Концерт Артура Беркута в московском рок-баре «Штопор»:
несколько строк

После вчерашнего (23 января) сольного концерта Артура Беркута в московском рок-баре «Штопор» автора как-то потянуло написать несколько строк. Не так уж часто я, к сожалению, бываю на акустических выступлениях Артура (нет, и фото здесь – не со вчерашнего концерта), чтобы вот так лишний раз похвалить выдающегося вокалиста.

Поскольку последнее время в русскоязычном секторе интернета опять завелась никому не нужная дискуссия об Артуре как вокалисте, считаю нужным внести в нее и свои 2 (или 5) копеек. Благо с Артуром мы знакомы с осени 1983 года – точнее, с знаменитой серии из десяти концертов «Автографа» 16–25 сентября в УСЗ «Дружба» в Лужниках. Нельзя не вспомнить, что я присутствовал и на первом профессиональном концерте Артура в составе «Автографа» 16 мая 1982 года в ДС «Крылья советов», так что рост Артура как вокалист и фронтмена главной рок-группы тогдашнего СССР проходил прямо на моих глазах.

Прежде всего, я хотел бы сообщить всем тем, кто рассуждает об «опере и оперетте» и о том, что «Артур долго жил в США» (и оттого, дескать, испортился как вокалист), что вокальный стиль Артура полностью сложился как раз к сентябрю 1983 года, к московской премьере новой песенной программы «Автографа». Можно понять тех, кому досаждал высокий тенор Артура в те годы – да, во времена, когда газета «Комсомольская правда» призывала со своих страниц «мужчин петь по-мужски» – тенора на профессиональной сцене (тем более рок-сцене) не одобрялись. Но кто-то же должен был начинать – а лучшего состав для такой пробы, нежели «Автограф», в стране просто не было. Второе, что отвращало якобы серьёзных знатоков более 35 лет назад от Артура – его, возможно, неосознанный и одновременно модный в понимании той эпохи сценический образ, который я как-то описал как «молодой человек в большом мире». Образ работал на актуальность и посыл своей музыки, которой «Автограф» в те годы добивался, в том числе на совершенно официальном уровне – так и сам Артур был молод, и его слушатели. Лично мне в мои институтские годы этот образ был понятен и никакого неприятия не вызывал. А если мы говорим об Артуре как Профессионале с большой буквы – то подобный уровень был окончательно достигнут в декабре 1985 года на московской премьере чудовищно недооцененной сюиты «Автографа» «Век №20». Кстати, в ней же Артур блеснул и как солист-саксофонист, исполнив длинное соло на инструменте в финале одной из частей сюиты, а именно в номере «Акселерат».

Эти вехи карьеры Артура уместно вспомнились и во время вчерашнего акустического концерта. Даже в таком необязательном месте музыкант работал с максимальной самоотдачей, а его голос просто заполнял собой зал. Публику вполне можно было назвать «полуобязательной», но вокального и энергетического воздействия Артура было достаточно для восприятия слушателями не самых очевидных для неё номеров – вчера таковыми были три пьесы «Автографа», а именно открывшая полуторачасовое выступление «Головокружение» (1985), а также «Странник» и «Колокол» (1989). Отдельно порадовало то, что в программе теперь находится не столь уж много места пьесам одного коллектива из четырёх букв – ничего-ничего, пора и публике знать, что Артур Беркут ныне – вполне состоявшийся сольный артист, а впрошлом – именно что в первую очередь убедительный фронтмен «Автографа». И эта убедительность в сочетании с профессионализмом и мощным вокалом – и есть то, за что мы все ценим Артура: неважно, в роли певца с акустической гитарой или фронтмена группы имени себя самого.

Конечно, когда ты даже в январе 2021 года находишься именно на сольном концерте Артура, тебе в голову лезут прямо-таки мемуарные мысли: ты вспоминаешь, как впервые услышал «Головокружение» в конце апреля 1985 года на каком-то кошмарном «предпобедном» сборном концерте в «Олимпийском», где «Автограф» «работал номером» (первой половиной того «номера» была инструментальная пьеса “S.O.S.”), или как ранней весной 1989 года ты с приятным ошеломлением ознакомился со всеми пьесами альбома «Каменный край» в передаче Олега Гробовникова «Молодёжный канал» на «Маяке», сидя за работой вновь на пятом этаже НИИТМ. И всегда это первое знакомство было поводом порадоваться за Артура как растущего артиста, ставшего для многих и многих лицом лучшей группы нашей страны.

Innocence doesn’t always die, sometimes it lives forever.

Всеволод Баронин

24 янв 2021 в 20:25
вКонтекте