«Автограф» по вашим письмам
Второй миньон группы.
Запись: | Мосфильм, январь 1984 и Всесоюзная студия грамзаписи, сентябрь 1985. 2 трека |
Общая продолжительность: 9’ 45”
Релиз: декабрь 1985
ВОЗВРАЩЕНИЕ СОРОКОПЯТКИ
Музыкальный автомат «Меломан» и пластинки к нему со вставкой и без
Cерия «По вашим письмам» (1985-1990)
К середине 80-х синглы, широко распространенные на Западе, в Союзе имели весьма короткую историю:
Специально для польских музыкальных автоматов фирма "Мелодия" выпускала миньоны на 45 об./мин. с центровыми вставками, которые легко удалялись – для возможности воспроизведения пластинки в музыкальном автомате. Рядовым покупателям такие пластинки были не доступны – по крайней мере, официально в магазинах они не продавались. Но, как правило, они дублировали ранее выпущенные обычные или гибкие миньоны на 33 об./мин. На сегодняшний день коллекционерам известно всего лишь около пятидесяти наименований пластинок с пометкой "для автоматов МЕЛОМАН". Все они были выпущены Апрелевским заводом, судя по каталожным номерам, в период с 1966 по 1970 год. В 1966 году цену на этикетках не указывали, с 1967 года появилась надпись: 2 р. 18 к.1
И вот в 1985 году фирма «Мелодия» принимает решение возобновить выпуск пластинок на 45 об/мин, так называемых “сорокопяток”.2
Возвращение к выпуску классических 2-трековых синглов на 45 оборотов стало в некотором плане революционным для фирмы «Мелодия», позволило быстрее реагировать на растущий спрос, улучшить качества звука одновременно с износостойкостью самой пластинки2 и в некоторых случаях восстановить цепочку: сингл – альбом, являвшуюся стандартом для музыкального бизнеса. Конечно, «Мелодия» продолжала выпускать 7-дюймовые пластинки и до этого, но это были 3-4 трековые миньоны на 33 оборота, которые по формату более близки к миниальбому (EP), чем к синглу (SP), и воспринимались, как самостоятельные произведения, а не предвестники большого релиза.
Серия «По вашим письмам» была начата фирмой «Мелодия» в прошлом году. Цель создания этой серии — стремление фирмы идти навстречу пожеланиям многочисленных любителей эстрады, чьи письма приходят к нам со всех концов страны. В них просят выпустить диск того или иного исполнителя, коллектива, часто упрекают за то, что между первым исполнением песни и изданием ее в грамзаписи проходит слишком много времени, а некоторые произведения успевают устареть, еще не появившись на пластинке.
Выпуск диска-гиганта — дело достаточно сложное. Необходимо провести большую работу по отбору репертуара на грампластинку, записать, отслушать, отобрать варианты. Иногда приходится что-то поправлять, дописывать, менять. Часто, особенно это касается молодых исполнителей, репертуара на диск-гигант просто не хватает и фирма вынуждена ждать, когда он наберется. А время уходит, и записи стареют.
Серия «По вашим письмам» устраняет многие проблемы.
Во-первых — скорость. Формат пластинки (миньон) позволяет не дожидаться, пока накопится материал на гигант, а быстро выпустить одну-две вещи популярного коллектива, исполнителя или композитора.
Во-вторых — тоже скорость. Пластинка меньше — и работы с ней меньше. Поэтому она выходит быстрее. К тому же конверт у нее серийный, а значит, срок выпуска еще меньше.
В-третьих — возможность оперативного выпуска пластинок позволяет продуктивно работать с письмами, быстро реагировать на них, учитывать спрос.
В-четвертых — 45 оборотов в минуту обеспечивают отличное качество звучания.
В-пятых — как правило, это анонс, своего рода реклама будущего гиганта.3
Серия просуществовала пять лет, за это время в ней было выпущено около шести десятков пластинок, и самой первой из них была пластинка группы «Автограф».
ЗАПИСЬ
Специальной студийной сессии для записи сингла не было, песни были выбраны из материала, записанного для первого альбома группы. Запись проходила в сентябре 1985 на Всесоюзной студии грамзаписи (ул. Станкевича, 8), было полностью записано 4 трека: «S.O.S.», «Монолог», «Нам нужен мир» и «Головокружение», еще для двух - «Реквием» и «Истина» записали только вокал, инструментальное сопровождение было взято из магнитоальбома, записанного на «Мосфильме» в январе 1984 года.
В работе на обеих студиях принимали участие:
Александр Ситковецкий
Леонид Гуткин
Леонид Макаревич
Виктор Михалин
Артур Беркут
СИНГЛ
Треки для пластинки отбирала «Мелодия», скорее всего это делал Иван Йотко, именно он указан редактором пластинки, и он же был редактором «черного» альбома группы, откуда взяты песни для сингла.
1. Истина
муз. Александр Ситковецкий, сл. Маргарита Пушкина
Написана летом 1983
Первое исполнение: 16 сентября 1983, Москва, УСЗ Дружба
Инструментал записан в январе 1984 года на студии «Мосфильма», вокал - в сентябре 1985 на Всесоюзной студии грамзаписи.
2. Монолог
муз. Александр Ситковецкий, сл. Маргарита Пушкина, Борис Баркас
Написана в июне 1980
Первое исполнение: декабрь 1980
Записана в сентябре 1985 года на Всесоюзной студии грамзаписи
Что интересно в сингл был включен «Монолог», к которому во время утверждения на худсовете были претензии
Несколько позже, когда Ситковецкий пытался пробить на фирме «Мелодия» первый лонгплей группы, вокруг “Корабля” и “Монолога” на худсовете разгорелся скандал. По существующим тогда правилам, на подобных мероприятиях фирмы обязан был присутствовать так называемый куратор от КГБ. Так было и на этот раз - высокий человек, одетый в безукоризненный финский костюм и кремовую косоворотку (!), задал интересный вопрос бледному от волнения Ситковецкому: "А что подумает слесарь дядя Вася, послушав утром ваш “Монолог”?". (Товарищ отнюдь не шутил.) “Кораблю” досталось больше - в песне усмотрели призыв к массовому отъезду еврейского населения из великой страны Советов. Если непонятный для мифического дяди Васи “Монолог” все-таки удалось отстоять, то “сионистский” “Корабль” попал под сокращение. Но и одобренный всеми соответствующими инстанциями материал пролежал в редакторском столе еще долгое время.4 Маргарита Пушкина
Вероятнее всего, в процессе постепенного освобождения культуры и “Мелодии” от идеологии с приходом Горби в апреле 85, Мелодия сама решила начать зарабатывать деньги на прежде неодобряемом материале, худсовет одобрил, т.к. на пленке все уже было. Александр Ситковецкий
Звукорежиссером на «Мосфильме» был Владимир Виноградов, на ВСГ - Андрей Ветр и Юрий Гриц, но только последний был указан в кредитах сингла.
КОНВЕРТ
Первую обложку серии разработал художник Юрий Балашов, на лицевой стороне конверта на фоне страницы из тетради в клетку желтый квадрат, слева примыкающий к краю, справа отбрасывающий черную тень. На нем слева - письмо в редакцию с подчеркнутым текстом под небольшим углом и канцелярской скрепкой и справа - красный карандаш, внизу фрагмент «Авиа» конверта с логотипом серии «По вашим письмам», а также лупа, увеличивающая название исполнителя. В верхнем правом углу логотипы: малый «Мелодии» и “сорокопятки”. Кроме этого присутствуют три небольшие параллелограмма (2 красных и один синий), отбрасывающих темную тень и аналогичных таковым на конверте «Авиа» почты.
На оборотной стороне: на фоне страницы из тетради в клетку красный квадрат, справа примыкающий к краю, снизу отбрасывающий черную тень. На нем название исполнителя, треклист и кредиты. В правом верхнем углу полный логотип «Мелодии» и логотип “сорокопятки”, а также каталожный номер. Внизу под углом «Авиа» конверт развернутый оборотной стороной, на нем название серии и выпускная информация: авторские права, студия, завод изготовитель, тираж и цена. Кроме этого присутствуют пять небольших параллелограммов (2 красных и 3 синих), отбрасывающих темную тень и аналогичных таковым на конверте «Авиа» почты.
Конверты для сингла «Автографа», выпущенные Апрелевским и Ленинградским заводами имеют небольшие отличия от конвертов Ташкентского завода.
Лицевая сторона:
Апрелевка, Ленинград: группа "АВТОГРАФ" - очень крупно шрифтом имитирующим печатную машинку
Ташкент: ГРУППА «АВТОГРАФ» Руководитель Александр Ситковецкий – стандартным шрифтом без засечек
Оборотная сторона: иное расположение выпускной информации и треклиста - Апрелевка в один столбик, Ташкент нисходящей слева ступенькой, также на ташкентском конверте отсутствует один синий параллелограмм.
Конверты Ташкентского выполнены по технологии flipback - клапаны “обвертывают” заднюю сторону и наклеены поверх её и на них нет выреза для удобства выемки пластинки.
Экспортный вариант конверта был белый без рисунка. На лицевой стороне: название группы на французском и английском языках (в слове “group” сделана ошибка “croup”), жирным шрифтом с засечками заглавными буквами и малый логотип «Мелодии» в правом верхнем углу. На оборотной стороне название группы, художественный руководитель, треклист и кредиты на английском и французском языках (в слове “group” сделана ошибка “croup”) шрифтом с засечками, название группы выделено величиной шрифта, регистром и жирностью, и полный логотип «Мелодии» в правом верхнем углу.
Все конверты на всех заводах выполнены из хорошего белого картона.
Возможно, часть тиража была упакована в общие конверты, по крайней мере, на вторичном рынке такие варианты попадаются.
Варианты этикеток
РЕЛИЗ
Первые партии пластинок (номер по каталогу С62 22913 000) поступили в продажу в начале декабря 1985 года.
Общий тираж (по тиражам конвертов) за 1985-86 годы составил более 300 тыс. экземпляров, пластинка выпускалась тремя заводами:
6
184 260
11
124 760
17
309 020
Печать всех дисков произведена с трех комбинаций матрицы:
С62-22913/2-1
С62-22914/2-1
С62-22913/2-1
С62-22914/2-2
С62-22913/2-2
С62-22914/2-2
Пластинки всеми тремя заводами выпускались с белыми и красными этикетками при упаковке внутренний конверт не предусматривался. Цена 1 руб.
Это был стандартный сингл на 45 об/мин на каждой стороне которого было записано по одному треку:
Сторона 1
Истина – 4.55
Сторона 2
Монолог – 4.50
Официальное сообщение о выходе релиза было опубликовано в бюллетене «Мелодия» №1, 1986.
Апрелевский завод
Ленинградский завод
Ташкентский завод
АЛЬБОМ
«Черный альбом», 1986
Как и было указано в целях выпуска серии, сингл «Автографа» стал анонсом к выходу диска гиганта – первого полноформатного альбома группы, что вполне соответствовало мировой практике. «Черный» альбом появился в магазинах в мае 1986 года, он многократно допечатывался и в итоге его общий тираж перевалил за 1 млн. экземпляров.
clegg
21 декабря 2020 года
специально для avtograf.com.ru
P.S. Уважаемый читатель, если у вас есть дополнительная информация об описанных событиях, пожалуйста, напишите нам.