Кружатся диски

Диски "Автографа"

Все без исключения издавашиеся на виниле и CD работы "Автографа" и его музыкантов к настоящему моменту обратились в жутчайшие коллекционные редкости, что также служит подтверждением весьма высокого качества материала группы и, одновременно, народной любви к ней. Не грех и напомнить о тех аудиопродуктах, при помощи которых "Автограф" остался в памяти слушателей... Малую, но важную часть своей коллекции инспектировал Всеволод БАРОНИН.

"Рок-группа "Автограф" (EP)
1981, "Мелодия"
Совершенно легендарный миньон, воспроизводящий три номера, вошедшие в сборник "Весенние ритмы. Тбилиси-80" (урезанная на 27 секунд "Пристегните ремни безопасности", "Ирландия. Ольстер" и "Блюз "Каприз"). Суммарный тираж пластинки, на обложке которой впервые в истории СССР фигурировал термин "рок-группа" и которая на ближайшие четыре года оказалась единственным легальным изданием записей "Автографа", оценивается не менее чем в 7 млн. экземпляров.

"Рок-группа "Автограф" (SP)
1985, "Мелодия"
Первый робкий плод наступившей новой эпохи в отечественной грамзаписи – изданный без ведома музыкантов в серии "По вашим заявкам" 45-оборотный сингл с композициями "Истина" и "Монолог". По существу, оказался пилотным синглом к изданному годом позже пятитрековому безымянному мини-альбому.

"Рок-группа "Автограф" (LP)
1986, "Мелодия"
По сути – даже и не альбом, а пятитрековый мини-LP, куда должно было входить на одну пьесу больше, однако "Головокружение" было выкинуто редакторским отделом "Мелодии" по причине наличия в тексте "опасной" строчки: "Головокружение от успехов..." С исторической точки зрения ценен наличием седьмой части сюиты "Век №20" ("Нам нужен мир") и потрясающей инструменталки "S.O.S.". Изголодавшаяся по качественной музыке отечественная публика раскупила не менее чем 6 млн. копий этого мини-альбома.

"Каменный край"
1989 (LP) / 1990 (CD), "Мелодия".
Переиздан на CD французской фирмой Musea Records в 2002 г.

Абсолютно лучший за всю историю стиля русскоязычный рок-альбом, задокументировавший поворот "Автографа" от монументального прог-рока интернациональной модели к предельно хитовому AOR'у американского образца при сохранении непростых и занимательных аранжировочных построений. Будучи изданным во времена тотального рок-кризиса в СССР, "Каменный край", тем не менее, оказался свидетельством возрождения интереса к "Автографу" – тираж более 2 200 000 экземпляров и регулярная ротация всех 10 пьес CD на радио "Юность" говорили сами за себя.

"Мир в себе" (EP)
1990, "Мелодия"
Миньон издан уже после роспуска "Автографа" и содержит номера "Амур" и "Мир в себе", чуть позже ставшие бонусами CD-издания "Каменного края". На обложке – последнее официальное промо-фото группы с барабанщиком Сергеем Криницыным.

"Tear Down The Border" (CD)
1991, Straight/Bizarre Records
Американский дебют "Автографа" (Avtograf – не путать с глэм-хардовиками Autograph) – работа, о которой много говорили и которую так ждали... Результат оказался разочаровывающим: шесть перезаписанных с английским текстом и частично переаранжированных пьес с "Каменного края" ("Колокол", "Мастер", "Мир в себе", "Камень", "Странник" и "Город") и четыре новых номера явно проигрывают в энергетике и качестве продюсирования отечественному альбому-прародителю, а странная компоновка CD и некоторая невразумительность нового материала удивляют. Хотя полурусский-полуанглийский титульный номер (он же – "Мир в себе") и мрачно-трагический инструментал "Going Home" с ведущим саксофоном Сергея Мазаева безусловно хороши.

"Автограф-1" (CD)
1996, RDM
13-трековый сборник демо-записей "Автографа" 1980-1982 гг. (в том числе три номера с первого миньона), некогда имевших крайне ограниченное хождение в разрозненном виде на магнитофонных бобинах. Варьирующееся качество записи материала и понятный в те времена проигрыш концертному звуку компенсируется полным набором как хитов той эпохи (от "Ливня" и первой версии "Монолога" до "Корабля"), так и номеров, не исполнявшихся "Автографом" после ухода из состава Сергея Брутяна ("2000 лет", "Цепочка дней", "Вчерашний день", "День и ночь" и "Марсианские хроники, часть 2 – Возвращение"). К сожалению, планы RDM по выпуску сборника "Автограф-2" (материал 1983-1990 гг.) и переизданию "Каменного края" так и остались на бумаге.

АЛЕКСАНДР СИТКОВЕЦКИЙ: ВНЕ "АВТОГРАФА"

"Zello" (LP / CD)
1991, "Мелодия"
Очень свежий инструментальный гитарный альбом, записанный с участием сайдменов (в том числе – перкуссиониста "Аллегро" Юрия Генбачёва) и сочетающий привычную прог-роковую помпезность классического "Автографа" с современно звучащими построениями в духе Джо Сатриани и Стива Хоу. Аранжировочное разнообразие материала скреплено ясными и понятными мелодиями – неудивительно, что пьеса "Мост вздохов" нет-нет да и мельнет на радио в роли джингла. CD-версия альбома включает три бонус-трека.

"Empty Arena" (CD)
1999, Sit Done Music
Монументальный и уникальный по звучанию инструментальный CD, изданный А.Ситковецким самостоятельно. На сей раз Александр успешно синтезировал излюбленный помп-прогрессив с гитарным нью-эйджем, добившись совершенно уникального сплава атмосферы и агрессии. В записи безупречно спродюсированного CD принимали участие Леонид Гуткин, Руслан Валонен и бывший трубач "Арсенала" Дмитрий Мамохин, а также барабанщик Spock's Beard Ник Д'Вирджилио и тур-басист The Rolling Stones Дэрил Джонсон. В России альбом не издавался.

Всеволод Баронин

июнь 2005
Play #12 (67), 2005