Афиша фильма
Леонид Квинихидзе, режиссер-постановщик картины
Съемочная группа
Актеры
Мосфильм
Культурный центр Олимпийской деревни
«Автографа» и Леонид Квинихидзе в "бункере"
На сцене в Олимпийской деревне
Мартин Грубовский в роли трубача
Cцена «Репетиция в ЖЭК №8» часть 1,
звучит «Пристегните ремни безопасности»
Cцена «Репетиция в ЖЭК №8» часть 2,
звучит «Блюз «Каприз»
«Монолог»
Cцена «Концерт в Олимпийской деревне»,
звучит «Ирландия. Ольстер»
«Советский экран», №14, 1981
«Шляпа» - советский широкоформатный музыкальный художественный фильм, трагикомедия, киностудия «Мосфильм», Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов, 1981, продолжительность - 92 мин, формат - 70 мм, соотношение сторон - 2.20 : 1, звук - 6 каналов.
Съемочная группа:
Режиссер-постановщик | Леонид Квинихидзе |
Сценарий | Виктория Токарева при участии Леонид Квинихидзе |
Оператор-постановщик | Игорь Слабневич |
Художник-постановщик | Виктор Петров |
Композиторы | Геннадий Подэльский, Олег Куценко |
Хореография | Игорь Бельский |
Стихи | Леонид Дербенев |
Звукооператор | Валентина Алексеева |
Звукооператор перезаписи | Евгений Базанов |
Запись музыки | Евгений Некрасов |
Режиссер | Тамара Владимирцева |
Оператор | Владимир Гусев |
Монтаж | Инесса Брожовская |
Художник-гример | Е. Ямром |
Хужожник по костюмам | Алина Будникова |
Музыкальный редактор | Арсений Лаписов |
Редактор | Любовь Горина |
Директор картины | Татьяна Жигаева |
В ролях:
Олег Янковский | Дмитрий Денисов, трубач |
Людмила Савельева | Мила, подруга Денисова |
Игорь Кваша | Савицкий, Савва |
Наталия Трубникова | жена Савицкого |
Семён Фарада | "Слон" |
Ольга Вардашева | Римма Ипполитовна |
Валентин Ганев | "Утенок", солист "Секунды" |
Галина Микеладзе | соседка Денисова по гостинице |
Тамара Акулова | Галка, солистка "Секунды" |
Анатолий Солоницын | отчим дочери Денисова |
Ольга Барнет | сестра Денисова |
Ирина Мирошниченко | "Русалка" |
Михаил Кокшенов | муж соседки по гостинице |
Римма Маркова | мать Денисова |
Раднэр Муратов | пассажир в аэропорту (в титрах не указан) |
В фильме участвуют:
Ленинградский Государственный Мюзик-холл |
Камерный ансамбль «Мадригал» |
рок-группа «Автограф» |
В титры не попали: исполнители песен - Леонид Серебренников, Ольга Вардашева, Ирина Отиева и актер Игорь Ясулович, озвучивший героя Валентина Ганева, однако отдельной строкой в них есть сообщение:
В фильме использованы фрагменты музыкальных произведений группы «Автограф»
«Шляпа» стала десятым игровым фильмом Леонида Квинихидзе, предыдущий фильм режиссера «З1 июня» вышел на экраны в праздничную новогоднюю ночь с 31 декабря 1978 года на 1 января 1979 года на Первой программе Центрального телевидения и был очень тепло встречен зрителями, многие песни из него стали хитами.
В основу нового фильма легла повесть Виктории Токаревой «Ехал Грека...» Сценарий, написанный при участии режиссера Леонида Квинихидзе, сохранил лишь сюжетную основу литературного первоисточника:
Главный герой - талантливый трубач, живущий по своим правилам. Он никому ничего не должен и не заботится о чувствах других. Он в разводе с женой и в непонятных отношениях с любовницей, которая, похоже, тщетно ждет определенности. Он уходит с большой сцены, из-за нежелания идти на компромиссы, и с тех пор работает с группой молодых музыкантов, выступая в ресторане. Они играют джаз и неважно, что время его уже прошло. Он чувствует себя свободным и не хочет ничего менять. Но все меняет случай. Отправившись на длительные гастроли, он попадает в аварию, и его окружение получает ложное известие о его смерти. Вернувшись через несколько месяцев в Москву, он обнаруживает, что люди, с которыми была связана его жизнь, научились жить без него. Мало того, его “смерть” избавила их от многих проблем. Больше в их жизни ему места нет, и ему тоже надо учиться жить без них.1
Наряду с известными и очень популярными советскими актерами, такими как Олег Янковский, Ирина Мирошниченко, Игорь Кваша, Семен Фарада, Людмила Савельева, к съемкам были привлечены и совсем молодые артисты, так болгарский актер Валентин Ганев и Тамара Акулова, сыгравшие роли вокалистов ансамбля «Секунда», в то время были еще студентами ВГИКа и учились на одном курсе у Сергея Бондарчука. Фильм музыкальный и к участию в нем были привлечены: Ленинградский мюзик-холл, камерный ансамбль «Мадригал» и рок-группа «Автограф».
«Автограф» попал в фильм во многом случайно:
Как обычно, всё самое лучшее происходит совершенно случайно. В этом фильме должна была сниматься группа «Весёлые ребята». Жена нашего на тот момент директора работала на «Мосфильме», и она была директором этой картины. У «Весёлых ребят» на гастролях произошёл какой-то инцидент, у них возникли неприятности – отобрали на время гастрольное удостоверение. В общем, как обычно, стечение обстоятельств. Таня, жена нашего директора Феликса, привела режиссёра Леонида Квинихидзе к нам на репетицию. В то время была, можно сказать, первая волна успеха «Автографа», потому что вылезли практически из подвала и стали достаточно известными благодаря фестивалю в Тбилиси. Пошла какая-то свежая волна новой музыки, которую творческие люди чувствовали – а киношники люди тоже творческие, и они поняли, что, привлекая нас к участию, уже получают огромную армию зрителей потенциально. Потому что на тот момент, при всём уважении к «Весёлым ребятам», группа уже существовала очень много лет, и в каком-то смысле это уже не было чем-то новым и событийным. Привлечение же рок-группы позволяло создать определённый ажиотаж вокруг фильма. Ну и последнее (а на самом деле, наверное, первое) — Леонид Квинихидзе был под большим впечатлением от нашей репетиции, музыки, ему всё очень понравилось, у него как у режиссёра сложилась вся эта история. И мы неожиданно обнаружили себя на съёмочной площадке «Мосфильма» рядом с Олегом Янковским. И надо сказать, хотя фильм не стал такой классикой, как фильмы, скажем, Гайдая, но на тот момент он имел очень мощный резонанс. Мы помогли друг другу, что называется – участие «Автографа» помогло фильму, а мы получили огромную площадку. Тбилисский фестиваль – это всё-таки были записи и аудитория этого зала, а «Шляпа» — это была, можно сказать, наша всесоюзная премьера…2 Леонид Гуткин
Съемки фильма проходили зимой 1980 в Москве и летом следующего года в Сочи, в том числе в санаториях «Жемчужина» и «Светлана».
«Автограф» снимали в декабре на двух площадках в павильоне «Мосфильма» и в Культурном центре Олимпийской деревни.
Наши съемки “Шляпы” - репетиции ансамбля Секунда в бункере с Янковским проходили в павильоне на Мосфильме. Съемки концерта - по-моему в концертном зале Олимпийской Деревни. Думаю, что для нас весь съемочный процесс не занял больше 1-2х месяцев. Включая наложение партии Иры Отиевой на Блюз Каприз на звукостудии Мосфильма. Александр Ситковецкий
Я помню, что у меня было очень тяжело с точки зрения времени, потому что я учился на дневном в инязе. У нас были ежедневные репетиции и по ночам были съемки. Я спал по 2 часа во время этих съемок, с 8 утра у меня уже начинались занятия в институте до часу, потом была репетиция, а вечером были либо концерты, либо съемки. Мы играли в каких-то дворцах спорта, по-моему, ледовый дворец в Лужниках. Инязевцы мои ходили на нас. И очень было тяжело с точки зрения графика, а кино само по себе не очень было долго, 4 или 5 съемочных дней, по-моему, так, может быть меньше даже. [Съемочная группа] точно уезжали в Сочи позже. Владимир Якушенко
Вся группа приняла участие в съемках, включая помощника звукорежиссера и друга коллектива Мартина Грубовского, получившего роль Володи - трубача, заменившего героя Янковского. Александр Ситковецкий сыграл художественного руководителя ансамбля «Секунда» - Вячеслава Захарова (Вячек), роль со словами, но озвучивал его кто-то другой, голоса Александра в фильме нет. Кроме этого в первой сцене «Утенок» (Валентин Ганев) обращается к герою Леонида Макаревича, клавишнику, по имени – Леня. Остальные музыканты: Леонид Гуткин, Владимир Якушенко и Сергей Брутян остались неназванными.
Группа привезла на съемочную площадку большую часть своего аппарата и инструменты, кроме этого для создания ”правильной” картинки специально для фильма было арендовано дополнительное оборудование:
гитара Fender Stratocaster Sunburst 1972
бас-гитара Jolana Vikomt Bass с звукоснимателем Di Marzio
синтезатор Crumar Performer
барабаны Amati
голова + колонка Fender Bassman 100
гитарный комбик Fender Twin Reverb, 100 вт
гитара 12 струнная "Луночарка"
ревербератор пленочный Roland RE-501, задержка и хорус
пульт Musique Industrie PMI 1030 T
педаль Electro-Harmonics Deluxe Electric Mistress - flanger/filter matrix
педаль Electro Harmonics Big Muff - distortion/fuzz pedal
устройство модуляции гитарного сигнала человеческим голосом Electro Harmonix Golden Throat Talkbox
усилитель Peavey CS-800
мониторный усилитель
колонки «Мидекс»
кроссовер польский
Все наше, кроме больших бутафорских колонок с черной лицевой панелью и открытыми динамиками [в "бункере"], они - декорации. Лебедев взял Orange и Peavey напрокат для съемок у Саши Изюмова. Minimoog с блоком S&H, и настоящий американский Rhodes также взяты для съемок. Мы хотели выглядеть солидно )) Два “оконечника” Peavey CS-800 - это наши основные усилители по 1000 вт, питающие FOH (акуст. системы, озвучивающие зал). Большая черная колонка с металлической окантовкой - это “мидекс”, для воспроизведения средних частот. Эти усилители, колонки и кроссовер работали по-настоящему, транслируя аудио в зал и нам для съемок. Александр Ситковецкий
Вместе с группой в фильм попали и четыре композиции «Автографа», это были три главных хита коллектива на тот момент: Пристегните ремни безопасности, Ирландия. Ольстер и Блюз «Каприз», записанные в Тбилиси, к двум последним в студии «Мосфильм» был записан дополнительный женский вокал, исполненный Ириной Отиевой.
Насколько помню, Ремни, Блюз и Ольстер были взяты с записи в Тбилиси (других не существовало на эти произведения), единственную оригинальную запись для фильма мы делали на Мосфильме - докладывали партию Иры Отиевой к готовой записи. [Отиеву предложил] муз. редактор. Из нас я один был тогда в звукозаписывающей студии, подсказывал по мелочам, а записывал, если не ошибаюсь, (присутствовал точно) легендарный Виктор Бабушкин - “создатель" голоса Майи Кристалинской. Александр Ситковецкий
Четвертой была совершенно новая написанная в июне песня «Монолог», специально записанная для «Шляпы».
В том же году на экраны страны выходит лирической комедии «Шляпа» режиссера Леонида Квинихидзе с Ириной Мирошниченко, Людмилой Савельевой и Риммой Марковой в главных ролях, специально для которой «Автограф» написал песню «Монолог». Эта песня, с воодушевлением встреченная молодёжью, студенчеством, [позже] подвергается серьёзному разбору работниками фирмы «Мелодия» и Министерства культуры как "произведение с нездоровым настроением".3
Если честно, я вообще не помню Монолог в Шляпе. Александр Ситковецкий
Я помню, что мы спецом для фильма писали какие-то версии с Отиевой и ещё что-то. Возможно и Монолог этот. Точно не концертный. Леонид Гуткин
Я думаю, что мы могли в подвале на Автозаводской, где писали весь концерт. Все треки, по-моему, мы записывали. Не исключено, вполне вероятно, Мосфильм с Автографом может быть. Владимир Якушенко
Кроме этого были записаны, как минимум, 4 фоновых инструментальных фрагмента - по два с гитарой и синтезатором.
По-моему да. Александр Ситковецкий
Согласно титров записью музыки занимался звукорежиссер Евгений Некрасов.
Плохо, но помню. Имел хорошую репутацию. Александр Ситковецкий
На этом участие группы в создании фильма закончилось.
[Гонорара] не помню, но по-моему нет [не было]. за "Шляпу" нам никто толком ничего не платил, а если и платили то копейки. Александр Ситковецкий
В июле 1981 съемочный процесс был завершен и Леонид Квинихидзе представил кинофильм читателям журнала «Советский экран»:
И вот картина закончена. В центре ее талантливый музыкант Дмитрий Денисов. Трудно однозначно определить, положительный или отрицательный у нас герой. В его душе соседствуют разные качества. Роль Дмитрия Денисова была написана специально для Олега Янковского, способного, на мой взгляд, психологически точно воссоздавать самые сложные характеры. В фильме много музыки, в съемках участвовали артисты Ленинградского мюзик-холла, рок-группы «Автограф», камерного ансамбля «Мадригал». Но при всем том наша работа не мюзикл. Просто музыка для героя, если так можно выразиться, - естественная среда обитания.4
«Автограф» появляется в фильме два раза, можно сказать, что он открывает и закрывает картину, в трех сценах звучит музыка группы:
– сцена «Репетиция в ЖЭК №8» (2 эпизода, 1:06 – 4:26 и 5:33 – 10:09)
звучат:
«Пристегните ремни безопасности» (1:10 – 3:11)
Синтезатор (фон) (3:15 – 3:28)
Синтезатор (соло труба) (3:31 – 3:50)
Гитара (фон 1) (5:33 – 5:57)
«Блюз «Каприз» (6:11 – 9:57)
Гитара (фон 2) (10:01 – 10:02)
– сцена «В студии» (без участия группы)
звучит «Монолог» (1:09:27 – 1:12:19)
– сцена «Концерт в Олимпийской деревне» (1:21:08 – 1:26:20)
звучит «Ирландия. Ольстер» (1:21:08 – 1:22:24)
Издания фильма «Шляпа»
на видеокассете (2001) и ДВД (2005)
В фонограмме и действии фильма широко представлена модная в те годы рок-группа «Автограф», ставшая популярной на волне успеха на фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси (1980) и выхода на «Мелодии» пластинки с тремя треками. В первых кадрах волосатые рокеры, только что выбравшиеся из подполья благодаря выходу пластинки на «Мелодии», изображают самодеятельный ВИА, который репетирует в бомбоубежище — несколько более «попсовый», чем реальная группа. По фильму у них есть не только вокалист (голос штатного вокалиста «Автографа» Сергея Брутяна, лицо молодого болгарского актёра Валентина Ганева), но и — как полагается чинной советской самодеятельности — вокалистка, которой в реальном «Автографе» никогда не было. За кадром вместо молодой актрисы Тамары Акуловой, которая увлечённо имитировала пение, уверенным джазовым голосом спела Ирина Отиева, в те времена известная на джазовой сцене по работе в оркестре Олега Лундстрема.5
Премьера фильма состоялась 18 января 1982, он имел весьма неплохой успех с удовлетворительными рецензиями в журналах «Советский экран» и «Спутник кинозрителя», кроме СССР он был в прокате, как минимум, в Финляндии (премьера
В 2001 году компанией «Крупный план» фильм был выпущен видеокассете (VHS), а в 2005 переиздан на ДВД. Оба издания были весьма среднего качества, так как фильм не был подвергнут реставрации и улучшению изображения и звука, таковым он остается и на сегодняшний день.
[Фильм] хороший, он такой добрый, славный, немножко наивный, но очень хорошие воспоминания остались до сих пор. Мы познакомились с ребятами, подружились с Валей (актёр Валентин Ганев – прим.авт.) Встречались с ним потом в Болгарии, будучи на гастролях. В общем, самые тёплые остались воспоминания…2 Леонид Гуткин
Пожалуй, лишь Леонид Квинихидзе ("Соломенная шляпка", "31 июня" и др.) упорно пытается взобраться на недоступную и притягательную вершину жанра. Его мюзикл "Шляпа" называется и символически иронично и конкретно. Ибо главный герой фильма, известный эстрадный трубач Денисов, в самом деле, почти никогда не расстается с шикарным головным убором...
Цель режиссера ясна - используя хорошую драматическую повесть Виктории Токаревой "Ехал грека..." поставить нескучное музыкальное шоу о том, что
получится, если "сунуть руку в реку" эгоизма.
И вот что получилось на экране. Олег Янковский в роли Денисова элегантен, обаятелен, умен, ироничен, разнообразен в выборе средств для достижения своих, не всегда приятных для окружающих целей. Ясно, Денисов идет неверной дорогой. Людмила Савельева в роли возлюбленной Денисова женственна, обаятельна, умна, иронична, неподражаемо артистична в своей неразделенной любви. К концу "Шляпы" становится ясно, что дело, конечно, не в ней. Денисов своевременно осознает допущенные им ошибки. Героиня Савельевой выходит замуж за другого. А рок-группа поет торжественную песнь, посвященную любимому руководителю...
Единения музыки и драмы не произошло. Тонкая психологическая ткань повествования Токаревой сведена в картине к однозначным прописям со
счастливым концом. А вполне заурядные песенно-танцевальные номера существуют сами по себе. И крайне редко между музыкой и драмой проскальзывает искомая "вольтова дуга" - сплава мюзикла...6
Хороший фильм, приятно увидеть и услышать в фильме легенду нашего рока "Автограф", да и сами актёры сыгравшие в фильме были великолепны! А благодаря этому фильму "Автограф" не только услышали, но и увидели тысячи поклонников.7
Ребята! Янковский, конечно же - бесподобен! Но главное в этом фильме - единственная съемка группы "Автограф", которая потом многие годы считалась единственной и лучшей рок-группой в СССР по оценкам зарубежных чартов.8
Такой фильм, как «Шляпа». не мог подняться выше среднего уровня не из-за бесталанности людей, его создававших. Они как раз редкостно даровиты. самобытны, интересны Виктория Токарева, нагисаашая некогда очень серьезную повесть «Ехал Грека ..»» и теперь сделавшая из нее сценарий. Леонид Квинихидзе — мало кто в сегодняшней кинорежиссуре так чувствует музыку, так умеет соединить ее со зрелищем, так музыкально монтирует, так увлеченно и преданно в этой области работает. Их союзником стал оператор Игорь Слабневич. прекрасно ощущающий один из главных законов музыкального кино — быть роскошно фактурным. броским «читаемым » мгновенно: настроение кадра у него асегда поддерживает музыку или контрастирует— взаимодействует с нею В фильме снимались Ленинградский мюзик-холл, певица Ольга Вардашева рок-гругпа «Автограф», наконец. Олег Янковский который в роли трубача, джазмена, угасающей «звезды»» Денисова соединяет точность и глубину драматической игры с почти безукоризненной музы- кальноотью Все демонстрирует очень серьезный профессиональный уровень. И все же...9
clegg
15 декабря 2020 года
специально для avtograf.com.ru
P.S. Уважаемый читатель, если у вас есть дополнительная информация об описанных событиях, пожалуйста, напишите нам.