AVTOGRAF

“Tear Down The Border”

© 1991 Bizarre/Straight / Rhino R2-70559

Даже в невеликой и до сих пор полусекретной истории отечественной рок-музыки 80-х на западном рынке грамзаписи этот единственный англоязычный альбом прогрессив-роковой легенды "Автограф" до сих пор видится со стороны ужасной загадкой – да что там, многие лица, почитающие себя за меломанов, даже и не догадываются о его существовании. Секрет прост: записанный летом 1989-го в США, “Tear Down The Border” увидел свет только 10 сентября 1991-го – как все прекрасно понимают, это был сильно не тот момент, когда отечественные СМИ и широкая публика могли быть озабочены успехом российской рок-группы за океаном.

Однако ни об одном другом "экспортном" альбоме отечественных рокеров не говорилось за многие месяцы до его издания. Летом 1989-го, аккурат после выхода в свет превосходного LP "Каменный край", лидер группы, гитарист Александр Ситковецкий обещал, что англоязычный альбом будет записан вот-вот – в Америке, естественно – и издан на следующий год. Вполне очевидно было ожидать, что эта работа станет едва ли не улучшенным (хотя куда уж!) вариантом "Каменного края". Как ни странно, этого не произошло – и совсем не по вине группы, обладавшей к тому времени уже завидным опытом выступлений в западном мире…

После записи в марте-апреле 1989-го в студии МДМ "Каменного края" группа гордо отправилась с его мастерами в США, однако получила неожиданно негативную реакцию своих американских друзей. Поскольку "…Край" был клавишноориентированной работой, основные претензии, по воспоминаниям Александра, звучали примерно так: "Мы прошли пик клавишных аранжировок в 1985-м, а для 1989-го это звучит несовременно. Где гитары? Мы у себя опять вернулись к акустическим и электрогитарам!"

Работой над альбомом занимался американский менеджер "Автографа" Херб Коэн, известный сотрудничеством с Фрэнком Заппой и его продюсерская команда в лице неведомого миру Роберта Даффи и лидера группы имени себя, вокалиста Теда Бишопа, в результате записавшего на CD часть партий бэк-вокала. Странное требование Херба об "ужесточении материала и введение в аранжировку гитар" разбилось, к сожалению, о слабость Роберта и Теда как продюсеров. Более того, требование об "американизации" материала и приспособлению его к требованиям тогдашнего заокеанского FM-радио дало странный результат – альбом, записанный в Калифорнии, звучит менее объемно и помпезно, нежели "…Край", а гитара Александра тут почти неузнаваема для отечественного уха. По словам лидера "Автографа", и атмосфера записи была неидеальна: "Помню, что я бесконечно раздражался, мне было некомфортабельно, потому что нас ломали под то, что в Америке будет продаваться. Мы, с одной стороны, верили, потому что были несведущи и наивны в отношении американского рынка, а изнутри чувствовали – что-то делается не так. Записались, свелись, и когда послушали – все переглянулись и поняли, что шедевра мы не создали..."

Как и обещалось, в “Tear Down…” вошла часть переработанного материала "Каменного края" - это номера “Coming Back To Find You” ("Колокол"), “One Step Away” ("Мастер"), титульный номер ("Мир в себе"), “Why Is This Goodbye” ("Каменный край"), “My Brother” ("Странник") и “Play With Fire” (тотально переаранжированный и укороченный "Город"), плюс четыре изначально написанных с расчетом на заграничного слушателя номера, среди которых действительно хороша трагическая инструменталка “Going Home” с ведущим саксофоном Сергея Мазаева (начинавшая свою жизнь, кстати, в виде романтичной AOR-баллады). Да, по меркам самого "Автографа" альбом получился слабым – но все познается в сравнении: на фоне иных творений несостоявшихся звезд AOR’а 80-х “Tear Down The Border” выглядит вполне достойной работой, которую портит разве что преобладание балладного материала и совершенно невнятная компоновка CD. Да и кому не интересно ознакомиться с секретным куском нашей рок-истории?

Цена на Amazon.com: $0.01 - $13.95

Всеволод Баронин

26/4/2006
Журнал "Alive"