Разные роли "Рок-ателье"

«Рок-ателье» занимает особое место среди музыкальных коллективов. Эта группа—«действующее лицо» многих спектаклей Московского театра имени Ленинского комсомола, и ее участникам приходится заниматься не только вокалом, но и самым серьезным образом осваивать актерское мастерство. Быть может, здесь и кроются причины растущей популярности молодежного музыкального коллектива?.. О своих коллегах, о творческих планах рассказывает художественный руководитель группы Крис Кельми.

Нас часто спрашивают: «А почему «Рок-ателье»? Рок — понятно — музыкальное направление, в котором вы работаете, а "ателье’? По желанию заказчика... на все вкусы?..» Для нас «ателье» — творческая студия неформально собравшихся людей. Название, по-моему, найдено удачное: мы не боимся широкого диапазона работы, к тому же играть приходится в разных стилях. Например, спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — хард рок. «Люди и птицы» — фолк рок, а в спектакле «Юнона» и «Авось» пересекаются симфоническая музыка, народные песнопения, русский романс, элементы рока — словом, необыкновенный синтетический сплав. Помимо работы в театре, мы участвуем в эстрадных концертах, написали музыку к нескольким мультфильмам, сотрудничаем с телевидением и кинематографом, записываем пластинки. Так что название группы вполне оправданно...

Впервые в Театре имени Ленинского комсомола музыкальный состав появился в 1973 году. Это была группа «Аракс», которая участвовала в создании трех спектаклей театра. Но через несколько лет «Аракс» покинул театр, ушел на эстраду. В то время я работал в «Автографе», мы как раз вернулись с Тбилисского фестиваля популярной музыки, где заняли второе место. Узнаю, что Ленком ищет ансамбль, который сумеет в короткие сроки заменить ушедших музыкантов. Я понял, что это шанс, шанс, который упускать нельзя. Перспектива работы в популярном, набиравшем силу театре привлекала, но... «Автограф» уходить с эстрады не собирался. В течение трех дней собираю группу музыкантов, заинтересовавшихся моей идеей. Прихожу к режиссеру театра Марку Захарову. «Что, готовы показаться?» «Готовы...» «Можете сегодня?» «Можем, но лучше завтра».— торопливо ответил я и подумал: «Не успеем...» Но показ был назначен. Итак, завтра! Репетировали всю ночь, вместе играли впервые, но шесть песен все-таки сделали.

Утром к нам приезжают композиторы Рыбников, Гладков, сам Захаров, ведущие актеры Ленкома. Выступали мы, наверное, неважно, но источали такое желание работать в театре, такую заинтересованность, что это, по-видимому, все решило. Нас взяли. Так сложился наш музыкальный коллектив. Представлю его нынешний состав. Сергей Березкин — гитара, скрипка, виолончель. Березкин отлично разбирается в технике, может «починять» все — от утюга до магнитофона. Он человек незаменимый в нашем коллективе, ведь приходится работать с электронной аппаратурой. Вокалист Александр Садо играет на акустической гитаре. Одинаково хорошо владеет своим красивым высоким голосом и на сцене, и во время споров, которые у нас, конечно же, бывают. Ударные инструменты и флейта — Анатолий Абрамов. Поет басом. Даже когда его об этом не просят. К сожалению, очень редко улыбается. Когда-то давным-давно, в далеком теперь уже 73-м, мы вместе с ним создавали группу «Високосное лето». Валентин Лёзов — бас-гитара, баян. Человек очень мягкий, добрый и отзывчивый, и... вегетарианец.

О себе могу сказать только то, что играю на клавишных инструментах, пою, очень люблю футбол, большой теннис и рок-музыку, которая с момента своего зарождения была музыкой молодежи, музыкой протеста против устаревших форм, традиций, понятий. Молодежь хотела сказать что-то свое, новое, оригинальное и сделать это в доступной, понятной многим форме. Для меня рок-музыка — возможность искренне и честно говорить о собственных идеалах, моем осмыслении жизни. В настоящей, хорошей рок-музыке всегда есть внутренняя тема, которая проясняет гражданскую позицию музыканта. Становится понятно, почему, зачем он заговорил. Рок-состав предполагает и полное единомыслие его участников. К сожалению, современная эстрадная музыка частенько грешит удобным «ниочемнедуманием». Путь этот в творчестве легкий, но я убежден: немучительного искусства не бывает, если речь идет о настоящем творчестве.

Конечно, наша жизнь в театре складывалась непросто. Поначалу, например, раздражало, что нельзя сыграть громко, как привыкли. Потом поняли: сила не в громкости, а в точном соотношении музыки и слова, эмоционального актерского состояния. Их синтез и определяет силу «тока», идущего со сцены в зал. Конечно же. обогащает работа в спектаклях, постоянный творческий контакт с актерами, режиссером, сценографом. Уверен, «эстрадный накат» дал бы лично мне значительно меньше для творческого совершенствования, нежели театр. Важно и то. что театральное руководство поддерживает нашу концертную деятельность, считает, что группе для нормального развития необходим постоянный тренаж.

Но, если говорить честно, в нашей концертной программе не удалось осуществить всего задуманного. Не хватило сил, опыта, может быть, вкуса, и явно недоставало режиссерского взгляда. Мы стремились к максимальной театрализации программы. Правда, кое-что было найдено. Концерт начинается прологом — песней «Распахни окно». Появляется Музыкант и подходит к большому сооруженному на сцене окну. «Распахни в мир окно, позови в мир добро...» — поет он и в конце разбивает оконное «стекло», символизируя главную идею программы.

Сейчас мы думаем о новой программе — музыкальном представлении, которое называется «Современная притча, рассказанная о современном городе одним современным человеком, который считал себя неплохим музыкантом». Когда будет готов сценарий, обязательно обратимся к Марку Захарову с просьбой о режиссуре этой программы. Сейчас пишем музыку и сценарий мультфильма по рассказам Роберта Шекли. За время многочисленных поездок: Белград, Гавана, Париж, Казань, Куйбышев, Таллин, Ленинград — были написаны песни, которые предстоит аранжировать, воплотить в записи, пластинки. Наши планы связаны и с открывшейся в театре малой сценой — мы уверены, что она даст нам еще больше возможностей для экспериментов и новых открытий самих себя.

Фото: Сергей Ветров

Смена, №21, ноябрь 1985