«Автографу» - 40!

Советская рок-группа Автограф — одна из самых популярных, а скорее – единственных, исполнителей прогрессив-рока в СССР, была основана Александром Ситковецким в Москве в 1979 году.

Официальной датой основания Автографа считается 2 мая 1979 года. Группа была образована из «обломков» распавшейся тогда легенды московского рока — группы Високосное Лето. В последний состав этой популярнейшей московской группы входили: Александр Ситковецкий (гитара, вокал), Крис Кельми (клавишные, вокал), Алескандр Кутиков (бас) и Валерий Ефремов (барабаны). «Високосники» исполняли весьма эклектичную смесь из хард-рока, арт-рока, рок-н-ролла и припопсованных шлягеров. Эклектика из года в год нарастала, и, наконец, привела к полной несовместимости составляющих элементов. В результате Кутиков и Ефремов ушли к Андрею Макаревичу, как раз распустившему очередной состав Машины Времени, а Ситковецкий приступил к созданию будущего Автографа.

Будучи прекрасным гитаристом, Александр давно уже вынашивал план создания рок-группы, играющей мощную, стремительную и виртуозную музыку, — в несколько самодеятельных рамках Високосного Лета ему было тесно. И, наоборот, ритм-секция Кутиков-Ефремов плохо подходила для решения сверхзадач, и куда органичнее был для неё более упрощенный песенный формат Машины.

Подбор участников в Автограф проходил с упором на профессионализм, а не известность, эффектность и сценичность, поэтому ими в итоге стали действительно талантливые музыканты. Собирая новый состав, Ситковецкий, закончивший в свое время Гнесинское училище по классу гитары (после окончания химфака МГУ), решил пойти нетрадиционным для рокера путём поиска музыкантов. Деятели пресловутого «русского рока», текстового по своей природе, в большинстве своем играли для его задач слишком кустарно. Такой подход требовал большого музыкального мастерства. И, чтобы достигнуть задуманных высот, Ситковецкий решил завлечь в группу молодых виртуозов из кругов, близких к Московской консерватории. Благо, его жена Ольга преподавала в музучилище при консерватории в качестве концертмейстера.

У неё в училище, в классе ударных, учился тогда первый барабанщик Автографа Андрей Моргунов, и, призванный в группу, помогая Ситковецкому завершить формирование ритм-секции, он привёл «на прослушивание» 17-летнего бас-гитариста – Леонида Гуткина (учился в том же училище, правда, по классу фагота!), который, в результате, стал вторым стержневым участником Автографа на протяжении всей его истории.

Интересно, но Гуткин мог бы оказаться в Автографе и по «рок-н-ролльной» линии: ранее он, будучи басистом группы Кузнецкий Мост, посетил последний концерт Високосного Лета и по окончании познакомился там с Кутиковым. С концерта они вместе ехали в автобусе. Во время поездки Кутиков успел проникнуться к Гуткину симпатией и «заподозрить», что он — выдающийся бас-гитарист. И, уходя в Машину, Кутиков посоветовал Ситковецкому взять в группу на бас именно Леонида. Но Ситковецкий, увлеченный идеей создать «рок с консерваторским образованием», не обратил тогда на этот совет внимания. В результате, Гуткин попал-таки в Автограф, но по линии «консерваторской».

Из интервью с музыкантами группы Автограф после юбилейного концерта: «В тот чудесный майский день мы с Моргуновым пошли в Лужники сдавать зачет по физкультуре, – вспоминает Гуткин. – Это было крайне изнурительно: надо было за каждый прогул отбегать лишний круг по стадиону. До этого у нас был пьющий преподаватель, и мы ему носили коньяк, а тут поменяли на непьющего, пришлось бегать. Стояла жара, бегали мы километров 20, и вот, когда Моргунов уже фактически нёс меня на себе, как партизан, он вдруг объявил, что Ситковецкий набирает новый состав. И что, как отбегаем последний круг, надо ехать играть. А у меня даже бас-гитары с собой не было! Но выбирать не приходилось, и мы в абсолютно бездыханно-бессознательном состоянии после сдачи зачёта заехали за гитарой и двинулись к Ситковецкому». «Что я сейчас помню, – говорит Ситковецкий, – вошло такое худое чудо с длинными волосами и беленькой гитарой Vicomt Bass, спрашивает: куда проходить? Сюда, пожалуйста, в рояльную… Достали инструменты, стали играть какой-то блюзовый джем на основе Led Zeppelin, и как-то сразу у нас установился контакт – спонтанно, моментально почувствовали друг друга. У нас с Лёней достаточно разные музыкальные философии – мелодически и даже ритмически он мыслит по-другому. Но это конфликтное сочетание двух разных музыкальных философий и стало одним из краеугольных камней, на которых в дальнейшем стоял «Автограф». «Потом Ситковецкий с трепетом достал какую-то партитуру с нотами, – продолжает Гуткин, – поставил передо мной и спросил: можешь ли сыграть? Я сказал: «Боюсь, что да!» – и сыграл. Оказалось, что полотно, которое мне предоставил мастер, было пьесой, которую Кутиков не мог сыграть, прости Господи, года три». «Полотно состояло из легендарного риффа композиции «Пристегните ремни безопасности», – поясняет Ситковецкий. – Я, действительно, пытался пробовать это делать с Високосным Летом, но по музыкальной составляющей оно было очень далеко от того, чем занималась группа. И когда Гуткин это легко сыграл, тем более, по нотам, что для меня являлось показателем определенного статуса, в моих глазах сразу всё было решено».

Помимо Гуткина в Кузнецком Мосте, в его последнем составе играли: Алексей Романов (вокал, гитара), двоюродный брат Андрея Макаревича, будущий продюсер Лицея — Алексей Макаревич (гитара) и барабанщик Владимир Якушенко, который вскоре занял в Автографе место не удержавшегося в группе Моргунова.

После распада Моста Романов и Макаревич образовали первый состав легендарной группы Воскресение, где вместе с ними оказалась предыдущая ритм-секция Машины — Евгений Маргулис (бас) и Сергей Кавагоэ (барабаны). Как раз на место последних к Макаревичу (Андрею) пришли Кутиков и Ефремов из Високосного Лета.

Таким образом, весной 1979 года в московском роке произошли события планетарного масштаба. Одновременно распались 3 богатых кадрами состава: Машина Времени, Високосное Лето и Кузнецкий Мост. И, как бы из их пепла, возникли 3 главные легенды московского рока всех времен – новая Машина, Воскресение и Автограф. Но, в отличие от первых двух, Автограф получил в свой состав ещё и сильнейшее «консерваторское» подкрепление.

Между тем, Крис Кельми, который был, наряду с Ситковецким, лидером Високосного Лета, но гнул там именно припопсованно-шлягерную линию, в шоке от безвременной кончины группы уехал отдыхать в Алушту. Зато, помогать Ситковецкому создавать новый состав, стал звукорежиссёр Лета, выпускник МИХМа Леонид Лебедев, считавший гитариста-виртуоза звуковым центром почившего проекта. Он привёл в будущий Автограф своего тезку – пианиста Леонида Макаревича, однофамильца лидера Машины. «Маг и волшебник клавишных инструментов», как его вскоре стала называть музыкальная пресса, Макаревич как раз тогда окончил консерваторию по классу фортепиано, прославившись, как единственный студент-выпускник, которому аплодировала вся выпускная комиссия. Главными его коньками были Скрябин и Бетховен. Таким образом, в лице самоуглубленно-интеллигентного, божественно играющего Леонида, «консерваторский» принцип подбора кадров в Автограф достиг апофеоза.

На какое-то время в каждой из трёх ведущих московских рок-групп – Машине Времени, Воскресении и Автографе – стало по своему Макаревичу. Но в остальном было очевидно, что Автограф идёт совершенно иным курсом. Если Машина и Воскресение всегда исполняли песни своих лидеров с рок-аккомпанементом, то Автограф изначально стремился создавать грандиозные, изобилующие внезапными контрастами композиции. Тем не менее, в них тоже был необходим вокал – причём, вокал особенный.

Тут осенью из Алушты возвратился Кельми, который, по старой памяти, временно вошёл в состав Автографа, увеличивая тем самым арсенал клавишных. Его молитвами в группе появляется вожделенный вокалист Сергей Брутян – полиглот, свободно говорящий на 9 языках, включая индонезийский, тагальский и малайский. Высокий, сильный голос Брутяна превосходно вплетается в изощрённый инструментальный лабиринт музыки Автографа. А тексты для группы пишет главная поэтесса московского хиппизма – Маргарита Пушкина, уже работавшая с Ситковецким в эпоху Лета. Затем ей в помощь был призван чуть менее туманно-философский и более конкретный песенник Борис Баркас, знаменитый как автор текста пугачевского «Арлекино».

Автограф — уникальная, едва ли не единственная отечественная группа, которая начала играть так называемый прогрессив - или арт-рок — высокохудожественную рок-музыку «большого стиля», к которому можно отнести Pink Floyd, Queen, Yes, King Crimson, отчасти Led Zeppelin. Лидеры группы стремились поднять рок на уровень серьёзного искусства, поставить его в один ряд, как минимум, с Бахом, Бетховеном или Чайковским. Автограф — первый и редчайший случай объединения в одной российской рок-группе действительно виртуозных музыкантов.

Создание сложнейшего для исполнения репертуара потребовало длительного репетиционного периода, и здесь Автографу неожиданно повезло. С приходом 1980 года в «антироковом» государстве СССР наступил короткий период культурного либерализма. В Москве проходили Олимпийские игры, и власти хотели иметь в глазах «забугорного мира» цивилизованный вид.

Пользуясь этим, активисты отечественного рок-движения, решили провести в марте 1980 года вдали от центра страны, в тёплом и гостеприимном Тбилиси, первый всесоюзный рок-фестиваль «Весенние ритмы», куда были приглашены фактически все лучшие группы страны – от Машины Времени до Аквариума. Автограф в то время ещё не дал ни одного концерта, но о его репетициях уже был наслышан главный идеолог фестиваля — Артём Троицкий.

«Я знал, что гитарист симпатичной мне группы Високосное Лето Ситковецкий собрал новый состав и репетирует с ним в каком-то подвале возле метро «Автозаводская», - вспоминал Артемий Кивович. – Хорошо зная этого музыканта, я предположил, что выступление его группы в Тбилиси может стать большим сюрпризом».

Таким образом, первый выход группы на сцену произошёл в рамках фестиваля, в зале Тбилисской филармонии.

Благодаря удачному подбору состава, Автограф завоевывает вторую премию, а также специальную премию за песню «Ирландия. Ольстер» на стихи Пушкиной. Группа поразила и критиков, и тусовку абсолютной оригинальностью музыкальной концепции. В рамках одной композиции могли уживаться джазовые гармонии, рок-аранжировки, фанковые ритмы и классические реминисценции, а небывало мощный для Советского Союза звук сочетался с потрясающей динамикой исполнения.

«Три ансамбля разделили второе место. Созданный всего полгода назад Автограф (Москва, руководитель А. Ситковецкий) играет сложную, композиторски продуманную музыку, в которой заметны влияния джаз-рока и классики, умело использует электронные клавишные. Ашхабадский Гунеш — профессионально сильный ансамбль, интересно вводящий в свои композиции элементы туркменского фольклора. Лабиринт из Батуми покорил жюри красивой почти получасовой композицией «Моя Грузия» и прекрасным многоголосым пением» – «Послесловие к фестивалю «Весенние ритмы. Тбилиси’80».

Автограф приобретает большую популярность и много гастролирует. Иногда в песнях группы появились элементы новых течений, но основа, все равно остается прежней – сложный арт-рок. С ними начинают сотрудничать музыкальные монополисты СССР – фирма «Мелодия» и компания Росконцерт. Выпускается мини-пластинка «Автограф» с композициями «Ирландия. Ольстер», «Пристегните ремни безопасности» (I сторона) и «Блюз "Каприз"» (II сторона).

Осенью 1980 года Кельми, которого продолжало тянуть к «припопсованности», решил тягу эту воплотить в собственной группе – Рок-ателье, которую сразу же пригласили работать в ЛенКом. Следом из группы уходит Якушенко, который неожиданно заявил, что хотел бы доучиться в МГПИИЯ, и за ударные на следующие 9 лет садится Виктор Михалин (ех-Кузнецкий Мост, Михайловский эстрадно-симфонический оркестр, оркестр Л.Утесова!!!). Весной 1982 года, по требованию своего отца, сотрудника КГБ, был вынужден оставить музыку и заняться филологией Брутян. Его место занимает, певший в группе Волшебные Сумерки, 19-летний Артур «Беркут» Михеев. В этом составе Автограф успешно концертирует по СССР и за рубежом.

На 1980-е годы пришёлся пик популярности группы. Объездив с гастролями весь Союз, Автограф стал первой советской рок-группой, достигшей реального коммерческого успеха за границей, выступив в более чем 30 странах мира. Автограф проводит туры по социалистическим странам: Чехословакии, ГДР, в 1984 году едет в тур по Венгрии с группой P. Box, а в 1983 году в Болгарии выступает почётным гостем фестиваля «Золотой Орфей», в 1987 году в Польше — на фестивале в Сопоте, где становится лауреатом, с отдельными призами публики и прессы, и лучшей песней фестиваля – «Мир в себе».

В 1984 году выходит первый студийный магнитоальбом группы, записанный на студии Мосфильма. В 1986 году на «Мелодии» выходит первый полноформатный альбом под названием «Автограф», как и двойной концертный магнитоальбом. Именно Автограф стал первым, обложка пластинки которого содержала указание на «рок». А инструментал «Пристегните ремни безопасности» вскоре стали главным бестселлером Автографа. В 80-е годы в СССР существовали фактически 2 главные рок-композиции, которыми озвучивалось всё – телепередачи, документальные фильмы, киножурналы и т.п.. В качестве медленной темы использовалась «Shine On You Crazy Diamond» Pink Floyd, а в качестве быстрой – «Ремни безопасности».

«Мы уже давно с ребятами решили: то, что сделано, то сделано, всем спасибо, все свободны. Любой музыкант найдёт к чему придраться или исправить в своих старых работах, но мы твёрдо решили к этому относиться как к части нашей истории, характеризующей и нас, и время, и оборудование. Пусть это всё там и остается, всему свое время и место. Для меня лично эта запись является важным свидетельством творчества группы того периода — со всеми своими достижениями и недостатками, которых там более чем достаточно. Пусть там и остаются» — «А. Ситковецкий. Краткий рассказ о том, как всё было...»

В репертуаре Автографа было много чисто инструментальных композиций. По мелодике группа приближалась к советским ВИА, таким как Земляне, Зодиак, Цветы, саундтрекам Эдуарда Артемьева, однако отличалась от них заметно бОльшей тяжестью и сложностью инструментальных партий. Зарубежные издания сравнивали их с Yes и Electric Light Orchestra, относя его, таким образом, к прогрессив-року.

13 июля 1985 года группа, единственная из Восточной Европы, приняла участие во всемирном телеконцерте Live Aid for Africa — пожалуй, самого значительного в рок-истории события после пресловутого Вудстока. Телетрансляцию этой уникальной 16-часовой акции, проводившейся в поддержку голодающих детей Эфиопии и проходившей одновременно на двух крупнейших стадионах Лондона и Филадельфии, смотрели более 2-х миллиардов человек. Обе программы транслировались по всему миру, чередуя кадры из Англии и США с новостями из Эфиопии. Специально пересмотрев свои расписания, в концертах бесплатно приняли участие такие звезды, как Queen, Пол Маккартни, Мик Джаггер, Оззи Осборн с Black Sabbath, Дэвид Боуи, Джордж Майкл, Стинг, Элтон Джон, Dire Straits, U2 и примкнувшая к ним Мадонна. Значение фестиваля было таково, что специально для него на один концерт впервые после своего распада в 1980 году собрались Led Zeppelin (погибшего барабанщика Джона Бонэма заменил тогда Фил Коллинз из Genesis). В этот день организаторам удалось собрать более 10 миллионов фунтов стерлингов.

Но если в Вудстоке советских рок-групп не было, то в Live Aid каким-то чудом одна все-таки приняла участие. Хотя рок-музыка в СССР тогда еще находилась в опале, руководство не могло игнорировать всемирный призыв организаторов фестиваля поддержать детей Эфиопии. А британские сотрудники радиостанции BBC, переживавшие, что «русские большевики» будут навязывать какую-нибудь свою идеологизированную эстраду, настаивали на кандидатуре именно Автографа. Да и реально, в стране тогда больше не существовало рок-групп, за музыкальный уровень которых в контексте Queen и Led Zeppelin было бы не стыдно. Так Автограф стал единственным представителем от СССР.

«Кто бы мог подумать, что в упорно противящейся вестернизации коммунистической России, оказывается, существует рок-музыка?! Группа из Москвы Автограф показала оригинальный, блистательно сделанный арт-рок, абсолютно свободный от какого-либо эпигонства по отношению к его английским адептам. Эти молодые виртуозы демонстрируют индивидуальный подход, насыщая рок-н-ролл необычным романтическим пафосом и ритмической энергией в духе русской классики a’la Рахманинов. Но абсолютно невозможно соединить рок-н-ролл с советской идеологией. Просто удивительно, что Кремль ещё не уничтожил эту группу, не имеющую ничего общего с пропагандой идей Ленина» – журнал Actuel (Франция).

Рок-н-ролл в СССР тогда действительно считался настолько крамольным, что о том, чтобы выпустить Автограф за границу, не было и речи. Выступление группы транслировалось на весь мир из студии «Останкино», где в качестве массовки расположились 200 сотрудников КГБ, прикинувшихся «праздными меломанами». Музыкантам было запрещено произносить в микрофон что бы то ни было, кроме текстов композиций, а само выступление предварял «проверенный человек» — знаменитый телеведущий Владимир Познер, сказавший несколько дежурных слов в адрес детей Эфиопии. Концерт Live Aid в Лондоне был специально прерван на 12 минут, в течение которых 85-тысячная аудитория наблюдала сет Автографа на огромных экранах стадиона «Уэмбли». А 2 миллиарда телезрителей даже не заметили, что успели перенестись из Лондона в Москву и обратно, безмятежно посмотрев вслед за Автографом 10-минутный сет Брайана Ферри на «Уэмбли». Телетрансляцию Live Aid увидели одновременно в 170 странах мира – Японии, Сенегале, Лихтенштейне, Австралии, Гондурасе, — где угодно, но только не в СССР.

В мае 1986 года Автограф вместе с Аллой Пугачёвой и другими звёздами выступает в спорткомплексе «Олимпийский» в благотворительном концерте «Счёт №904» в поддержку пожарных Чернобыля. В том же году к группе присоединяются Сергей Мазаев из ВИА Лейся, песня и Руслан Валонен (Дубровин).

К 1987 году отношение к року в Союзе несколько смягчилось и Ситковецкий делает упор на продвижение группы за рубежом. Середина 80-х — время активной концертной деятельности. Музыканты принимают участие в советско-американском концерте Our Move, вместе с Santana, Doobie Brothers, Bonnie Raitt, James Taylor.

После этого, Автограф выступал на бесчисленных международных фестивалях в Англии, Франции, Дании, Австрии, Финляндии, ФРГ и Швейцарии вместе с John McLaughlin, Murray Head, Kenny Rogers, Tom Cochran, Glass Tiger, Ten Years After, Southside Johny and the Jukes, «открывал» концерты Chicago на международный рок-фестиваль «Рандеву’87» в канадском Квебеке, работал с продюсером и композитором Дэвидом Фостером в Канаде и Москве.

В 1986-87 гг. группа совершает длительные гастроли по Франции, а до этого — в Финляндии, с популярной финской группой тех лет Popeda, после чего обе группы дали серию «sold out» концертов в Зелёном Театре Парка им. Горького в Москве.

В январе 1988 года Автограф впервые въезжает в США. После 2 лет работы с американским менеджером Mary Becker — в 1989 году группа подписала контракт с бывшим менеджером Фрэнка Заппы Хербом Коэном в Лос-Анджелесе.

Музыканты стали думать о смене стиля, начинают исполнять хард-поп, но это не дало желаемого результата. Автограф стал больше ориентироваться на американский стиль музыки, в их репертуаре появилось больше баллад и лирики. Новая программа группы в 1989 году вошла на второй диск под названием «Каменный край».

В конце 1988 года по состоянию здоровья уходит Макаревич. Через год группу покидают Мазаев и Михалин. Место последнего занимает Сергей Криницын. В феврале 1989 года впервые после долгого перерыва Автограф отправляется в тур по родной стране, взяв на разогрев группу Ария. Оказалось, это был весьма неосторожный шаг: страна сильно изменилась, будучи приучена к таким группам, как, например, Мираж. И если в условиях засилья попсы хэви-метал Арии звучал еще вполне надежно, то арт-рок Автографа казался слишком сложным и непонятным. В результате в хедлайнеры пришлось переставить Арию. Автограф ещё получает довольно высокие оценки своего творчества у музыкальных критиков, но они становятся всё более и более сдержанными.

20 февраля 1990 года, после выступления в Саранске, Ситковецкий объявил о роспуске коллектива. По его словам, причиной того была усталость от гастролей и творческий тупик. Уже после распада группы выходит англоязычный альбом и CD-переиздание магнитоальбомов начала 80-х под названием «Автограф-1». Дебютный американский альбом «Tear Down the Border» на Bizarre Records вышел в 1991 году с несколько отличающимся по стилю, но, в целом, основанном на «Каменном Крае» материале. Одна из самых популярных песен группы «I Need You» была исполнена Риком Спрингфилдом в блокбастере «Железный орёл-2».

Впоследствии, в 2001 году, Беркут пытался воссоздать группу под названием «Автограф XXI век» с музыкантами группы Маврин: Павлом Чиняковым, Александром Мосиняном и своей женой Оксаной Михеевой. Но, так как авторские права на название группы принадлежали Ситковецкому, ему это не удалось. В итоге, группа превратилась в сольный проект — Беркут.

30 марта 2005 года в московском ДС «Олимпийский» Автограф впервые после 15-летнего перерыва даст единственный концерт – мега-шоу, посвященное 25-летию творческой деятельности и одновременно 20-летию телефестиваля Live Aid. В своем золотом составе группа исполнит свои лучшие композиции всех времен. На новом техническом уровне будут воплощены все фирменные фишки группы – от лазерного шоу с радикальной пиротехникой до ультрасовременного звука. Это будет первый в России концерт, для озвучивания которого будет применена новейшая саунд-система Surround Sound 5+1 (3D-music) - «система окружающего звука» (был записан на CD и DVD «Автограф. 25 Лет спустя»). На Западе так начинали работать только Pink Floyd.

По окончании карьеры в Автографе, его участники пойдут далее, порой, неожиданными путями: Бывший рок-звукач Леонид Лебедев станет официальным представителем в Совете Федерации РФ от Государственного Совета Чувашской Республики, является одним из богатейших людей России. Леонид Гуткин будет саунд-продюсером и композитором настоящий момент — один из наиболее востребованных поп-композиторов и саунд-продюсеров отечественной сцены с большим опытом работы на международном телевизионном конкурсе «Евровидение». Артур Беркут Работал в США с группой Siberia, затем там же с музыкантами трешевой команды Reactor создал собственную группу ZOOOM, вернувшись в Россию, работал с группой Мастер, с Сергеем Мавриным с группой Ария, затем возглавит собственную группу Артур Беркут. Руслан Валонен будет некоторое время участником группы Мегаполис, но в 1993 году переедет в Лос-Анджелес, в настоящее время у него там свой бизнес в сфере туризма. Виктор Михалин играл на барабанах в группе Аллы Пугачевой, продюсировал Кристину Орбакайте, Александра Маршала, Алену Свиридову, работал в дирекции компании «ОРТ-рекордз», затем увлёкся табачным бизнесом – открыл магазин «Гавана» на Комсомольском проспекте, специализирующийся на гаванских сигарах. Леонид Макаревич работает на телевидении в оркестре и преподает фортепиано студентам в консерватории. Владимир Якушенко увлечется политической журналистикой, станет пресс-секретарем генерала Лебедя, а затем – Григория Явлинского, в 2006 - пресс-секретарь президента-гендиректора "АвтоВАЗа", руководитель пресс-службы телеканала "Спорт", с января 2010 - директор по рекламе и связям с общественностью ОАО "ЖАСО". Сергей Брутян работал юристом в крупнейшем английском адвокатском бюро Clifford Chance Moscow, окончил Российскую академию адвокатуры, адвокат Гильдии российских адвокатов, участвовал в ведении более 100 гражданских, уголовных и административных дел, а также процессов в международных третейских судах, в настоящее время - член правления Международной ассоциации «Породненные города», почётный адвокат России, продолжает заниматься музыкой, играет на инструментах, поет, что-то записывает. Александр Ситковецкий станет членом Союза композиторов СССР, но затем уедет в США, где уже к 1991 году, единственный из отечественных исполнителей того периода, заключит прямой контракт с EMI. На сегодняшний день живёт в США, музыкой не занимается, периодически приезжает на родину для выступлений на концертах в честь юбилеев группы.

Состав группы на момент распада (1990):

Александр Ситковецкий — гитара, вокал
Леонид Гуткин — бас-гитара
Артур Беркут (Михеев) — вокал (с 1982)
Руслан Валонен (Дубровин) — клавишные (с 1986)
Сергей Криницын — ударные (1990)

Бывшие участники группы:

Андрей Моргунов — ударные (1979)
Крис Кельми — клавишные, вокал (1979—1980)
Владимир Якушенко — ударные (1979—1980)
Сергей Брутян — вокал (1979—1982)
Леонид Макаревич — клавишные (1979—1988)
Виктор Михалин — ударные (1980—1989)
Сергей Мазаев — вокал, саксофон (1986—1989)

Дискография:

Студийные альбомы:

1984 — «Автограф-2»
1986 — «Автограф»
1989 — «Каменный край» (переиздан в 2005)
1991 — «Tear Down the Border»
1996 — «Автограф-1» (записи 1980-82)

Концертный альбом:

2005 — «25 лет спустя»

Синглы:

1981 — «Ирландия. Ольстер/Пристегните ремни безопасности/Блюз "Каприз"»
1985 — «Истина/Монолог»
1989 — «Мир в себе»
2005 — «Корабль».

Источники:

А. Алексеев, А. Бурлака, А. Сидоров. «Кто есть кто в советском роке: иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки». - М.: АСТ, 1991
Алексеев А. Кто есть кто в российской рок-музыке. - М.: АСТ: Астрель, 2009
Рок-группа «Автограф». 35 лет первому магнитоальбому. - avtograf.com.ru
Рокеры в эмиграции. - zen.yandex.ru
Автограф: от Intro до Coda. - volgogradru.com

Автор: Геша Бородач

01 мая 2019 23:06
Fishki.Net