Новая коллекция

До определённого момента электронные инструменты служили в музыке (в том числе, и в рок-н-ролле) разве что для усиления эффекта традиционных: космические звуки, экзотические тембры, странный бэкграунд и не более - это была острая приправа к основному блюду, особого значения не имеющая, и только с приходом новой волны музыкальная электроника обрела законное право на существование. Творчество московского дуэта (позже трио) НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ отношения к new wave не имело - корнями оно уходило, скорее, в классику, а вдохновениея черпало в прог-роке, эмбиенте и даже фолке - но для отечественной культуры это, действительно, было новым словом.

Один из основателей дуэта Игорь Кезля родился 19 января 1959 в Ташкенте, по окончании школы поступил в Московский авиационный институт, уже тогда увлекался музыкой, поэтому параллельно с работой в Москонцерте получил ещё и диплом института культуры (по специальности руководитель эстрадного ансамбля). В 1982 он стал гитаристом группы ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, которая аккомпанировала Кате Суржиковой. Катя, старшая дочь "курского соловья" Ивана Суржикова, слыла на эстраде эксцентричной и не признающей правил, поэтому популярностью пользовалась, но до больших сцен не допускалась. И поощряла творческие поиски своих музыкантов.

К середине 80-х Игорь Кезля, по его словам, "был увлечён электронными музыкальными новшествами, такими как синтезаторы и драм-машины, которые мне привозили друзья и родственники из за границы". Он пробовал силы в композиции, сочинив пьесы "Долина грёз", "Звёздный час" и "Вдохновение", которые впоследствии стали хитами НОВОЙ КОЛЛЕКЦИИ, а тогда звучали живьём на концертах Суржиковой. Аранжировать их Кезле помог клавишник ВЕЧНОГО ДВИГАТЕЛЯ Алексй Каймаразов.

В 1984 их барабанщиком стал Андрей Моргунов. Он родился 13 июля 1962 в Москве в семье оперных (мать) и джазовых (отец) музыкантов, окончил музыкальную школу, музучилище при Консерватории и саму Консерваторию, но как и большинство его ровесников предпочитал академической музыке рок и в семнадцать лет дебютировал в первом составе АВТОГРАФА. Потом он работал в оркестре Гостелерадио и бэк-группе Юрия Антонова, откуда и перешёл к Суржиковой, где сдружился с Кезлей, разделяя его интерес к новым звукам.

Годом позже у Игоря появился музыкальный компьютер "Yamaha CX 5M", и он решил, наконец, заняться своим творчеством. Летом 1985 Кезля и Моргунов ушли из ВЕЧНОГО ДВИГАТЕЛЯ, не имея определённого плана действий. Как ни странно, помог им Сергей Лисовский, в то время инструктор Бауманского райкома комсомола. Он нашёл музыкантам подвальное помещение в саду им. Баумана, где дуэт оборудовал маленькую студию, где и начал эксперименты. Всё оборудование Кезля перевёз туда из дому.

Почти весь следующий год Моргунов и Кезля придумывали новые аранжировки к песням и инструменталам последнего, что-то (включая уже проверенные на практике "Долину грёз", "Звёздный час", "Вдохновение") даже записывали, а с Лисовским рассчитывались, выступая на дискотеках, которые он проводил.

В мае 1986 планы Лисовского поменялись, и он попросил дуэт освободить помещение. Ему пришлось срочно переехать в квартиру Кезли на Арбате. В том же мае друзья узнали, что всего через три дня в столице открывается первый легальный фестиваль "Рок-панорама 86", вышли на его устроителя Виктора Векштейна, привезли свой арсенал в гостиницу "Спутник", сыграли ему две композиции и были тут же включены в программу. Кезля: "Через день мы выступали на Фестивале с двумя инструментальными композициями и песней. Успех инструментальных композиций был намного больше, чем у песни, это и предопределило дальнейшее развитие группы как инструментального дуэта". Придумать название они не успели, были заявлены как "Дуэт электронно-компьютерной музыки Кезля-Моргунов", получили приз за Лучший Дебют, выступили на гала-концерте и попали на вторую пластинку "Мелодии" с музыкой лауреатов.

После этого дуэт осел в гримёрке концертного зала гостиницы "Орлёнок", где продолжал наращивать творческий потенциал. Если поначалу значительную часть аранжировок и звукорежиссуры ложилась на плечи Кезли, на этом этапе Моргунов тоже влился в процесс. С его же подачи дуэт нашёл работу: Юрий Антонов пригласил их выступать с небольшой программой между отделениями в своих сольных концертах. Пора было задуматься о названии. Поначалу Кезля хотел взять имя ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ, но советская идеология ассоциировала понятие "частная" с собственностью, поэтому КОЛЛЕКЦИЯ стала НОВОЙ, в чём был определённый резон: в музыке группы собрались элементы различных жанров, дотоле почти не пересекавшихся.

В 1988 внимание на НОВУЮ КОЛЛЕКЦИЮ обратила та же "Мелодия": в изданную фирмой одноименную пластинку вошло десять пьес, записанных в 1986-1987. Альбом имел необычайный успех, раз десять допечатывался всеми заводами и разошёлся тиражом под миллион. Музыка группы попала в заставки известных теле- и радиопрограмм, включая "Утреннюю почту", "До и после полуночи", "Взгляд" и т.д. Более того, инструментальная музыка сделала её выездной, и НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ - наряду с АВТОГРАФОМ и ДИАЛОГОМ - часто представляла отечественный рок зарубежом, в т.ч. в Германии, Бельгии, Швейцарии, на Кипре.

Кезля вспоминал: "Нас стали часто приглашать в поездки по линии ЦК ВЛКСМ и обществ дружбы с различными странами. Самыми интересными, конечно, были выступления в США в 1988 в знаменитом Монтеррее, где нам даже устроили дополнительный концерт по причине большого успеха у американской публики".

К тому времени дуэт превратился в трио: к НОВОЙ КОЛЛЕКЦИИ присоединилась младшпя дочь Ивана и сестра Кати Елизавета "Лиза" Суржикова (р.7.01.61 в Москве): театральная актриса и студентка Московской консерватории, Лиза обладала впечатляющим колоратурным сопрано, которое стало ещё одной яркой краской в их палитре.

Второй, более экспериментальный по стилю альбом группы был записан в 1989 на студии Московского дворца молодёжи (звукооператор: Игорь Замараев). В трёх из восьми его номеров звучали вокализы в исполнении Лизы Суржиковой. Через год он вышел на "Мелодии" под названием "Край наших надежд" и тоже имел успех у публики.

Увы, к этому времени сама КОЛЛЕКЦИЯ распалась: у её участников возникли расхождения во взглядах на музыку и личные планы на будущее, поэтому во время гастролей в Германии они приняли решение расстаться.

Андрей Моргунов какое-то время работал на студиях в Мюнхене, Гамбурге, Берлине, Брюсселе, Париже и Риме, сотрудничал с европейскими компаниями звукозаписи и издательствами, а в 90-х переехал в США, где нашёл себя в сфере киномузыки, деля время между Атлантик Сити и Орландо. Кроме того он создал группу KEYORCHESTRA, в которой участвовали его жена Ирина Моргунова (уроженка Риги, в прошлом балерина и поп-танцовщица), их дочь Диана и выпускница Московской консерватории Ольга Ломтина.

Игорь Кезля и Лиза Суржикова осели в Гамбурге, где продолжали заниматься электронной музыкой и открыли студию "Digi Dog". В 1993 они создали трио GLASS CURTAIN (его третьим участником стал британский поэт и текстовик Сандер Ди Сандерс), через пару лет издав под лэйблом Crossroads Records альбом "Moscow" и сняв в Нью-Йорке клип на одну из его песен. В середине 90-х, переключившись на модное в то время техно, Кезля создал пародийный проект ГОСПОДИН ДАДУДА, который имел успех в дискотеках России, а трек "Даду внедрёж", в котором сатирик Михаил Задорнов пародировал Михаила Горбачёва, стал большим хитом. Под лэйблом Рек Рекордс вышло три альбома проекта, а сам Кезля сделал с ним большое турне по России. В конце 90-х он стал продюсером поп-лэйбла Крем рекордс.

Лиза Суржикова работала на студиях и в театре. Она, в частности, первой среди российских певиц исполнила роль Джелли Лоррум-Гриблдон в мюзикле "Кошки".

Между тем, в 1996, на волне цифровых переизданий музыки прошлых лет Бекар рекордз переиздала альбомы НОВОЙ КОЛЛЕКЦИИ ("Vol. 1" и "Vol. 2") с новым оформлением и одним бонус-треком. В одной из серий второго сезона сериала "Улицы разбитых фонарей" прозвучала пьеса "Ностальгия". И тем не менее, через пятнадцать лет после ухода со сцены НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ на время вернулась. Желая довести до ума брошенные когда-то идеи Игорь и Лиза, у которых к тому времени родилась дочь Вероника, записали на своей студии "Digi Dog" пятнадцать старых и новых треков. В записи участвовал клавишник Иван Гусев, а в сценическом представлении Алексей Тихомиров и Эдуард Рафаэлян (клавишные), Алексей Борисов (барабаны) и Сергей Мардоян из АРСЕНАЛА (перкуссия). Альбом "Иногда я возвращаюсь" (2004) вышел под лэйблом CD Land.

Андрей Бурлака

Rock-n-roll.ru