С возвращением, "Автограф"

C60 28741005

Группа «Автограф». «Каменный край». Редактор Ю. Потеенко. Звукорежиссер И. Заморенов.

Год 1972-й был високосным и лето в Москве выдалось как никогда жаркое — столица буквально горела, было огромное количество пожаров и тогда же возникла новая группа, которая, исходя из всего этого, получила название «Високосное лето». В середине семидесятых в ее составе появился новый гитарист Александр Ситковецкий. Сначала на это никто не обратил внимания, но новый музыкант постепенно превращал «Високосное лето» в бастион отечественного арт-рока.

Как часто бывает, группа была очень известна в Москве и о ней почти никто не знал в других регионах страны. По тем временам это было вполне нормальное явление и музыканты были довольны тем, что могли регулярно работать в столице и исполнять свой собственный репертуар. Кроме Ситковецкого в «Високосном лете» был еще один музыкант, чье имя сегодня знают вое. Его зовут Крис Кельми.

Коллектив просуществовал до 1979 года и распался. Тоже обычное явление — почти все группы семидесятых по иронии судьбы прекратили свое существование на стыке двух десятилетий. Сам Ситковецкий решил не оставлять выбранного арт-рокового направления и уже в том же, 1979 году стал подыскивать себе высокопрофессиональных музыкантов, которые отвечали бы его представлениям об этой музыке и были бы способны реализовывать его идеи.

Так возник «Автограф» и в его первом составе играли: гитарист Ситковецкий, вокалист Сергей Брутян, басист Леонид Гуткин, клавишник Леонид Макаревич и ударник Владимир Якушенко. «Автографу» отчаянно везло — в группе собрались единомышленники и поэтому первая программа была создана в кратчайшие сроки и представляла из себя интересный синтез элементов арт- и симфо-рока, что было ново для отечественной сцены и пробудило интерес к коллективу.

Когда в 1980 году в Тбилиси проходил первый советский рок-фестиваль, «Автограф», естественно, оказался в числе приглашенных. Группа показала себя неплохо, завоевав вторую премию (что ни говори, а «Машина времени» тогда была известней), и на сборной пластинке, которую по горячим следам выпустила фирма «Мелодия», было две композиции «Автографа».

В 1981 году в группе происходят первые перемены — вокалист Брутян закончил свою учебу в Москве и уехал работать по распределению, а на его место нашли прекрасного вокалиста, который и сегодня определяет во многом лицо группы. Речь идет об Артуре Михееве (который часто фигурирует под псевдонимом Беркут). Музыка коллектива не остается неизменной — она постоянно дополняется различными новыми веяниями и если что органично сливается со структурами арт-рока, то остается, если нет — очень скоро группа избавляется от таких влияний.

Затем Ситковецкий на мой взгляд выбрал не совсем правильный, хотя и крайне заманчивый путь развития. «Автограф» сделал основную ставку на зарубежные турне, и группу невозможно стало застать дома, она постоянно была в пути и всплывала то в Европе, то в Канаде, а тем временем в стране появлялись новые кумиры и об «Автографе» стали понемногу забывать.

Немного исправило положение выступление группы на международном фестивале «Лайв Эйдс», который проводился с целью получения средств для помощи народу Эфиопии.

Кроме того, в 1986 году наконец появился в продаже дебютный альбом группы, который содержал далеко не новый репертуар, и поэтому молодежь, основной потребитель подобной продукции, прохладно отнеслась к этой пластинке.

Час возвращения домой настал год назад, когда Ситковецкий принял решение выпустить на внутреннем рынке второй альбом, который был назван «Каменный край». К этому времени в самой группе произошли некоторые изменения — в составе появился саксофонист и вокалист Сергей Мазаев и новый клавишник Руслан Валонен (может быть, кто-нибудь помнит его игру в известном проекте «Москва»?), который одновременно стал и одним из продюсеров альбома.

Диск был записан в студии московского Дворца молодежи, где, кстати, писался и последний альбом «Арии», и обладал завидным для отечественной рок-продукции качеством. Заграничный опыт не прошел даром.

Для меня на новом альбоме отрадны две вещи: первое — это то, что Ситковецкий наконец пришел к логическому завершению своих музыкальных поисков и группа теперь играет музыку, которую на Западе часто называют «прогрессивный рок» (синтез арт, хард- и симфо-рока). И второе — что тексты стали-таки важной составляющей творчества «Автографа». Не верите мне — послушайте такие номера, как «Колокол», «Мастер» и «Странник».

Итак, «Автограф» возвращается и хочется надеяться — навсегда.

Автор материалов Егор Петров

январь-март 1990 г.
"Мелодия" 1, 1990