Автограф

В её биографии часто фигурирует эпитет "первый", что не случайно: первое же публичное появление этой группы - на сцене фестиваля "Весенние Ритмы" - принесло ей звание лауреатов и внимание меломанов всей страны. Одной из первых она перешла из подполья на легальные рельсы, ощутив на себе и все плюсы, и минусы этого шага, но преодолев косность идеологической машины (а иногда с умом используя её) и добившись признания на родине, первой вырвалась в Европу, а потом и Северную Америку, вершиной чего стало участие во всемирной акции "Live Aid". И всё это - исполняя сложный для восприятия, но виртуозный арт-рок, верность которому АВТОГРАФ хранил всю свою жизнь.

Он возник в мае 1979 на обломках культовой московской группы ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, выросшей, в свою очередь из школьной группы САДКО, которую десятью годами раньше собрали увлечённые рок-музыкой подростки Игорь Окуджава и Анатолий "Крис" Кельми. Немного позже в их компанию влился недоучившийся скрипач и начинающий гитарист Александр Ситковецкий. Он родился 5 апреля 1955 в Москве, рос в семье, давшей ряд известных музыкантов академической школы. Возможно, из юношеского чувства противоречия отказался от семейных традиций и, бросив скрипку, дворовым методом овладел гитарой.

С его приходом САДКО превратился в АЭРОПОРТ, а летом 1972 - в подарок от старшего товарища, гитариста Володи Рацкевича - получил имя ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО. Поначалу ничем не выделяясь из сотен самодеятельных групп, они шли вперёд, интуитивно находя в пёстром мире современной музыки свою дорогу, и к 1976 ворвались в авангард московской рок-сцены, создав своего рода музыкальный театр, в котором использовали свет, пиротехнику, декорации и костюмы, чем не мог похвалиться больше никто.

Три года ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО правило свой бал, но избыток ярких личностей, у каждой из которых были свои амбиции, завёл группу в тупик. В мае 1979 его участники решили расстаться. Тогда же Ситковецкий, уже признанный одним из лучших гитаристов столицы, сочинявший интересную музыку и ясно сознававший, что хочет делать на сцене, начал искать единомышленников. Из коллег по ЛЕТУ приглашение в неё получили лишь звукорежиссёр Леонид Лебедев и инженер по свету Александр Зайгерман.

"У меня было желание продолжать музыкальную деятельность, - рассказывал позже гитарист, - было много музыки, не реализованной в ВИСОКОСНОМ ЛЕТЕ, были кое-какие инструменты. И я начал подбирать музыкантов для новой группы".

Как ни странно, первым в её рядах появился барабанщик, 17-летний студент Консерватории Андрей Моргунов. Следом пришёл его приятель, учившийся по классу фагота в Гнесинке, а потом Консерватории Леонид Гуткин (р.13.10.61 в Москве) - он параллельно осваивал бас-гитару и отметился в финальном составе КУЗНЕЦКОГО МОСТА. "Эта аудиенция напоминала, скорее, дружеское собеседование и происходила дома у Саши. Мы пообщались, поджемовали, и мне был вынесен вердикт: подхожу". Лёня Лебедев, в свою очередь, привёл клавишника. Леонид Макаревич (р.29.06.53 в Москве) к тому времени окончил Консерваторию, причём, с красным дипломом и года три работал в оркестре.

В июне Моргунов устроился в оркестр Гостелерадио и пропал. Позднее он играл в бэк-группах Юрия Антонова и Кати Суржиковой, а в 1985 собрал свою НОВУЮ КОЛЛЕКЦИЮ. За барабанами сменилось ещё несколько лиц, пока там не утвердился Владимир Якушенко (р.6.10.60 в Москве), сын джазового пианиста Игоря Якушенко, тоже выпускник Гнесинки и коллега Гуткина по КУЗНЕЦКОМУ МОСТУ. Он учился в институте иностранных языков им. Мориса Тореза, думая стать переводчиком, но в группу вписался.

Единственной проблемой оставался вокал - возможностей Ситковецкого для его же музыки явно не хватало. Дело решил случай. Осенью, отгуляв лето на юге, в группу влился покуда не нашедший себя Крис Кельми (р.21.04.55 в Москве), клавишные, вокал. С его подачи у микрофона появился ещё один филолог-переводчик, аспирант Сергей Брутян (р.22.05.55 в Москве). Особого опыта он не имел, но с юных лет поигрывал и пел в студенческих группах. Взяв имя АВТОГРАФ, они переехали в актовый зал Главмосремонта и начали репетировать, покуда не рискуя выйти на люди. С текстами им помогала Маргарита Пушкина, сочинявшая их и для ВИСОКОСНОГО ЛЕТА.

В марте олимпийского 1980 в Тбилиси прошёл грандиозный и - как показало время - переломный для отечественного рока фестиваль "Весенние Ритмы", От Москвы им занимался журналист Артём Троицкий, который на свой страх и риск пригласил туда уже популярную в андерграунде МАШИНУ ВРЕМЕНИ, матёрых блюзменов УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ и "тёмную лошадку": не давший не одного концерта АВТОГРАФ. И не ошибся.

Если быть точным, то до Тбилиси АВТОГРАФ пару раз отыграл на танцах, тем самым расплачиваясь за аренду зала, а накануне отъезда в Грузию, 28 февраля, устроил сэйшен в ЦНИИС, где опробовал свой звук и свет. В его техническую секцию влились Юрий Фишкин (звук) и Юрий Цурков (свет).

Открыв 9 марта напару с MAGNETIC BAND программу фестиваля в Гори, 12 он выступил на его основной площадке в Большом концертом зале и произвёл как на публику, так и на жюри сильное впечатление: изощрённый инструментал, продуманные аранжировки, безупречный вокал и, прежде всего, впечатляющая музыка - ничего подобного на фестивале не было ни у кого, хотя по духу к АВТОГРАФУ тяготели николаевский ДИАЛОГ и ВТОРАЯ ПОЛОВИНА из Крыма.

И ДИАЛОГ, и АВТОГРАФ стали лауреатами. Последний получил ещё и призы за Лучшую политическую песню и Лучшую музыкальную композицию фестиваля - таковой была признана "Ирландия. Ольстер". Её, а также "Блюз Каприз" и пьесу "Пристегните ремни безопасности" удалось прямо тогда же записать на тбилисской студии фирмы "Мелодия".

Успех в Тбилиси сделал группе имя, но поначалу это никак не отразилось на её положении: она так и играла на полулегальных концертах и танцах, записывалась, но и только. Весной её покинул Кельми: отработав летний сезон на Черном море, он объединился с обломками ВИКТОРИИ в новую группу, которая устроилась в Ленком и получила имя РОК-АТЕЛЬЕ.

Осенью 1980 режиссёр Леонид Квинихидзе, известный мастер киномюзикла, привлёк АВТОГРАФ к работе над своей очередной лентой "Шляпа" по повести Виктории Токаревой "Ехал грека". Музыканты записали её саундтрек и даже мелькнули в кадре, а их "Блюз Каприз" спела Ирина Отиева.

Вскоре после этого группу приняли на работу в Москонцерт. Проблему трудоустройства это решило, но вызвало к жизни новые. Не собиравшийся на эстраду Якушенко решил уйти и продолжить образование. Его место занял Виктор Михалин (р.10.06.56 в Москве). Он вырос в семье цирковых артистов, окончил дирижёрско-хоровое отделение Мерзляковки, работал с Утёсовым, в других оркестрах и джаз-трио Игоря Якушенко! Дебют Михалина состоялся в мае-июне 1981 на первых легальных концертах АВТОГРАФА дома и гастролях в Свердловске.

Как ни странно, но оказалось, что руководитель группы - единственный, у кого нет специального образования, тогда как Москонцерт требовал наличия оного, поэтому Ситковецкий, ничтоже сумняшеся, сразу же подал документы в училище им. Гнесиных, которое окончил в 1985.

Летом "Мелодия", наконец, выпустила миньон с тремя записанными в Тбилиси номерами. Оформление было скудным, но на его обложке едва ли не впервые появилось словосочетание "рок-группа". На протяжение следующих пяти лет все заводы фирмы допечатывали тираж не менее двадцати пяти раз! Журнал "Клуб и художественная самодеятельность" посвятил группе большую статью, дополненную гибкой пластинкой. Она записывала свои новые работы, но пока только в стол.

4-5 марта АВТОГРАФ дал два больших концерта в Лужниках, а в апреле с ним последний раз пел решивший вернуться к диссертации Брутян. Найти нового певца оказалось проще, чем барабанщика: уже в мае у микрофона появился Артур Михеев (р.24.05.62 в Харькове), за плечами у которого были группы КОНТИНЕНТ, ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ и училище им. Гнесиных. Пару лет спустя он взял сценический псевдоним Беркут, под которым и добился известности. С текстами группе, помимо Риты Пушкиной, помогал Борис Баркас.

Легальный статус предполагал участие в разного рода официозных акциях, поэтому в марте 1983 АВТОГРАФ отметился на VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, заняв второе место с "Реквиемом памяти Джона Леннона" и парафразом на тему музыки Георгия Свиридова к фильму "Время, вперёд!" Примерно тогда же где-то в верхах было решено избрать АВТОГРАФ и ДИАЛОГ как музыкально состоятельные и условно нейтральные по текстам группы в качестве образцов советской культуры на мировом музыкальном рынке.

Видимо поэтому в мае-июне 1983 АВТОГРАФ отправили в первое зарубежное турне - для начала по братской Болгарии. Он дал там дюжину концертов и стал гостем гала-концерта песенного фестиваля "Золотой Орфей" в Солнчев Бряге, разделив сцену с Эмилом Димитровым.

Осенью в зале "Дружба" группа представила новую программу, сделанную в расчёте на новый состав и стилистически более разнообразную. В неё вошли песни "В мастерской", "Размышления", "Длинная дистанция", "Добрый день", "Истина", "Старый город", "Мода" и инструментал "Время, вперед!". Тогда же пульт покинул Лебедев, и в звукорежиссёрах остался Фишкин.

Под конец года АВТОГРАФ посетил ГДР, в Магдебурге снялся для новогодней музыкальной программы "Rund", совершил короткое турне, а потом опять оказался в Болгарии, где телевидение отсняло и показало часовой концерт группы. Несмотря на то, что она неплохо показала себя на выезде, "Мелодия" не спешила выполнять обязательства - запись обещанного гиганта затягивалась. Пассивности фирмы противостоял активный магнитоиздат. По стране ходили альбом "Автограф", запись из концертного зала "Октябрь" и другие наборы разрозненных треков.

Понимая, что это единственная возможность быть услышанной всей страной, в январе 1984 группа записала в тонстудии "Мосфильма" фактически свой первый студийный альбом (звукорежиссёр Владимир Виноградов), ушедший в магнитоиздат как "Автограф 2". Он опирался на её осеннюю программу с лёгкими изменениями и дополнениями.

Весной группа гастролировала по стране, а в июле проехалась по Венгрии с местной PANDORA'S BOX. В ноябре в рамках месячника чехословацко-советской дружбы АВТОГРАФ дал двадцать концертов в Чехии и Словакии, включая Прагу и Братиславу.

Под Новый Год, с 25 по 30 декабря, группа выступала на Малой спортивной арене Лужников. Это было время гонки на лафетах, когда из жизни один за другим уходили кремлёвские старцы, а советская идеологическая машина из последних сил давила на ржавые тормоза. Музыкантам не позволяли исполнять собственные песни, в Москве были запрещены все рок-концерты, и даже ВИА распускали. Правда, АВТОГРАФ эта чаша минула: комиссия Минкульта их не запретила, ограничившись рекомендациями по громкости и имиджу.

И всё же когда летом 1985 по инициативе Боба Гелдофа и Миджа Юра ведущие поп-музыканты мира объединились на фестивале "Live Aid", чтобы помочь голодающей Эфиопии, советское правительство сочло своим долгом отметиться в громкой акции. Ни на стадион им. Кеннеди в Филадельфии, ни на "Уэмбли" в Лондоне АВТОГРАФ не попал, но в середине дня 13 июля вышел в эфир через спутник, где-то между Стингом и Сантаной, исполнив своё "Головокружение" и написанный к случаю номер "Нам нужен мир". Представлял его Владимир Познер. Аудитория трансляции "Live Aid" составила больше двух миллиардов человек, но советских людей среди них не было.

В СССР были свои погремушки: в июле-августе Москва принимала гостей XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. АВТОГРАФ был представлен в его культурной программе. В августе 1985 фирма "Мелодия", наконец, вспомнила об обещанной пластинке. По осени Андрей Ветр собрал получасовой альбом из записанных в разное время на разных студиях треков "S.O.S", "Реквием", "Истина", "Монолог" и "Нам нужен мир" - текст последней принадлежал перу поэта-песенника Наума Олева, известного безыскусной эстрадной лирикой. Он, однако, оказался глубже, нежели можно было ожидать, продолжив работу с АВТОГРАФОМ в его новой честолюбивой работе, песенной сюите "Век N 20".

Она была, по сути дела, демонстрацией возможностей музыкантов во всей их красе: виртуозные клавишные пассажи Макаревича, соло Гуткина на басу и фаготе, изящные партии Ситковецкого, парящий над музыкой голос Беркута. Он же играл на саксофоне. Для широкой аудитории работа была чересчур сложной, а записать её тогда, увы, не удалось.

К конце бурного 1985 новую серию "Мелодии" "По Вашим письмам" - это были миньоны на 45 об/мин - открыла пластинка АВТОГРАФА с песнями "Истина" и "Монолог". Тогда же группу по личным причинам на время покинул Михалин (он не только барабанил, но и сочинял тексты). Место за барабанами занял блестящий Алексей Гагарин: он стартовал в любительском, но наделавшем шума ДИССОНАНСЕ, а тогда играл джаз с АЛЛЕГРО Николая Левиновского.

В апреле 1986 многострадальный дебют группы (из-за цвета обложки он был известен как "чёрный альбом" ещё до КИНО) был-таки отпечатан в виниле и моментально разлетелся по стране. За следующие три года он многократно допечатывался, достигнув в общей сложности тиража в 700.000 экземпляров. Ободрённый тем, что дела сдвинулись с мёртвой точки, в апреле АВТОГРАФ совершил второй тур по Болгарии. После этого Гагарин ушёл в АРСЕНАЛ, а за барабаны вернулся Михалин.

Между тем, заявленная покуда лишь на словах Перестройка начала давать свои плоды. В июле 1986 группа впервые вырвалась за Железный Занавес: её пригласили на международный "Фестиваль друзей" в датском Копенгагене, где участвовали EMPIRE (Швеция), CAN CAN (Норвегия), LOCOMOTIV GT (Венгрия), а также местные GANGWAY, ELIZABETH и ROX. В конце лета АВТОГРАФ побывал в Австрии, выступив на празднике тамошней левой газеты "Volksstimmen", в первой половине октября прокатился по Финляндии с тамошними звёздами, группой POPEDA, ещё раз снялся в программе "Rund" телевидения ГДР, после чего переместился в ФРГ и дал концерт в Гамбурге в рамках Форума против ядерной угрозы.

В последовавшей за этим поездке по родному Уралу в АВТОГРАФЕ дебютировал новый участник, саксофонист и певец Сергей Мазаев (р.7.12.59 в Москве) - он окончил музучилище и экономический факультет МГУ, в армии служил в оркесте, с которым маршировал на парадах по Красной площади, а отслужив, играл в ВИА ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ и группе МОСКВА.

Времена менялись. Осенью того же года рок-музыка, наконец, получила права гражданства, и на сцены страны хлынула пёстрая орда новых артистов. Были среди них и профессионалы из рядов бывших ВИА, и любители из рок-клубов, и просто отчаянные самородки. Одним из знамений нового времени стала мода на металл, но Ситковецкий не пошёл по линии наименьшего сопротивления, утяжеляя звучание группы - наоборот, сделал его более прозрачным за счёт элементов поп-харда, электроники и новой волны.

Следующим шагом по дороге на запад стал для АВТОГРАФА советско-канадский фестиваль "Rendezvous '87". В его рамках в феврале группа выступила на сцене клуба "Spectrum" (Монреаль) - по иронии случая, опять после Стинга. Далее фестиваль переехал в "Grand Theater" (Квебек), где участвовали Пол Анка, Дэвид Фостер и даже хор Советской Армии, а завершился на стадионе "Coliseum", где компанию АВТОГРАФУ составили шедшие в гору GLASS TIGER и легендарные CHICAGO.

Весь апрель и половину мая 1987 группа провела в 45-дневном турне по Франции, в рамках которого выступила на популярном ежегодном фестивале "Printemps de Bourges". Вторую половину мая АВТОГРАФ опять гастролировал в Чехословакии, где его принимали неожиданно тепло и доброжелательно. Тем же летом на стадионе в подмосковном Измайлово состоялся масштабный фестиваль "Your Move", на котором США представляли THE DOOBIE BROTHERS, SANTANA, Джеймс Тэйлор и Бонни Рэйт, а СССР народные певцы, танцоры и АВТОГРАФ.

В июле АВТОГРАФ и ДИАЛОГ выступили в лондонском зале "Hammersmith Odeon" на празднике радиостанции Capitol Radio. В августе Ситковецкий сотоварищи оказался на совсем уж далёком от канонов рока фестивале эстрадной песни в польском Сопоте, где был удостоен второго места, блеснул на гала-концерте и свёл знакомство с американским промоутером Мэри Бэйкер. Далее шли туры по Восточной Германии и Польше, но всё чаще бывая заграницей, обзаводясь там поклонниками и новыми творческими контактами, получая ободрительную прессу, группа всё дальше отрывалась от родных берегов: а там правили бал питерский, московский и сибирский андерграунд, металлисты, панки и новые романтики.

Ситковецкий, впрочем, внимательно следил за трендами мировой музыкальной мысли, но ориентируясь в этом более на западное полушарие. В октябре 1986 с подачи Мазаева в АВТОГРАФ был приглашён второй клавишник, программист и аранжировщик Руслан Валонен (р.1.06.61 в Новосибирске). Там же, в столице Сибири, он окончил музыкальную школу и консерваторию, но с юных лет был неравнодушен к электронной музыке и современным технологиям. Дебютировал Руслан в ФЕНИКСЕ, откуда перебрался в МОСКВУ, где встретился с Мазаевым. Его первой работой в группе, как раз, и стала запись песни "Мир в себе" с вокалом Мазая.

Интересно, что на январских концертах 1988 в зале Рязанской филармонии выступление АВТОГРАФА предваряла НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ его первого барабанщика Андрея Моргунова! Вслед за этим группа реализовала один из своих самых дерзких проектов: сольное турне по шести крупным городам США (Вашингтон, Нью-Йорк, Бостон, Лос-Анджелес, Сан-Диего и Аспен). Сенсаций не было, но и провалом оно не стало. В марте, по окончании турне, группа записала на студии "Trax" в Лос-Анжелесе свои песни "I Need You" и "I'll Be Waiting". Владельцем студии был экс-певец Майкл Макдональд (из THE REGENTS), а ручки на записи крутил Алан Рой Скотт, в прошлом штатный звукорежиссёр Motown Records, работавший со Стиви Уандером и THE TEMPTATIONS.

В мае, после фестиваля "Ost-West" в пока ещё Западной Германии, группу, оставив ей в наследство изумительный "Разговор с Леонардо да Винчи", покинул уставший от затяжных гастролей Леонид Макаревич. С музыкой он, однако, не расстался, став пианистом Эстрадно-симфонического оркестра Юрия Силантьева. Валонен остался единственным клавишником.

До конца года АВТОГРАФ не вылезал с гастролей (Чехословакия, Польша, мини-тур по СССР в поддержку американской певицы Мэри Ди, завершившийся в Питере, вторая поездка по Штатам с записью в студии "Soundcastle" и, наконец, хаотичное, но полное ярких впечатлений турне по шести восточным штатам Индии), после чего, наконец, смог отдышаться дома и приступить к записи второго альбома для "Мелодии". На этот раз, процесс шёл в студии МДМ. В роли продюсера выступил Валонен, записью руководил Игорь Замараев, а управляться с электроникой помог Иван Евдокимов.

Год 1989 начался с тура по стране напару с набиравшей скорость АРИЕЙ. Весной группа сняла четыре клипа ("Я люблю", "Казённый демон", "Камень", "Город"), побывала в Праге, Будапеште и Фрайбурге (ФРГ), где разделила сцену с Элвином Ли (TEN YEARS AFTER), а в июле появилась на легендарном фестивале в Ньюпорте (США), где её заметил Херб Коэн - культовая фигура американского шоу-бизнеса: он стоял у колыбели фолк-сцены Бостона 60-х, нашёл Тима Бакли, Тома Уэйтса и, конечно, Фрэнка Заппу, вместе с которым создал компании Straight, Bizarre и Discreet Records.

В том же июле вышел второй альбом АВТОГРАФА "Каменный край". Успехом он пользовался, но особого шума не произвёл, хотя заслуживал признания куда больше, нежели его предшественник. Это была серьёзная и зрелая работа европейского уровня с яркими мелодиями, сильными аранжировками и зрелыми текстами, автором которых был Сергей Патрушев. Что касается музыки, то её авторство было приписано всей группе.

Знакомство с Коэном вылилось в контракт, по которому уже в августе 1989 музыканты записали на студии "For The Records" десять песен (частью из "Каменного края", частью новые). Тексты к ним сочинила певица Мередит Монк, а продюсером стал ветеран CBS Records Роберт Даффи (он записывал Скримин Джея Хокинса, Джорджа Дюка и многих других).

10 сентября АВТОГРАФ выступил на фестивале в швейцарском Берне в компании Кенни Роджерса и Удо Линденберга, после чего Мазаев и Михалин объявили о своём уходе. Первый влился в студийную группу КЛАСС, а уже через полгода собрал БРИЛЛИАНТОВУЮ РУКУ, из которой вырос МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС. Второй год отработал с певцом Андреем Мисиным, в 90-х играл в РЕЦИТАЛЕ, а позже стал продюсером.

Место Мазаева осталось вакантным, а за барабаны пришёл Сергей Криницын (р.3.02.56 в Норильске) - выпускник Гнесинки, он до этого работал с ВИА ОРИЗОНТ, ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ и АКВАРЕЛИ, аккомпанировал Кате Суржиковой, но пришёлся к месту. Его дебютом стала запись на "Мелодии" EP "Мир в себе" и короткое турне по Поволжью в январе-феврале 1990. К этому времени в группе накопились внутренние проблемы и разногласия, вследствии чего 20 февраля в Саранске, после своего 1333 концерта, АВТОГРАФ был распущен.

"В какой-то момент мы просто почувствовали себя опустошёнными и решили, что в ближайшем будущем вряд ли сможем записать что-то интереснее того, что мы сделали в последнем альбоме. - признавался позже Гуткин, - Другое дело, что и планов по прекращению деятельности группы у нас не было, мы намеревались сделать перерыв в работе на несколько месяцев". Увы, антракт оказался полным.

Как ни странно, страна этого не заметила - её волновали другие проблемы. Той же осенью Ситковецкий записал в МДМ дебютный альбом "Зелло" - цикл изящных инструментальных пьес с элементами этники, барокко и арт-рока. Вскоре после этого он отправился искать вдохновение в Штаты, где в итоге и поселился.

Гуткин и Беркут ещё в 1989 затеяли сайд-проект РОКОКО, который на время стал их основной группой. Пытаясь продвинуть его на мировом уровне, они тоже отправились за Океан, где расстались: Леонид с 1991 выступал там с группами WE и GARDEN OF JOY, а также открыл студию "Red Sunset", куда позже влился Ситковецкий. В 1997 он вернулся в Россию и занялся записью, продюсированием и изданием музыки любых жанров. Артур с американскими музыкантами 11 сентября 1991 представил на телеканале "ABC TV" альбом АВТОГРАФА "Tear Down The Border", месяцем раньше вышедший под лэйблом Bizarre/Straight. Через год Polystar издала его и в Японии.

В американской эпопее Беркута значатся группы SIBERIA, TSAR и ZOOOM. В 1997 он тоже пересёк Океан в обратном направлении и пел в группах ТРЕФ, МАСТЕР и МАВРИК. В октябре 2000 певец рискнул возродить громкое имя и свой прежний репертуар под вывеской АВТОГРАФ XXI, но бывшие коллеги его не поддержали, и он дал собранной ради этого группе имя БЕРКУТ. С 2002 по 2011 Артур пел в АРИИ, после чего вернулся к соло-карьере.

Руслан Валонен пару лет отработал с МЕГАПОЛИСОМ, а в 1993 отправился в США. Сначала в Лос-Анжелесе, а потом в Нью-Йорке он занимался студийной и сессионной работой, хотя в начале XXI века променял их на туристский бизнес.

Последний барабанщик АВТОГРАФА Сергей Криницын после его распада уехал в тур по Германии с экспортной группой LONEHEART, по возвращении домой отметился в РОК-АТЕЛЬЕ и ACTION, в смутных 90-х занимался торговлей, а с конца десятилетия барабанил в поп-группе БОЖЬЯ КОРОВКА, возрождённых ВИА ОРИЗОНТ, ПОЮЩИЕ СЕРДЦА и СИНЯЯ ПТИЦА. Звукорежиссёр Леонид Лебедев ещё в 1989 создал с Александром Кутиковым студию и лэйбл Sintez Records. Позже он занимался бизнесом, кино и даже политикой. Юрий Фишкин долго работал за пультом, а позже стал директором АРИИ.

Первый вокалист группы Сергей Брутян десять лет отработал в Институте государства и права при Академии наук, читал лекции в России и Европе, в 2002 окончил Академию адвокатуры, но с музыкой окончательно не порвал, записав с помощью друзей (включая Ситковецкого и Михалина) сольный англоязычный альбом "Dreams Through The Years" (1992).

Весьма скудная при жизни дискография АВТОГРАФА на родине с 90-х начала расти. Летом 1996 компания RDM собрала в альбом "Автограф-1" все ранние записи группы с вокалом Брутяна. К десятилетию со времени выхода пираты переиздали "Каменный край" и "Мир в себе" как альбом "Город", а в 2001 знаменитый изданием сокровищ мирового прог-рока французский лэйбл Musea официально выпустил его в Европе как "Stone Land".

Долгое время бывшие участники группы работали порознь, хотя продолжали общаться, обмениваясь новостями. После долгого перерыва они первый раз собрались вместе в октябре 2001 на 40-летии Гуткина. Так на пару часов объединились виновник торжества, Ситковецкий, Якушенко и Брутян. И всё же старая магия ещё работала - в декабре 2004 АВТОГРАФ воссоединился в своём "золотом" составе: Ситковецкий, Гуткин, Макаревич, Беркут, Михалин. Короткий тур (Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Минск) был завершён 23 июня 2005 концертом в СК "Олимпийский" (Москва), где на сцену вышли также Мазаев, Брутян и Кельми.

По мотивам события был выпущен двойной альбом "25 лет спустя" (2005) и сингл с новой редакцией песни Ситковецкого на стихи Баркаса "Корабль", а также видео к ней - именно её АВТОГРАФ ещё в 1979 зафиксировал на своей первой сессии звукозаписи. Три года спустя фирма Никитин переиздала диски альбома порознь.

1 сентября 2012 в рамках фестиваля "Легенды русского рока" АВТОГРАФ дал полновесный концерт в Зелёном театре ЦПКиО Москвы. Ещё одни встреча его участников (правда, без Ситковецкого) состоялась 7 декабря 2018 на дне рождения Серея Мазаева в Театре мюзикла.

Что же до дискографии, то на Украине вышла компиляция "Группа Автограф" (2008) из студийных записей "Мелодии", инди-лэйбл Abyss переиздал первую пластинку ("Головокружение") и концерт 1983 ("Старинная игра") (2010), а Ситковецкий в Интернете сделал достоянием публики "Век N 20" (2014) и "Американские демо ленты" (2016). Летом 2020 появилась информация, что разбросанные по миру участники АВТОГРАФА работают над новым альбомом - благо, Интернет это позволяет.

Андрей Бурлака

2022
rock-n-roll.ru. Энциклопедия