«Шляпа» для «Автографа»

Афиша фильма

Леонид Квинихидзе, режиссер-постановщик картины

Съемочная группа

Актеры

Мосфильм

Культурный центр Олимпийской деревни

«Автографа» и Леонид Квинихидзе в "бункере"

На сцене в Олимпийской деревне

Мартин Грубовский в роли трубача

Cцена «Репетиция в ЖЭК №8» часть 1,
звучит «Пристегните ремни безопасности»

Cцена «Репетиция в ЖЭК №8» часть 2,
звучит «Блюз «Каприз»

«Монолог»

Cцена «Концерт в Олимпийской деревне»,
звучит «Ирландия. Ольстер»

«Советский экран», №14, 1981

«Шляпа» - советский широкоформатный музыкальный художественный фильм, трагикомедия, киностудия «Мосфильм», Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов, 1981, продолжительность - 92 мин, формат - 70 мм, соотношение сторон - 2.20 : 1, звук - 6 каналов.

Съемочная группа:

Режиссер-постановщик Леонид Квинихидзе
Сценарий Виктория Токарева
при участии Леонид Квинихидзе
Оператор-постановщик Игорь Слабневич
Художник-постановщик Виктор Петров
Композиторы Геннадий Подэльский, Олег Куценко
Хореография Игорь Бельский
Стихи Леонид Дербенев
Звукооператор Валентина Алексеева
Звукооператор перезаписи Евгений Базанов
Запись музыки Евгений Некрасов
Режиссер Тамара Владимирцева
Оператор Владимир Гусев
Монтаж Инесса Брожовская
Художник-гример Е. Ямром
Хужожник по костюмам Алина Будникова
Музыкальный редактор Арсений Лаписов
Редактор Любовь Горина
Директор картины Татьяна Жигаева

В ролях:

Олег Янковский Дмитрий Денисов, трубач
Людмила Савельева Мила, подруга Денисова
Игорь Кваша Савицкий, Савва
Наталия Трубникова жена Савицкого
Семён Фарада "Слон"
Ольга Вардашева Римма Ипполитовна
Валентин Ганев "Утенок", солист "Секунды"
Галина Микеладзе соседка Денисова по гостинице
Тамара Акулова Галка, солистка "Секунды"
Анатолий Солоницын отчим дочери Денисова
Ольга Барнет сестра Денисова
Ирина Мирошниченко "Русалка"
Михаил Кокшенов муж соседки по гостинице
Римма Маркова мать Денисова
Раднэр Муратов пассажир в аэропорту (в титрах не указан)

В фильме участвуют:

Ленинградский Государственный Мюзик-холл
Камерный ансамбль «Мадригал»
рок-группа «Автограф»

В титры не попали: исполнители песен - Леонид Серебренников, Ольга Вардашева, Ирина Отиева и актер Игорь Ясулович, озвучивший героя Валентина Ганева, однако отдельной строкой в них есть сообщение:

В фильме использованы фрагменты музыкальных произведений группы «Автограф»

«Шляпа» стала десятым игровым фильмом Леонида Квинихидзе, предыдущий фильм режиссера «З1 июня» вышел на экраны в праздничную новогоднюю ночь с 31 декабря 1978 года на 1 января 1979 года на Первой программе Центрального телевидения и был очень тепло встречен зрителями, многие песни из него стали хитами.

В основу нового фильма легла повесть Виктории Токаревой «Ехал Грека...» Сценарий, написанный при участии режиссера Леонида Квинихидзе, сохранил лишь сюжетную основу литературного первоисточника:

Главный герой - талантливый трубач, живущий по своим правилам. Он никому ничего не должен и не заботится о чувствах других. Он в разводе с женой и в непонятных отношениях с любовницей, которая, похоже, тщетно ждет определенности. Он уходит с большой сцены, из-за нежелания идти на компромиссы, и с тех пор работает с группой молодых музыкантов, выступая в ресторане. Они играют джаз и неважно, что время его уже прошло. Он чувствует себя свободным и не хочет ничего менять. Но все меняет случай. Отправившись на длительные гастроли, он попадает в аварию, и его окружение получает ложное известие о его смерти. Вернувшись через несколько месяцев в Москву, он обнаруживает, что люди, с которыми была связана его жизнь, научились жить без него. Мало того, его “смерть” избавила их от многих проблем. Больше в их жизни ему места нет, и ему тоже надо учиться жить без них.1

Наряду с известными и очень популярными советскими актерами, такими как Олег Янковский, Ирина Мирошниченко, Игорь Кваша, Семен Фарада, Людмила Савельева, к съемкам были привлечены и совсем молодые артисты, так болгарский актер Валентин Ганев и Тамара Акулова, сыгравшие роли вокалистов ансамбля «Секунда», в то время были еще студентами ВГИКа и учились на одном курсе у Сергея Бондарчука. Фильм музыкальный и к участию в нем были привлечены: Ленинградский мюзик-холл, камерный ансамбль «Мадригал» и рок-группа «Автограф».

«Автограф» попал в фильм во многом случайно:

Как обычно, всё самое лучшее происходит совершенно случайно. В этом фильме должна была сниматься группа «Весёлые ребята». Жена нашего на тот момент директора работала на «Мосфильме», и она была директором этой картины. У «Весёлых ребят» на гастролях произошёл какой-то инцидент, у них возникли неприятности – отобрали на время гастрольное удостоверение. В общем, как обычно, стечение обстоятельств. Таня, жена нашего директора Феликса, привела режиссёра Леонида Квинихидзе к нам на репетицию. В то время была, можно сказать, первая волна успеха «Автографа», потому что вылезли практически из подвала и стали достаточно известными благодаря фестивалю в Тбилиси. Пошла какая-то свежая волна новой музыки, которую творческие люди чувствовали – а киношники люди тоже творческие, и они поняли, что, привлекая нас к участию, уже получают огромную армию зрителей потенциально. Потому что на тот момент, при всём уважении к «Весёлым ребятам», группа уже существовала очень много лет, и в каком-то смысле это уже не было чем-то новым и событийным. Привлечение же рок-группы позволяло создать определённый ажиотаж вокруг фильма. Ну и последнее (а на самом деле, наверное, первое) — Леонид Квинихидзе был под большим впечатлением от нашей репетиции, музыки, ему всё очень понравилось, у него как у режиссёра сложилась вся эта история. И мы неожиданно обнаружили себя на съёмочной площадке «Мосфильма» рядом с Олегом Янковским. И надо сказать, хотя фильм не стал такой классикой, как фильмы, скажем, Гайдая, но на тот момент он имел очень мощный резонанс. Мы помогли друг другу, что называется – участие «Автографа» помогло фильму, а мы получили огромную площадку. Тбилисский фестиваль – это всё-таки были записи и аудитория этого зала, а «Шляпа» — это была, можно сказать, наша всесоюзная премьера…2 Леонид Гуткин

Съемки фильма проходили зимой 1980 в Москве и летом следующего года в Сочи, в том числе в санаториях «Жемчужина» и «Светлана».

«Автограф» снимали в декабре на двух площадках в павильоне «Мосфильма» и в Культурном центре Олимпийской деревни.

Наши съемки “Шляпы” - репетиции ансамбля Секунда в бункере с Янковским проходили в павильоне на Мосфильме. Съемки концерта - по-моему в концертном зале Олимпийской Деревни. Думаю, что для нас весь съемочный процесс не занял больше 1-2х месяцев. Включая наложение партии Иры Отиевой на Блюз Каприз на звукостудии Мосфильма. Александр Ситковецкий

Я помню, что у меня было очень тяжело с точки зрения времени, потому что я учился на дневном в инязе. У нас были ежедневные репетиции и по ночам были съемки. Я спал по 2 часа во время этих съемок, с 8 утра у меня уже начинались занятия в институте до часу, потом была репетиция, а вечером были либо концерты, либо съемки. Мы играли в каких-то дворцах спорта, по-моему, ледовый дворец в Лужниках. Инязевцы мои ходили на нас. И очень было тяжело с точки зрения графика, а кино само по себе не очень было долго, 4 или 5 съемочных дней, по-моему, так, может быть меньше даже. [Съемочная группа] точно уезжали в Сочи позже. Владимир Якушенко

Вся группа приняла участие в съемках, включая помощника звукорежиссера и друга коллектива Мартина Грубовского, получившего роль Володи - трубача, заменившего героя Янковского. Александр Ситковецкий сыграл художественного руководителя ансамбля «Секунда» - Вячеслава Захарова (Вячек), роль со словами, но озвучивал его кто-то другой, голоса Александра в фильме нет. Кроме этого в первой сцене «Утенок» (Валентин Ганев) обращается к герою Леонида Макаревича, клавишнику, по имени – Леня. Остальные музыканты: Леонид Гуткин, Владимир Якушенко и Сергей Брутян остались неназванными.

Группа привезла на съемочную площадку большую часть своего аппарата и инструменты, кроме этого для создания ”правильной” картинки специально для фильма было арендовано дополнительное оборудование:

гитара Fender Stratocaster Sunburst 1972
бас-гитара Jolana Vikomt Bass с звукоснимателем Di Marzio
синтезатор Crumar Performer
барабаны Amati
голова + колонка Fender Bassman 100
гитарный комбик Fender Twin Reverb, 100 вт
гитара 12 струнная "Луночарка"
ревербератор пленочный Roland RE-501, задержка и хорус
пульт Musique Industrie PMI 1030 T
педаль Electro-Harmonics Deluxe Electric Mistress - flanger/filter matrix
педаль Electro Harmonics Big Muff - distortion/fuzz pedal
устройство модуляции гитарного сигнала человеческим голосом Electro Harmonix Golden Throat Talkbox
усилитель Peavey CS-800
мониторный усилитель
колонки «Мидекс»
кроссовер польский

Все наше, кроме больших бутафорских колонок с черной лицевой панелью и открытыми динамиками [в "бункере"], они - декорации. Лебедев взял Orange и Peavey напрокат для съемок у Саши Изюмова. Minimoog с блоком S&H, и настоящий американский Rhodes также взяты для съемок. Мы хотели выглядеть солидно )) Два “оконечника” Peavey CS-800 - это наши основные усилители по 1000 вт, питающие FOH (акуст. системы, озвучивающие зал). Большая черная колонка с металлической окантовкой - это “мидекс”, для воспроизведения средних частот. Эти усилители, колонки и кроссовер работали по-настоящему, транслируя аудио в зал и нам для съемок. Александр Ситковецкий

Вместе с группой в фильм попали и четыре композиции «Автографа», это были три главных хита коллектива на тот момент: Пристегните ремни безопасности, Ирландия. Ольстер и Блюз «Каприз», записанные в Тбилиси, к двум последним в студии «Мосфильм» был записан дополнительный женский вокал, исполненный Ириной Отиевой.

Насколько помню, Ремни, Блюз и Ольстер были взяты с записи в Тбилиси (других не существовало на эти произведения), единственную оригинальную запись для фильма мы делали на Мосфильме - докладывали партию Иры Отиевой к готовой записи. [Отиеву предложил] муз. редактор. Из нас я один был тогда в звукозаписывающей студии, подсказывал по мелочам, а записывал, если не ошибаюсь, (присутствовал точно) легендарный Виктор Бабушкин - “создатель" голоса Майи Кристалинской. Александр Ситковецкий

Четвертой была совершенно новая написанная в июне песня «Монолог», специально записанная для «Шляпы».

В том же году на экраны страны выходит лирической комедии «Шляпа» режиссера Леонида Квинихидзе с Ириной Мирошниченко, Людмилой Савельевой и Риммой Марковой в главных ролях, специально для которой «Автограф» написал песню «Монолог». Эта песня, с воодушевлением встреченная молодёжью, студенчеством, [позже] подвергается серьёзному разбору работниками фирмы «Мелодия» и Министерства культуры как "произведение с нездоровым настроением".3

Если честно, я вообще не помню Монолог в Шляпе. Александр Ситковецкий

Я помню, что мы спецом для фильма писали какие-то версии с Отиевой и ещё что-то. Возможно и Монолог этот. Точно не концертный. Леонид Гуткин

Я думаю, что мы могли в подвале на Автозаводской, где писали весь концерт. Все треки, по-моему, мы записывали. Не исключено, вполне вероятно, Мосфильм с Автографом может быть. Владимир Якушенко

Кроме этого были записаны, как минимум, 4 фоновых инструментальных фрагмента - по два с гитарой и синтезатором.

По-моему да. Александр Ситковецкий

Согласно титров записью музыки занимался звукорежиссер Евгений Некрасов.

Плохо, но помню. Имел хорошую репутацию. Александр Ситковецкий

На этом участие группы в создании фильма закончилось.

[Гонорара] не помню, но по-моему нет [не было]. за "Шляпу" нам никто толком ничего не платил, а если и платили то копейки. Александр Ситковецкий

В июле 1981 съемочный процесс был завершен и Леонид Квинихидзе представил кинофильм читателям журнала «Советский экран»:

И вот картина закончена. В центре ее талантливый музыкант Дмитрий Денисов. Трудно однозначно определить, положительный или отрицательный у нас герой. В его душе соседствуют разные качества. Роль Дмитрия Денисова была написана специально для Олега Янковского, способного, на мой взгляд, психологически точно воссоздавать самые сложные характеры. В фильме много музыки, в съемках участвовали артисты Ленинградского мюзик-холла, рок-группы «Автограф», камерного ансамбля «Мадригал». Но при всем том наша работа не мюзикл. Просто музыка для героя, если так можно выразиться, - естественная среда обитания.4

«Автограф» появляется в фильме два раза, можно сказать, что он открывает и закрывает картину, в трех сценах звучит музыка группы:

– сцена «Репетиция в ЖЭК №8» (2 эпизода, 1:06 – 4:26 и 5:33 – 10:09)

звучат:
«Пристегните ремни безопасности» (1:10 – 3:11)
Синтезатор (фон) (3:15 – 3:28)
Синтезатор (соло труба) (3:31 – 3:50)
Гитара (фон 1) (5:33 – 5:57)
«Блюз «Каприз» (6:11 – 9:57)
Гитара (фон 2) (10:01 – 10:02)

– сцена «В студии» (без участия группы)

звучит «Монолог» (1:09:27 – 1:12:19)

– сцена «Концерт в Олимпийской деревне» (1:21:08 – 1:26:20)

звучит «Ирландия. Ольстер» (1:21:08 – 1:22:24)

Полная хронология «Автографа» в фильме

Полная хронология появления «Автографа» и музыкальных фрагментов группы в фильме «Шляпа».
Примеры положения камер по клику (+ - камера движется, поворачивается)

Издания фильма «Шляпа»
на видеокассете (2001) и ДВД (2005)

В фонограмме и действии фильма широко представлена модная в те годы рок-группа «Автограф», ставшая популярной на волне успеха на фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси (1980) и выхода на «Мелодии» пластинки с тремя треками. В первых кадрах волосатые рокеры, только что выбравшиеся из подполья благодаря выходу пластинки на «Мелодии», изображают самодеятельный ВИА, который репетирует в бомбоубежище — несколько более «попсовый», чем реальная группа. По фильму у них есть не только вокалист (голос штатного вокалиста «Автографа» Сергея Брутяна, лицо молодого болгарского актёра Валентина Ганева), но и — как полагается чинной советской самодеятельности — вокалистка, которой в реальном «Автографе» никогда не было. За кадром вместо молодой актрисы Тамары Акуловой, которая увлечённо имитировала пение, уверенным джазовым голосом спела Ирина Отиева, в те времена известная на джазовой сцене по работе в оркестре Олега Лундстрема.5

Премьера фильма состоялась 18 января 1982, он имел весьма неплохой успех с удовлетворительными рецензиями в журналах «Советский экран» и «Спутник кинозрителя», кроме СССР он был в прокате, как минимум, в Финляндии (премьера 6 августа 1982) и Венгрии (6 января 1983). До сих пор картину иногда показывают по телевидению.

В 2001 году компанией «Крупный план» фильм был выпущен видеокассете (VHS), а в 2005 переиздан на ДВД. Оба издания были весьма среднего качества, так как фильм не был подвергнут реставрации и улучшению изображения и звука, таковым он остается и на сегодняшний день.

[Фильм] хороший, он такой добрый, славный, немножко наивный, но очень хорошие воспоминания остались до сих пор. Мы познакомились с ребятами, подружились с Валей (актёр Валентин Ганев – прим.авт.) Встречались с ним потом в Болгарии, будучи на гастролях. В общем, самые тёплые остались воспоминания…2 Леонид Гуткин

Пожалуй, лишь Леонид Квинихидзе ("Соломенная шляпка", "31 июня" и др.) упорно пытается взобраться на недоступную и притягательную вершину жанра. Его мюзикл "Шляпа" называется и символически иронично и конкретно. Ибо главный герой фильма, известный эстрадный трубач Денисов, в самом деле, почти никогда не расстается с шикарным головным убором...
Цель режиссера ясна - используя хорошую драматическую повесть Виктории Токаревой "Ехал грека..." поставить нескучное музыкальное шоу о том, что получится, если "сунуть руку в реку" эгоизма.
И вот что получилось на экране. Олег Янковский в роли Денисова элегантен, обаятелен, умен, ироничен, разнообразен в выборе средств для достижения своих, не всегда приятных для окружающих целей. Ясно, Денисов идет неверной дорогой. Людмила Савельева в роли возлюбленной Денисова женственна, обаятельна, умна, иронична, неподражаемо артистична в своей неразделенной любви. К концу "Шляпы" становится ясно, что дело, конечно, не в ней. Денисов своевременно осознает допущенные им ошибки. Героиня Савельевой выходит замуж за другого. А рок-группа поет торжественную песнь, посвященную любимому руководителю...
Единения музыки и драмы не произошло. Тонкая психологическая ткань повествования Токаревой сведена в картине к однозначным прописям со счастливым концом. А вполне заурядные песенно-танцевальные номера существуют сами по себе. И крайне редко между музыкой и драмой проскальзывает искомая "вольтова дуга" - сплава мюзикла...6

Хороший фильм, приятно увидеть и услышать в фильме легенду нашего рока "Автограф", да и сами актёры сыгравшие в фильме были великолепны! А благодаря этому фильму "Автограф" не только услышали, но и увидели тысячи поклонников.7

Ребята! Янковский, конечно же - бесподобен! Но главное в этом фильме - единственная съемка группы "Автограф", которая потом многие годы считалась единственной и лучшей рок-группой в СССР по оценкам зарубежных чартов.8

Такой фильм, как «Шляпа». не мог подняться выше среднего уровня не из-за бесталанности людей, его создававших. Они как раз редкостно даровиты. самобытны, интересны Виктория Токарева, нагисаашая некогда очень серьезную повесть «Ехал Грека ..»» и теперь сделавшая из нее сценарий. Леонид Квинихидзе — мало кто в сегодняшней кинорежиссуре так чувствует музыку, так умеет соединить ее со зрелищем, так музыкально монтирует, так увлеченно и преданно в этой области работает. Их союзником стал оператор Игорь Слабневич. прекрасно ощущающий один из главных законов музыкального кино — быть роскошно фактурным. броским «читаемым » мгновенно: настроение кадра у него асегда поддерживает музыку или контрастирует— взаимодействует с нею В фильме снимались Ленинградский мюзик-холл, певица Ольга Вардашева рок-гругпа «Автограф», наконец. Олег Янковский который в роли трубача, джазмена, угасающей «звезды»» Денисова соединяет точность и глубину драматической игры с почти безукоризненной музы- кальноотью Все демонстрирует очень серьезный профессиональный уровень. И все же...9

  1. Шляпа. - КиноПоиск, 2003-2020
  2. Дмитрий Авдеев «Автограф»: Век номер двадцать один. - Петропавловск.kz, 15 июля 2016
  3. Автограф: от Intro до Coda. Пресс-релиз, 26 февраля 2005
  4. Леонид Квенихидзе Режиссер представляет фильм «Шляпа». – Советский экран, №14, 1981
  5. Фильмография советского джаза. «Шляпа» (1981) - Джаз.ру, 16 октября 2018
  6. Александр Федоров Мини-кинорецензии разных лет… – М.: МОО Информация для всех, 2001
  7. Шляпа (1981). - Кино-Театр.ру, 2006-2020
  8. Шляпа (Леонид Квинихидзе) [1981, Драма/Музыкальный, DVD5]. - rutracker.org, 12 февраля 2012
  9. В. Кичин Предисловие к судьбе. – Советский экран, №2, 1982

clegg

15 декабря 2020 года
специально для avtograf.com.ru

P.S. Уважаемый читатель, если у вас есть дополнительная информация об описанных событиях, пожалуйста, напишите нам.