Измайлово, 4 июля 1987 года:
самое большое закрытое мероприятие

Уважаемый d_shpiller совершенно справедливо указал мне, что в своих «Концертных хрониках» я никак не отобразил пребывание на советско-американском «концерте-митинге» «Наш ход / Our Move», состоявшемся 4 июля 1987 г. на стадионе в Измайлово.

Однако летом 1997 г. я написал на данную тему мемуар, который, как ни странно, был опубликован в газете «МК-Джокер» 27 июля 1997 г. А вот прилагаемая (и кликабельная) фотография любезно предоставлена для моего архива Александром Ситковецким

САМОЕ БОЛЬШОЕ ЗАКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ДИВНЫЙ ЮБИЛЕЙ.

Написано в момент одержимости просвещением масс. Напечатано, как ни странно, в газете "Джокер-МК" 27.07.1997.

Мне уже доводилось печатно высказывать мысли о том, что именно отечественные пишущие, а также рассказывающие и показывающие журналисты сделали в свое время все возможное, дабы отечественный читатель, слушатель и зритель не узнал ровным счетом ничего даже о скромном успехе отечественных рок-музыкантов за границами нашей Родины в конце 80-х. Однако и сейчас, десять лет спустя, далеко не все знают, что местным масс-медиа той поры практически удалось скрыть от широких слоев населения информацию о первом настоящем международном рок-фестивале с участием отечественных артистов, проходившем вовсе не в Лондоне и не в Нью-Йорке, а в... Москве, на стадионе в Измайлово, 4 июля 1987 года. Неужели и вы никогда ничего не слыхали об этом фестивале - самом большом закрытом мероприятии в истории человечества?

Было бы глупо заниматься описанием концерта десятилетней давности, тем более что немалому количеству нынешних читателей "Джокера" наверняка удалось на нем побывать - не было и нет преград для настоящего меломана, даже если он узнает о Событии с большой буквы за два дня до него. Да и представители прессы и иных СМИ узнали о концерте никак не раньше, ибо первая и последняя пресс-конференция организаторов была проведена только 2 июля. И это при том, что слухи о концерте одного из лучших гитаристов мира, Карлоса Сантаны и его группы Santana клубились в Москве с двадцатых чисел июня...

Впечатления и эмоции - вот и все, что (естественно!) осталось в памяти от этого совершенно секретного шоу, являвшегося, к слову, заключительной акцией Советско-американского марша мира Ленинград - Москва. И первое впечатление - незабываемая акция по добыче билетов на шоу. Вы полагаете, что билеты можно было достать обычным путем? Ошибаетесь: их выдавали в комитетах комсомола лишь отличникам боевой (пардон, трудовой!) и политической подготовки. Было очень смешно оказаться вместе с музыкантами группы "Полигон" и зеленоградскими друзьями-меломанами в одной компании с персонажами, не только ничего не знавшими о Карлосе Сантане, но и думавшими, что рок-музыка - это что-то вроде антисоветского анекдота. Но персонажи вполне соответствовали обстановочке около стадиона в Измайлово тем летним полднем: несколько рядов оцепления при незабвенных красных погонах с буквами "ВВ" вне стадиона, строжайший контроль, как на космодроме, при входе, и последний ряд оцепления, уже на трибунах - солдатики, переодетые в тренировочные костюмы по 7 руб. 50 коп. и сиротские кепочки, но при армейских радиостанциях. Какую же радость неподдельную вызывало это зрелище у редких тогда в наших краях представителей трудовой и бездельной Америки! И как только фотоаппараты и видеокамеры у иностранцев не отнимали! (Нам, кстати, запретили фотографировать оцепление.)

"Из какого района, товарищи?" - вопросил у нас гордый распорядитель при красной повязке. "Из Брежневского*!!!" - неуклонно ответили мы и проследовали на гостеприимное и впервые в отечественной практике застланное сеткой футбольное поле, где хитрые комсомольцы и их старшие товарищи из компетентных организаций уж выстроились рядами, готовясь не допустить преступного языкосмешения простых советских юношей и девушек и подло замаскированных представителей империалистических кругов из страны желтого дьявола. Не тут-то было! Ринулись на поле желтые дьяволята и смяли все кордоны, однако ж Вавилонского столпотворения не состоялось: еще шарахался наш трудовой человек от юного империалиста и свято верил в то, что плакаты, вручаемые ему империалистом, заражены страшным вирусом СПИДа**, выведенным в заокеанской засекреченной лаборатории. Скрежетали зубами товарищи в штатском, но все, что им оставалось делать - конвоировать всякого молодого человека, идущего на край поля за законной порцией мороженого или бублика. При этом у товарищей в животе пищало и разговаривало - чревовещатели, однако!

Хроника концерта, изложенная в нервно-телеграфном стиле, выглядела (и выглядит) так: публика удивлялась на количество и качество концертного аппарата, предоставленного менеджментом некогда культовой в России венгерской группы Omega. Ряд московских музыкантов (не будем показывать пальцами) злобствовал у сетки, отделявшей поле от закулисья и злословил в адрес "Автографа", поставленного организаторами в программу шоу. Концерт начался важной речью не пойми кого на злободневную тему: "Миру - мир, войне - сами знаете что". К полному равнодушию аудитории джаз - музыку толстых - на сцене играли. К полному равнодушию аудитории (опять!) юный Владимир Пресняков на сцену явился. Русские народные песни на сцене пели, а Карлос Сантана, никем не узнанный, язык из-за кулис показывал (серьезно!). А как только первый американец, Джеймс Тэйлор, на сцену явился, так вся публика-то и взбесилась. Но весьма умеренно - хотя потом, вплоть до выхода на сцену Santan'ы не утихали попытки рьяных комсомольцев усадить (!!!) свою и иностранную публику на поле.

Джеймс Тэйлор и вышедшая сразу же после него на сцену Бонни Райтт все же не вызвали ожидавшейся реакции публики - Жанну Бичевскую принимали куда лучше (во всяком случае, американцы). И, наконец, последний поход за бубликами и кульминация концерта: "Автограф" - The Doobie Brothers - Santana. Все бы хорошо, но... бесконечно чтимый мною "Автограф" играл вовсе не старые классические композиции, но новую программу***, чем несказанно обломал слушательскую массу. Спасли положение веселейшие The Doobie Brothers, мигом завоевавшие симпатии населения, впервые услышавшего о них только что, заводной игрой сразу трех барабанщиков и замечательнейшего вида персонажем с прозрачной ритм-гитарой. И уже в сумерках - Santana! До ближайшего московского настоящего концерта гостей с запада - Uriah Heep - оставалось еще пять месяцев, и невозможно сейчас описать то, что творилось на поле. Впрочем... отбор публики в первый и последний раз сыграл положительную роль: моталок в толпе не наблюдалось, да и настроены все были по-иноземному дружелюбно. А музыка... Нет слов - боевик за боевиком: "Black Magic Woman", "Samba Pa Ti", "Moonflower", "Europe (Earth's Cry Heaven's Smile)"... Час концерта Santan'ы пролетел как одно мгновение, а на десерт состоялся некий невразумительный джем-сейшн с выходом на сцену лидера "Круиза" Валерия Гаины (без гитары) и горячими (?) объятиями маэстро Карлоса и Владимира Преснякова (мл.). Для меня же и моих друзей дурацким финальным аккордом оказалось выслушивание в автобусе по дороге домой анекдотов, рассказываемых не в меру расшалившимися комсомольскими работниками.

Но даже эти анекдоты не испортили отличного впечатления от концерта. Увы, он так и не получил достойного продолжения ни следующей весной, как планировалось, ни потом... Пресса же, превозносившая в тот момент "рок, как музыку Перестройки", воды в рот набрала**** и, наверняка, не из-за показанного языка Карлоса Сантаны: журналисты имели в виду не настоящий рок, что лился со сцены в Измайлово, а нечто, размножавшееся в те годы в пыльных закоулках московской рок-лаборатории и ставшее, увы, доминирующим жанром отечественной сцены наших дней. Хорошо еще, что ТВ показало-таки неплохой репортаж об этом, без всякого преувеличения, историческом фестивале. И нет никакого сомнения в том, что опыт подбора публики на столь опасное по идеологическим критериям комсомольско-молодежное мероприятие очень пригодился его организаторам из различных ведомств меньше чем через полгода - в процессе подготовки и проведения секретно-легендарной "Рок-панорамы '87". Но это уже совершенно другая история...

Примечания (исходные):
*Бывший, и затем снова Черемушкинский р-н г. Москвы.
**Мнение моих тогдашних соратников по КБ.
***Слушай альбом "Автографа" "Tear Down The Border" (1991). Если найдешь, конечно.
****"МК" оказался приятным исключением.

P.S. Автор выражает исключительную благодарность г-ну Говяхову Г.Г. за его ценные историко-искусствоведческие замечания и пиво, лившееся рекой в процессе работы над данным мемуаром.

Примечания к примечаниям:
***Ошибка. «Автограф» играл фрагмент той программы, которую сами музыканты называют сейчас «неизвестный «Автограф».
****Моё тогдашнее жополизство по месту основной работы.

Всеволод БАРОНИН

Apr. 19th, 2010 at 10:33 PM
livejournal.com

А панка с ирокезом помните? Он там расхаживал, весь такой важный, его все фотографировали наперебой..

С этим концертом у меня была презабавная история. Я в ту пору работал в одном большом НИИ и числился комсоргом отдела. И вот вызывают меня в институтский комитет комсомола и дают комсомольское поручение: обеспечить в субботу явку комсомольцев отдела на ответственное международное мероприятие. Сбор и посадка в автобус - в 10:00 у райкома.

Мою реакцию несложно представить: лето, отличная погода, выходные.. как я им обеспечу явку комсомольцев? не те времена!

Спрашиваю, мол, что за мероприятие. Секретарь (мымра в очках) докладывает, что вот, фестиваль мира и против войны (ох тоскааааа), будут выступать артисты (ох тоска зеленаяяяя). Что за артисты, снова спрашиваю, типа чтобы морально подготовиться к Лещенко, Кобзону и ВИА "Пламя".. Та, заглядывая в бумажку: Владимир Пресняков, ансамбль Автограф, Са.. Сатана, Дуби Бразерс...

- Погодите, Сантана???

- Ну да, точно, Сантана.

Я сначала не поверил, еще раз переспросил, и когда сомнений уже не оставалось, твердо и с неподдельным энтузиазмом заверил Патрию и Правительство, что явка - будет. И - бегом в отдел.

Отдел был немаленький, одних комсомольцев мужского пола штук двадцать. Собрания я проводить не стал, подходил к каждому приватным образом и сообщал сенсационную новость. Да, забыл сказать, что это было добровольно-принудительное (ну, как обычно) мероприятие, посему бесплатно.

Реакция комсомольцев меня разочаровала. Октровенно нахуй не посылали, конечно, но и особо в выражениях не стеснялись, смысл каковых был примерно в том, что я уже совсем ссучился и такую парашу заправлять своим ребятам с такими гнусными целями западло и что мы думали о тебе лучше.

В итоге в автобусе у райкома оказались я и жена. Никто не пришел.

Утро понедельника я снова посвятил приватному обходу комсомольцев и каждому задавал один вопрос, как в том анекдоте: "Ну и кто ты после этого?". Многие честно отвечали: "А я мудаааааак..."

probegi

По телевизору был не репортаж, а сильно урезанная (но все равно не на один час) версия концерта. Кажется, где-то в конце лета ее показали. Уж как минимум два номера Сантаны (Black Magic Woman и Sampa Pa Ti) и что-то из Doobie Brothers там было (я их тоже тогда первый раз услышал, потому и запомнил, наверное, а само выступление, точнее то, что из него показали по ящику, как-то не очень тогда понравилось). Bonny Raitt тоже показали, но она ведь тогда еще не была такой знаменитостью, как 2-3 года спустя. Я тогда подумал, что эта тетка у себя там вторым сортом идет, вот к нам и намылилась, выступить на стадионе хоть разок в жизни. Других иностранных участников не помню, возможно, в телевизионной версии их и не было. Хотя, я и наших-то участников совсем уже никого не помню. Помню, только, что у меня сложилось впечатление, будто там было много каких-то фольклорных ансамблей. Однако, не исключено, что это у меня в памяти Бичевская таким образом мультиплицировалась.

Правда, если, как выясняется, Сантана играл целый час, то в каком-то смысле это можно назвать репортажем.

del_vecchio

Насколько я помню, так с нашей стороны был В. Пресняков-мл. и подтанцовка от Лаймы Вайкуле, Н. Бабкина и ея ансамбль, Жанна Бичевская и, кажется, еще какие-то народники. Единственной нашей рок-группой был "Автограф", хотя "Круиз" тоже сидел за кулисами в "боевой готовности", но сыграть им так и не дали.

Что касается Santana, то в ТВ-версии его было где-то минут на 30.

Всеволод Баронин

Если мне не изменяет память, то очередность была иная: The Doobie Brothers - Автограф - Сантана.

fandeeff