Крис Кельми. Рок-ателье

Крис КЕЛЬМИ (настоящее имя Анатолий Арьевич Кельми; 21 апреля 1955, Москва) – советский и российский рок- и поп-музыкант, композитор. Участник групп «Високосное лето», «Автограф», идейный вдохновитель собственного детища – «Рок-Ателье».

В большинстве сетевых источников указано, что Кельми – псевдоним, а настоящая фамилия музыканта – Калинкин. Сам артист опровергает эту версию.

Анатолий Кельми взял псевдоним Крис в 1972 году, в честь героя «Соляриса» Криса Кельвина. В большинстве сетевых источников указано, что Кельми – псевдоним, а настоящая фамилия музыканта – Калинкин. В книге «Хрестоматия псевдонимов» (Москва, Издательский дом «Новый Взгляд», 1993) подробно изложена история: в школе (№ 152, метро «Аэропорт») мальчик числился как Анатолий Ариевич Калинкин, однако в 1985 году взял фамилию своего отца, Ария Михайловича Кельми. Паспорт в 1971 году получил на фамилию Кельми, которая фигурирует и в свидетельстве о рождении.

Друг музыканта журналист Е. Додолев следующим образом пояснил ситуацию с фамилией:

«Я-то его помню ещё со школьной поры и свидетельствую, что Калинкина – девичья фамилия его мамы, а вот Кельми, как и полагается, – папина: Ария Кельми помню хорошо. Но это к слову. Ну и да, по паспорту он таки Анатолий Ариевич. Калинкиным в школе был потому что жил с матерью: Арий Михайлович женился на Сулиной и его единокровный брат Женя долгое время был директором условного коллектива «Крис Кельми».

Крис начал играть на фортепиано в 1959 году (в 4 года). В 1969 году окончил музыкальную школу им. Исаака Дунаевского по классу фортепиано.

Учился в МИИТе на одном курсе с Владимиром Кузьминым и Владимиром Слуцкером.

В 1970 году основал любительскую группу «Садко».

В 1972 году с Александром Ситковецким создаёт группу «Високосное лето».

В 1977 году оканчивает Московский институт инженеров транспорта. Учился там же в аспирантуре с 1977 по 1980 гг.

В составе Александр Кутиков (вокал, бас), Валерий Ефремов (ударные), А. Ситковецкий (гитара, вокал), Крис Кельми (вокал, орган) группа «Високосное лето» выступила в Риге (Рок-фестиваль на Певческом Поле, 1977).

Весной 1979 «Високосное лето» распалось, и Ситковецкий с Кельми организовали более монолитную с точки зрения стиля арт-рок-группу «Автограф».

В 1979-80 годах в составе «Автографа» принимает участие в фестивале «Весенние ритмы/Тбилиси-1980».

В том же 1980 году по инициативе Марка Захарова (Театр Ленинского комсомола) набирает музыкантов и создаёт группу «Рок-ателье». В составе «Рок-ателье» в разное время работают музыканты – Павел Смеян и Александр Смеян, басист Валентин Лезов, Вадим Усланов…

В составе этой группы с 1980 по 1987 годы работал в театре «Ленком», участвуя в постановке новых спектаклей, в том числе рок-оперы «Юнона и Авось», делает новую редакцию спектакля «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты».

В 1983 году поступил в Музыкальное училище им. Гнесиных (эстрадный факультет, педагог – Игорь Бриль), где учился вместе с Владимиром Кузьминым.

К середине 80-х в надежде на более широкую популярность Кельми начал сочинять более легковесный, эстрадный материал («Рок-прыг-скок», «Кубик Рубика» и т. п.)

Музыка Криса Кельми звучит в 6-м и 7-м выпусках «Ритмической гимнастики» (ЦТ СССР, 1986-87 годы). Причём в 6-м выпуске в заключении звучит композиция «Замыкая круг», которая тогда ещё не имела текста. А в 7-м выпуске в основной части комплекса звучит песня «Не торопись», вариант которой записан специально для ритмики и который отличается от «винильной версии».

Вместе с Павлом Смеяном написал музыку к мультипликационному фильму «Пёс в сапогах».

Рассчитывая найти новое лицо группы, Кельми приглашает в «Рок-Ателье» бывшего лидера «Карнавала» Александра Барыкина, однако, запланированная поездка на Запад сорвалась, и три месяца спустя Барыкин вернулся собирать по частям «Карнавал», а к микрофону был приглашен Николай Парфенюк (экс-«Феникс»). Ещё позже к ним присоединился ветеран Ленкома и «Аракса» клавишник Сергей Рудницкий.
Однако это были последние аккорды театрально-концертной эпопеи: в 1987 группа «Рок-Ателье» простилась с Ленкомом (оставшийся там Рудницкий тут же начал возрождать «Аракс») и, приняв приглашение Ованеса Мелик-Пашаева, в изрядно изменившемся составе начала выступать в его программе «В едином ритме», как правило, разогревая залы для «Чёрного кофе».
Несмотря на серию явных хитов (включая популярное «Ночное рандеву» и «Замыкая круг») «Рок-Ателье» к этому времени свелось к формуле «Кельми плюс кто попало».
С 1987 года в театре песни Аллы Пугачёвой, где участвует в постановке первых «Рождественских встреч» и вместе с «Рок-Ателье» выступает с концертами по стране и за рубежом, на Фестивале Lesien Rock Festival.

В том же году в состав «Рок-Ателье» вливается певица Ольга Кормухина. Через год покинувшая коллектив, но запомнившаяся многим по хиту «Усталое такси».
Также эту песню в составе «Рок-Ателье» исполнил и начинающий вокалист Вадим Усланов, ставший, к тому же, первым исполнителем самого популярного хита Кельми – «Ночное рандеву».

С течением времени состав и репертуар группы постепенно менялись, основным их направлением была то «новая волна», то хард-поп, то хард-рок, однако лучше всего они исполняли ритмичную мелодичную музыку.

В 1987 году Крис Кельми собрал 27 музыкантов для записи совместной песни «Замыкая круг», которая стала своего рода отечественным ответом на We Are The World USA For Africa (правда, без политико-финансовых итогов последних).

Известный клип был показан в эфире Центрального Телевидения СССР в новогоднюю ночь 1987-88 годов.

Подобный опыт повторяется в 1990-м с песней «Верю я» и в 1994 с песней «Россия Воскресе!», не ставшими широко известными, несмотря на приглашённый звёздный состав.

С 1988 года «Рок-Ателье» работает самостоятельно и регулярно гастролирует по стране, выезжает за границу и выпускает пару относительно успешных альбомов – «Мы знаем» и «Открой свой Сезам».

С 1990 года Крис Кельми начинает сольную карьеру.

Летом 1990 года по инициативе журналиста Евгения Додолева MTV приглашает музыканта в Атланту для записи сета. Исполнитель заказа – компания Creative Video Джимма Рокко (англ. Jim Rocco). Кельми – первый советский музыкант на американском музканале.

В 1993 году MTV сняло клип на песню «Старый волк», который имел успех на восточном побережье США.

В 2007 году Крис Кельми собрал некоторых из исполнителей клипа 1987 года и записал новую редакцию, к 20-летию события, в эфире программы НТВ «Главный герой».

Увлекается спортом – футболом (звёздная команда «Старко») и теннисом.

Крис Кельми:
«Я долго был убеждён, что родился не для того, чтобы стать музыкантом, хотя музыкой занимался с четырёх лет. Профессию инженера по строительству тоннелей приобрел без всякого давления со стороны родителей. Они у меня удивительные, хотел бы быть таким же для своего сына. Ну посудите сами – ваше дитя бросает аспирантуру, нормальный, устойчивый мир, и на что меняет? На сцену, где его никто не ждёт с распростёртыми объятиями, на музыку, которая мало кем признается. До сих пор убеждён: счастливая звезда, что помогла мне добиться успеха, – это любовь моих родителей. Мне не пришлось ломать себя. Музыка во мне, от неё трудно уйти.
Бывают периоды, когда глухо и пусто внутри. Тогда страшно: значит, я в чем-то сфальшивил, что-то сделал не так. Надо остановиться, оглянуться, осмыслить. Может, поэтому я каждый раз начинаю свой пусть музыканта с чистого листа».

/Из интервью журналу «Крестьянка» №05′1990/

* * *

Имя некогда популярного российского рок-музыканта Криса Кельми сегодня чаще всплывает в СМИ в контексте не его творений, а пьяных выходок, виновником которых всё чаще выступает музыкант. В прессе и на телевидении наперебой обсуждают уровень алкоголя в крови автора бессмертных хитов и его неподобающий внешний вид, несмотря на то, что речь идёт о человеке, подарившем российской эстраде знаковые песни. Среди его многочисленных друзей, многих из которых прославили хиты музыканта, не нашлось тех, кто протянул бы ему руку помощи.

Так, к примеру, в 2011 году за управление автомобилем в нетрезвом виде Криса Кельми лишали водительских на 18 месяцев, а весной 2012 года его задерживали за аналогичное правонарушение. Тогда певца арестовали на 5 суток

2014 г. – подвергнут административному аресту на 22 дня за то, что, будучи лишён права управления транспортным средством, отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26 КоАП РФ).

Ранее сообщалось, причём уже не в первый раз, что Крис Кельми спровоцировал аварию в центре Москвы. Он едва не столкнулся с мотоциклистом, после чего врезался в бордюр. От медицинского освидетельствования певец отказался, хотя были подозрения, что певец был нетрезв.
Крис Кельми уже подвергался административной ответственности за нарушения правил дорожного движения – в частности, за езду без водительских прав в нетрезвом состоянии, а также за превышение скорости.

2015 год также не обошёлся без скандала – на этот раз на территории спорткомплекса «Олимпийский». Кельми за рулём иномарки хотел покинуть спорткомплекс. Охранник сделал водителю замечание, так как тот двигался по пешеходной зоне. После словесной перепалки музыкант наехал на охранника. Мужчина отделался небольшим ушибом и испачканной одеждой. После этого Кельми задержали правоохранители. Он отказался от медицинского освидетельствования, был составлен протокол.

В декабре 2015 года признался в радио-интервью, что ему поставлен диагноз «эпилепсия» и что он упал с 7 этажа и при этом остался жив (этим объясняется глубокий шрам на лбу).

Окружённый почётом и трепетным отношением коллег на пике своей популярности – в далёкие 80-е, сегодня чаще всего единственным собеседником артиста становится бутылка чего-нибудь креплёного. Бороться с пагубным пристрастием артист готов лишь ради супруги и сына.

– Крис, вы сейчас очень много пьёте?

– Я вас не понимаю. Я считаю, что человек, который сейчас в России не пьёт, вызывает особую степень подозрения. Я же не пью каждый день.

– И тем не менее все новости о вас за последние несколько лет рассказывают не о вашем творчестве, а о вашем пристрастии выпить…

– Да, ко мне приезжает группа НТВ и говорит, что хотят снять программу на тему «Звёзды на даче». Я говорю им, что я очень устал, что сегодня не могу, давайте завтра. Через неделю выходит репортаж, такой гнусный, я даже не стал смотреть. Все намонтировали… Моя жена до сих пор ненавидит Малахова, говорит, что, если я еще раз увижу этого гада... Он гадостей наговорил много очень.

– Как складываются ваши отношения с сыном?

– Однажды у сына был выпускной, он пришёл, говорит: пап, у нас решили все петь песню «Замыкая круг». Слушай, это же твоя песня. Ты придёшь хоть с нами спеть? Я такой гордый, оделся, спел, мне было очень приятно, все были счастливы.

– А как реагирует ваш сын, когда вы приходите домой пьяным?

– Он ругается, он меня бьёт. У меня очень талантливый сын, он занимался дзюдо, музыкой, теннисом. Боевыми единоборствами, китайским боксом. Однажды я ехал с турнира по футболу, в котором мы проиграли, я так расстроился, что очень сильно выпил в самолёте. А он меня много раз просил: только домой пьяным не приезжай. А я приехал. Он меня встретил, как сейчас помню, говорит: «Пап, ты чмо», – и так долбанул по ноге, что я неделю не мог ходить. Возможно, он прав…

– И, тем не менее, на днях вас нашли пьяным на лавочке и увезли в больницу. Вы пьёте больше нормального.

– Да, я пью, по тем или иным причинам. Знаете, что такое вакуум? Вакуум заключается в том, когда к тебе не приходят новые музыкальные идеи. Я сижу, у меня куча инструментов, я записываю демо, просыпаюсь утром, и мне это всё не нравится...

– Вас не смущает, что поклонники молодого Криса Кельми, видя вас на улице пьяным, теряют к вам уважение, вы разочаровываете их?

– Да, я понимаю, о чём вы говорите, меня это смущает. Потом я переживаю, потому что понимаю, что такое количество камер направлено в мою сторону, но я не могу по-другому. Когда я пью, я чувствую, что я сильнее, больше и важнее. Но был период, мне сказали не пить полгода. И я не пил.

– Но ведь вас, кумира миллионов, сейчас многие скинули со счетов. Вас не считают авторитетом, вас даже не пустили на концерт в Юрмале.

– Мне 44 года (певец лукавит: настоящий возраст Кельми на тот момент был 59 лет. – Прим. авт.). Надо уступать дорогу молодым. Надо очень хорошо понимать одну простую вещь, что планка, если она поднята, вы же знаете мои песни. У меня их очень много. Когда мне совсем грустно, я звоню в РАО и спрашиваю: «Посмотрите-ка, сколько у меня там произведений?» Они мне говорят: «257», – я говорю: «Ничего себе!»

– Неужели никто из ваших коллег, которые до сих пор на сцене, друзей не пытается вас «вытащить», неужели вам не хочется к ним тянуться?

– Вы не понимаете одну простую вещь, я сейчас скажу, а вы запишите. Они все такие чистые, ухоженные. Но они не знают, что значит пахать по 23 часа. Я никогда не занимался шоу-бизнесом. Я никогда не думал зарабатывать деньги на этом. Я радовался новым песням, новым планам. Деньги приходили и уходили. Я помню, мы заработали 100 рублей с первых самых наших концертов, купили стойки с микрофонами и забыли в такси. Я сказал, ничего, споём еще. Я и сейчас пою, у меня много планов...

– Вы не скучаете по былой славе?

– Я никогда не хотел быть в титрах, для меня главное результат, творчество.

– А что сейчас для вас важно?

– Сейчас для меня важное – любовь, патриотизм. Когда я хожу по улицам наших городов, сколько я вижу несчастных людей. То ли им плохо, то ли им денег не хватает. Я мог на 100 рублей жить в день, меня это не беспокоило. Как помочь можно этим людям, как научить их любить друг друга?

21.10.2016
Изба-читальня