Самый первый американский

Американский промо-альбом группы.

Запись: Всесоюзная студия грамзаписи фирмы «Мелодия» и репетиционная база группы, декабрь 1987. 6 треков

Общая продолжительность: 27’ 20”

Релиз: 23 января 1988

Первым и единственным американским релизом «Автографа» считается альбом «Tear Down The Border» и это безусловно верно, но лишь отчасти, да, «Снести границы» это первый и единственный “номерной” альбом коллектива, но у группы в Америке был еще мало кому известный промо-альбом, который, к сожалению, так и не стал “номерным”. Этот рассказ о нём.

НАЧАЛО

Sopot '87 саундчек

Гала-концерт. «Мир в себе»

Всё началось в мае 1987 года, когда группа неожиданно получила указание готовится к фестивалю в Сопоте.

В мае 1987 года Артур Беркут готовился к свадьбе, естественно, была приглашена вся группа “Автограф” и утром этого дня или накануне мне позвонили из Министерства культуры СССР, от замминистра и тоном нетерпящим возражения сказали, что в августе группа едет на фестиваль эстрадной песни в Сопот.1 Александр Ситковецкий

14 августа группа вылетает в Варшаву и на следующий день знакомится с американками Мэри Беккер и Мередит Маршалл.

Прилетев в Польшу тогда, из Варшавы должны были лететь следующим самолетом в Гданьск, Сопот рядом на берегу моря. Но была авиакатастрофа - польский самолет внутренних линий упал, и нам пришлось ехать в автобусе. Утром нас загнали в душный автобус и сказали ждите к вам еще кого-то подсадят. Сидим обливаемся потом, был советский автобус “ЛАЗ”, кондиционеров не было и слышим американское щебетание, как американки умеют, они громко говорят, очень активно жестикулируют, заходят две девушки, непонятно даже может одного возраста, и мы отъезжаем и знакомимся, выясняется, что это американка мама Мэри Беккер, привезла на конкурс в Сопот свою дочь Мередит Маршалл.1 Александр Ситковецкий

22 августа на гала-концерте во время триумфального исполнения «Мира в себе» Мери Маршалл вышла на сцену вместе с «Автографом», наряду с другими участниками фестиваля.

Мы подружились с этими американками и настолько подружились, что расставаясь Мэри нам сказала: ребята я вас привезу в Америку.1 Александр Ситковецкий

В октябре музыканты «Автографа» вновь встретились со своими американскими друзьями во время небольшого тура по Польше названного «Польским Лайв Эйдом», где

Мэри Беккер попросила нас записать хорошее профессиональное демо в Москве.1 Александр Ситковецкий

И уже в конце ноября

Mary привезла в Москву продюсера Bob Parr и дочь, которая работала вместе с нами и над текстами, и над двумя балладами. Mary с огромным трудом уговорила Шереметьевскую таможню пропустить в то время неведомое в СССР чудо - компьютер Apple Macintosh Classic. Александр Ситковецкий

ТРЕКИ

Готовясь к приезду Мэри группа выбрала и в ноябре записала 7 своих новых треков, которые по мнению коллектива наиболее полно представляли творчество «Автографа» в то время и могли подойти для американской публики и заинтересовать заокеанский музыкальный бизнес. Были записаны: «Быть самим собой», «Ветер в лицо», «Мир в себе», «Случай», «Облака», «Головокружение» и «Почему?».

Из семи предложенных группой песен для студийной записи были отобраны три: две недавно были представлены в «Сопоте» - «Мир в себе» и «Быть самим собой», и еще одна, уже звучавшая на Live Aid, «Головокружение», кроме этого предлагалось записать только что написанную балладу – «We Can Be Love».

Боб и Мэри выбрали эти песни, как наиболее понятные для “американского” уха. По их мнению разумеется. Леонид Гуткин

1. Headache (Головокружение)

муз. Леонид Гуткин, сл. Наум Олев, Meredith Marshall
Написана весной 1985
Первое исполнение: 30 марта 1985, Реутово, ДК

2. The World Inside (Мир в себе)

муз. Александр Ситковецкий, сл. Маргарита Пушкина, Meredith Marshall
Написана летом 1986 года
Первое исполнение: 21 сентября 1986, Калинин, драмтеатр

3. Teacher Of Mistakes (Быть самим собой)

муз. Леонид Гуткин, сл. Meredith Marshall
Написана весной 1987
Первое исполнение: 19 марта 1987, Калуга, филармония

4. We Can Be Love

муз. Артур Беркут, сл. Meredith Marshall
Написана в октябре 1987
На концертах не исполнялась

Для “старых” песен Мередит Маршалл написала английские тексты: полный для «Быть самим собой», припев для «Головокружения» и немного дополнила и “подправила” «The World Inside», «We Can Be Love» изначально была на английском языке.

ЗАПИСЬ

Всесоюзная студия грамзаписи, ул. Станкевича, д. 8

Большой зал ВСГ

Роберт Парр об «Автографе»

Запись проходила в Москве в большом зале Всесоюзной студии грамзаписи фирмы «Мелодия» с 1 по 21 декабря 1987 года.

Я снял на 21 ночь в фирме “Мелодия” большую кирху, с 5 вечера нам отдавали в полное распоряжение весь этот костел на ул. Станкевича и до 6 утра студия была наша с одним техником.1 Александр Ситковецкий

В записи приняли участие:

Александр Ситковецкий – гитара, бэк-вокал
Леонид Гуткин – бас-гитара
Виктор Михалин – ударные
Артур Беркут – вокал
Сергей Мазаев – саксофон
Руслан Валонен – клавишные, программирование
Meredith Marshall - вокал

Руководил записью в качестве продюсера и инженера Боб Парр, техник - Рафик (?).

Инструменты и оборудование:

гитара Charvel Soloist 6
бас-гитара Yamaha BB2000
синтезатор Roland D50
синтезатор Yamaha DX7
электророяль Yamaha CP-70 MIDI Grand Piano
секвенсор Yamaha QX-1
тон-генератор Yamaha TX7
драм машина Yamaha RX-5
ударная установка Yamaha YD-9000
басовый преамп Demeter
тон-генератор Yamaha TZ-816 with 8 TF-1 digital FM synth engine
процессор мультиэффектов Yamaha SPX-900
эквалайзер Yamaha Stereo 2x31
клавишный пульт Peavey XR 1212
предусилитель Rockman Distortion Generator
цифровая задержка/хорус Rockman Stereo Chorus/Delay
пульт Amek Mozart (48-channel)
магнитофоны Studer A820 (24-channel)
магнитофон Ampex (2-channel)
магнитофон STM
компрессоры dbx 160, dbx 166
компрессоры Aphex 300 Compeller - stereo comp/limiter
компрессоры Valley People Dyna-mite
секвенсор MOTU Digital Performer

Когда в лучшей студии страны - Мелодии на Станкевича в Москве мы писали демо с Бобом Парром, он, войдя в студию, сначала восхитился шикарной и очень дорогой техникой, а когда сел за пульт Amek Mozart стоимостью $250,000 обнаружил, что пульт подключен абсолютно “задом-наперед” - те функции, которые должны были быть наверху “ячейки” были внизу, а половина важных ручек и кнопок выполняли совершенно не те функции, которые должны были…

С конца 87-го я перестал пользоваться традиционным усилителем - “голова” (преамп+оконечник) с колонкой. Я купил знаменитый тогда Rockman Тома Шолца из группы Бостон - это гитарный преамп, небольшая коробка (2 сигаретные пачки) в которую втыкалась гитара, а линейный выход шел на оконечный каскад любого усилителя. Перед ним стояли всякие примочки (на полу). Так я писался на Мелодии (демо), брал свой Rockman и из него сигнал шел через D.I. напрямую в пульт. Характерный, немного гнусавый и очень певучий звук, как например в I Need You.

Лёне Гуткину Боб Парр для записи на Мелодии привез шикарный отдельный басовый преамп Demeter. Александр Ситковецкий

Барабаны тоже были записаны необычно.

Что сделал Боб Парр, в этой огромной кирхе, настоящем готическом костеле, потрясающая акустика, первое, он взял три стереопары микрофонов и заставил местных техников залезть наверх и закрепить их под крышей костела. После чего завел каждый на нойз-гейт и отрезал хвост в соответствии с задержкой, с которой звук поступал на микрофоны, чтобы у нас получился эффект Фила Коллинза из «In The Air Tonight». Это был знаменитый эффект, а от чего он пошел, его звукорежиссер взял нормальный совершенно реверберационный хвост и отрезал его гейтом. А здесь реверберация была естественная, костельная, и на микрофонах стояли гейты. Он поставил три пары микрофонов, посадил Витю на ковер посередине этой пустой кирхи и звук был атомный совершенно, космический, но, к сожалению, записать мы его так и не смогли, то, что мы слышали в мониторах, это частая история, на пленку легло совершенно по-другому в значительно таком более скукоженном виде.1 Александр Ситковецкий

И впервые в истории группы для записи был использован компьютер

Apple Macintosh Classic с черно-белым дисплеем с установленным секвенсором MOTU Digital Performer Боб использовал для аранжировки песен. Все это для нас, хотя и вполне "подкованных" в технологиях того времени, было открытием, но Руслан моментально "въехал" и, позднее, мы были первыми, кто постоянно использовал сложное секвенсирование в “живой” работе. (Простые секвенсоры нами использовались еще с Электронных Часов в 1982-м и много - в Век #20).

4 трека за 21 день - конечно мало - студию давали в 5-6 вечера, реально звучать начинали к 8-9 вечера, к 2 ночи начинали уже “плыть”. Плюс - знаменитая эффективность и профессиональность Рафика [техника] и пр. И, по-моему, в выходные не работали. Александр Ситковецкий

Записанный и наскоро сведенный материал отправился в Америку.

LIVE BONUS

ЦДК ВОС, ул. Куусинена, 19а, репетиционная база группы

Примерно тогда же, еще до отъезда Мэри Беккер и по ее просьбе во время одной из своих репетиций на базе в ЦДК ВОС на кассетную деку Tascam Z-5000, входившую в концертный рек, группа записала еще два трека:

1. Ветер в лицо

муз. Александр Ситковецкий, сл. Виктор Михалин
Написана весной 1987
Первое исполнение: 17 марта 1987, Калуга, филармония

2. Почему?

муз. Леонид Гуткин, Артур Беркут, сл. Александр Маришин
Написана осенью 1987
Первое исполнение: 21 ноября 1987, Петрозаводск, музыкальный театр

Сыграно и записано просто здорово, гитара уже не Gibson LP, а Charvel 6, которую МБ мне привезла в ноябре 1987 к демо-записи на Мелодии с Бобом Парром, звук более современный и разнообразный из-за конфигурации съемников, плюс вибратор Floyd Rose. В клавишах появился супер-модный тогда Roland D50. За клавишами - Макаревич.

"Ветер в лицо" и "Почему?” - одни из моих любимых. [Этот] вариант с репетиции мне по духу и исполнению нравится больше [записанных в ноябре]. Александр Ситковецкий

Возможно, именно это стало причиной того, что на альбом попали эти записи, а не подготовленные версии.

АЛЬБОМ

Треки альбома

Кассета с альбомом «Avtograf», 1988

Промо-материалы

В Америке из московских записей Мэри Беккер собрала 6-трековый промо-альбом, который вместе с другими промо-материалами был отпечатан PR-агентством Jensen Communications.

PR-сопровождением группы в первой поездке занималось профессиональное маркетинговое агентство Michael Jensen Communications, нанятое Мэри за $25К. Как я понимаю, они и производили необходимые материалы по мере надобности, наверное это касалось и кассет. Александр Ситковецкий

Альбом общей продолжительностью 27 мин 20 сек был выпущен на одной стороне стандартной 60-минутной кассеты TDK.

Сторона 1
1. Headache – 4:25
2. Teacher Of Mistakes – 3:56
3. We Can Be Love – 5:21
4. The World Inside – 5:00
5. Tune In – 3:31
6. Fallin' In Love For The Night – 5:06

Всего было изготовлено несколько десятков кассет.

[“Tune In” и] “Fallin’ in Love For the Night” - возможно название англ. рыбы... Александр Ситковецкий

НАЗВАНИЕ

Названия у альбома не было, на кассете “красовалось” лишь название группы в новой английской транскрипции - Avtograf и “пояснительный” текст – The Laureate Band of the Soviet Union.

Avtograf - это предложение Mary Becker, чтобы разделить нас с Autograph из San Francisco, те были организованы в 1984-м и к нашему приезду в Америку у них уже было 2 больших хита. Александр Ситковецкий

ОБЛОЖКА

Альбом имел самое примитивное оформление, вкладыш в коробку отсутствовал, на одной стороне кассеты была красная наклейка со срезанными под 45 градусов верхними и закругленными нижними углами и вырубкой с круглыми боками. Над вырубкой в три строчки заглавными буквами шрифтом с засечками были напечатаны:

- название группы (жирно)
- пояснительный текст
- название первых двух треков

Под вырубков в две строки название остальных треков по два на каждую.

К кассете также прилагались другие промо-материалы (впрочем, они распространялись и отдельно от нее): двухстраничная биография коллектива и две фотографии (20x25 см).

РЕЛИЗ

Релиз состоялся 23 января 1988 года в районе 15 часов в аэропорту Вашингтона, где прошла первая встреча группы с прессой по прилёте в США. В продажу альбом не поступал.

Кассеты были для презентации и пиара, распространялись среди A&R агентов, прессы, на приемах, шоу-кейсах и пр. Александр Ситковецкий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аудио материал с альбома в дальнейшем нигде не использовался и не публиковался.

Довольно посредственное демо. Александр Ситковецкий

Это демо не дало никаких результатов в переговорах с лейблами. Леонид Гуткин

Промо-альбом 1988 года является самым редким релизом группы, найти его не представляется возможным, по коллекционному классу редкости это «Грааль».

  1. Гитарные истории: В гостях А. Ситковецкий, А. Беркут и В. Гаина. – Youtube, 24 октября 2020

Особая благодарность Александру Ситковецкому за помощь в подготовке данного материала.

clegg

19 января 2023 года
специально для avtograf.com.ru

P.S. Уважаемый читатель, если у вас есть дополнительная информация о создании или распространении данного альбома, или вариант издания не упомянутый в данном материале, пожалуйста, напишите нам.