Рецензия на альбом Артура Беркута «Твоё второе я» (2019)

АРТУР БЕРКУТ
Твоё второе я
(Digipak)

2020 Артур Беркут / Recordsman (number n/a)
11 tracks = 50'37"

Известность и популярность рок-артиста – вовсе не гарантия того, что каждый его альбом будет принят поклонниками на «ура», разве что только самыми прямолинейными и нерассуждающими. Ну и известный разрыв между уровнем и желаниями артиста и большей частью его аудитории никто не отменял… Именно этим можно объяснить, почему бы бывший фронтмен «Автографа» и «Арии» Артур Беркут до сегодняшнего дня так и не записывал полноразмерных альбомов, полностью отвечающего чаяниям его основной армии поклонников: нет, не той, что помнит Артура-лирика по позднему «Автографу» (не забудем, кто был одним из основных композиторов альбома «Каменный край», 1989), а той, которая привыкла к хэви-металлической, как бы ни дико для многих из нас это звучало, ипостаси певца. И ради которой на концертах Артура играется масса материала, к которому Артур идеологического отношения не имеет – но раз публика хочет эти пьесы слышать, она их получает. С выходом альбома «Твоё второе я» это концертное противоречие может быть снято – самым верным описанием его материала будет довольно неуклюжая формулировка «русский народный коммерческий хард-н-хэви», но вот лучше и короче сказать не получается. Не любит наш широкий слушатель тех определений, к которым привыкли во всём мире, хотя формально «Твоё второе я» – это, конечно же, мелодик-рок в смеси с традиционным хард-н-хэви: то, что вы привыкли слышать на заметных релизах таких профильных для этих субстилей издателей, как Frontiers Music или AFM Records. Но все 11 из 11 номеров альбома очень легко вписываются в концертную программу, тут и думать нечего.

Альбом Артура Беркута «Твоё второе я»

Сила альбома «Твоё второе я» как цельного произведения – в правильном балансе четырёх компонентов. А именно – моментально узнаваемой мелодики, совершенно привычной для Артура ещё со времён группы RocKoCo / «РоКоКо» (1989–1990); музыкальной опоре на незамысловатый по аранжировкам хард-н-хэви; доступные и понятные тексты Анатолия Жукова и – фрагментарно – использовании вполне модного гитарного звучания. Правда, экскурсии в такой звук наблюдается в основном лишь в открывающей альбом титульной пьесе и ни в коем случае не превалируют в остальных номерах. То есть налицо подход, которого придерживаются именно европейские коллективы, в том числе уж самые европейцы, швейцарцы Gotthard и Shakra на своих современных работах. Ну а мы кто, не европейцы, что ли? Глупо было бы русской группе гоняться за успехом с модным заокеанским звуком, как бы страстные любители всего нового на канале YouTube не убеждали нас в обратном… Но, открывая альбом чем-то условно модным, Артур и его музыканты закрывают его номером принципиально немодным – перезаписанная хэви-баллада «За нами вслед» (изначально представленная на EP «Быть собой», 2017) по настроению очень близка ранней, мужественной рок-лирике Scorpions 70-х годов. Словом, новинка оказалась довольно далека и от несколько традиционно американизированного по звуку и материалу альбома «Победителей не судят» (2014), и уж тем более от лирического полуакустического CD «Сюита темы вечной» (2016). Если вы ждали, что Артур рано или поздно выкатит свой ответ современной «Арии» – вы его получили, а победителя выберите самостоятельно. Во всяком случае, таких простых и понятных «почти хитов», как треки «Страх», «Глупость», «Что не убивает – делает сильней», также перезаписанный «Быть собой» и «Двойное дно», с характерным гитарным рифом, несколько схожим с таковым из классики Rainbow “All Night Long” (1979) не приходилось слышать, пожалуй, со времён первых двух «мелодиевских» альбомов «Чёрного кофе» (1987–1990). Плюс вокал Артура как единственного композитора группы, идеально сочетается с вполне классическими гитарными риффами Александра Стрельникова (также Arida Vortex) – что ещё слушателю надо? Как это «что»? Среднетемповый и балладный материал, да побольше – и что ж, эпические и даже суровые мелодии в номерах «Нет виноватых», «Рядом никого» и «Успех» способны обрадовать всякого, причём в последнем из них и текст весьма хорош. Вторая же хэви-баллада «Артист» не только замечательна, извиняюсь за тавтологию, именно как баллада, но и как пьеса, в кои-то веки описывающая отношения человека, стоящего на сцене и его аудитории. Может создаться ложное впечатление, что Артур прислушался к голосу тех поклонников, которые в рамках фиктивной ностальгии живут мифом о небывалом успехе хард-н-хэви в позднем СССР, но это совсем не так. Просто такому профессионалу, как Артур, всё по плечу, и вот перед нами альбом, с легкостью конкурирующий с последними работами двух-трёх понятно каких имён, и выглядящий на их фоне более близким к слушателю и понятным для него. А заодно и весьма профессиональным по продюсированию, в том числе по правильному балансу чистоты и мощи звучания. Не верите? Что ж, послушайте и сравните.

Всеволод Баронин

1 марта 2020
Яндекс Дзен