Последние гастроли

Концертная афиша 1990

Рязань, Областная филармония

Ульяновск, ДК профсоюзов

Димитровград, ДК "Восход"

Ульяновск, ДК "Руслан"

Саранск, Дворец культуры

После серии телевизионных выступлений в конце 1989 – начале 1990 г. и небольшого отдыха группа отправляется в свой первый тур в новом году, как потом выяснится, этот тур будет последним в истории коллектива. Вместе с «Автографом» в туре приминает участие группа «Ария», как участник ТО «Автограф».

Расписание тура:

1 февраля, Рязань, Филармония – 2 концерта
6-7 февраля, Ульяновск, ДК профсоюзов – 4 концерта (по 2 в день)
10 февраля, Димитровград, Дворец культуры – 2 концерта
13 февраля, снова Ульяновск, ДК Руслан – 2 концерта
20 февраля, Саранск, Дворец культуры – 1 (последний) концерт

Несколько странный маршрут сложился из-за того, что

Те гастроли уже определялись деньгами, а не расписанием Москонцерта - мы уже были кооперативом, Ария - нашими сотрудниками.

Александр Ситковецкий

Для гастролей при помощи кооператива "Агропромсервис" была отпечатана новая концертная афиша группы.

Трек-лист программы (примерный):

Быть самим собой
Город
Странник
Камень
Казенный демон
О, мой мальчик
S.O.S.
Колокол
Мастер
Облака
Так бывает
Я люблю
Мир в себе

Участники тура:

Александр Ситковецкий - гитара
Леонид Гуткин - бас
Руслан Валонен - клавишные
Артур Беркут - вокал
Сергей Криницын - ударные

Юрий Фишкин - директор ТО, звукорежиссер
Александр Лаут - ассистент директора
Леонид Могилевский - помощник
Юрий Цурков - свет, лазеры
Михаил Фридман - менеджер сцены
Герман Чиквашвили - техник
Игорь Провоторов - техник
Валерий Семенов - техник
Глеб Могилев - техник
Дмитрий Лаевский - техник

Инструменты и оборудование:

гитара Charvel KX88
гитара Charvel Soloist 6
бас-гитара Kubicki Factor bass
синтезатор Yamaha DX-7
синтезатор Roland D50
аналоговый синтезатор Oberheim OB-8
электропиано Yamaha CP-70 MIDI Grand Piano
секвенсор Yamaha QX-1
тон-генератор Yamaha TX7
драм машина Yamaha RX-5
модуль Yamaha TZ-816 with 8 TF-1 digital FM synth engine
процессор мультиэффектов Yamaha SPX-900
ударная установка Yamaha YD-9000
пульт Soundcraft B800
гитарная система Dynacord Reference 1000
басовый преамп Demeter
басовая система Dynacord 400
комплект колонок Peavey 6000
монитор Peavey 115
мониторы Peavey 112
усилители Peavey CS-800
усилители Peavey CS-400
микрофоны Sennheiser MD-431
радио система Fender Radio Wireless
световых эффектов и световой пульт Sunn

Я не думаю, что, желая все закончить, я досрочно прекратил гастроли - слишком был для этого дисциплинирован и ответственен. Но везти нас со всем скарбом на один лишь концерт в Саранск - мне тоже трудно представить... Но факт - в Саранске все закончилось.

Александр Ситковецкий

"Автограф" я распустил совершенно сознательно, наступил момент — это было в городе Саранске... На самом деле он наступил в ту же минуту, когда Витя объявил о своем уходе из группы. Это было осенью 1989 года. И как рыба, вытащенная из воды, еще некоторое время конвульсирует, мы тоже были заряжены на работу, нашли нового барабанщика, поехали на гастроли, сняли клип... И я всё больше стал понимать, что у нас на сцене огромная энергетическая дыра. Ни в коем случае это не упрек в адрес Сережи Криницына, нашего последнего барабанщика — он прекрасный профессиональный музыкант. Но он не мог заменить Витю чисто энергетически. Поэтому уход Михалина — сейчас я это понимаю — стал началом конца. Словно из стены вынули центральный кирпич. Но мы еще трепыхались. Страна тоже трепыхалась. И вот мы поехали на гастроли — очень бедные, тяжелые...

Это могло случиться где угодно. Мы вообще, как любые профессиональные музыканты, непривередливы. У нас есть три точки: аэропорт (или вокзал) — гостиница — площадка. Нам было не привыкать к сложностям, мы и в деревнях играли, и где угодно. Было другое. Просто я почувствовал буквально физически: "Всё". Проснулся в день последнего концерта и понял: я больше не хочу этого делать, я не вижу никакой перспективы, я всех обожаю, мы все друзья и коллеги, но так больше не может продолжаться. Еще одни гастроли? Еще один концерт? Еще поездка? Поэтому я в тот же вечер, после последнего концерта — так случилось, что это был Саранск — всех собрал и сказал: "Ребята, давайте передохнем". Как у руководителя, на мне еще была ответственность за творческое объединение "Автограф", у нас уже тогда работала "Ария", всего нас было 45 человек. И я не мог просто взять и лишить этих людей работы. Я сказал: группа "Автограф" распускается, объединение остается. Аппаратуру я всю оставил им... В общем, роспуск "Автографа" — это был совершенно осознанный шаг, основанный на том, что мне стало неинтересно.

Александр Ситковецкий, ("Век номер 21")

Уже когда началась та серия - Димитровград-Уьяновск-Саранск, я начал понимать, что это начало конца (без ясного конца). Для меня. Я уже давно “созревал” и “гостеприимный” Саранск меня добил, показав наглядно абсолютную ненужность Автографа в тот день, тот час, в том городе и в той стране.

Это стало полной неожиданностью, в том числе и для меня. Вдруг как-то подкатило, я проснулся в день последнего концерта и понял, что больше не хочу. Уверен, у ребят будут свои собственные воспоминания…

Александр Ситковецкий

К тому моменту здесь уже была другая страна с многочисленными «ласковыми маями», под фонограммы собиравшие стадионы. Конечно, для промоутеров это было выгодно, потому что не надо было никаких трэйлеров со светом, оборудованием и т.д. Де-юре «Автограф» не прекращал существование никогда, были гастроли в каких-то волжских городах, но к тому моменту у всех были какие-то сольные проекты. Мы решили просто сделать паузу, чтобы иметь возможность поработать и закончить свои проекты. И посмотреть, что будет через 6 месяцев. Пауза затянулась до 2005 года.

Леонид Гуткин, ("Автограф – музыка вне времени")

Все было как-то очень напряженно. Мы были на гастролях, когда Ситковецкий собрал всех у себя в гостиничном номере и объявил: «Ребята, я принял решение, что группа «Автограф» перестает существовать, потому что я уезжаю в Америку. Короче, «Автографа» больше не будет…»

Когда ты к такой ситуации готовишься или знаешь, что она рано или поздно произойдет, как, например, когда человек долго болеет и в конце концов умирает, ты к этому морально подготовлен, но когда ты приходишь утром на работу, а тебе говорят, что твой сосед по парте умер, то, естественно, это вызывает шок. Здесь было примерно то же самое.

Юрий Фишкин, ("Было, конечно, смешно. Но сначала было страшно")