украсивший своим вокализом финальную часть не исполнявшейся как бы не с весны 1985-го «Старинной баллады».

Однако тут так и подмывает вспомнить аннотацию автора текста к пьесе «Ливень» Бориса Станилова к легендарному 7" EP «Рок-группа “Автограф”» (1981): «…но рок-музыка коллективна по самой своей сути». Главное, что продемонстрировал «Автограф» этим июньским вечером — невероятную ансамблевую мощь звучания вкупе с такой же энергетической подачей, вроде бы даже избыточной для камерного зала «Градский-холла». А ведь все мы просто забыли, что это в основном за пределами Москвы герои нашей молодости были стадионной группой — в столице и её предместьях они очень много работали и в залах вместимостью от 700 до 1 500 мест, но и на таких сценах они просто рвали зал в клочья. Другого описания просто не подберешь — по сравнению с выступлением 17 июня «Автографа» концерты массы наших современных «больших» групп выглядят с точки зрения духа подлинного рок-н-ролла чем-то просто рудиментарным.

Все вышесказанное вовсе не значит, что редкая сценическая энергетика коллектива не сочеталась с исполнительской и аранжировочной утончённостью и общей драматургией концерта. Музыканты «Автографа» в должной мере оценили открытие концертов реюнион-тура 2005 г. казалось бы неподходящей для этого клавишной аранжировкой баллады «Вчерашний день» — но она и в этот раз задала нужный настрой аудитории, подкрепленный щемящей струнной увертюрой в исполнении квартета Moonlight. Те же струнные и духовая секция (на 2/3 также входящая в состав биг-бэндового проекта бас-гитариста Леонида Гуткина Moscow City Groove Machine) оказались очень уместны в «Городе», и вышеупомянутых Парафразе и Прелюдии F-minor — последняя из этих пьес с годами окончательно утвердилась в качестве музыкальной вершины творчества «Автографа» за всю историю группы, причем отдельные изменения её темпа подобного статуса не изменили нисколько. Барабанщик Виктор Михалин и сейчас доказал, что он совершено заслуженно считался в 80-х одним из лучших властелинов ударных инструментов на территории тогдашнего СССР, а клавишник-виртуоз Леонид Макаревич лишний раз продемонстрировал, что осмысленность его игры в рок-формате куда как выше, нежели у иных даже великих имён западной сцены. Ну а то, что группа отлично прозвучала в зале, не сильно предназначенном для «громких гитар» — заслуга не только заслуженного звукорежиссёра «Автографа» Юрия Фишкина, но и его молодого коллеги, подлинного профессионала Юрия Астафьевя, который 17 июня прямо с раннего утра спасал звуковую обстановку в большом зале «Градский-холла». И спас её на все 200% — метрах в пяти от пульта было слышно каждый инструмент и каждую деталь аранжировки, невзирая на правильную мощь и громкость звука. А судя по эмоциональным восклицаниям, доносившимся под конец программы со стороны персонального диванчика Александра Градского, Маэстро выступление «Автографа» в своём зале весьма одобрил и поддержал.

Из-за упомянутых нюансов составления концертной программы она оказалась для вашего автора не самой типичной — как-никак пик его посещений концертов «Автографа» пришёлся на 1982–1984 гг., а концерт 17 июня хотелось бы уподобить выступлениям поздней ипостаси группы. Но что отрадно — в такую программу идеально вписались четыре совершенно новых номера, которые только и явно на стадионах исполнять — уже известная по аудиоклипу в YouTube «Воскресение» (удачно пророщенная из пьесы “Judgement Day” с американского альбома “Tear Down The Border”, 1991), мощный помп-роковый гимн «На семи ветрах», тихая поп-баллада «Миллионы» и завершавшая программу «Год №20» — по существу, полубалладная версия титульного номера сингла «Храни». Последняя, кстати, очень сильно провоцировала на параллели аж с “Outside The Wall” Pink Floyd (1979)… Очевидная не для всех компоновка программы с упором на номера авторства Леонида Гуткина, Артура Беркута и Виктора Михалина оказалась очень современной в самом лучшем смысле слова и никакого «разрыва времён» в представленном творчестве группы не произошло.

Отдельное спасибо Артуру Беркуту за отменную вокальную форму, в полной мере явленную на сцене. Серьёзно, создалось впечатление, что Артур просто соскучился по исполнению достойного его уровня материала. Так что тщательный отбор пьес в сочетании с завидной их отрепетированностью и могучей подачей превратил это выступление «Автографа» в эталон рок-концерта именно 2021 г. — как и 16 лет назад, группа наглядно продемонстрировала желающим, что это такое — набор базовых рок-ценностей, пусть и на камерной сцене. Удивительно ли, что в зале с первой же песни установился потрясающий баланс энергетического обмена — такого приёма публикой «Автографа» я не видел как бы не с 4 июля 1987 года, то есть концерта-митинга «Наш ход / Our Move» на стадионе в Измайлово. Соответственно, и музыканты были в ударе — без одного не бывает другого. Кроме того, некоторое даже удивление музыкантов уровнем отдачи зала было отлично заметно.

Да, хорошего концерта без хорошей публики не бывает. Тут самое время допустить автоцитату из буклета концертного реюнион-альбома «25 лет спустя. Юбилейный концерт» (2006) — «…и, как будто бы, та же публика, что и в сентябре 1983-го». Нет, не подумайте — на концерт 17 июня пришли вовсе не только ровесники вашего автора — молодёжи там вполне хватало. Но тут другое: люди любого возраста знали, на чей именно концерт они идут, и какую энергетическую подзарядку они там получат. Собственно, это выступление «Автографа» рассказало всем желающим о том, зачем мы ходим на качественные концерты наших любимых групп былых времён — кто ж не хочет воспользоваться отлично работающей машиной времени! Ощущалось, что поставленные цели музыкантами достигнуты, и если вам нужен идеальный реюнион-концерт великой группы в камерном зале — то вот его образец. Будем надеяться, что вскоре воспоследует релиз четырёх новых номеров в формате EP, равно как и концертной программы в видео- и аудиоформатах. Но главное даже не это: концертная деятельность группы, пусть и скромная по масштабам, будет продолжена уже в этом году — можно ли придумать что-нибудь более своевременное в момент полной растерянности отечественного шоу-бизнеса не столько и не только по причине пандемии модного вируса, но в силу полной невнятности и даже ненужности местных музыкальных «героев этого года»? Значит, нам следует надеяться на лучшее.

Все концертные фото: © Михаил Грушин.

Трек-лист концерта: Струнная увертюра ~ Вчерашний день (1982) / Город (1989) / Воскресение* (2021) / Монолог (1980) / На семи ветрах* (2021) / Миллионы* (2021) / Парафраз на тему Г. Свиридова из к/ф “Время, вперёд” (1983) / Я люблю (1988) / Облака (1987) / Старинная баллада (1981) / Головокружение (1985) / О, мой мальчик (1989) / Струнная увертюра ~ Прелюдия F-minor ~ Нам нужен мир (1985) / Корабль (1981) / Храни (Год №20)* (2021).

*Концертная премьера песни.

Всеволод Баронин

Jul. 9th, 2021 at 3:25 PM
livejournal.ru