Два года назад, в феврале 1986 года,
мы познакомили вас, дорогой читатель, с московской рок-группой
«Автограф». За это время в жизни коллектива произошло немало яркий
событий, а одно из последних — они стали лауреатами XXIV
Международного конкурса песни «Сопот-87». И несмотря на то, что жюри
присудило «Автографу» вторую премию (на один голос в совещании жюри
«перетянул» дуэт «Дабл тэйк» из ФРГ), — его выступление было
триумфальным, и многие во время конкурса называли его единственным
кандидатом на «Гран-при». Ребята были первыми среди участников, кого
публика приветствовала стоя. И вместе с ними на одной сцене,
передавая друг другу микрофон, пели песню группы «Мир в себе»
американка Мери Ди, самый юный участник — 17-летний голландец Ален
Майкл, ирландец Спайдер Симпсон, полька Майка Ежовска. И рефрен —
«Всем нам вместе жить на этой земле» — звучал в унисон певцам
многоголосьем зрительного зала.
Некоторое время спустя после
конкурса группу вновь пригласили в Польшу, теперь уже на большое
гастрольное турне, потом была серия концертов по ГДР, после которых
нам и удалось встретиться с «Автографом».
— За то время, пока
мы не встречались, вы значительно выросли...
— Да, теперь нам
29 — если брать средний возраст музыкантов, — смеется руководитель
группы Александр Ситковецкий, — «в среднем» мы уже вышли из
комсомольского возраста. Хотя двоим еще пo 25 — нашему солисту
Артуру Беркуту и бас-гитаристу Леониду Гуткину...
— Вы
говорите об этом с сожалением!..
— Увы, но именно так... И
это связано с теми неприятными ощущениями, которые мы испытываем
всякий раз, когда ребята бывают в райкоме комсомола накануне выездов
на зарубежные гастроли и конкурсы. Трудно представить себе большее
буквоедство и формализм, чем во время так называемого собеседования,
на котором стараются буквально засыпать вопросами, ничего общего ни
с нашим творчеством, ни с идеологической деятельностью не имеющими.
Например, на одном из последних спросили об урожае зерновых в
Нечерноземье!.. Отсюда и наши формальные взаимоотношения с
комсомолом — лишь ежемесячная уплата взносов. А ведь группа всегда
стремилась в своем творчестве к гражданской тематике, к созданию
песен-плакатов, ярко отражающих действительность. И эти два года мы
были участниками серии важных политических акций, таких, как
фестиваль мира в Копенгагене в июле 1986 года, фестиваль газеты
австрийских коммунистов «Фольксштимме» в августе — сентябре 1986
года, форум против ядерной угрозы в Гамбурге (ФРГ) с большим
рок-концертом в ноябре 1986 года, политическое музыкально-спортивное
мероприятие «Рандеву-87» в канадских городах Квебек и Монреаль, где
выступала и знаменитая группа «Чикаго», и нам есть о чем рассказать
комсомольцам.
Нас могут упрекнуть, что мы стали этакими
зарубежными гастролерами. Но, думаю, ничего плохого в этом нет: ведь
долгое время считалось, что советская эстрада не может выдержать
сравнения с зарубежной. И вот оказалось, что может...
— Каждый
певец, ансамбль в своем творчестве, как известно, ориентируется на
какого-то определенного слушателя. Это как бы помогает точнее
расставлять акценты. Кто ваш слушатель сегодня?
— Если
исходить из собственного ощущения, нам кажется, что с нашим
слушателем сегодня мы ровесники! 25—30 лет — тот возраст, когда
интересует уже не только эмоциональность музыки, когда наступает
период ее осмысленного восприятия. Мы как-то не стремились
определить точно, на каком музыкальном языке мы объясняемся со
слушателем. Но после серии концертов за рубежом в местной прессе
критики назвали наш стиль хард-роком с элементами прогрессивного
рока...
— Вопрос, вытекающий из предыдущего: и о чем вы ведете
сегодня диалог со слушателем!
— Все мы сегодня свидетели
некоторого изменения системы ценностей. И мы, музыканты,
естественно, не можем стоять в стороне от процессов, происходящих в
обществе. Они нас волнуют, и мы стремимся говорить о них в своих
песнях. Поэтому и поем о нас самих, о наших ровесниках, о наших
проблемах развития, о проблемах одиночества, о необыкновенно быстром
темпе жизни, огромных физических и психологических перегрузках... И
если раньше в текстах было больше абстрактных идей, то сейчас во
главе угла — личность, которая должна принимать конкретные решения.
Конкретность! — в ней, на наш взгляд, сегодняшняя актуальность, а не
в «ура-патриотизме»...
— В этом году вы вместе с группой
«Диалог» выступали в лондонском концертном зале «Хаммерсмит одион»,
который помнит голоса и музыку «Битлз»...
— Это были
необыкновенно волнующие концерты. Ведь выступать на его сцене
артистам эстрады все равно, что представителям оперы или балета на
сцене Большого театра. Реально оценивая дебют, я считаю, что публика
приняла нас даже лучше, чем мы заслуживали. Все-таки сказывалось
волнение и боязнь последствий шумихи, раздутой газетами, буквально
сорвавшимися с «цепи», вокруг этого прецедента: «На сцене советские
«рокеры» — на что же они способны?,.» Зато и мы теперь уверены в
том, что советские рок-музыканты могут и должны продолжать этот
диалог с зарубежными слушателями.
Интервью взяла Татьяна СЕКРИДОВА
№1, январь 1988 года
журнал «Комсомольская жизнь»