Вопрос пресс-клуба «Мажор и минор»: «Скажите, вы таланливы?»
«АВТОГРАФ»: ИЗМЕНЯЯСЬ ВО ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ
В 1973 году в Москве возникает рок-ансамбль «Високосное лето», завоевавший (вскоре авторитет у столичной молодежи. Ансамбль регулярно давал концерты, принял участие в фестивалях поп-музыки в Риге и Таллине, побывал на гастролях в Архангельске и Ленинграде. В мае 1979 года он распался. В подобных случаях от музыкантов можно услышать, что распад вызван внутренними разногласиями. Здесь, мне кажется, можно говорить о кризисе творчества, хотя достоверно судить об этом трудно. Увы, ни одной пластинки музыканты «Лета» не записали, сохранились лишь магнитофонные записи.
За шесть лет существования ансамбль сменил пять составов. В последний на протяжении трех лет входили четыре человека: Александр Ситковецкий, Крис Кельми, Валерий Ефремов, Александр Кутиков. Александр Кутиков до «Лета» имел четырехлетний стаж работы в группе Андрея Макаревича «Машина времени», и в мае 1979 года он возвращается туда. Валерий Ефремов также уходит в «Машину» (А. Макаревич к тому времени распускает прежний состав своей группы). Ситковецкий комментирует это следующим образом: «Видимо, ребята захотели поработать в другом жанре, а может быть, их прельстило то направление, которым занимается Макаревич».
Исчез незаурядный коллектив, но осталось сформированное в «Високосном лете» музыкальное мировоззрение и стилистические особенности музыкального письма будущего руководителя «Автографа». Александр Ситковецкий после распада «Лета» заявил: «Я твердо уверен в том, что будет новый ансамбль, деятельность которого полностью будет строиться на тех принципах, которые я перед ним поставлю».
НАСТОЯЩЕЕ
Первая репетиция нового ансамбля состоялась в июле 1979 года. Примечательно, что критерием отбора музыкантов в самодеятельный коллектив было профессиональное владение инструментом. В него входили девятнадцатилетние бас-гитарист Леонид Гуткин (студент училища при Московской консерватории, класс фагота) и ударник Владимир Якушенко (студент, изучает испанский). Кроме них и Ситковецкого, в квартет вошел Леонид Макаревич, «наш главный и первый пианист», как его дружески называют коллеги (в 1977 году Леонид с отличием закончил Московскую консерваторию). (Стоит добавить, что никаких родственных связей между руководителем «Машины времени» и «главным пианистом» «Автографа» нет).
Изменялся во времени «Автограф» радикально. Уже в сентябре он становится сикстетом: в состав вливаются уже известный Крис Кельми (клавишные инструменты) и вокалист Сергей Брутян (аспирант Института стран Азии и Африки МГУ, изучает малайский, тогайский и индонезийский языки). В октябре «Автограф» дает первый концерт, а в ноябре во Всесоюзном государственном институте кинематографии делает первую запись. Ею стала шестиминутная пьеса Александра Ситковецкого на слова московского журналиста Бориса Станилова — «Ливень».
В ноябре же «Автограф» наряду с «Машиной времени», группой Стаса Намина и ансамблем «Глобус» под управлением Алексея Белова получает путевку на фестиваль «Весенние ритмы Тбилиси-80». «Автограф» завоевывает вторую премию и занимает третье место в абсолютном зачете после «Машины» и таллинского «Магнетика». Там же по приглашению тбилисского филиала «Мелодии» ансамбль записывает три композиции, входившие в конкурсную программу. «Пристегните ремни безопасности» (муз. А. Ситковецкого). Композиция в стилистическом отношении наиболее характерна для ансамбля и представляет собой концентрированное выражение коллективного музыкального вкуса его членов. Блюз «Каприз» (сл. и муз. А. Ситковецкого) зафиксировал своеобразный «уход» от стилистики ансамбля. Но — нет худа без добра — дал при этом возможность Леониду Макаревичу показать свои импровизаторские способности. И, наконец, одна из популярнейших композиций «Автографа» — «Ирландия. Ольстер» (сл. М. Пушкиной). «Ольстер» на фестивале получил сразу два приза — как лучшая музыкальная композиция и как лучшая политическая песня.
В Москве на ТВ была записана еще одна композиция «Цепочка дней» (сл. М. Пушкиной, муз. А. Ситковецкого—К. Кельми). Она интересна как проба ансамбля в жанре «мелодрамы», проба работы в лирическом ключе.
В декабре прошлого года группа записала пока последнюю, очень личную, очень умную и, наверное, самую эмоциональную из своих пьес. Называется она «Монолог» (муз. А. Ситковецкого, сл. М. Пушкиной— В. Баркаса). В ней, как ни в какой другой, проявилось стремление музыкантов к самовыражению:
«Я пройду свой путь,
Пройду назло всем тем,
Кто и счет моим шагам ведет,
Если жизнь моя зачтется как пролог
Для того, кто вслед за мной идет».
БУДУЩЕЕ
Оно обещает «Автографу» многое.
Фирма «Мелодия» подготовила к выпуску первый, «миньон» группы. Две пьесы, исполнявшиеся в Тбилиси, войдут в фестивальный «гигант» (а «Ремни безопасности» уже вошли в пластинку «С новым годом. 1980» (С 60-14507-8).
В будущем времени и встреча с кинозрителями — «Автограф» снялся в фильме «Шляпа» по сценарию Виктории Токаревой (режиссер-постановщик — Леонид Квинихидзе, известный зрителям по телефильму «31 июня»).
Ну и, разумеется, концертная деятельность: недавно группа стала профессиональным коллективом Москонцерта.
В. ЯСТРЕБОВ.
ОТ РЕДАКЦИИ: когда эта статья была готова к печати, в пресс-клуб поступила, следующая новость: из группы ушел Крис Кельми, ставший организатором и руководителем ансамбля, заменившего «Аракс» в театре имени Ленинского комсомола. А Виктор Михалин заменил ударника Владимира Якушенко.
Ульяновский комсомолец, 7 июня 1981