ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА: ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Вряд ли найдется хоть строчка в годовом отчете областной филармонии, а тем более областного управления культуры, о том, что пять вечеров на выступлениях рок-группы «Автограф» зал Дворца спорта, вмещающий почти шесть тысяч человек, был переполнен. Нелегко было получить билет даже на дневные концерты. На выступлениях «Автографа» побывало более шестидесяти тысяч человек. Слушателей симфонического оркестра разве что за год столько наберется. Но главная причина, побуждающая выделить эти концерты среди многих других, тот нездоровый ажиотаж, который их сопровождал.
Оценки слушателей о программе «Автографа» очень противоречивы. Но Александру Ситковецкому – руководителю «Автографа» и его друзьям Леониду Макаревичу, Леониду Гуткину, Артуру Беркуту и Виктору Михалину к этому не привыкать.
— В скором времени нашей рок-группе исполнится пять лет, — рассказывает А. Ситковецкий, — Стиль выработался уже на первых наших репетициях и остается неизменным. Теоретики называют его арт-роком, пусть будет так. Стремимся к тому, чтобы композиции имели выразительную мелодию, были гармоничными.
Признание «Автограф» получил в 1980 году на фестивале в Тбилиси, затем был удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Произведения, которые исполняем в Одессе, давно апробированы, высокую оценку и массового слушателя, и специалистов получили композиции «Истина» (с этой антивоенной песни мы постоянно начинаем свою программу), «Ирландия — Ольстер» (она и сегодня не потеряла свою актуальность), «Памяти Джона Леннона».
Сейчас мы подготовили новую обширную программу, посвященную 40-летию Великой Победы. В ней говорится в первую очередь о сегодняшних проблемах войны и мира, о верности памяти погибших героев. Надеемся, что она прозвучит на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. А перед этим нас ждет серьезный экзамен на фестивале, который состоится в столице ГДР Берлине.
На какого слушателя рассчитаны наши выступления? На вдумчивого. К сожалению, в зале тех, кто с пониманием относится к музыке (а легкой ее не назовешь), процентов двадцать, не больше. Остальные? Наверное, считают для себя «престижным» побывать на концерте «модного» ансамбля. Некоторые из тех, кого привело на концерт любопытство, впоследствии станут тоже серьезным слушателем. А крикуны и свистуны, поднимающие шум, — это накипь, пена, поднявшаяся на волне рок-музыки.
Так называемые гала-концерты, проводимые во Дворцах спорта, породили еще и такую проблему. Слушатели приходят на выступление популярного солиста или коллектива, который выступает обычно во втором отделении, а что их ждет до начала этой желанной встречи — о том, как правило, реклама не сообщает. Так было и на концертах с участием «Автографа». «Приложением» к нему был достаточно сильный по своему составу, но слишком разнообразный сборный коллектив популярных артистов Москонцерта. Предпочтение было отдано разговорному и оригинальному жанрам, хотя слушатели настраивались на встречу с музыкой. С этого и началась своеобразная дуэль с залом, который, мягко говоря, встретил актеров неприветливо.
Чтобы привлечь внимание присутствующих, участники концерта пошли по пути наименьшего сопротивления — стали потакать низкопробным вкусам, откровенно заигрывать с крикунами в зале. Юморист Виктор Ткаченко рассказал «бородатый» анекдот о заике. Более чем странно прозвучал монолог мамочки, которая наставляет дочь усвоить «истину», что все мужчины глупы и пьяницы, в исполнении Вероники Станкевич.
И все эти анекдоты, мещанские сентенции были адресованы молодежи.
А вот имена некоторых из тех, кто вызывающе, по-хулигакски вел себя на концертах: Игорь Степин — чертежник «Сельэлектропроекта», Артур Перечняд — рабочий ЗОРа, Назим Магомедов студент четвертого курса политехнического института, Анатолий Собатин — ученик СПТУ-32.
Общая характеристика: от 16 до 22 лет; из комсомола большинство из них выбыло по разным причинам; почти все на концерт пришли, изрядно выпив; круг духовных интересов ограничивается фильмами (преимущественно зарубежными) и еще эстрадными концертами, о каком-то музыкальном образовании не стоит их и спрашивать. Одним словом, – «пена». Естественное стремление молодежи «выделиться», заявить о своей личности они реализуют самым легким способом, позволяя себе хулиганские выходки.
Есть же в каждом коллективе, где они работают или учатся, достаточно наставников, воспитателей, есть и комсомольские организации, ответственные за работу с молодежью. Но сегодня, когда острые дискуссии вокруг концерта «Автографа» и артистов Москонцерта не стихают в молодежных общежитиях, в перерывах между уроками и лекциями, их голоса не услышишь. Не считают нужным сказать свое авторитетное слово по этике и эстетике и музыканты-профессионалы, искусствоведы, культармейцы. Очевидно, и здесь срабатывает стереотип, формальное понимание своей воспитательской обязанности, привычка к тому, что каждый диспут или даже беседу нужно заранее запланировать, хорошо подготовить, организовать где-то в клубе или красном уголке. Безусловно, такие меры нужны. Но еще более необходимо сегодня каждому, кто по должностному долгу или по призванию является наставником, знать, чем живет молодежь, что ее волнует, на какие вопросы ждет она ответов. И получать она должна их не только в плановом порядке, а ежедневно, в постоянном общении.
Одесскому горкому и райкомам комсомола, очевидно, не нужно ждать какого-либо указания «сверху», а самим направлять свой актив на те массовые культурные мероприятия, и, в частности, на концерты, которые вызывают повышенный интерес молодежи. Чтобы именно они, а не кучка хулиганов, были заказчиком музыки. Чтобы слово комсомольца-активиста, человека с активной жизненной позицией, с воспитанным художественным вкусом было решающим и в дискуссии о сегодняшней эстраде, и в оценке поведения своих ровесников.
С. ЗМИЕВСКИЙ.
9 декабря 1984
Черноморский коммунар
Машинный перевод с украинского