Радио России: Крис Кельми и его музыкальная история

Для слушателей старшего поколения названия групп «Автограф», «Рок-ателье», «Високосное лето» говорят о многом. Эти коллективы были популярны в конце 70-х – 80-х годах. И все эти команды были связаны с именем Криса Кельми или, как говорили тогда, «русского Криса Нормана». Сегодня в передаче – музыкант Крис Кельми и его музыкальная история.

Когда Крис Кельми учился в школе, он организовал группу «Садко» как дублирующий состав известной в то время московской команды «Рубиновая атака». Впоследствии данный коллектив практически в том же составе с 1972 года стал называться «Високосное лето». Эта группа оставила большой след и по времени, и по количеству выступлений.

Как и с любыми группами, которые были в андерграунде в те годы, с коллективом приключалась масса историй. В 1976 году группа «Високосное лето» достаточно успешно выступила в первый день на Таллиннском фестивале во Дворце спорта «Калев», однако после первого выступления группу вообще сняли с концерта. С чем это было связано? В то время группа «Високосное лето» играла арт-рок, и в ее выступлении было большое количество световых и голограммных спецэффектов, которые другие группы тогда еще не использовали. Среди них были и эффект «черного кабинета», и «пляшущие скелеты». В первый день на выступлении группы зал завелся, стали бить стекла, выбегать на сцену. Тогда горком комсомола Таллина крайне напрягся, и во второй день члены коллектива уже только смотрели на выступления других, но не играли.

Так получилось, что помимо музыки группа много внимания обращала на визуальный характер своего выступления, считая сценическую составляющую очень важной. Концерт в те времена состоял из трех отделений, каждое из которых сопровождалось своими декорациями, костюмами, фенечками и приколами. Некоторые вещи были просто позаимствованы из театральных постановок. Благодаря этому группа «Високосное лето» помимо музыки запомнилась еще и визуально.

Затем некоторое время Крис Кельми работал в группе «Автограф», которая была практически продолжением «Високосного лета» за исключением того факта, что в коллектив пришли два новых музыканта, благодаря чему усилился полифонический ряд (стало два клавишника) и усложнилась музыка. Группа в 1980 году выступила на Тбилисском рок-фестивале, где заняла второе место. Именно там ей удалось записать свой первый миньон, куда вошли песня «Пристегните ремни безопасности» и некоторые другие.

В течение года Крис Кельми играл в «Автографе», пока не получил предложения от Марка Анатольевича Захарова прийти в Театр имени Ленинского комсомола для постановки новых спектаклей. Там и появилась группа «Рок-ателье».

КЕЛЬМИ: 70-е годы – это был чистый рок-н-ролл, потом был театральный период, затем был период «Рок-ателье» концертного содержания. Скорее всего это был «фанк-фьюжн»

Ведущий: Дмитрий Добрынин

25 июня 2004
Радио России