ЗНАКОМЬТЕСЬ: НОВОЕ ИМЯ

Уверенный «Автограф»

— У нас до сих пор нет ни одной записи, которая могла бы нас полностью удовлетворить, — эти слова Александра Ситковецкого, руководителя известной московской рок-группы «Автограф», признаться, очень удивили меня. Еще бы! Три часа я с удовольствием слушал фонограммы ансамбля, открывая в каждой все больше нового и интересного.

Подобную откровенность не часто встречаешь у музыкантов, тем более — столь популярных и известных публике, как члены группы «Автограф». Ансамбль, впервые выступивший под этим названием в сентябре 1979 года, уже в следующем году стал лауреатом фестиваля советской популярной музыки «Тбилиси-80» и выпустил миньон. Участие в передаче ЦТ «Адреса молодых», съемки в фильме «Шляпа» — и... постоянные проблемы, которые лихорадят ансамбль, отнимают массу сил и времени.

— С января 1981 года мы выступаем как квинтет, — продолжает А. Ситковецкий, композитор, вокалист и «лучший соло-гитарист 1981 года» по анкете «Московского комсомольца». — Это — Леонид Макаревич — клавишные, выпускник Московской консерватории по классу фортепиано. Леонид Гуткин, бас-гитарист, студент консерватории по классу фагота. Виктор Михалин, барабанщик, закончил дирижерско-хоровое отделение при консерватории. До недавнего времени с нами выступал ведущий вокалист Сергей Брутян, но он постоянно метался между музыкой и наукой. Сейчас с нами работает вокалист Артур Михеев, пришедший из самодеятельной группы «Волшебные сумерки», а Сергей Брутян пишет кандидатскую диссертацию, занимается языками стран Востока. И нам, по существу, приходится начинать все заново. Так что программа, записанная нами на Белорусском телевидении, это уже где-то вчерашний наш день.

«Вчерашний день» — так, кстати, называется и одна из самых последних работ «Автографа». И нужно признать, что «Автограф» — ансамбль парадоксов. Он известен всем и... неизвестен. Потому что все то, что вышло на пластинках, значительно отличается не только от сегодняшней музыки группы, но и от дня вчерашнего. По сравнению с композицией «Пристегните ремни безопасности»— визитной карточкой «Автографа», — музыка сегодня значительно усложнилась. Группа все больше уходит в стиль «арт-рок». Этот стиль характеризует преобладание инструментовки над вокалом, увеличение роли электронных клавишных инструментов и продолжительности самих композиций за счет усложнения, неожиданные переходы в ритмической структуре. Но самое важное в арт- роке, пожалуй, — отсутствие дешевой развлекательности, сложность музыкальных идей, приглашающих зрителя к сопереживаниям и взаимному вовлечению в напряженную атмосферу всего действия. Все это есть у «Автографа».

— Мы не склонны относить нашу музыку к какому-либо одному стилю, — продолжает А. Ситковецкий. — Термин «арт-рок» можно определить и по-иному, но это, несомненно, в любом случае — самая серьезная из всей легкой музыки, достаточно сложная для усвоения и понимания. Мы работаем для подготовленного зрителя, знающего традиции не только классической рок-музыки, но и всей мировой музыки вообще. Все это мы стремимся отразить и в нашем творчестве. Избранное нами направление, конечно же, требует универсальной подготовки музыкантов. Во всяком случае, к нашей сегодняшней музыке мы подходили постепенно, и говорить, что «Автограф» уже состоялся, нельзя.

Вот композиция «Ливень», которая уже знакома белорусскому зрителю по телепрограмме «Про музыку от «а» до «я». Широкая по звучанию, поддержанная характерным для арт-рока инструменталом, электроникой, она вдруг переходит к естественному, акустическому звуку, а изумительный по теплоте и искренности проигрыш Л. Макаревича на фортепиано сразу приводит на память пьесы Фредерика Шопена. Вообще творчество «Автографа» определяет то, что оно не есть нечто застывшее. Музыканты постоянно в работе, и концерты для них — не только показ, отчет, выступление, но одновременно и репетиционная площадка. В композициях «Автографа» постоянно что-то изменяется. А. Ситковецкий говорил, что аранжировки ансамбля создаются его членами коллективно, причем 3—4 репетиции уходит на создание «сырого», первоначального варианта пьесы. Далее начинается собственно работа. Так, например, композиция «Марсианские хроники, часть 1-я» имела семь редакций, прежде чем музыканты пришли в студию на запись фонограммы. Лидер «Автографа» говорил даже о том, что им приходится частенько сдерживать себя в студии — опробованные уже, казалось, приемы не всегда оправдывают себя потом на концертах. Но одновременно он признался и в том, что лучше всего «Автограф» чувствует себя именно при живом контакте со зрителем.

«У «Автографа» в наличии электронных клавишных немного. Но в отличие от многих коллективов они используются очень активно, с полной нагрузкой, причем электроника выступает не как средство создания всевозможных звуковых эффектов, а как полноправные солирующие инструменты. Это и позволяет включать в композиции ансамбля сложные фрагменты, выдержанные в духе музыкальной культуры прошлого. И вместе с тем, соединяя это с насыщенным фундаментом рок-музыки, «Автограф» создает очень современные и убедительные в музыкальном отношении композиции — «Корабль», «Монолог», «День и ночь».

При знакомстве с музыкантами и их творчеством убеждаешься, что в своей области «Автограф» чувствует себя уверенно и может со всей ответственностью подписаться под тем, что он делает в музыке.

Успех «Автографа», принадлежащего без сомнения к лидерам советской современной музыки, могут по праву разделить и его постоянные соавторы — молодые московские поэты Маргарита Пушкина и Борис Баркас. Они четко уловили настроение музыки, и поэтому их тексты идеально согласуются с задумками музыкантов, в результате чего естественность творчества ансамбля убеждает в полной мере.

Самые последние записи группы, начала этого года, говорят о том, что «Автограф» несколько упростил музыку, одновременно усложнив текстовую сторону. И вот здесь, по-моему, музыканты в некоторой мере подрастеряли свои лучшие качества. Но все это можно связать с изменениями в составе и продолжением поисков.

Для «Автографа» в первую очередь характерны гражданственность и эмоциональный накал. Начиная еще с композиции «Ирландия. Ольстер», А. Ситковецкий и его коллеги в своем творчестве ведут борьбу за лучшее в человеке. Ансамбль не заигрывает со зрителем, что так часто можно увидеть в работах наших популярных коллективов. «Автограф» приглашает к серьезному разговору на языке современной музыки.

Д. ПОДБЕРЕЗСКИЙ.

22 сентября 1982
Знамя юности