«АВТОГРАФ»: ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ПОЛЧАСА,

ИЛИ ТРИУМФ В ПЯТИ ПЕСНЯХ

«…This is the master class.

Rock & Roll heroes,
Forever immortal,
The masters of music,
Idols and legends.»

Impellitteri, «Rock & Roll Heroes», 2002

«Ну как, оправдали мы твои ожидания?» – спросил у меня, едва спустившись со сцены, лидер «Автографа» Александр Ситковецкий. В том, что ожидания автора этих строк, числящего себя в поклонниках группы с октября 1981-го и для кого выступление классического состава квинтета на фестивале «Легенды российского рока» 1 сентября стало 32-м концертом «Автографа», на котором ему довелось побывать, были оправданы, сомнений не было. Гораздо более удивительно, что краткое, но эффектное выступление легендарного коллектива совершенно неожиданно вылилось в настоящий триумф. Удивительно и то, что этот триумф состоялся на вовсе неширокой публике, которая в подавляющей свей массе была совершенно не готова к тому повороту событий на сцене Зеленого театра в Парке Горького, которое обеспечил своей музыкой и сценическим шоу «Автограф»…

Хочешь блеснуть – выступай на тусклом, а еще лучше – на очень тусклом фоне. Это правило действует во всех сферах искусства, а в рок-н-ролле оно проявляется с какой-то уж совершенно лезущей в глаза и уши наглядностью. Да простят читатели столь наглое сравнение, но совершенно неожиданный даже для вашего автора сценический триумф «Автографа» в прошлую субботу сопоставим, пожалуй, с удивительным возвращением Queen к мировой публике посредством короткого сценического сета на историческом глобальном рок-фестивале Live Aid 13 июля 1985 года. Скажем честно, там-то фон у Queen был тоже большей частью далеко не блестящий…

Как и семь с лишним лет назад, реюнион «Автографа» состоялся очень оперативно, безо всякой ненужной для незаинтересованных лиц PR-трескотни – после летних концертов 2005 года у группы восстановилась следящая за ее активностью заинтересованная аудитория, да и новых слушателей прибавилось. Понятно, что наличие официального Web-сайта «Автографа» и параллельных источников информации в интернете чрезвычайно облегчила жизнь не столь уж малому числу поклонников состава – ведь и ваш покорный слуга узнал о грядущем реюнионе только 10 августа именно на официальном сайте! Однако весть о воссоединении «Автографа» породила и удивительные вопросы на интернет-ресурсах, вроде: «Будет ли выступать с группой Александр Ситковецкий? Если не будет, то я на концерт не пойду».

Вопрошавших и опасавшихся можно понять. За долгие годы тотального игнорирования различными СМИ настоящей отечественной рок-музыки мы уже почти привыкли к тому, что многие разрекламированные реюнионы былых величин сводятся здесь к наличию на сцене хорошо если половины исходного состава, да и то не из ключевых персонажей. Но нужно знать историю «Автографа» – эти музыканты всегда были профессионалами, и не только в сочинении музыки и игре на инструментах. Все карьерные решения в группе с самого начала 80-х принимались на ответственном уровне, совершенно нехарактерном для родной сцены. Семилетней давности реюнион стал мощным подтверждением серьезности любых обнародованных намерений музыкантов – и потому факт прибытия 25 августа из Америки Александра Ситковецкого не стал какой-то удивительной неожиданностью. И уже на следующий день в джаз-клубе «Форте» закипела репетиционная работа «Автографа».

Рок-профессионал – он профессионал везде, и на концертной сцене, и на репетициях. Лично мне посчастливилось побывать на финальной, всего-то четвертой репетиции группы перед концертом – 30 августа, и оставалось только удивляться, как музыканты, не выходившие вместе на сцену столько лет, и после столь недолгой совместной работы, исполняют свои далеко не самые простые композиции со столь обольстительной легкостью. Да, голова боится, а руки-то всё помнят, и играют… В силу своего профессионализма музыканты не выясняли вопросов вроде «а почему нас вообще пригласили выступать на таком фестивале?» Раз пригласили – значит надо выходить и играть в полную меру своих сил и возможностей.

Надо оговориться, что набор артистов на сцене «Легенд российского рока» был странен и на легендарность тянул условно – то есть заранее можно было догадаться, что выступление «Автографа» и иных немногочисленных коллективов с регулярным концертным опытом и должной ответственностью перед своим слушателем пройдет весьма успешно. Фон-то и правда был весьма бледным: не хочу никого обижать, но за три с половиной часа фестиваля, предшествовавших появлению на сцене настоящей рок-легенды, только Вячеслав Бутусов с «Ю-Питером» продемонстрировал подлинную сценическую энергетику – несколько, правда, в соответствии с имиджем себя и группы, замороженную.

И надо ж было догадаться поставить «Автограф» в программе аккурат после «ОтЗвуков Му» – такого контраста и на Уэмбли в 1985-м невозможно было представить! Вдобавок и невнятный конферанс хозяина фестиваля Стаса Намина никак не мог вселить оптимизма в души публики, явившейся увидеть и услышать таинственную группу, с исполнительской мощью которой большинство присутствующих были знакомы хорошо если по концертному DVD с записью московского выступления 2005 года да по видеороликам с YouTube. Да, «Автограф» выходил на сцену для многих незнакомцами – как минимум незнакомцами в концертном смысле…

Но группа ни в коей мере не разочаровала. Длительная пауза для настройки оправдала себя – во всяком случае у сцены «Автограф» звучал мощно и чисто, будто бы прямо с CD. Конечно, никакого моментального оживления в амфитеатре не наблюдалось – квинтет начал свое выступление со знакомой далеко не всем инструменталки «S.O.S.», да и просто еще не был разогрет как следует. Но уже появление на сцене после вступления к «Монологу» Артура Беркута вызвало в публике неслабый шквал эмоций – как-никак, почти девятилетнее пребывание Артура в «Арии» сделало его имя своим как минимум у немалочисленных молодых металлистов, которым всяко было интересно, что и как бывший фронтмен главного состава «русметала» пел четверть века назад. И где-то к середине «Монолога» стало ясно, что выступление «Автографа» не просто состоялось – группа, как теперь говорится в буквальном переводе с английского, сделала этот день. Именно в этот момент на площадке Зеленого Театра и установилось то главное, ради чего мы ходим на рок-концерты – могучий энергетический обмен между артистами и их аудиторией. Боевой хит «О, мой мальчик», вроде бы и простой по форме, довершил доведение публики до совершеннейшего восторга, так что один из главных хитов группы «Корабль» и по-хорошему пафосная пьеса «Мир в себе», небольшие вокальные партии в которой также исполнили Александр, барабанщик Виктор Михалин и бас-гитарист Леонид Гуткин, слушатели воспринимали уже как совершеннейшие рок-гимны. А инструментальное мастерство музыкантов, и даже скромного, как всегда, клавишника-виртуоза Леонида Макаревича только подкрепляло этот праздник звука.

Лично для меня удивительно то, что не столь уж малая часть слушателей явно услышали об «Автографе» если не только что, то не ранее принятия собственного решения о посещении фестиваля – и как же люди принимали группу! Некий волосатый юноша, стоявший аккурат передо мной, после «Корабля» так и заявил своим не менее заросшим товарищам: «Я думал, наши группы так вообще играть не умеют! Они ж как фирмачи работают!» Вот вам и доказательство, что относительная сложность музыкального материала не очень-то коррелирует с принятием его концертной публикой: весь секрет в концертной энергетике, сыгранности состава и – едва ли не главное – в желании самих музыкантов делиться с публикой радостью от пребывания на сцене. Не секрет, что иные персонажи, выходившие 1 сентября на сцену Зеленого Театра были куда больше озабочены реализацией своих невеликих звездных комплексов, а никак не на установление энергетического контакта с аудиторией.

По выходу «Автографа» на прощальный поклон было видно, что триумф, ограниченный всего 30 минутами сценического времени, определенно состоялся. Интересно, что одним из определений, которым это выступление «Автографа» было награждено в интернете, было «аристократическое» – конечно, известный резон в нем есть и, конечно, не только из-за соответствующего имиджа музыкантов. Впервые за много лет более-менее широкой публике (всё же на концерте в «Олимпийском» в 2005-м присутствовали именно поклонники «Автографа») было наглядно продемонстрировано, что сводить рок-музыку только к протесту – неважно, общественно-политическому или культурному, очень глупо и недостойно действительно профессиональных музыкантов. Выходи на сцену, и играй, как последний раз в жизни – вот и весь секрет установления контакта с аудиторией. Тексты песен, якобы пробирающие кого-то до дрожи – дело десятое. И, конечно же, за эти полчаса «Автограф» одним махом вернул позитивный смысл понятию «пафос» применительно к рок-музыке: сколько можно рассуждать о том, что помпезность рок-музыке вредна, а ее главная составляющая – какая-то там «честность» и «искренность»? Но одно дело – печатные рассуждения, и совершенно другое – концертный опыт слушателя, который, как известно, по личному примеру, с годами не забывается. Хочется верить, что те, кто был свидетелями выступления «Автографа» в тот вечер, запомнят его надолго…

После окончания сета Леонид Гуткин позволил себе немного пофилософствовать: «Я не знаю, отчего Первый Канал телевидения вообще решился на организацию такого фестиваля… Наверное, тех столпов, к которым можно прислониться молодому человеку, уже почти совсем не осталось». Честно говоря, это высказывание вполне относится к описываемому дню фестиваля: из групп, чьи выступления следовали за «Автографом», только «Машина времени» продемонстрировала аналогичный рок-подход к аудитории – естественно, по-другому и с совершенно другой музыкой, которая отлично звучала бы и на малой сцене. Вот так всего за полчаса ничего не подозревавшей публике «Автографом» было совершенно обескураживающим образом преподнесено великое знание о том, что рок-музыка предполагает прежде всего концертную мощь, виртуозное владение инструментами и вокалом и энергетический обмен с аудиторией. Только этого возвращения сакральных рок-секретов свидетелям выступления «Автографа» вполне достаточно, чтобы объявить его одним из событий нашей рок-сцены 2012 года. «Они выходили на сцену незнакомцами, уходили с нее героями». Да, это банальный штамп рок-н-ролла, но лучше жить по таким штампам, чем гордиться своей текстовой нравоучительностью и совершенно не думать о публике в зале.

Фото Юлии Костеровой (www.julyphotoart.com)

Всеволод Баронин

Sep. 6th, 2012 at 4:01 AM
LiveJournal.com