Как ходить по струнке

Группа «Автограф». Рокеры восьмидесятых. Как это было давно! Сегодня распавшаяся 14 лет назад группа опять собирается, и Александр Ситковецкий снова берет в руки лучшие гитары своей коллекции.

Мое знакомство с музыкой началось не с гитары. Я потомок классической династии струнников, поэтому в пять лет мне сунули в руки скрипку. Признаюсь, я честно старался, усиленно боролся с ленью. Я так и не признал скрипку своим инструментом. Но семь классов музыкальной школы честно закончил.

Когда мне было тринадцать, у нас в доме откуда-то появилась старенькая акустическая гитара. Что-то меня в ней заворожило. Я попросил свою тетю привезти из Ленинграда звукосниматель, приделал его к этой гитаре, а шнур воткнул в радиоприемник «Ригонда». Так у меня появилась, условно говоря, электрогитара, и я стал учиться на ней играть.

Но по-настоящему своей первой гитарой я считаю чехословацкую Alfa. Представьте себе 1972 год — в музыкальных магазинах продаются одни балалайки. Мой отец — профессиональный музыкант — вместе с оркестром привез мне инструмент с гастролей, из Чехословакии. Я стал, наверное, первым в Москве обладателем импортной электрогитары. Все знали, что у парня на Беговой есть совершенно уникальный заграничный инструмент, к тому же этот парень с грехом пополам умеет играть на нем соло из Let it be и While my guitar gently weeps. В один прекрасный день раздается звонок в дверь, открываю — передо мной стоят Крис Кельми (тогда он еще был Анатолием) и Игорь Окуджава (сын Булата от первого брака). В первую очередь их интересовало, действительно ли у меня настоящая импортная электрогитара, и только во вторую — умею ли я на ней играть.

С этого дня началась моя более или менее профессиональная жизнь. Сначала была группа By all means, потом «Садко», затем «Високосное лето». В 1976 году отец привез мне из Японии то, от чего Андрей Макаревич долго не мог опомниться. Это была гитара Fender Stratocaster и усилитель к ней. Ко мне выстраивались очереди музыкантов, чтобы только взглянуть на нее. Наверное, с этого инструмента для меня и начался «Автограф». Став художественным руководителем группы, я экстерном закончил пятилетний курс Гнесинского училища. Образование нужно было, чтобы хоть как-то обеспечить неприкосновенность группе. Ведь в середине 80-х для рок-музыкантов были сложные времена.

Постепенно в моей жизни стали появляться все новые гитары. Ведь гитаристу в арсенале важно иметь разнообразный набор звуков. Рок-н-ролл, баллады, нежные акустические мелодии, жесткие металлические песни — для каждого жанра требуется определенный инструмент. Я не единственный, кто придерживается этого мнения, так же считают Андрей Макаревич, Володя Холстинин. Так что моя коллекция гитар — плод профессиональной жизни.

Любой музыкант моего возраста помнит «Неглинку» — угол Кузнецкого и Неглинной, где была главная московская музыкальная толкучка. Все импортные гитары и аппаратура, которые появлялись в Москве того времени, попадали к спекулянтам и, соответственно, на эту толкучку. Некоторые музыканты продавали друг другу гитары или обменивались ими.

Однажды я сделал удачный обмен и стал обладателем практически новенького инструмента фирмы Gibson. Красавец, темно-вишневого цвета, с потрясающим эбонитовым грифом. У гитар Gibson мощный, толстый, плотный звук. Он моментально вписался в звук «Автографа». Gibson с 1983 по 1988 год прошел со мной весь Советский Союз и полмира, постарел, истерся... Но мы часто не ценим того, что имеем. Когда мой менеджер привез мне в подарок из Америки новый инструмент, безумно модный в то время, я взял и продал свой Gibson. Скоро понял, что совершил ошибку, стал эту гитару искать. Но с тех пор не нашел.

В моей коллекции в основном новые инструменты. А из старых - только те, которые стали старыми вместе со мной. Не люблю старинные вещи, потому что не знаю, какова их судьба, энергетика. Я не вмешиваюсь в их жизнь и не хочу, чтобы они вмешивались в мою.

Есть у меня, например, старенькая гитара фирмы Charvel. Когда-то она была белой, теперь чуть пожелтела. Таких гитар в 1988 году выпустили тысячу штук, в честь юбилея фирмы. Ее мне подарили. На одном из фестивалей в Америке после выступления подходит ко мне молодой парень и говорит, что ему понравилось наше звучание и в знак благодарности он хочет сделать мне подарок. Парень оказался владельцем маленького музыкального магазинчика. На следующий день он пришел ко мне в гостиницу и принес гитару. Белый, изысканный, скромный и в то же время дорого выглядящий инструмент фирмы Charvel. Я попытался отказаться от столь ценного подарка, но парень настоял на своем и сказал, что никогда раньше не слышал такого замечательного звука, как у группы «Автограф». Мне было безумно приятно. В конце 80-х «Автограф» пригласили в концертный тур по Америке, где нам предложили записать пластинку, из-за чего пришлось уехать в Штаты.

Пластинка вышла, но с треском провалилась — такое бывает. «Автограф» распался. Нужно было решать, что делать дальше — оставаться в Америке или ехать обратно, в Союз. На родине, как мне казалось, интерес к нашей группе сошел на нет. Я остался в Америке и практически начал жизнь с нуля. Записывал сольные альбомы, работал как сессионный гитарист, вместе с Леней Гуткиным мы открыли в Лос-Анджелесе 24-канальную студию звукозаписи Red Sunset. В 2000 году я переехал в Лондон, а последнее время бываю и в Москве, так как совместно с бизнесменом Алексеем Курочкиным организовал компанию A&T Trade, которая сумела стать лидером российского рынка музыкального оборудования. Сейчас из-за предстоящих концертов из России практически не уезжаю.

За последние годы часто поступали различные предложения о воссоединении «Автографа». Но каждый раз для этого чего-то не хватало. Сегодня мы реально ощутили необходимость снова собраться. К тому же появился и повод. В этом году исполняется 20 лет с тех пор, как состоялся телефестиваль Live Aid. В свое время телетрансляцию этой уникальной акции, проводившейся в поддержку голодающих детей Эфиопии, смотрели 2 миллиарда человек. В концертах принимали участие Queen, Пол Маккартни, Мик Джаггер, Оззи Осборн, Дэвид Боуи, Джордж Майкл, Стинг, Элтон Джон, Dire Straits, U2 и Мадонна. «Автограф» единственным удостоился чести выступить от нашей страны. Этим летом акция повторится под названием Live Aid-II. Средства, собранные на фестивале, пойдут в фонд помощи пострадавшим от цунами в Юго-Восточной Азии. В поддержку акции «Автограф» даст концерт в «Олимпийском». А перед шоу в Москве проведет тур по крупнейшим городам России.

Виктория Казарина
Фото: Алексей Николаев

март 2005
Седьмой континент