Советская группа зажигает по всей территории США
И нет КГБ, который указывал бы им, что делать
БОСТОН — Его родители хотели, чтобы он продолжал изучать классику игры на скрипке, но как только он услышал The Beatles, он сразу же пошел и купил электрогитару.
``Для моего поколения «Битлз» стали поворотным моментом``, - сказал он.
Звучит как знакомая рок-н-ролльная история, но эта история относится к Саше Ситковецкому, российскому гитаристу, который играет в ведущей группе своей страны «Автографе».
Два года назад группа выступала через спутниковую связь на концерте LiveAid, а в прошлом году была хедлайнером с Сантаной, Бонни Райт, Джеймсом Тейлором и Doobie Brothers на концерте мира в Москве четвертого июля.
Однако их величайшим достижением на Западе является их нынешнее первое турне по Соединенным Штатам. Они дадут три концерта по пути на Олимпийские игры в Калгари.
``Пока мы здесь, у нас полная свобода - никто не говорит нам, что делать``, - сказал Ситковецкий в телефонном интервью из Вашингтона. ``С нами нет парней из КГБ. Есть только один человек, который возглавляет нашу концертную организацию в Москве, но он действительно профессионал и рад, что он здесь, потому что он пытается понять, как работает американский шоу-бизнес.
``Кажется, все удивлены, что за нами никто не присматривает``, - добавил Ситковецкий. ``В прошлом это могло бы случиться, но не сейчас``.
Группа "Автограф", пятеро участников которой выросли, слушая The Beatles, Led Zeppelin и другие западные группы, которые они слышали подпольно во времена до гласности, надеются максимально использовать свои американские возможности.
``Концерты сейчас не самое главное. Самое главное - подписать контракт и записать пластинку здесь. И если это произойдет, мы вернемся с большим туром``, - сказал Ситковецкий, который очень хорошо говорит по-английски. ``Все песни, которые мы сыграем здесь, за исключением одной или двух, будут на английском``, - сказал он. ``И все песни на альбоме тоже будут на английском. Это единственный способ добиться успеха здесь. Люди должны знать, о чем ты поешь``.
Группа приступила к записи альбома английских песен с американским продюсером Бобом Парром. В прошлом месяце он ездил в Москву, чтобы записать демо-кассету, которую сейчас продают американским лейблам.
``Когда Парр услышал нас впервые год назад, он сравнил нас со смесью Cutting Crew, Bon Jovi и Rush``, - сказал Ситковецкий. ``Но я думаю, что нас трудно классифицировать. Сейчас, я думаю, мы ближе к мелодичному хард-року, возможно, с некоторыми элементами прогрессивной музыки.
``В некоторых наших песнях есть антивоенный посыл, но в основном мы поем о нашем поколении, о нас самих, о проблемах жизни в этом мире, о скорости жизни и так далее. Но некоторые песни о связи между двумя мирами (Соединенными Штатами и Советским Союзом) и о необходимых вещах, которые мы должны делать. Неважно, какая у нас политическая система, мы должны жить в мире.``
Недавно в новостях появились сообщения о том, что кремлевские консерваторы предлагают подавить рок в Советском Союзе, но Ситковецкий отвергает их.
``Я слышал о них, но я их не чувствовал``, - сказал он. ``Прямо сейчас в Советском Союзе наблюдается настоящий взрыв рок``н``ролла``.
Ситковецкий, 32 года, основал группу «Автограф» восемь лет назад. В состав группы входят басист Леонид Гуткин, барабанщик Виктор Михалин, клавишник Леонид Макаревич и певец Артур Михеев. Они гастролируют до 340 дней в году, а их первый альбом разошелся тиражом в 6 миллионов копий, хотя они и близко не заработали денег западных коллег.
``Мы не так богаты, как Элтон Джон или другие крупные западные звезды``.
Ситковецкий рассмеялся: ``Но у нас в стране достаточно денег на жизнь. Рок-н-ролльные музыканты живут лучше, чем рабочие, но разница не очень большая и не бросается в глаза. В среднем за концерт мы бы заработали 70 рублей, что составляет около 50 долларов. Но это не включает деньги на авторские отчисления. Мы получаем за это дополнительные деньги, как и ваша система ASCAP``.
Он сказал, что советские и западные альбомы стоят в Москве одинаково - примерно от 3 до 5 рублей, что составляет всего от 1 до 4 долларов.
``Достать западную музыку становится намного проще``, - сказал он. ``Теперь вы можете пойти в магазин и купить альбомы Уитни Хьюстон, Брюса Спрингстина и таких европейских звезд, как Элтон Джон, Genesis и так далее. Но не все из них. Тем не менее, для нас это разительная перемена и очень хорошая.``
Стереосистемы, однако, стоят намного дороже, чем на Западе. ``Наши отечественные системы стоят 1500 рублей, так что официально это около 1000 долларов. Но на черном рынке западные hi-fi системы стоят очень дорого - около 3000-4000 рублей. У большинства молодых людей есть системы, но не высокой точности воспроизведения.``
Для музыкантов также существует проблема приобретения инструментов. ``Мы можем покупать инструменты только в социалистических странах. Они достаточно хороши для молодых групп - для начинающих, но не для профессионалов. Им приходится покупать инструменты за границей или просить кого-то, кто едет за границу, привезти их``.
Хотя «Автограф» только осваивает рынок США, его участники были за границей достаточно долго, чтобы выступить в 20 странах.
``Мы играли с группой Chicago в Канаде, и они нам очень понравились``, - сказал Ситковецкий. ``И мы играли во Франции с Southside Johnny & the Asbury Jukes. Это был концерт на юге Франции на очень большом фестивале в апреле 1987 года. Джонни очень веселый. Он мне нравится. Это был хороший концерт.``
Для американской аудитории наибольший резонанс получил концерт Live Aid в Филадельфии, где «Автограф» проецировался на видеоэкран во время выступления в Москве.
``Мы ничего не знали о Live Aid до 3 часов ночи``, - сказал он.
``Все мы отдыхали в разных частях Советского Союза и собрались в тот день. Только когда мы прибыли (на советскую телевизионную станцию) и настроили наше оборудование, нам сказали, что произойдет. Американский продюсер Роберт Далримпл - позже он приехал с Билли Джоэлом в его прошлогоднее турне по Советскому Союзу - рассказал нам, чего ожидать, и мы очень занервничали. Но после выступления мы были по-настоящему взволнованы и посмотрели весь Live Aid по телевизору. Мы видели там воссоединение Led Zeppelin и записали его.
``Цеппелин всегда был важен для нас. На нас повлияли The Beatles, затем Zeppelin, затем Rolling Stones, затем некоторые американские группы, такие как Grand Funk Railroad``.
«Автограф» получил несколько одобрительных отзывов на Live Aid от фанатов, которые подумали, что их песня звучит как типичный американский коммерческий трек.
``Для меня обычная коммерческая американская песня неплоха, потому что я понимаю, что спродюсировать ее - непростая задача. Чтобы сделать песню коммерческой, я думаю, у вас должно быть немного таланта``.
Ситковецкий знает, что на «Автограф» оказывается давление, чтобы зарекомендовать себя в Америке.
``Мы не знаем, какое оборудование нас здесь ждет``, - сказал он. ``В Советском Союзе у нас было грандиозное лазерное шоу, но привезти лазеры с собой было невозможно. Но мы просто хотим играть в настоящих американских рок-клубах с любым освещением, которое у них есть. Это все, что нам нужно.``
Стив Морс, Бостон Глоуб.
4 февраля 1988
Чикаго Трибун
Машинный перевод с английского