По весеннему Арбату с Сергеем Мазаевым

Штрихи к портрету "Морального кодекса"

«Первый луч, первый дождь, - по весеннему Арбату ты идешь….» Эта песня - размышление о призвании человека, художника благодаря особенному тембру голоса солиста и стильной музыке быстро стала (в хорошем смысле) шлягером, полюбилась миллионам людей. Если напеть ее мелодию прохожим на улице и попросить назвать имена исполнителей, думается, любой без труда скажет: это Сергей МАЗАЕВ и его группа «Моральный кодекс».

Оказаться рядом с любимцем публики, поговорить с возмутителем душевного спокойствия романтически настроенных девушек - мечта каждой особы женского пола. Но у журналиста Ольги МЕЩЕРЯКОВОЙ было важное преимущество - стародавнее знакомство с нынешней звездой.

Роскошный мужчина с открытым дружелюбным взглядом и обаятельной улыбкой ждал меня за столиком одного из арбатских ресторанчиков. Я немного опоздала, но не заметила на его лице даже и тени упрека. Интеллигентность и благородство еще не совсем смыты с картины нашего бытия ненастьями времени.

Из досье певца

Сергей МАЗАЕВ - солист группы «Моральный кодекс». Инструменты: саксофон, горн, кларнет, флейта, тромбон.

Родился 7 декабря 1959 года в Москве. Образование: физико-математическая школа №279, музучилище имени Ипполитова-Иванова по классу кларнета, Институт имени Гнесиных, экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова.

Работал в группе А.Ситковецкого «Автограф», ВИА «Здравствуй, песня», «Шаровая молния». С 1989 года и по нынешнее время - солист группы «Моральный кодекс». Записал шесть альбомов в ее составе.

Снимался в кинофильмах: «Место встречи изменить нельзя», «Копейка», «Апрель», «Карнавальная ночь-2». Принял участие в дубляже мультика Тима Бертона «Кошмар перед Рождеством».

Инициировал и продюсировал свой проект с джазовым оркестром Игоря Бутмана, пластинку записали на студии «Мосфильм».

Исполнил песню «Я тебя никому никогда не отдам» для саундтрека «Граница. Таежный роман». Участвовал в записях дуэтов с Натальей Ветлицкой, Аленой Свиридовой, Жанной Фриске, Кристиной Орбакайте.

Создал продюсерский центр «Мазай коммуникейшенс». Участник и создатель проекта «VIP Zone Orchestra» с братьями Ивановыми.

Лауреат в номинации «Прогресс года» в конкурсе World Class Fitness Awards.

- Сергей, мы знаем друг друга и сотрудничаем почти 18 лет, и, если мне не изменяет память, столько же существует «Моральный кодекс». Ты помнишь, как все начиналось?

- Да, конечно, Ольга, привет тебе из юности, полной надежд и оптимизма. Я ушел из популярной и модной тогда инструментальной группы А.Ситковецкого «Автограф», где играл на саксофоне, - меня увлек новый проект. Вместе с известным продюсером и поэтом Павлом Жагуном мы разработали творческую концепцию группы «Моральный кодекс». Все должно быть особенным - и музыка, и стилистика, и тексты песен. Никакой халтуры и легковесности, все делали профессионально, по-честному. Кстати, музыкальный моральный кодекс тоже соблюдали: для слушателей - только живые концерты, никаких фонограмм мы не использовали и не используем до сих пор. Может быть, поэтому нас не часто приглашают в концерты: мы долго отстраиваем звук и отличаемся достойным качеством и уровнем исполнения от «фонограмщиков».

Понимаешь, во все был вложен огромный труд, круглосуточная кропотливая работа в студии отличала и отличает наших музыкантов и в нынешнее время. Мы трудоголики всегда и во всем. Тогда в составе кодекса играли лучшие в Москве музыканты: гитарист Николай Девлет-Кильдеев, клавишник Михаил Смирнов, басист Александр Солич, барабанщик Игорь Ромашов. Но с солистом-вокалистом у нас как-то не складывалось, мы пробовали разных певцов, но их голоса не подходили, не вписывались в формат звучания новой группы.

- Я вспоминаю, как много лет назад, после съемок популярной телепередачи «Песня года» знаменитый поэт и музыкальный продюсер Павел Жагун обратил мое внимание как редактора музыкальных программ радио «Маяк» на тебя и прокомментировал: «Видишь этого мальчика? Он очень скоро станет звездой, обещаю…»

- Я благодарен Павлу Жагуну, он распознал у меня вокальный талант, и с его легкой руки я стал заниматься вокалом, записал несколько песен просто так, для пробы. И неожиданно мой голос точно «вписался» в стилистику и формат группы. Наш сингл с первой записью песни «Я тебя люблю» буквально разлетелся по стране. Чуть позже мы выпустили и нашу первую пластинку «Сотрясение мозга» с песнями на русском и английском языках, тогда это делали не многие группы. Работали увлеченно, создавали видео-клипы. Я писал сценарии, а снимали и монтировали известные тогда клип-мейкеры Федор Бондарчук и Михаил Макаренков. Мы набирали музыкальные обороты, нас постоянно приглашали на гастроли по стране и за рубеж.

- Сергей, а как вы уживаетесь вместе сейчас, в возрасте элегантности, став такими яркими «харизматическими» личностями? Изменился ли состав группы «Моральный кодекс»?

- Мы стали более зрелыми и, надеюсь, помудрели. А состав у нас прежний. Только наш барабанщик Игорь Ромашов ушел в религию, сейчас служит в монастыре, это его осознанный выбор. Я думаю, что благодаря его молитвам у нас все складывается замечательно. Мы долго искали барабанщика, и сейчас в составе группы выступает афро-американец Зак Саливан. Играет хорошо, выглядит прилично и экстравагантно - мы довольны. Сегодня всем «моралистам» за 40, мы все уже наигрались, наработались, и, конечно, каждый звук и нота группы имеют вес. Они вычислены и отшлифованы временем. Приятно, что период кризисов в наших отношениях миновал, мы окончательно познали друг друга, у нас царит полная толерантность. Мы научились уважать друг друга и предотвращать моменты, которые портят обстановку и атмосферу в коллективе.

- Какие приоритеты в жизни и музыке у «Морального кодекса» сегодня?

- Ну, конечно, семейные. Семья - прежде всего. Моя жена - выпускница Гитиса, она театровед и еще - самая красивая женщина Москвы. Сейчас я по-трезвому счастлив, а раньше алкоголь помогал быть счастливым. Однажды моя супруга сказала мне: «Попробуй все то же самое, но на трезвую голову!» Я попробовал, и мне понравилось.

- А что с музыкой произошло?

- На наших концертах звучат почти все старые песни «Морального кодекса», они вместе с нами живут. Появилось и много новых, в них чувствуется тенденция к умиротворению, поворот к плавной музыке балладного плана. В основном мы поем песни нашего композитора Николая Девлет-Кильдеева. В предпоследней пластинке он сам исполняет свои песни, например, шедевр постсоветского модернизма «Весенние флаги». Но иногда он «вспылит», да и напишет какой-нибудь жесткий и смешной рок-н-рольчик, такое тоже будет на нашей следующей новой пластинке.

- Сергей, меломаны заждались выхода ваших «Славянских танцев».

- Фирма «Мазай коммуникейшенс» скоро выпустит новый альбом «Морального кодекса», там будут и «Славянские танцы». Это результат серьезной работы музыкантов на лучших студиях Москвы и мира. Настроение всему альбому задает песня «Славянские танцы» - первая композиция, записанная нами на легендарной студии «Abbey Road», где раньше работали над своими песнями «The Beatles». Песни, собранные в новом альбоме, очень разнообразны: это хиты «Первый снег» и «Актриса по жизни», эксклюзивные треки «Дон Пердитто» и «Праздник в пустыне», не забыты песни, от которых на душе светло, - «Не уходи», «В глазах…», но есть песни и с резкими текстами: «Девятая рота», «Право на жизнь».

- Я думаю, что такие разные темы на новом диске «собрались» не случайно, они отражают те проблемы, которые тебя волнуют сегодня?

- Конечно. Как человека, посвященного в азы экономики, меня волнует состояние всего российского хозяйства, наглость «теневой экономики», резкое расслоение нашего общества, состояние стариков, цены на жилье, образование, проблемы безысходного пьянства, когда люди сами себя истребляют, и особенно это заметно на периферии… Грустно! Людям надо помогать, и я думаю, что чем больше появляется у нас богатых, тем больший спрос с них должен быть.

- Ну, давай вернемся к музыке. Сергей, чем заполнен твой сегодняшний день?

- Сейчас я погружен в студийную работу, практически из аппаратной не выхожу, это ты меня вытащила на волю для этого интервью. Мои музыкальные интересы очень разнообразны, и они подчас выходят за пределы группы «Моральный кодекс». Сейчас я записываю с братьями Ивановыми проект, так называемый «VIP Zone Orchestra». Закончил новую песню с молодой группой «Стволы», которую я продюссирую, много с ней работаю в студии. Надеюсь, все задуманное состоится. Ну, есть еще мои отдельные работы с D-джеем по созданию ремиксов на наши старые песни, но и для новых нахожу время. Моя жизнь полна проектов, потому что вокруг много интересной музыки, мне хочется попробовать все.

Восстанавливаю свою форму на кларнете со своим педагогом-репетитором, и, может быть, в скором времени мы выступим в дуэте с произведениями Моцарта. Мне очень нравится симфоническая музыка. Недавно состоялись мои выступления с оркестром Алексея Уткина, с симфоническим оркестром «Виртуозы Москвы», с Губернским оркестром Санкт-Петербургской филармонии.

- Сергей, я делаю вывод, что твой интерес к большой музыке не прост, ты нацелен на большее. Дирижерский пульт симфонического оркестра не манит тебя?

- Почему бы и нет! У меня классическое музыкальное образование... Ты что - читаешь мысли?

- Значит, точно - все впереди. А отчего ты мало сочиняешь своих песен?

- Я считаю, что у меня это не получается.

- Насколько мне помнится, когда-то получалось, вон какой прекрасный «Блюз» сочинил и не только. Ты же романтик!

- Ольга, ты меня захвалишь. Ну хорошо, я недавно нагрешил, сочинив песню «Острова в океане». Ее никто пока не слышал. Это лирическая, очень стильная песня. Не знаю, понравится ли она слушателям, но сейчас увлеченно работаю над ней в студии.

- Сергей, а как ты относишься к собственной популярности?

- Вообще-то, я «вульгарный» материалист и правильно оцениваю себя, у меня нет амбиций, и, к счастью, я не болен звездной болезнью, я скромный человек без ложной скромности.

- Это прекрасные качества - их копирует твоя дочь? Как ты ее воспитываешь?

- Анечке уже семь лет. Мне важно, чтобы она состоялась как развитая личность. Сейчас она ходит в первый класс общеобразовательной школы, занимается изобразительным искусством, музыкой, увлекается плаванием и танцами. Я надеюсь, что она вырастет культурным и свободным человеком с широким кругозором. Хорошо, если она станет художницей, архитектором, музыкантом и, конечно, жизнерадостным, красивым и спортивным человеком.

- Что тебе помогает бороться с трудностями, и как ты поддерживаешь такую великолепную форму?

- Любовь, музыка, плавание, фитнес, лыжи. Я стал даже лауреатом в номинации «Прогресс года» в конкурсе Word Class Fitness Awards. Представляешь, «уменьшился» на 20 килограммов, и, соответственно, гибкость увеличилась. Однажды придя в спортзал, я начал заниматься беспрерывно, трудился по три раза в неделю, и успехи были серьезные. Сердце по-другому стало работать, организм помолодел…

- Скажи, пожалуйста, почему многие называют тебя дамским угодником?

- Мне приятно, если это так. И Наталья Ветлицкая, и Алена Свиридова, и Кристина Орбакайте, и Жанна Фриске - красавицы нашей эстрады, в них невозможно не влюбиться. И музыкальных доказательств этому почти на целую пластинку наберется.

Социальное партнерство, № 2, 2007