Рок-музыканты в мультипликации и кино

Часть 1

В советские времена существовала жесткая система худсоветов. Музыкальные произведения перед публикацией или публичным исполнением обязаны были пройти определенный цензурный барьер. Не мудрено, что после вмешательства цензуры из пластинок выпадали песни, из телепередач номера, а из песен – строки. Музыкантов подгоняли под определенный шаблон – внешний вид, звучание инструментов, содержание песен. «Протолкнуть» песню или пластинку можно было только заручившись поддержкой маститого члена Союза композиторов или Союза писателей. Пройти такой "фильтр" было дано не каждому. Тем не менее, рок-музыка существовала не только в виде полуподпольных концертов и самодеятельных записей. Отечественные рокеры умудрялись найти лазейки, чтобы «выйти в люди». Одна из таких лазеек – кино, театр, мультипликация. Нельзя сказать, что в этих жанрах цензуры было меньше, просто она была там нацелена на другое. Зачастую цензоры закрывали глаза на участие «длинноволосых» и «громоподобных», понимая, что это принесет дополнительный успех фильму или спектаклю. И их расчет почти всегда оправдывался.

Одним из самых ярких примеров участия рок-музыкантов в мультипликации – фильм Ефима Гамбурга «Пес в сапогах».

Ефим Гамбург – прославленный советский мультипликатор, фильмы которого к тому времени были отмечены многочисленными наградами и призами. Сценарий написал Владимир Валуцкий, известный по своим блестящим комедиям «Начальник Чукотки» и «Семь невест ефрейтора Збруева». Для участия в новом проекте была приглашена группа театра им. Ленинского комсомола «Рок-Ателье», имевшая богатый опыт студийной работы. Вероятно, выбор этот был не случаен, так как в этом же театре работал Николай Караченцов, озвучивший главную роль.

Фильм сделали как пародию на суперпопулярный в то время фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетёра» на ту же литературную основу.

Но не только книга Дюма объединяет эти два разных фильма.

Николай Караченцов и музыкант группы «Рок-Ателье» Павел Смеян чуть позже стали работать с полтавским ансамблем «Фестиваль», который записал саундтрек к сериалу «Д’Артаньян и три мушкетёра». Композитор Максим Дунаевский, прославившийся песнями из фильма Юнгвальд - Хилькевича, надолго стал главным поставщиком песен для Николая Караченцова. А для Павла Смеяна этот мультфильм стал первой работой в кинематографе.

Обязательно стоит вспомнить и других музыкантов группы «Рок-Ателье»: это клавишники Крис Кельми и Борис Оппенгейм, певец Александр Садо, гитарист Сергей Березкин, драммер Юрий Титов и бас-гитарист Камиль Чалаев.

Этот мультфильм имел огромный успех, и логично было, что Ефим Гамбург пригласил эту группу в свой следующий фильм «Парадоксы в стиле рок» и даже «засветил» их в кадре.

Успех предыдущего фильма повторить не удалось, но неоценимый опыт работы за кадром музыканты получили.

Часть 2

Людских пороков дебри,
Земных грехов парад,
Из-под пера О’Генри
Весь этот маскарад...

О. Генри (англ. O. Henry, настоящее имя Уильям Сидни Портер, англ. William Sydney Porter; 11 сентября 1862 года, Гринсборо, Северная Каролина — 5 июня 1910 года, Нью-Йорк) — американский писатель, признанный мастер короткого рассказа.

По рассказам О. Генри снято большое количество фильмов, в том числе и первый звуковой американский вестерн «В старой Аризоне» (1928 год). Но не об этом фильме рассказ. Любили этого автора кинематографисты не только в Америке, но и в СССР. У нас был замечательный фильм Л. Гайдая "Вождь краснокожих", и менее удачные «Джентльмены, которым не повезло», и литовский полузабытый «Не буду гангстером, дорогая». А в 1978 был был снят художественный фильм по мотивам книги О`Генри "Короли и Капуста" (режиссер Николай Рашеев). В одной из ролей снялся актер театра имени Ленинского косомола Николай Караченцов. И даже исполнил песню в стиле "кантри" композитора В. Дашкевича.

Фильм не стал успешным, но судьба от имени О. Генри отблагодарила Николая Петровича - в 1982 году режиссёр Александр Павловский по мотивам рассказов О. Генри из сборника «Благородный жулик» снял трехсерийный фильм «Трест, который лопнул» с главными героями Энди Таккером (Регимантас Адомайтис) и Джефферсоном Питерсом (Николай Караченцов). Фильм стал очень популярным во многом благодаря замечательным песням Максима Дунаевского, которые исполнили Николай Караченцов и Павел Смеян из рок-группы "Рок-Ателье". Конечно же, в стиле "кантри"! В записи этих песен приняли участие ВИА "Фестиваль" и гитарист Вадим Голутвин (экс - "Аракс" и "СВ").

Но на этом "дружба" Павла Смеяна с О. Генри не закончилась. В 2003 году Павел Смеян записал песни Юрия Чернавского для фильма режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Новогодний романс» по рассказу О. Генри "Дары Волхвов". Интересно, что для записи планировался другой исполнитель - Валерий Леонтьев. Но работа над фильмом сразу не задалась, от первоначальных планов пришлось отказаться и в проекте оказался Павел Смеян. Его голосом поет герой Сергея Чонишвили. И так получилось, что фильм давно подзабыт, а вот песни из него живут.

И в конце уж самая забытая история - в 1996 году по мотивам произведений О. Генри был снят мультипликационный фильм "Короли и Капуста". Музыку к фильму написал известный джазовый пианист Игорь Назарук, а вот песни исполнили Ирина Муравьева, Жанна Рождественская (ну вы наверняка помните ее по рок-операм Алексея Рыбникова) и Михаил Серышев (на тот момент вокалист рок-группы "Мастер"). Посмотрите и послушайте - не пожалеете!

Такая вот история нашего кино, совершенно в духе О. Генри.

Александр Михайлов

1 и 10 сентября 2019 года
Яндекс Дзен