Ленком, Крис Кельми и его ансамбль

СОСТАВ

Они долго не могли найти для своей группы название. Нужно было, чтобы оно отражало их суть. Подумали: направление — рок. Собрались заинтересованные люди — значит, «ателье». Так и родилось — «Рок-Ателье».

Состав за пять лет изменился лишь наполовину. Сейчас в группе 5 музыкантов.

Как и прежде, на соло-гитаре играет Сергей Березкин — виртуоз, владеющий многими инструментами. Кроме того, он специалист в области электроники, интересуется ее новинками, применяет их для усовершенствования аппаратуры группы.

С 1976 года работает в театре вокалист Александр Садо. Музыкой увлекся еще в школе. Был руководителем школьного, а потом и армейского ансамблей. После службы его пригласили в «Араксе», который тогда «начал играть в Ленкоме (Московский театр Ленинского комсомола) в спектакле «Тиль». С 1980 — в «Рок-Ателье». Увлекается спортом, умеет забивать голы, поэтому он выступает еще и за футбольную команду театра «Авось».

Бас-гитара — Валентин Лезов. Фанатично предан музыке. Пришел полгода назад из «Арсенала».

Ударник Анатолий Абрамов в группе тоже недавно. До этого играл в «Високосном лете», в «Араксе», у Стаса Намина. Но снова вернулся в театр. Вместе с Садо выступает за команду «Авось».

Состав подобрался сильный. Это определяется тем, что все они музыканты одного направления.

РЕПЕТИЦИЯ

Репетирует «Рок-Ателье» в музыкальной студии — ком¬нате в здании самого театра. Комната невелика, заставлена всевозможной аппаратурой. В ближнем ко мне углу — ударная установка. За ней Анатолий Абрамов. На шее у него полотенце - жарко. В дальнем — синтезаторы Криса. Стойки микрофона заслоняют его лицо, но иногда видно, что он улыбается: изредка поворачивает голову к кому-нибудь из музыкантов, что-то говорит. Они его, конечно же, не слышат, но и так понятно — ему нравится.

Вдруг канва мелодии ломается.

— Толя, — обращается Валентин к ударнику. — А если здесь сделать так?

Они вдвоем проигрывают пассаж.

— Ребята, давайте начнем с коды, — просит Крис.

Потом не вписалась только что «найденная вставка. Они ее переставляют, пробуют исполнить мелодию с самого начала. Доходят до нужного момента. Нет! Снова не то. А если сыграть ее два раза? А если так?.. Наконец-то получилось.

Сергей Березкин сидит напротив меня. Он не так экспансивен, как Валентин: хрупкий, медлительный, кажется от всего отрешенным. Но вот его соло — Сергей уже на ногах, весь в ожидании. Затаив дыхание, он начинает перебирать струны.

На него смотрят все ребята. Кажется, их приглушенная музыка отступила назад. Садо, подавшись вперед, не спускает глаз с рук Сергея, и у него самого начинают бегать пальцы по воображаемому грифу — так они вдвоем ведут соло гитары.

КРИС КЕЛЬМИ

С чьей-то легкой руки пошло, что Крис родом из Литвы. Называют город Кельме, мол, отсюда и его фамилия. Крис Кельми — москвич. Здесь он родился, закончил среднюю и музыкальную школы. В десятом классе впервые выступил на школьной сцене, тогда же прозвучали и его первые мелодии.

Кто знает, как сложилась бы судьба Криса, если бы не Игорь Окуджава, сын Булата Окуджавы. Он привел Криса и Александра Ситковецкого в группу «Садко». В 1972 году они создали хорошо известный в ту пору ансамбль «Високосное лето». И хотя этот коллектив был самодеятельным, играли они по тем временам классно. Группа применяла элементы театрализации выступлений — костюмы, сценическое оформление. Но, как это бывает, после расцвета, который выпал на середину семидесятых, наступил спад. В 1979 году «Високосное лето» распалось. К тому времени Крис окончил Московский железнодорожный институт и остался в аспирантуре.

Вскоре Александр Ситковецкий организовал группу «Автограф», куда пригласил играть на клавишных Кельми. На «Тбилисском фестивале-80» этот коллектив занял второе место. Когда «Автограф» вернулся из Тбилиси, стало известно, что из театра Ленинского комсомола ушел «Аракc». Ленком начал искать ему замену. Так появился шанс, редкий шанс работать в интересном театре и возможность создать свою группу. В течение нескольких дней Крис нашел нужных музыкантов: его идеей заинтересовались братья Александр и Павел Смеяны и Сергей Березкин, составлявшие костяк группы «Виктория». За ночь подготовили несколько песен. Утром к ним приехали композиторы Гладков и Рыбников, ведущие актеры Ленкома и сам Захаров. Волновались ужасно, не все удалось, но комиссии они понравились.

ТЕАТР

В театре их встретили настороженно. Но уже первые репетиции показали, что ребята талантливые, что они способны не только заменить «Аракc», но и внести что-то новое. На это «новое» рассчитывал и главный режиссер театра Ленинского комсомола Марк Анатольевич Захаров, который сразу же взял группу под свою опеку. Способности одаренных музыкантов блестяще подтвердились во время работы над спектаклем «Юнона» и «Авось». Автор оперы Алексей Рыбников был в то время болен, поэтому ребятам пришлось самим ставить музыку.

Отправной точкой сценического, воплощения была пластинка «Юнона» и «Авось», записанная еще до спектакля. Но она не во всем отвечала замыслу режиссера Николая Караченцова и постановщика Марка Захарова. Приходилось прямо на репетициях переделывать выстроенные мизансцены, переводить на язык рок-группы музыку симфонического оркестра. Работали одержимо. Импровизации создавались в зависимости от настроения окружающих, момента. Для них, как и для всей труппы, не существовало времени.

Так состоялось их самоутверждение, так пришло признание. Театр многое дал музыкантам. Пришедшие с эстрады и имеющие уже немалый опыт выступлений на сцене, они здесь столкнулись с совершенно особой атмосферой — театральной. Не исполнение отдельных песен и аплодисменты зрителей, а музыка плюс лицедейство. На сцене не одна только группа, а целый коллектив актеров. Тут успех выступления зависит не только от того, как сыграют они, а от того, как сыграет каждый актер. И спектакль только тогда удается, когда все играют на подъеме.

После ошеломляющего успеха «Юноны» и «Авось» никого не удивило предложение Марка Захарова «Рок-Ателье» написать музыку к спектаклю о бамовцах «Люди и птицы». Спектакль молодежный, заняты в нем были только молодые актеры, и это придавало особый настрой как постановке, так и работе над музыкой. Крис написал десять песен. Некоторые из них до сих пор входят в концертную программу группы.

ГАСТРОЛИ

Их появление на эстраде было подобно взрыву: жесткие ритмы рока, виртуозное владение инструментами, ювелирная аранжировка, своеобразный вокал. Группа мгновенно завоевала популярность.

Вскоре состоялись гастроли с театром в Югославии и на Кубе, показывали спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Во Франции побывали с «Юноной» и «Авось». Французские газеты писали, что театр Ленинского комсомола показал лучшее, что создано в этом жанре.

Сейчас «Рок-Ателье» подготовил новую концертную программу из песен Сергея Барыкина и Криса Кельми.

Недавно коллектив побывал в Ленинграде, Таллине.

В. ЗАРОВСКИЙ,
студент факультета журналистики МГУ имени М. Ломоносова.

1 июня 1985
Комсомольская правда (Литва)