Хроники 1987 года

Канада, Франция, Словакия, "Наш ход" и Лондон, Сопот, ГДР и Польша, демо для США

«Автограф», июль 1987

Москва, МСА «Лужники»

Владимир, ДК им. Танеева

Квебек, зал «Альберт-Руссо»

«Нам нужен мир», «Альберт-Руссо», Квебек, 8 февраля 1987

Квебек, Гранд-театр

В гримёрке Гранд-театра

Монреаль, «Спектрум»

«S.O.S», «Колизей», Квебек, 12 февраля 1987

Квебек, «Колизей»

«The World Inside», электронная версия

Промо 1987

Калуга, филармония

«Нам нужен мир», TF1, 2 апреля 1987

«The World Inside», Europe 1, 3 апреля 1987

Париж, метро

Интервью в Лионе, 10 апреля 1987

«Нам нужен мир» с вступлением Фа-минор,
Бурж, 18 апреля 1987

Бобини, 9 мая 1987

Плакат французского тура

Расписание тура, «L'Humanité Dimanche»

Словконцерт, программа тура

«Съвременна съветска естрада», Балкантон, 1987

Москва, ДК МЭЛЗ

«Быть самим собой» (фрагмент), Измайлово, 4 июля 1987

«Наш ход», на сцене «Автограф»

Финальная «Give Peace A Chance», Измайлово, 4 июля 1987

«Автограф» и «Диалог» в Лондоне

«Электронные часы», Хаммерсмит Одеон, 10 июля 1987

«Back in the U.S.S.R.», Дингуоллз, 11 июля 1987

Сюжет в программе «Thames News», BBC, июль 1987

«Autograph - From Russia With Rock», Mirror Image, 1987

Москва, ДК «Меридиан»

Москва, Зелёный театр ЦПКиО им. Горького

Москва, Зелёный театр, август 1987

Сопот, Лесная опера

Сопот, саундчек

Конкурс польской песни

Сопот, c Томом Логаном

Награждение

Гала-концерт, «The World Inside»

Приз за II место в конкурсе «Гран-При» -
серебряная «Янтарная пластинка»

Сопот, народные герои

Мери Ди и Мэри Би

«Музыкальный телетайп 2», Мелодия, 1987

Львов, филармония

Львов, у Театра оперы и балета

Смоленск, ДК железнодорожников

Берлин, аэропорт «Шёнберг»

Зимний (для США) и летний (для СССР) варианты футболок

В новых футболках в Польше

Польский Live Aid

«Rock ‘n’ USSR», Zafiro, 1987

Москва, ДС «Лужники»

«Ровесник», №11, 1987

«Кругозор», №11, 1987

Петрозаводск, Музыкальный театр

ЦДК ВОС - репетиционная база группы

Всесоюзная студия грамзаписи фирмы «Мелодия»

Треки, записанные в ВСГ в декабре 1987

«Rock Around The Roter Platz», pläne, 1987

Даугавпилс, ДК химиков

Телеграмма Джона Барроуза

Новый 1987 год «Автограф» совершенно неожиданно для себя начал став участником советско-канадского культурно-спортивного фестиваля «Rendez-vous '87».

Буквально накануне Нового года, 31 декабря, после концерта в «Лужниках» к группе зашел Девид Фостер, организатор музыкальной части предстоящего действа и пригласил коллектив принять в нем участие вместе с Ансамблем песни и пляски Советской армии им. А. В. Александрова и солистами балета Большого театра.

Приглашение было принято, а пока «Автограф» продолжил серию новогодних представлений, 1-11 января, в МСА «Лужники» вместе с Ириной Понаровской, ансамблем «Экспресс» Александра Пульвера, группой «Вейланд роуз» и другими.

Пресса

В январе ленинградская газета «Смена» подвела итоги конкурса «Звезды-86», Леонид Гуткин попал в “Сборную” лучших инструменталистов в категории бас-гитара, а “весь” «Автограф» оказался во второй десятке лучших групп страны:

Вторая десятка еще более мозаична: здесь и “Автограф”, “Рецитал”, много гастролирующие за рубежом, тут же неформальные лидеры молодежной аудитории — любительские группы “АВИА”, “Кино”, “Зоопарк”, “Алиса”, и уже известные, выступающие в профессиональных концертных организациях ансамбли "Карнавал", "Верасы", "Зодчие", группа Гуниара Грапса.1

Гастроли

С 28 января по 3 февраля группа проводит во Владимире, 14 сольных концертов (по 2 в день) в ДК им. Танеева.

Вернувшись в Москву, 5 февраля, на своей базе «Автограф» прослушивается для британского «Кэпитал радио», а уже на следующий день вылетает в Канаду.

Рандеву-87

Для «Автографа» фестиваль начался 7 февраля с длительной пресс-конференция участников для более 60 представителей канадских и американских СМИ. На следующий день коллектив уже выступал на сцене зала «Альберт-Руссо» (Квебек) вместе Дайаной Тайл, Жинетт Рено, Ансамблем Александрова и др. Прямая трансляция концерта велась сетью Си-Би-Си.

9 февраля снова общение с представителями средств массовой информации – две пресс-конференции в Монреале и Квебеке.

Вопросы журналистов касались не только чисто музыкальных сторон деятельности группы, но и различных аспектов культурной жизни в СССР, сути и значении происходящих в стране перемен в области экономики, науки и искусства.2 Александр Ситковецкий

10 февраля, один из главных дней фестиваля – гала-концерт в квебекском «Гранд-театре» с участием Пола Анки, Дэвида Фостера, Нины Сорокиной и Юрия Владимирова, Кристал Гэйл, Ансамбля песни и пляски Советской Армии и др. Позднее часовая телеверсия концерта была показана Си-Би-Си.

В “Нам нужен мир” очень медленный взяли темп... Александр Ситковецкий

После концерта группа «Автограф» дала большое интервью телекомпании ЭйБиСи /США/ для программы «Доброе утро Америка».2 Александр Ситковецкий

Интерес, проявленный к выступлениям «Автографа», позволил импресарио Джону Криптону организовать дополнительный сольный концерт для группы, который прошёл в монреальском «Спектруме» 11 февраля.

Концерт собрал аудиторию не просто зрителей, но специалистов – музыкантов, критиков, журналистов, желавших ближе познакомиться с советской рок-музыкой. Мы начали выступать в 2330 после окончания I-ой хоккейной встречи СССР – сборная Мира в рамках «Рандеву-87». Концерт длился более двух часов, включая четырехкратный выход на бис. Финалом программы явилась песня «Автографа» «Нам нужен мир», исполненная на английском языке при поддержке всего зала. На следующее утро это выступление имело хорошую прессу.2 Александр Ситковецкий

Завершился фестиваль для группы концертом в 14000-м «Колизее» (Квебек), 12 февраля вместе с Tom Cochrane, Glass Tiger и Chicago.

Мы строили планы, мечтали об интересных беседах с людьми, которые для нас стали легендарными, но вышло все иначе. Когда мы подъезжали к «Колизею», сразу бросилось в глаза огромное количество полицейских машин. Нас подвезли к специальному входу, на котором было написано «Автограф», люди с переносными рациями провели нас по коридору к артистической, где был накрыт шикарный стол. Вдруг вошел какой-то человек, представился и раздал нам пропуска. Он объяснил, что они дают право находиться в этой артистической, на сцене во время настройки аппаратуры, в зале и в этой части коридора. Вся остальная часть здания отдана группе «Chicago», и пройти туда можно только в сопровождении музыкантов из американской группы. Мы поняли, что планы об общении с музыкантами из «Чикаго» отходят в область фантазий. Ну что поделаешь... Рядом с нами находилась артистическая «Glass Tiger», и мы очень быстро нашли общий язык с канадцами. Приятные молодые ребята, как оказалось. Потом мы решили пойти в зал. Честно говоря, лучше бы мы этого не делали. Когда я оказался в зале, мне стало прямо-таки не по себе, потому что такого обилия незнакомой аппаратуры прямо-таки ужасающих размеров, в таком количестве я никогда не видел. И это при том, что все годы работы на сцене я очень интересовался новинками в музыкальном деле, много гастролировал, выступал на международных фестивалях, смотрел видеоролики, многое предполагал по поводу концертов таких групп, как «Chicago», но чтобы такое!.. Стараясь не произносить ни слова, мы как зачарованные передвигались по залу от пульта к сцене. «Что это такое? А зачем это?»3 Александр Ситковецкий

Фишкин, по-английски говорил плохо, тяжело ему там было, конечно, особенно когда перед Чикаго нам не дали саудчека, перед ним поставили пульт входов на 70 приблизительно, размером с электричку, мы попали первый раз в серьезный переплет. Цветовой пульт тоже был размером с паровоз, Цурков, как его увидел, взялись за голову. Но нам местные быстренько отстроили.4 Александр Ситковецкий

Музыкантам пришлось выйти на сцену практически без настройки. "Это - рок-н-ролл: обойдетесь без саундчека!". Всю коррекцию выставляли по ручкам "Стеклянного тигра" ("Glass Tiger"). Звукорежиссер Чикаго согласился заняться балансом барабанов, Фишкин "рулил" звук всех других инструментов.

"Автограф" начинал свое выступление с инструментала "SOS", который пришлось затянуть в два раза, чтобы отстроить барабаны. Слушатели бурно приветствовали русских. Когда исполняли англоязычную "World Inside" (в дальнейшем сыгравшую злую шутку с группой), весь зал зажег свечки и принялся подпевать в доступных для подпевания местах. И "Чикаго", и "Glass Tiger" поддержали "Автограф". Америка была всего лишь в 200 милях от места происшествия...5 Маргарита Пушкина

Нам предстояло открывать концерт, а наше оборудование по недосмотру организаторов осталось в Монреале, поэтому пришлось играть на чужих инструментах без их предварительной настройки. Но желание выступить было так велико, а ожидание зала – таким искренним (учитывая, что все предыдущие дни “Автограф” практически не сходил с экранов ТВ и первых полос газет), что мы решили играть несмотря ни на что. И не ошиблись, так как смогли уйти со сцены только после 2-х бисов!2 Александр Ситковецкий

Хороший концерт, нас приняли очень хорошо, нас приняли лучше Чикаго. Леонид Гуткин

Это был один из тех концертов, которые вспоминаешь потом всю жизнь.6 Александр Ситковецкий

Кстати, Юра спас группу Чикаго в Квебеке, на нашем совместном концерте, когда у них глюкнули все пульты в синхроне. Они со звукорежем Чикаго пожарно вручную выстраивали фейдера. После концерта Чикаго пришли к нам в гримерку, все пожали ему руку и на память подарили куртку с надписью “Chicago” на спине, в которой они были сами…7 Виктор Михалин

Праздничную неделю завершили два международных показа мод и рок-концерт с участием российской группы «Автограф» (два выхода на бис и трижды аплодисменты стоя).8

Пресса

Прессы для группы во время фестиваля было весьма много и весьма разной:

С самого момента прилета в аэропорт “Мирабель” Монреаля к “Автографу” был проявлен исключительно высокий интерес прессы, теле- и радиожурналистов. Репортеры ведущих канадских газет и журналов: “Глоб энд мэйл”, “Ля Газетт”, “Журнал де Монреаль”, “Журнал де Квебек”, стремились не только познакомиться с историй и творчеством ансамбля “Автограф”, но и больше узнать о переменах, происходящих в СССР, внутренней и внешней политике страны, о положении дел в культуре.

Приезду ансамбля был целиком посвящен специальный выпуск “Журнал де Квебек” от 22.I.87 г., рассказавший о музыке и музыкантах ансамбля.2 Александр Ситковецкий

Местная пресса крайне благожелательна, «Автограф» сравнивают с Genesis и Yes.9

Студия «Мосфильм»

Вернувшись из Канады, «Автограф» отправляется в студию «Мосфильм», где записывает весьма необычную для группы версию песни «Мир в себе».

С появлением Руслана мы постепенно меняли клавишные звуки, аранжировки. Ру всерьез разбирался в программировании синтезаторов, и мы ему предоставили самые современные (и дорогие) инструменты в мире. Когда я принес “Мир в Себе”, у нас получилась симпатичная, но слишком традиционная и скучноватая power ballad. Добавление современных звуков в жесткий консервативный “каркас” песни не помогало. Руслан попросил разрешения сделать совершенно новую аранжировку “Мира в Себе”, основанную на модных тогда клавишных звуках и секвенсорных партиях. С моей подачи он договорился с Васей Крачковским, режиссером тогда на студии звукозаписи Мосфильм. Ру настаивал, что петь будет Мазаев. Я был против, но ребята согласились. Валонен забрал туда весь наш парк клавишных, “мозгов” и пр. электроники и неделю пропадал с Васей на студии. Мы не участвовали от слова “совсем”. Но Артура он вызывал, это он на бэках.

Когда мы услышали результат, он кардинально отличается от основной версии - я сразу воспринял его в штыки, по разным причинам, но в основном из-за очень электронного, компьютерного звучания (пусть и с супер оригинальными звуками) и отсутствия гитарного соло, которое я там хорошо себе представлял, но работа была сильная и необычная. Талантливо, но не мы. Версия никуда не пошла, но было полезно... Александр Ситковецкий

Промо-фото

В феврале-начале марта состоялась фотосессия коллектива, одна фотография из нее – группа на фоне церкви Вознесения, стала достаточно известной в последующем.

В Коломенском (Москва), после Канады-87 (мое джинсовое пальто), холодно. Оплачено Гос/Москонцертом. Мери использовала фото для промо в первый приезд [в США]... Александр Ситковецкий

Новые песни

Завершив работу в студии коллектив продолжает репетировать на базе и доделывает три песни для новой и очень “другой” программы:

Ветер в лицо (А. Ситковецкий – В. Михалин)

Моя попытка в сторону жесткого и виртуозного хард-рока. Принимали здорово. Александр Ситковецкий

Быть самим собой (Л. Гуткин – В. Михалин)

Руслан с Мазаем сделали свою версию Мира В Себе и был поставлен вопрос о глобальной смене стиля в сторону электроники. Саша был против и привёл в пример хорошего апгрейда песню Чикаго Stay the Night. И я нарулил этот набросок и мы с Ру забили программинг и показали нашим. Всем понравилось и как песня и как апгрейд стиля. Леонид Гуткин

Стала новой вступительной песней, открывающей концерт. Александр Ситковецкий

Я даже не помню, что это мои тексты… Виктор Михалин

Облака (А. Беркут – А. Маришин)

Я её написал. Точнее, рыбу придумал на пиано, потом Лёня предложил написать текст нашему другу Александру Маришину. [Сама идея текста] Маришина, по моему, так. Артур Беркут

Гастроли

И уже в ближайшую поездку в Калугу, 17-22 марта, где «Автограф» дал 12 концертов (по 2 в день) в местной филармонии, он представил все новые песни публике, 17 марта был дебют «Ветра в лицо», 18 – «Быть самим собой» и 19 – «Облаков».

Как на репетиции перед концертом чувствовали, что песня созрела – представляли. Александр Ситковецкий

Кроме этого, 21 марта в программу ненадолго вернулся «Монолог».

Витя предложил вернуть Монолог в репертуар, он вдруг “понял, какая это красивая даже не песня, но музыка” - цитирую )) Александр Ситковецкий

Через неделю после возвращения из Калуги, 2 апреля, «Автограф» вылетает во Францию на первые зарубежные коммерческие гастроли, организованные с советской стороны Госконцертом, с французской агентством Оливье Глузмана.

Весь тур, прекрасно организованный, кстати, был экспериментом со стороны агентства по поиску новых форм. Леонид Гуткин

Франция

Прилетев в Париж, группа выступает на телеканале TF1, где исполняет песню «Нам нужен мир», на следующий день участвует в музыкальной программе на радио Europe 1, где в эфире звучит только что записанная электронная версия «The World Inside».

4 апреля коллектив отправляется в тур, 7 городов 7 сольных концертов:

5 апреляКан, зал Брассена
6Обервилье, Гимназия Ги Моке
8Эврё, зал Жана Фуре
9Монтрёль, зал для вечеринок в Ратуше
10Лион, Биржа труда
15По, зал Арагон
16Рив-де-Жье, зал для вечеринок

Завершился тур 18 апреля участием в фестивале «Le Printemps» в Бурже, среди десятков участников в тот год были: Шарль Трене, «Erasure», Джерри Ли Льюис, Джон МакЛафлин, Мюррей Хэд и Рэй Чарльз.

«Автограф» выступал с американской группой «Southside Johnny and The Asbury Jukes» на второй по величине площадке фестиваля «Павильон Аурона» (3 500 мест), «Imagine» так назывался этот концерт.

"Представьте себе" символическое название для первой европейской встречи российской и американской рок-групп: Autograph (СССР) и Southside Johnny and The Jukes (США).10

Два концерта тура в Перигё, выставочный центр и Тулузе не состоялись по невыясненной причине.

Нет, уже не помню. Александр Ситковецкий

Видимо билеты плохо продавались. Леонид Гуткин

21 апреля «Автограф» возвращается в Париж, где группу неожиданно попросили задержаться во Франции до 9 мая для участия в фестивале против апартеида в пользу Нельсона Манделы и Пьер-Андре Альбертини.

Когда “Молодые Коммунисты Франции” попросили нас остаться еще на 2 недели и сыграть несколько концертов, я сказал, что бесплатно сыграть не проблема, но нам где-то и на что-то жить. Сопровождавший нас высокий чин МК СССР в испуге категорически отказался переговариваться о деньгах, но тоже очень хотел остаться и согласился переводить. Я выбил из молодых коммунистов неплохие суточные на весь коллектив, а также оплаты всех наших производственных расходов. Александр Ситковецкий

Чтобы группа не “скучала” во время столь долгих каникул ей устроили серию выступлений.

Первое, 25 апреля в Манте на загородных дачах посольства СССР.

Больше всего это похоже на советский пансионат для номенклатуры, куда летом приезжают в отпуск или на выходные дипломаты с детьми. У нас был даже пионерлагерь для детей работников посольства и торгпредства, где мы жили одну или несколько смен. Путевки туда выдавались либо бесплатно, либо за символическую плату по типу профсоюзных.11

Следующее, 1 мая в Авьоне, сборный концерт с участием известных французских артистов, в том числе Бернарда Лавальера.

Потом, 2 мая в Коломбе, возможно с артистами из или в помощь Никарагуа.

"Автограф" на одном из концертов в пользу французских коммунистов столкнулся лицом к лицу с бритоголовыми фашистами.5 Маргарита Пушкина

И наконец, концерт в Бобини, 9 мая завершил пребывание «Автографа» во Франции.

2-ую половину тура делали коммунисты, которые провалили вообще всё. В итоге мы за коммунистические 3 недели сыграли концерт в посольстве и фестиваль их газеты Юманите в последний день. Именно из-за этого феста они нас там держали и не могли отправить домой. За суточные, которые пытались отжать, долго бились Сит и наш кгбэшник, куратор поездки, но в последний день всё-таки их выбили. Леонид Гуткин

Витя купил в Москве и взял с собой в поездку видео-камеру VHS, которая тогда стоила, как Жигули )) Он снимал, я тоже ходил гулял снимал, а потом за неделю до конца эту камеру украли из его номера в совсем недорогом отеле, где мы жили уже на деньги молодых коммунистов после окончания коммерческого тура, когда мы жили в хороших отелях. При этом Витя находился в номере и спал, хорошо, что его не тронули… Кассеты, правда, остались, поэтому есть эти концерты из Франции. )) Александр Ситковецкий

Плакат

Благодаря французскому туру у группы появился еще один концертный плакат с представительским автомобилем на Красной площади: “Les spectacles Alap et les spectacles Lumbroso en accord avec l'agence Olivier Gluzman presentent”

Самый из них важный - выпущенный французами к нашему туру в апреле 1987 - где изображена Красная Площадь с очередью в мавзолей, а на первом плане - черный горбачевский ЗИЛ с надписью из баллончика с белой краской – Autograph. Александр Ситковецкий

Пресса и ТВ

Во всех городах, которые посетила группа во время гастролей, «Автограф» имел обширную прессу, радио и ТВ-интервью, от организаторов этим занималось агентство Bodo / La Traverse, уделили внимание гастролям и связанные с коммунистической партией СМИ.

22 апреля «Московский комсомолец» опубликовал небольшую заметку «Автограф» в Бурже».

Участвуя в "Весне в Бурже", мы стремимся показать, что мы умеем, и посмотреть на то, что делают наши коллеги из других стран, сказал корреспонденту ТАСС руководитель группы «Автограф» Александр Ситковецкий. Мы надеемся, что в случае нашего успеха будет открыта дорога для выступления на авторитетной международной эстраде Буржа и другим советским певцам и группам. Музыкальный язык интернационален, и каждый такой концерт позволяет зарубежной аудитории глубже знакомиться с многообразной культурой Советского Союза, ломает формируемый антисоветской пропагандой стереотипный образ нашей страны, наших людей, подчеркнул он.12

На страницах газеты «Аргументы и факты» №13 (4-10 апреля 1987) развернулась дискуссия «Найти свою музыку», в ней приняли участие Александр Градский, Андрей Макаревич и Александр Ситковецкий:

«Автограф» участвовал в фестивале «Рандеву-87» в Канаде, где, помимо спортивных состязаний, было множество музыкальных, культурных мероприятий. Могу честно сказать, что термин «советская рок-музыка» за рубежом звучит непривычно и поэтому выступать в этих условиях довольно сложно. Я горжусь тем, что большинство концертов, проходивших на Западе, были успешными. Думаю, что чем больше будет подобных контактов, тем больше каждый народ будет знать о культуре другого народа, тем быстрее на Земле исчезнут такие понятия, как война и насилие.13

Сопот

В середине месяца Александра Ситковецкого вызвали в Министерство культуры СССР и объявили, что «Автограф» в августе едет на фестиваль эстрадной песни в Сопот, возражения не принимались.

В советское время любой выезд за границу это было безумное, и событие, и награда, и возможность, все, что угодно. Но мы к тому времени уже были мальчиками очень избалованными, 1987 год мы начали Канадой с Девидом Фостером, потом 45 дней во Франции, и мы хотели отдохнуть. И все ребята сказали не хотим, не едем. В понедельник я одел пиджачок и поехал в Министерство культуры на 6-й этаж. Шестой этаж, это где сидят шесть замминистров и сам министр. Иду я к этому самому замминистра и говорю спасибо за доверие, но мы так устали, мы хотим в августе отдохнуть, давайте я вам Андрея Макаревича приведу. Это была моя кардинальная ошибка. Нам пришлось поехать в Сопот, потому что против лома нет приема. И, как всегда, бывает в жизни не было бы счастья да несчастье помогло.4 Александр Ситковецкий

Чехословакия

Пробыв в Москве две недели «Автограф» вылетает в Словакию, тогда часть ЧССР, по приглашению республиканского концертного агентства Slovkoncert.

На эту поездку Госконцерт оговорил для нас общую сумму гонорара, без суточных. Александр Ситковецкий

Братислава становится первым “базовым лагерем” для коллектива, откуда группа выезжает на свои концерты:

25 маяНитра, Парк культуры и отдыха
26Тополчаны, Дом культуры «Мир»
27 – группа остается в Братиславе, где принимает участие в молодежном концерте в местном амфитеатре
28Жилино, крытая арена местного спортклуба
29 – опять Братислава, Дом профсоюзов, «Автограф» - гость фестиваля «Братиславская лира», номер в большом концерте - три песни: «Быть самим собой», «Нам нужен мир» и «Мир в себе».

Участвовали гостями, сыграли отделение после основного конкурса. Хорошо пообщались потом на званом обеде с Резником и Лаймой - тоже гостями. Александр Ситковецкий

Переезд на следующую “базу” - Жилино и еще два концерта: 30 в Культурном центре Долна Кубин
и 31 в ДК Дубнице,
затем опять переезд в Кошице и два последних концерта: в спортивной Ратуше Прешов (1 июня)
и Доме искусств Кошице (2 июня).

3 июня группа вернулась на родину.

Современная советская эстрада

В конце весны – начале лета болгарский «Балкантон» выпустил сборник «Съвременна съветска естрада. Автори и изпълнители», на первую сторону которого попали песни наиболее известных советских композиторов: В. Добрынина, Д. Тухманова, А. Зацепина, М. Дунаевского, Р. Паулса, Ю. Антонова, на вторую – исполнителей: В. Высоцкого, Я. Йоала, группы Стаса Намина, «Машины времени», «Арии» и «Автографа», который на пластинке представлен композицией «Истина».

Гастроли

26 июня на концерте в ДК МЭЛЗ в программу была включена еще одна новая песня – «Случай», музыка Леонид Гуткин, слова Виктор Михалин.

После гастролей в Канаде был под впечатлением от выступления группы Glass Tiger на фесте в Монреале, которая убрала всех, включая Чикаго. Мне понравились их драйвовые грувы и я попробовал применить нечто подобное в Автографе, репертуар которого уже требовал обновления. Леонид Гуткин

На следующий день, 27, в этом же ДК прошло шефское выступление группы. Почему и для кого? Пока скрыто туманом, может кто вспомнит…

Наш ход

15 июня в Ленинграде стартовал советско-американский Поход за мир и ядерное разоружение, участники мероприятия почти три недели добирались до столицы, где 4 июля финалом марша стал первый концерт с участием советских и американских музыкантов «Наш ход».

Кульминацией этого Марша мира был концерт на стадионе в Измайлово тысяч на 20, я участвовал непосредственно в его организации, потому что Госконцерт наш, великий советский, никак не могли понять, что хотел Билл Грем, знаменитый промоутер, который был организатором концерта. Они вызвали меня, не то что бы у них не было переводчика, они понимали слова, а что он хочет они не могли понять, когда он им объяснял, что это будет спутниковый концерт, что там все рассчитано до секунды.4 Александр Ситковецкий

С советской стороны в концерте приняли участие: оркестр «Современник», ансамбли «Русская песня», «Русичи», «Былина», Лайма Вайкуле, Жанна Бичевская, Владимир Пресняков мл., фольклорные ансамбли под руководством Владимира Назарова и Дмитрия Покровского, рок-группа «Автограф»; с американской - Бонни Райтт, Джеймс Тэйлор, группы «Дуби Бразерс» и «Сантана».

Я помню, наша часть начиналась с секвенсора, Билл сидел на коленях за Артуром, держал его за пиджак, смотрел на часы, со спутника была команда и тогда он отпускал Артура и он, как из пружины, вылетал на сцену.4 Александр Ситковецкий

Бесконечно чтимый мною "Автограф" играл вовсе не старые классические композиции, но новую программу, чем несказанно обломал слушательскую массу.14 Всеволод Баронин

"Автографам" трудно было не уловить черные вибрации зависти и неприязни коллег по музыкальному цеху. Завистники считали, что "команда Сита зажралась!". В конце все участники играли джем и распевали "Give Peace A Chance".5 Маргарита Пушкина

На финальном джеме рядом со мной стоял выдающийся музыкант Alphonso Johnson на басу, преподающий сейчас в Беркли и когда Карлосовские перкашинисты, кстати, почти не говорящие по-английски ))), замешивали в шесть рук свою кашу, было ощущение свободного полета и кроме простого пум-пум играть ничего не хотелос… )))15 Виктор Михалин

Пресса, ТВ

В понедельник 6 июля, большой материал Дмитрия Шавырина о состоявшемся концерте «Музыкальный мост СССР-США» вышел в «Московском комсомольце».

Александр Ситковецкий, руководитель ансамбля «Автограф», был заметно взволнован. Ему и его коллегам по группе уже не раз приходилось выступать за рубежом и представлять нашу музыку иноязычной аудитории. И все-таки...

— Зрители ни в коем случае не должны заметить нашего волнения. Я абсолютно уверен, что концерт станет первым шагом к обмену музыкой между народами двух стран. Кроме того, мы расцениваем наше выступление, как вклад в дело мира и разрядки, доверия и взаимопонимания. Не сомневаюсь, что в скором будущем народы Советского Союза и США смогут разговаривать на языке мира и дружбы.16

Главная редакция программ для молодёжи ЦТ подготовила большой репортаж о походе «Пойдём вместе», который вышел в эфир 28 августа и телеверсию концерта, показанную в июле (?), в США фильм «A Rock 'n Roll Summit», снятый во время похода и концерта, был показан телеканалами Showtime и The Movie Channel 17 сентября 1987 года.

Отыграв в Измайлово и упаковав чемоданы, 7 июля «Автограф» вылетает в Лондон в компании с группой с «Диалог».

Я давно мечтал первым представить русский рок в Великобритании в рамках Capital Music Festival, и мое терпение было вознаграждено. Я лично видел обе группы и искренне считаю, что люди, которые придут посмотреть их на концерте на этой неделе, будут приятно удивлены их выступлением на сцене.17 John Burrows

Фестиваль «Кэпитал радио»

8 и 9 июля группы репетировали и настраивали оборудование, и, наконец, 10 июля в 8 часов вечера вышли на сцену знаменитого Хаммерсмит Одеон.

На концерт пришел Стив Хаккет (экс-"Genesis"), потом Сева Новгородцев, который был любезен и общителен. "Автограф" открывал второе отделение. Зазвучало вступление, а лазеры почему-то не включались. Оказалось, что мастера по свету Цуркова никто не предупредил, и он благополучно просидел все это время в... туалете. Концерт был назван британской прессой историческим.5 Маргарита Пушкина

Британское телевидение (Mirror Image) записало выступление «Автографа» и смонтировало 50-минутный фильм «From Russia With Rock», в который помимо фрагментов концерта вошло интервью с Александром Ситковецким [18].

Завершая программу пребывания на туманном Альбионе обе советские группы выступили 11 июля в небольшом, но культовом клубе Dingwalls.

Все музыканты, посетив Ховарда Джонса, улетели в Москву, а Ситковецкий остался в Ковентри по просьбе Советского комитета защиты мира - "рассказывать о советском роке на мирном конгрессе"...5 Маргарита Пушкина

В Ковентри ездил я один. Советский Комитет Защиты Мира попросил меня выступить там на каком-то форуме мира. Родной коллектив из Лондона отправился в Москву, а я на поезде - в Ковентри на 2 дня. Оттуда меня какие-то буддисты с русскоязычной девушкой добросили на своем автобусе до Heathrow и я полетел домой. А без начальника коллектив распоясался, легенда гласит, что Бобух в самолете выпил лишнего и через Шереметьевскую таможню его несли “бревном" в бессознательном состоянии. Хорошо, что я этого не видел ))

Упивание произошло из-за тяжелого расстройства и разочарования: перед размещением в номера шикарной ***** гостиницы в Hyde Park в центре Лондона, Сит предупредил коллектив, что мини-бары в номерах должны будут оплачиваться из своего кармана. Естественным советским образом, это моментально исключило пользование этими мини-барами и, как следствие, сохранило ментальную и профессиональную ясность ума уважаемой рок-группы. На выезде из гостиницы, однако, случился казус - наш сопровождающий англичанин во всеуслышание заявил, что в его длительной практике работы с рок-группами это - первый в истории случай, когда нормальные во всем остальном РОК-музыканты (и их техники) не притронулись к алкоголю, полностью оплаченному организаторами фестиваля. Никто. Ни разу. Бедный Бобух такого не выдержал... Александр Ситковецкий

Пресса, ТВ

Приезд советских рок-групп, как ранее в Канаде и Франции, был с интересом встречен СМИ по обе сторона Атлантики, статьи и заметки появились во многих газетах, интервью и репортажи на радио и телеканалах, двухминутный сюжет был показан на государственном телеканале BBC в Thames News [19].

30 июля «Московский комсомолец» опубликовал большую статью Дмитрия Шавырина «Необычно и здорово» с рассказом о британском путешествии в основном «Диалога», но «Автограф» тоже был упомянут.

Зал был скован буквально 1-2 минуты, а затем все бросились к сцене, крича по-русски «молодцы» и «хорошо». Каждая группа играла по 1 часу 10 минут (время, принятое для выступления всех британских групп). Несмотря на то, что в этот день в Лондоне проходило более семидесяти рок-концертов зал «Одеона» был заполнен почти до отказа. Пришло много английских музыкантов, критиков.20

Возгласы на русском кажутся неудивительными ведь согласно The Indianapolis Star:

Большинство из первых шести рядов было заполнено в пятницу вечером молодыми советскими дипломатами, некоторым из которых было за 20, с модно одетыми женами и подростками. Они встали и хлопали в ладоши обеим группам. Некоторые подростки бросились к сцене или стояли в проходах, подпевая русские тексты.21

Гастроли

25 июля «Автограф» продолжил гастроли по стране концертом в московском ДК «Меридиан». Новшеством стало появление у коллектива мониторного пульта.

Прекрасный зал на 1500-2000 зрителей, по-моему, на Юго-Западе. Из выбитых нами из Москонцерта 2х венгерских 12-канальных концертных пультов наши ребята собрали один большой мониторный пульт и за него гордо встал Рылеев. На сцене зазвучало уже совсем по-взрослому и музыканты получили еще меньше оснований оправдываться за что не то или не так сыгранное )) Александр Ситковецкий

Этот концерт стал последним для техника Зураба Чочуа.

На следующий день Леонид Гуткин повредил палец и не смог играть, поэтому остальные концерты серии были перенесены.

Через неделю, 31 июля – 2 августа, в Зелёном театре Парка Горького «Автограф» отыграл три концерта со старыми друзьями - финской группой «Попеда».

Если я не ошибаюсь, идея пригласить Попеду “алаверды” в Москву возникла в коллективе уже по возвращении, после чего Феликсу была поставлена задача организовать такие концерты. Выбор ЗТ ПГ, наверное, определялся размером, престижностью, удобством в летнюю погоду, а также тем, что площадка, хоть и москонцертовская, уже неофициально была под Стасом, что облегчало переговоры. Они улетели домой после тех концертов с нами и веселой ночи-празднования события в Метрополе. Александр Ситковецкий

Именно на этих концертах была сделана серия отличных снимков, украсивших впоследствии книгу Евгения Федорова «Рок в нескольких лицах» [3].

В году эдак 85-86, если не изменяет мне память, приехал ко мне погостить мой украинский двоюродный брат. Покажи, говорит, вашу жизнь московскую. ну чего б и не показать?.... Смотрю в театральной кассе "Автограф" при участии гостей из Финляндии "Popeda", что такое "Автограф" я то знал, а брат мой нет, но в начале был какой-то чудовищный разогрев в виде той самой "Popeda"-ы. Вокалист являл собой канонический образ Иисуса, но только до момента подачи электропитания, далее начался какой-то ужас и кошмар, но перетерпели и тут начался "Автограф". Из-за отсутствия адекватных сетей передачи данных в то время перемены состава оказались неожиданными, какой-то хлопец с саксофоном, какой-то бушрут за клавишами, а в итоге оказалось, что сильнейшей силы состав, новые аранжировки и ваааще было очень ООООЧЧЕНЬ ООООООООЧЧЕНЬ круто. Брат до перемены отношений между странами вспоминал тот концерт ну и я всё время тоже.22 Олег Бессонов

Один из концертов серии был заснят телевидением.

Затем группа вернулась в ДК Меридиан, где 4 – 6 августа отыграла оставшиеся 4 концерта (1+1+2). 5 августа состоялся дебют песни «Płynie w nas gorąca krew» (J. Kozidrak - B. Kozidrak) из репертуара польской группы «Bajm», подготовленной коллективом для Сопотского фестиваля.

После этих концертов Валерий Жаров покинул коллектив, его место занял Владимир Петин.

Третий и последний профессиональный спекулянт, “оборачиватель” аппаратуры, друг Жарова, будущий владелец популярного индустриального журнала In/Out. Александр Ситковецкий

Сопот-87

15 августа «Автограф» прилетел в Варшаву.

Музыканты прекрасно понимали, что они не имеют никакого отношения к этому празднику социалистической поп-музыки, и сами себя морально освободили от каких-либо обязательств по отношению к партии, правительству и родному министерству культуры. О чем Александр честно сообщил своему руководству. В Варшаве, перед выездом в Сопот, музыканты выслушали соответствующий инструктаж и напутствие так называемого советника по культуре советского посольства. Рекомендовалось политическую ситуацию не накалять, советскую символику не употреблять, достойно представить и не осрамить...5 Маргарита Пушкина

По пути в Сопот коллектив познакомился с американскими участниками конкурса Мередит Маршалл и Мэри Беккер.

Была авиакатастрофа - польский самолет внутренних линий упал, и нам пришлось ехать в автобусе. Утром нас загнали в душный автобус и сказали ждите к вам еще кого-то подсадят. Заходят две девушки, непонятно даже может одного возраста, и мы отъезжаем и знакомимся, выясняется, что это американка мама Мэри Беккер, привезла на конкурс в Сопот свою дочь Мередит Маршалл.4 Александр Ситковецкий

За день до саундчека поляки решили снять сюжет о русских и американцах на конкурсе, и мы с Мери Ди долго работали перед камерой. Александр Ситковецкий

В основном конкурсе Гран-при группа выступила 20 августа, были исполнены «Быть самим собой» и «The World Inside».

На конкурсное выступление собирались, как на пляж. Кому-то очень захотелось насолить русским, и, вместо того чтобы открыть 2-е отделение конкурсного концерта, как нам полагалось по расписанию, на сцену вышла сверхпопулярная в Польше группа "Комби", которой минут 40 вручали какие-то награды. Потом они начали играть, и публика впала в неистовство. Сюрприз был, прямо скажем, неприятный, однако, в силу сложившегося отношения к фестивалю и к участию в нем, он не помешал музыкантам выступить довольно удачно. Особое оживление в зале вызвало то, что свою песню они исполнили на английском языке - то была проверенная на "Чикаго" "World Inside". Не интересуясь происходящим, музыканты покинули Лесную Оперу минуты через три после выступления, в предвкушении кегельбана и других радостей жизни.

Вечером выяснилось, что все то же министерство культуры подложило "Автографу" еще одну свинью: все участники (кроме нашей группы) знали, что в конкурсе польской песни можно было петь на любом языке, только не на польском. Ситковецкому же в Москве было сказано, что на этом конкурсе разрешено петь только на польском. Артур честно отрепетировал на чистейшем польском песню "Плыне в нас горонца крэв". Выручило вновь ироничное отношение к происходящему. За дружеским ужином, на куске салфетки были немедленно и с юмором написаны новые слова (на английском языке), в основном - полная ахинея. Однако, нисколько не смущаясь, музыканты вынесли сие произведение на суд публики и жюри, сообщив, что музыка - группы "Байм", слова - Ивана Иванова, аранжировка - Петра Петрова. Об этом немедленно и на полном серьезе было сообщено всей Европе по каналам Интер- и Евровидения. Более того, педантично исполняя "стратегические" пожелания советника по культуре, "автографы" облачились в ярко-красные майки с желтыми звездами, серпами и молотами. Правда, вели себя довольно развязно.5 Маргарита Пушкина

Конкурс польской песни проходил 21 августа – по мотивам «В нас течёт горячая кровь» на английском. Артур пел по салфетке… Александр Ситковецкий

Конкурс на лучшее исполнение польской песни положительных результатов не дал, но вокруг группы началась какая-то непонятная суета в связи с предстоящим решением высокого жюри по основному конкурсу. Композитор Евгений Николаевич Птичкин, представлявший СССР в жюри, напустил на себя таинственный вид и многозначительно поглядывал в сторону несерьезных соотечественников. Хотя, чего греха таить, в глубине души музыкантов все-таки возился червячок любопытства: денежное выражение первой премии составляло 13.000 долларов и 200.000 злотых. Никто от таких денег не отказался бы.

Решение жюри должно было быть оглашено вечером. Группа сидела в ресторане и спокойно ужинала, готовясь к разочарованию. К ним ворвался раскрасневшийся Птичкин и почему-то шепотом (но очень громким!) сообщил, что "Автографу" присуждена II премия. Опять вторая, вечно вторая... Группа должна получить за свой успех 2.000 долларов и 150.000 злотых и два специальных приза - от ТВ и Радио Польши, а также от Союза журналистов Польши. Позже музыканты узнали, что таким образом журналисты протестовали против решения коррумпированного жюри.

Подоплека была такова: "Автограф" исполнял на конкурсе песню "Мир в себе" - "World Inside", написанную Пушкиной на английском языке в ответ на знаменитую американскую песню "We Are The World" Майкла Джексона и Лайонела Ричи. И в качестве вежливого ответа она содержала строчки "Да, мы - это мир, наши братья правы". Мол, одобряем и поддерживаем. Против использования слов "мы - это мир" и выступил член жюри, американец и к тому же президент "Атлантик Рекордс", заявив, что русские нарушили авторские права и занялись плагиатом... Однако при первом голосовании жюри (а голосовало 10 человек) расклад получался такой: 9 за, 1 против присуждение "Гран-при" "Автографу". После выступления американца, в котором явно сквозили намеки на ту финансовую помощь, которую страна развитого капитализма оказывает фестивалю, расстановка сил изменилась: 5 против 5. И вот тогда председатель жюри - поляк - отдал свой голос против "Автографа". Видимо, испугался, что денег на фестиваль больше не дадут, если главный приз не достанется протеже американца. "Измена" поляка плюс три слова, совпавшие с текстом известного шлягера, стоили "Автографу" ровно 11 тысяч долларов.

Сто тысяч злотых были немедленно потрачены на шампанское (хватило ровно на три бутылки), и дисциплинированные официанты облили с головы до ног пенящимся напитком советских музыкантов, включая примкнувших к ним друзей.5 Маргарита Пушкина

Завершился фестиваль 22 августа вручением призов и гала-концертом, «Автограф», занявший 2 место, выступал предпоследним.

Концерт лауреатов был строго регламентирован, но "Автограф" решил взять реванш. Михалину пришла в голову прекрасная идея пригласить на лауреатское выступление новых друзей - участников конкурса: Мери Ди (США), Алана Майкла (Голландия), Спайдера Симпсона (Ирландия), Майку Ежовску (Польша), Тома Логана (США) и некоторых других. Узнав об этом, к ним решили присоединиться и дикторы-ведущие Сопота-87. Музыканты раздали листки с текстом песни, и в начале гитарного соло на сцену начали выходить друзья группы. В этот момент главный режиссер фестиваля лишился дара речи. Неофициальный финал превратился в настоящую кульминацию конкурса. Первый бис, второй, третий...

"Автограф" вышел на очередной поклон уже без инструментов и вдруг услышал, как аккомпанирующий конкурсантам оркестр Александра Малишевского, все время находившийся на сцене, заиграл припев нашей песни (начинавшийся как раз с тех проклятых слов). Публика встала... Пожалуй, это был один из самых счастливых моментов в истории группы. Вместо положенных по регламенту 5 минут (столько звучала песня), музыканты провели на сцене Лесной Оперы около получаса, расстроив таким образом все расписание прямой телетрансляции. Наутро о маленькой русской рок-революции написали все польские газеты, советское ТВ, естественно, именно этот эпизод из записи выкинуло. Пресса называла "Автограф" "моральными победителями Сопота-87".5 Маргарита Пушкина

На наше лауреатское выступление, в гала-концерте, мы пригласили спеть "Мир в Себе" с нами многих участников, включая обворожительную ведущую Гражину и ее партнера, наше выступление стало большим и красивым завершением концерта. На Мире в Себе было 4 (четыре) биса, на последнем, когда Артур с Мери Ди пошли в Лесной Опере "в народ", струнный оркестр на сцене (для других артистов), до этого молчавший, вдруг, по жесту дирижера, приготовил инструменты и вступил вместе с нами в припеве… Там всего 4 аккорда, несложно, но мурашки остались до сих пор )) Александр Ситковецкий

Нас в 1987 году Министерство культуры рекомендовало для участия в фестивале в Сопоте. Ничего нелепее придумать было невозможно, потому что это фестиваль эстрадной, очень легкой песни. Мы сомневались и не хотели ехать, настолько далеко это было от «Автографа» образца 1987 года и вообще рок-музыки. И тем не менее мы поехали, всячески эпатировали фестиваль, в одном из туров, где не надо было петь на польском, пели на «марсианском» языке. Вышли в идиотских майках с серпами-молотами, хотя в советском посольстве в Варшаве накануне нам строго запретили любую советскую символику из-за сильных антисоветских настроений в Польше.

Нам было абсолютно все равно, какое место «Автограф» займет, но это возымело обратный эффект. Мы настолько легко и непринужденно себя чувствовали на фоне волнующихся конкурсантов, что заслужили формально не существовавший приз зрительских симпатий с песней «The World Inside», в которой были слова «We are the world» как цитата из песни «We Are the World». В жюри не поняли, что это цитата, и сказали, что песня хорошая, ребята хорошие, но это же плагиат, и присудили нам второе место. «Автограф» снискал симпатию поляков, что было довольно трудно сделать после всей этой истории с коммунистическим правлением.23 Леонид Гуткин

Очередной неожиданный и приятный зигзаг судьбы для группы.

Мы подружились с этими американками [Беккре и Маршалл] и настолько подружились, что, расставаясь Мэри нам сказала: ребята я вас привезу в Америку.4 Александр Ситковецкий

Музыкальный телетайп

В конце лета - начале осени «Мелодия» выпустила почти миллионным тиражом вторую пластинку из серии «Музыкальный телетайп» и открывало ее «Головокружение» «Автографа», годом ранее не подошедшее на “чёрный” альбом группы.

Гастроли

Немного переведя дух, группа выезжает во Львов, где с 5 по 10 сентября дает 12 концертов (по 2 в день) в местной филармонии. На дневном представлении 7 сентября была впервые исполнена песня Руслана Валонена на стихи Наума Олева «Нон-стоп», в программе, впрочем, не прижившаяся.

Попытка-не пытка. Данс-номер, совершенно вне стилистики группы, но мы честно попробовали.Александр Ситковецкий

Затем последовали еще 12 выступлений (также по 2 в день) в ДК Железнодорожников в Смоленске, 15-20 сентября.

Тогда в первый месяц осени в коллектив пришел новый техник Игорь Рябинин, отработав тур Львов-Смоленск он уволился. Не выдержал нагрузки или просто не понравилось...

Пресса

12 сентября рубрика «В мире музыки» «Тихоокеанского комсомольца» напомнила своим читателям о визите советских групп в Великобританию:

Концерты прошли с успехом и были хорошо приняты поклонниками рок-музыки британской столицы. Как писала английская газета «Индепендент», в концертном зале «Хаммерсмит Одеон» произошла музыкальная революция.24

1 октября группа снова убывает за границу.

ГДР

Прилетев в Берлин, 2 октября «Автограф» выступает в сборном концерте, с мало что говорящими нам, Eno55 и Klaus Lage в Вернер-Зееленбиндер-Галле.

3 октября open air на площади пионеров им. Тельмана в Гере опять с Eno55,
затем 4 октября Веймар, Дом офицеров,
7 октября опять открытая арена в Молодежном центре Магдебурга с одной из самых популярных музыкальных групп страны - Silly,
дальше последовали 8Зальцвейдель, Дом культуры и науки,
9Вустермарк, Дом офицеров.

Я был в 1987 в Германии в военной части в Олимпишенс дорфе, за пультом был Юрий Борисович.7 Владимир Курчев

Следом 10Людвигслуст, спортивный зал,
11Галле, Дом офицеров.

13 октября группа возвращается в Берлин и дает заключительный концерт тура в Доме советской науки и культуры.

Можно заметить, что часть тура проходила по местам дислокации советского воинского контингента.

В ГДР группу нашли вновь прилетевшие в Европу Мэри Беккер и Мередит Маршал.

Мэри Би и Мери Ди привезли черные майки Автографа и отправились с нами в Польшу, когда тур по Америке, как я понимаю, был подтвержден с советской стороны и МБ отпечатала эти футболки и свитера. Александр Ситковецкий

Футболки

Вторая фирменная футболка «Автографа» была изготовлена по заказу Мэри Беккер для предстоящего американского тура группы. Футболка черного цвета была выполнена в двух вариантах:

1. футболка (t-shirt) из тонкого хлопка, с коротким рукавом.
2. sweatshirt - что-то типа тонкого свитера с начесом внутри, с длинным рукавом.

Рисунок на груди почти полностью повторял “чёрный” плакат группы: фирменная надпись «Автограф», красные несмыкающаяся окружность и пунктирная стрелка, направленная к тексту, (выполненные от руки), но вместо надписи “рок-группа”, начинавшейся внутри окружности, – “Meri D” (на футболке с коротким рукавом), и “Meri D” и “MVP” в две строки (на свитере с длинным). Отличия можно трактовать так: свитер предназначался для зимних гастролей в США, где Мери Ди выступала со своей группой MVP, а футболка - для летнего тура по СССР, где певице аккомпанировал «Автограф».

На спине размещена надпись:

U.S.S.R. – U.S.A.
THE WORLD INSIDE
MUSIC FOR PEACE
1988

Текст выполнен красным шрифтом без засечек, кроме строки 2, напечатанной чёрным шрифтом с засечками с красными контурами.

МБ сделала [много], чтобы дарить во время тура. Не знаю, 100 шт каждого вида... Александр Ситковецкий

Утром следующего дня «Автограф» переехал в Польшу.

После Сопота была сонная Восточная Германия, затем польский вариант "Live Aid", где "Автограф" вместе с 10 группами из разных стран шумным табором передвигались по стране с благотворительными концертами...5 Маргарита Пушкина

Польский Live Aid

Короткий тур, всего три города Познань, зал «Арена» (14 октября),
16 - Белхатов, Дворец спорта
и Гданьск, зал «Оливия» (18) в компании с Kombi, Lombard, TSA, Lady Pank (Польша), Citron (Чехословакия) и др.

Это хорошо помню, такой польский Лайв Эйд-87 с нами (единственными иностранцами), как непризнанными героями Сопота. Хорошая поездка, атмосфера между группами, приличный звук и свет, и бешеное внимание прессы. В конце все вместе поем их We are the World. Там еще Артур с МД придумывают песню [We Can Be Love] на игрушечной клавише. Александр Ситковецкий

Моя. А текст Мери. Может быть на студии наш продюсер что-то правил, но немного. Аранжировка - точно его рук дело. Мы её с Мери придумывали на маленьких клавишах в автобусе. Артур Беркут

По завершении тура группа застряла в Варшавском аэропорту из-за погоды и вернулась в Москву только 23 октября. Три дня на бетонном полу не прошли без последствий – Леонид Макаревич тяжело заболел воспалением лёгких.

Пресса

В октябрьском номере журнала «Сельская молодежь» напечатана большая статья Евгения Фёдорова «Автограф» об истории группы и недавних канадских гастролях коллектива:

Мы посетили с концертами много стран. Принимали нас по-разному, но одно было ясно: советская рок-музыка конкурентоспособна. Дома мы, увы, постоянно находимся под давлением, то есть всё время приходится оправдываться за свой репертуар, внешний вид и так далее. За рубежом — совсем не так. Там на нас смотрят как на рок-звёзд (заслужили мы это или нет — это уже другой вопрос). И выясняется: то, чего порой стесняются здесь, в других условиях может пользоваться «спросом» на международном рынке.25

Рок-н-СССР

Осенью испанская фирма грамзаписи «Zafiro» выпускает пластинку «Rock ‘n’ USSR» с записями “тяжёлых” советских групп: «Круиз», «Август», «Чёрный кофе», попал на неё и «Автограф» со своими «S.O.S.» и «Истиной».

Гастроли

С 30 октября по 7 ноября во Дворце спорта «Лужники» «Автограф» даёт 11 концертов (в выходные по 2 в день) по отделению с «Голубыми гитарами», за клавишами Руслан Валонен, Леонид Макаревич болен.

Изменения в составе

В команду принят новый техник - Михаил Фридман.

Начав с рабочего-техника, вырос в менеджера сцены, отвечавшего за бесперебойность представления и безопасность музыкантов. Также отвечал за готовность моих гитар, усилителей и смену порванных струн во время концерта. Александр Ситковецкий

Пресса

Ноябрьские номера журналов «Ровесник» и «Кругозор» опубликовали небольшие материалы о группе, в «Ровеснике» была заметка об июльском концерте в Измайлово с отличной фотографией С. Панина – Александр Ситковецкий, Карлос Сантана, Надежда Бабкина [26], а в «Кругозоре» обзорный материал Евгения Никитенко [27], там же на 12 звуковой странице (6-я гибкая пластинка) были представлены две песни: «Головокружение» и «Нам нужен мир».

«Мы стремимся ставить перед слушателями вопросы: кем они видят себя в современном мире, что хотят сказать людям», - говорит руководитель ансамбля гитарист-виртуоз Александр Ситковецкий.27

Гастроли

Три дня в Петрозаводске, 21-23 ноября, 8 концертов (2+3+3) в Музыкальном театре, за клавишами по-прежнему Руслан Валонен и новая песня в программе - «Почему?», написанная Артуром Беркутом и Леонидом Гуткиным на стихи Александра Маришина.

Была ещё одна версия [“Облаков”], но она была темповой и, вроде, середину этой песни, подправил Гуткин, но здесь я уже не совсем помню. Называлась она “Почему?”. Куплет как Облака, а припев – Лёнькин. Мало играли её. Артур Беркут

Концертная программа

«Почему?» стала последней новой песней, вошедшей в концертную программу коллектива в 1987:

Быть самим собой
Случай
Почему?
Ветер в лицо
Облака
S.O.S.
Реквием
Płynie w nas gorąca krew
Головокружение
Электронные часы
Нам нужен мир с Фа-минор
Мир в себе

Это моя, пожалуй, самая любимая программа. Она игралась и в стране, но уже значительно реже, так как мы сами в стране стали бывать значительно реже. Александр Ситковецкий

Пространство дворцов спорта, где, как правило, выступал «Автограф», пронизывали разноцветные лазерные лучи и наполняли клубы специально подсвеченного дыма, создавая психоделическую атмосферу.9

C этой программой с совсем небольшими изменениями группа будет выступать весь следующий год.

Live in studio

По просьбе Мэри Беккер для презентации группы в США «Автограф» записал 7 своих новых песен. Запись проходила в ноябре на репетиционной базе в режиме Live in studio, были записаны: «Быть самим собой», «Ветер в лицо», «Мир в себе», «Случай», «Облака», «Головокружение» и «Почему?»

Записи у меня маркированы База ВОС, 1987, т.е. это - live, без наложений, как на концерте…

Судя по уверенному музицированию, пению и звучанию, это опять же, уже конец года, я точно играю на Charvel, а в клавишах появился супер-модный тогда Roland D50 (заменил наш уникальный, но сверх-капризный аналоговый MemoryMoog). Вернее всего это специально писалось “начисто" для презентации группы в Америке. Студийных записей этих песен или не было или мы были ими недовольны, а МБ уже получила для нас визы и готовила аудио и пресс материалы для тура. Так как мы находились в топ-форме, записать все live было делом техники ))) Александр Ситковецкий

Знакомство с американской певицей Мери Ди на Сопоте привело к тому, что в декабре 1987 года ее мать и менеджер Мери Беккер привезла в Москву американского музыканта Боба Парра, который помог "автографам" сделать первую настоящую демонстрационную запись.5 Маргарита Пушкина

Всесоюзная студия грамзаписи

Группа снова в знакомой по записи “чёрного” альбома студии - ВСГ на Станкевича.

Я снял на 21 ночь в фирме "Мелодия" большую кирху, с 5 вечера нам отдавали в полное распоряжение весь этот костел на ул. Станкевича и до 6 утра студия была наша с одним техником. Мы с пяти загружались и писали.4 Александр Ситковецкий

Запись была сделана по настоянию Mary Becker для промоушена группы перед и во время первого US-tour. Она привезла в Москву продюсера Bob Parr и дочь, которая работала вместе с нами и над текстами, и над двумя балладами. Mary с огромным трудом уговорила Шереметьевскую таможню пропустить в то время неведомое в СССРе чудо - компьютер Apple Macintosh Classic, который привез Боб и использовал в нем секвенсор MOTU Digital Performer для аранжировки песен. Все это для нас, хотя и вполне "подкованных" в технологиях того времени, было открытием, но Руслан моментально "вьехал" и, позднее, мы были первыми, кто постоянно использовал сложное секвенсирование в "живой" работе. Барабаны, кстати, тоже были записаны необычно. Александр Ситковецкий

В этой огромной кирхе, настоящем готическом костеле, потрясающая акустика, первое, что сделал Боб Парр, он взял три стереопары микрофонов и заставил местных техников залезть наверх и закрепить их под крышей костела. После чего он отражал каждую пару на нойз-гейт и отрезал реверберационный хвост в соответствии с задержкой, с которой звук поступал на микрофоны, чтобы у нас получился эффект Фила Коллинза из In The Air Tonight. Это был знаменитый эффект. Реверберация была естественная, костельная.

Он посадил Витю на ковер посередине этой пустой кирхи и звук был атомный совершенно, космический, но, к сожалению, запись мы его так и не смогли, то, что мы слышали в мониторах, это частая история, на пленку легло совершенно по-другому в значительно таком более скукоженном виде.4 Александр Ситковецкий

Мы записали We Can Be Love вместе с 3-мя другими песнями: Headache (Головокружение), Teacher of Mistakes (Быть Самим Собой) и The World Inside (Мир в Себе). Александр Ситковецкий

Рок вокруг Красной площади

7 декабря западногерманский лейбл «pläne» презентовал альбом «Rock Around The Roter Platz»:

С помощью этого сборника мы попытались составить обзор текущей ситуации в советской рок- и поп-музыке. Логично, что мы не можем претендовать на полноту, но мы будем стремиться расширить этот обзор за счет новых изданий.28

Релиз вышел на кассетах, пластинках и компакт-дисках, винил содержал один трек «Автографа» - «Нам нужен мир», он закрывал пластинку, на MC и CD были два трека: «Нам нужен мир» и «Реквием».

Гастроли

Закончив в студии, группа выезжает на последние концерты года в Даугавпилс, ДК химиков, 24-27 декабря, 8 концертов (по 2 в день). Александр Ситковецкий выходит на сцену с новой гитарой - Charvel Jackson.

Мэри привезла тогда на запись в Москву на Мелодии для меня гитару Шервел, это был солоист шестой, модный инструмент с кочергой, с флойд роузом и т.д., выглядел прекрасно. Александр Ситковецкий

27 декабря на последний, “зеленый”, концерт тура и года к клавишам возвращается Леонид Макаревич.

Important and outstanding cultural event

31 декабря Госконцерт получил телеграмму от Джона Барроуза, президента Capital Radio, в которой говорилось:

Во вторник [29 декабря] вечером Би-Би-Си передавало специальную программу новостей озаглавленную «Обзор года». Был передан кусочек из русского рок-гала-концерта в Лондоне, который рассматривался как важное и выдающееся событие 1987 г. И мы все были рады, что визит Автографа и Диалога нашли достаточно важным для того, чтобы быть представленным Би-Би-Си в обзоре событий этого года.29

В 1987 году «Автограф» посетил с концертами 43 города в шести странах, из них 36 за границей, где 142 раза выходил на сцену, в том числе 42 раза на зарубежных площадках, принял участие, как конкурсант или гость, в 4 престижных фестивалях (конкурсах).

Карта событий 1987 года

  1. Михаил Садчиков Звезды-86. – Смена, январь 1987
  2. Александр Ситковецкий Отчет о гастролях рок-группы «Автограф» в Канаде с 6 по 14.2.87 г.
  3. Евгений Федоров Автограф. В книге «Рок в нескольких лицах». – М.: Молодая гвардия, 1989
  4. Гитарные истории: В гостях А. Ситковецкий, А. Беркут и В. Гаина.. – Youtube, 24 октября 2020
  5. Маргарита Пушкина Забытый Автограф. В книге «Легенды русского рока». – М.: Леан, 1999
  6. Данила Гливенко Autograph (Avtograf). – Энциклопедия прогрессивного рока (арт-рока), 1998
  7. Директор программы. Комментарии. – Facebook, 18 апреля 2021
  8. E. M. Swift Détente On Ice. – Sports Illustrated, vol. 66, No 8, February 23, 1987
  9. Автограф: от Intro до Coda. – www.avtograf25.ru, 26 февраля 2005
  10. Le Printemps De Bourges. From 17th to 26th April 87.
  11. Римма Ахмирова Дачи раздора. Что будет с дипсобственностью России в США. – Собеседник, 26.07.2017
  12. «Автограф» в Бурже. – Московский комсомолец, 21 апреля 1987
  13. Антон Тарасов Найти свою музыку. – Аргументы и факты №13, 4-10.04.1987
  14. Всеволод Баронин Измайлово, 4 июля 1987 года: самое большое закрытое мероприятие. – Живой журнал, 19 апреля 2010
  15. Автограф – Нам нужен мир (А. Беркут – Н. Олев). Комментарии. – Facebook, 20 января 2019
  16. Дмитрий Шавырин Музыкальный мост СССР-США. – Московский комсомолец, 6 июля 1987
  17. Introducing Dialogue & Autograph. Press release. July 7 1987.
  18. Autograph - From Russia With Rock. – Mirror Image, 1987
  19. Thames News: Dialogue & Autograph in London. – BBC, July 1987
  20. Дмитрий Шавырин Необычно и здорово. – Московский комсомолец, 30 июля 1987
  21. Russian rock bands a bit. – The Indianapolis Star, July 12 1987
  22. Назад в будущее 2. Комментарии. – Youtube, 27 ноября 2021
  23. Юлия Костерова «Автограф» – музыка вне времени. – Шоу-Мастер, №3(70), 11 октября 2012
  24. В мире музыки. – Тихоокеанский комсомолец, 12 сентября 1987
  25. Евгений Фёдоров «Автограф». – Сельская молодежь, №10, 1987
  26. Состоялся первый советско-американский гала-концерт. – Ровесник, №11, 1987
  27. Евгений Никитенко Автограф "Автографа". – Кругозор, №11, 1987
  28. Rock Around The Roter Platz. News. pläne. Presse/Promotion.
  29. To Gosconcert. 87-12-31 15:21. Telegram.
  30. Александр Ситковецкий Рабочий журнал. 1972-1990.

clegg

19 января 2023 года
специально для avtograf.com.ru

P.S. Уважаемый читатель, если у вас есть дополнительная информация об описанных событиях, пожалуйста, напишите нам.