Автограф. 25 лет спустя. Юбилейный концерт

Наконец-то в отличном качестве лучшие песни легендарных арт-рокеров. Слов нет, великолепно: и звучит концерт отлично, да и исполнено все неплохо. То, что за бортом остались монологи Ситковецкого, лишает запись аутентичности, но едва ли смертельно. Однако то, что порой между композициями звук просто обрезан без какой-либо работы над переходами, раздражает. А исполнение на концерте песни ‘Головокружение’, которая скорее подходит для репертуара советских ВИА, меня озадачило. Времени концерта и так не хватило для исполнения всех лучших работ Автографа, и тратить его на этот посредственный опус – непозволительная роскошь. Кстати, если кто не в курсе, в концерте принимал участие барабанщик Farlanders Владимир Жарко.

Хурошвили Георгий
30 Сентября 2008

Замечательный концертный альбом! Масса известных и любимых публикой композиций легендарного "Автографа" сыграны в этом концерте с душой, с энергией, с самоотдачей. Даже не верится, что "Автограф" уже достаточно давно, с начала 1990-ых годов, по существу не является действующей группой, что коллектив не записывается в студии и активно, в общем-то, не гастролирует.

Не только музыканты Ситковецкий, Кельми, Леонид Макаревич, Гуткин, Михалин, Мазаев, но и певцы Брутян и Беркут (также являющийся вокалистом "Арии") предстают в хорошей форме. Кстати, на концерте в "Олимпийском" выступили оба вокалиста, каждый пел песни "своего" периода. Сыграны были известные инструментальные композиции - "Пристегните ремни безопасности", парафраз на тему Г.В.Свиридова "Время, вперёд", "Марсианские хроники (часть 1)", "SOS".

"Reunion-тур" в честь 25-летнего юбилея группы показал, что "Автограф" мог бы успешно работать и сегодня. Единственное "но" - это отсутствие большого спроса на подобную музыку. Сегодня "высокая" рок-культура вообще угасает и отмирает, более-менее "барахтается" в шоу-бизнесе только "низкая". Настоящая рок-музыка практически не котируется в массах, а уж "прогрессивный рок" тем паче.

Так называемый "русский рок" отличался наличием групп с одним ярко выраженным лидером (как правило, он же основной или единственный автор). "Кино" - это Цой, "ДДТ" - это Шевчук, "Аквариум" - это БГ, "Зоопарк" - это Майк Науменко, "Воскресение" - это Романов, хотели все они этого или нет. Остальные участники коллективов могли меняться, уходить и приходить, и являлись скорее аккомпаниаторами, в лучшем случае - аранжировщиками задумок своего лидера. Русский "коллективизм" на деле оборачивается самодержавием, даже в такой вольной и неформальной сфере, как рок-культура. "Машина Времени" - коллектив более-менее равных, опять-таки с формальным лидерством Андрея Макаревича, который единственный был в группе с самого начала и по настоящее время.

Ещё одна отличительная черта так называемого "русского рока" - смещение акцента на литературную часть песни с музыкальной, решаюшая роль слова, идеологии, а зачастую так просто политизированность.

"Автограф" - это, пожалуй, единственный не "металлический" (не подобный "Круизу", "Арии", "Чёрному Кофе", "Мастеру") коллектив "русского рока", в котором акцент делался на музыкальную составляющую. Хотя слова песен "Автографа" всегда соответствовали музыке и были на высоте - этакая гармония. Причём зачастую музыканты брали стихи различных современных поэтов, например, Маргариты Пушкиной. Сильный вокал Беркута (сравнимый в "роковой" России разве что с вокалом Кипелова, Монина, Варшавского) + высокая техническая подготовка музыкантов также не совсем обычны для "русского рока", в котором, в общем-то, всегда хватало посредственных певцов и средних музыкантов.

Александр Ситковецкий, конечно, являлся формальным лидером и создателем "Автографа", однако это действительно был коллектив равноправных и равноодарённых, в котором каждый участвовал в сочинении песен. "Автограф" по своему "творческому менталитету" ближе не к "русскому року", а к западным, европейским, британским рок-группам. На мой взгляд, по уровню мастерства и по духу эта отечественная команда стоит рядом с такими "китами", как Yes и Genesis, абсолютно ни в чём им не уступая. В отечественном "прогрессив-роке" у "Автографа" практически нет конкурентов. Было, конечно, "Рок-ателье" Криса Кельми, были в перестроечные времена такие группы, как "Кредо" (он же "Магнит") и "Август", но они просуществовали недолго и до распада СССР многого сделать просто не успели, а после распада не были нужны "продюсерам" зарождавшегося отечественного "шоу-бизнеса".

"Автограф" недаром - единственный из советских рок-коллективов - участвовал в телемосте с Лондоном и Филадельфией во время Live Aid'1985. Группа была весьма известна в конце 1980-ых - начале 1990-ых в Европе и Северной Америке, успешно гастролировала и записывалась в зарубежных странах, в том числе в США И Канаде. Это едва ли не лучший отечественный рок-коллектив, очень жаль, что мы не слышим его новых альбомов и концертов.

P.S. Вообще-то, у меня не это издание, а более позднее, где есть "vol. 1" и "vol. 2". Возникает закономерный вопрос: а почему этот концерт переиздан не в виде двойного компакт-диска, а в виде двух отдельных дисков??!!....

P.P.S. Видеозапись этого концерта "Автографа" я пока не видел, но не думаю, что мой отзыв к DVD был бы в корне другим...

Александр
2 Февраля 2010

Озон