Первые прогрессив-рокеры СССР - группа "Автограф"

Секрет популярности, история и главные хиты

Ахой, уважаемые меломаны! Меня зовут Анна, спасибо, что заглянули на мой Дзен!

Я обещала открыть рубрику, в которой буду рассказывать о советских рок-группах, которые в свое время были настоящими флагманами прогресса. Они стояли у истоков русского рока, как жанра, и творили невозможное, особенно если принять во внимание все еще висящий "железный занавес", а также технические ограничения, налагаемые временем и дефицитом музыкальных инструментов и аппаратуры.

Начну, пожалуй, с первой буквы алфавита и группы "Автограф".

Этот рок-коллектив знал каждый уважающий себя меломан 80-х. Основал группу уже достаточно известный в то время музыкант Александр Ситковецкий. До "Автографа" Александр играл в группах "Садко" и "Високосное лето", а после распада последнего музыкант в течении 1979 гола собрал новый коллектив.

“У меня было желание продолжать музыкальную деятельность," - говорил Александр Ситковецкий. - "было много собственной музыки, не реализованной в "Високосном лете", были кое-какие инструменты."

Итак, первый состав группы "Автограф" выглядел так: Ситковецкий - гитара и вокал, Леонид Гуткин - бас гитара и фагот, Леонид Макаревич - клавишные, Андрей Моргунов - ударные. Лично у меня сразу возник вопрос: фагот - реально? В рок-группе?

Оказывается, фагот - вовсе не удивительный инструмент для группы, которая была самой передовой в жанре симфо-рока в СССР, именно так тогда называли прогрессив-рок. Музыканты "Автографа" реально поражали своими виртуозными "запилами" и не раз доказывали свою состоятельность на живых выступлениях.

Осенью 1979 года к коллективу присоединились еще один экс-"Високосное Лето" музыкант - Крис Кельми, который пел и играл на клавишных и вокалист Сергей Брутян, а Моргунова за ударными вскоре сменил Владимир Якушенко.

Именно в этом составе "Автограф" отправился на грандиозное в ту пору событие - ежегодный рок-фестиваль "Весенние Ритмы. Тбилиси-80". В этот период в группе было сразу два(!) клавишника - Крис Кельми и Леонид Макаревич. Музыка выходила просто фантастическая!

Так что на фестивале музыканты заняли 2-е место, а также получили специальную премию за песню "Ирландия. Ольстер" на стихи Маргариты Пушкиной, после чего на коллектив обрушилась всесоюзная слава.

Залогом успеха стало то, что стиль "Автографа" разительно выделялся своей подчеркнутой "тяжестью" на фоне "новой волны" и бардовской песни, которые преобладали в русском роке. А еще основной упор группа делала на сложность инструментальных партий, что конечно же подкупало. Зарубежные издания сравнивали "Автограф" с такими группами, как Yes и Electric Light Orchestra.

С этого момента с Автографом начинают сотрудничать музыкальные монополисты СССР - фирма «Мелодия» и компания Росконцерт. Они записывают первые пластинки, постоянно гастролируют и собирают полные залы. Самые популярные на тот момент песни - "Блюз "Каприз" и безымянная увертюра, названная спустя два года "Пристегните ремни безопасности".

Но перетасовка участников продолжается: в 1980 году группу покидают Крис Кельми и Владимир Якушенко, а место ударника на долгих 9 лет занимает Виктор Михалин. Еще через два года группу покидает вокалист Сергей Брутян, которого отец - сотрудника КГБ, заставляет заняться научной деятельностью. О времена о нравы!

Но по мнению многих поклонников, коллектив лишь выиграл от такой перестановки: на место фронтмена становится 19-летний Артур Беркут - обладатель мощного, пронзительного и запоминающегося голоса. Его приход навсегда изменяет звучание коллектива, и "Автограф" становятся известными даже за пределами СССР.

Так "Автограф" стал первой советской рок-группой, которая достигла реального коммерческого успеха за границей, побывав с гастролями в более чем 30 странах мира. Особой популярностью тогда пользовалась композиция "Ливень".

Нужно упомянуть и тексты песен, которые выгодно выделялись на фоне других коллективов вдумчивостью и глубиной. "Автограф" пели о поиске смысла жизни и места человека в мире и в купе с потрясающей "умной" музыкой - это был бальзам для души истинных меломанов.

В 1984 году группа записывает дебютный альбом под названием "Автограф-2", в который вошло лишь 10 песен. Весь материал был записан на студии «Мосфильма» в крайне короткие сроки, а распространялись кассеты только на концертах группы, так как официально издан не был. Как же тяжело было тогдашним музыкантам!

В 1985 году группа, единственная из Восточной Европы, приняла участие во всемирном телеконцерте Live Aid for Africa, выступив перед 2,5 миллиардами человек! После такого успеха, наконец-то выходит вторая, уже официально изданная, пластинка, которая называлась просто "Автограф". А коллектив продолжает выступать на бесчисленных международных фестивалях Европы.

Кстати, нельзя не упомянуть о еще одном звездном часе группы: они побеждают на фестивале в Сопоте в 1987 с лучшей песней «Мир в себе».

С тех пор Ситковецкий сделал упор на продвижение группы за рубежом. В январе 1988 года "Автограф" впервые въезжает в США и сначала работает с американским менеджером Mary Becker, а в 1989-м году подписывает контракт с бывшим менеджером Фрэнка Заппы - Хербом Коэном. В то же время в Москве выходит третий альбом «Каменный край», а песня «О мой мальчик» становится настоящим мега-хитом.

Но, к сожалению, даже такая популярность может сойти на нет. В том же, 1989 году группа вместе с "Арией" едет с туром по СССР. Но их сложная музыка за годы работы за рубежом уже вышла из моды, а подстроиться ребята не успели. К тому же, внутри группы снова начинаются передряги: группу покидают Сергей Мазаев и Виктор Михалин, а Леонид Макаревич еще годом раньше ушел по состоянию здоровья.

Выматывающие гастроли и жесткий график привели к тому, что в 1990 году в Саранске после 1333 выступления Ситковецкий объявил о роспуске «Автографа». По его словам, причиной была усталость от гастролей и творческий тупик. Так что первый англоязычный альбом "Tear Down the Border" выходит уже после распада группы. Переиздается и ранее не изданный первый альбом "Автограф-2".

В 2001 году Артур Беркут пытался воссоздать группу под названием «Автограф XXI век», но у него это не вышло, так как авторские права на название группы принадлежали Ситковецкому, так что появился сольный проект "Беркут".

В 2005 году группа в честь своего 25-летия проехала туром по городам России и в качестве апофеоза отыграла крутейший концерт в "Олимпийском". Это было потрясающее шоу - первое в истории России с использованием звуковой технологии Live Surround 5.1. Был записан на CD и DVD «Автограф. 25 Лет спустя».

Дальше музыканты выступали то тут, то там. А совсем недавно, 14 августа 2020 года группа приступила к записи новой песни. Что ж, посмотрим, что из этого выйдет.

31 августа 2020
#Околомузыки