Начало

Хроники 1979 года

«Високосное лето», репетиция, 1979

Дом, где "родился" «Автограф», ул. Беговая, д. 7-9

Андрей Моргунов

ДК издательства «Правда»

А. Ситковецкий и Л. Гуткин об Андрее Моргунове и первых "оброках"

Общежитие на Автозаводской

Репетиция в подвале (единственное фото)

Владимир Якушенко вспоминает

Центрнаучфильм

Долгопрудный, кафе МФТИ

"Кормушка" - столовая в общежитии МФТИ, Зюзино

«Автограф», вся команда в сборе

Мартин Грубовский

3 мая Александр Кутиков и Валерий Ефремов сообщили, что уходят из «Високосного лета». Группа фактически прекратила свое существование, несмотря на то, что в мае-июне были отыграны еще 3 уже согласованных концерта.

На исходе «Лета» весной 1979 года у нас произошло событие, о котором я бы не хотел сейчас рассказывать, но оно послужило поводом для Кутикова и Ефремова уйти к Макаревичу. Думаю, они уже некоторое время совещались на эту тему, но тут это произошло, и 3 мая 1979 года в знаменитой студии ГИТИСа, которую мы открыли [годом раньше], Кутиков с Ефремовым сообщили, что уходят к Андрею [в Машину времени]. (Александр Ситковецкий, Московский комсомолец)

Я видела процесс разъединения, ребята держали в курсе и даже спрашивали: "С кем останешься?" :) Кутиков любил задавать этот вопрос. (Маргарита Пушкина)

Я долго не раздумывал. Сразу же решил собрать новую команду. Я искал настоящих музыкантов — не обязательно известных, популярных, но непременно настоящих профи. И мне самому надо было соответствовать, например, Леониду Макаревичу, закончившему консерваторию! (Александр Ситковецкий, Век номер 21)

И уже 4 мая Александр Ситковецкий начинает собирать новую группу.

Ни музыкантов будущей группы, ни названия, ничего даже в проекте не было. Был утренний телефонный звонок Лёне Лебедеву - тогда больше чем другу, а заодно и звукорежиссеру Лета, с одним единственным вопросом: Лёня, «Високосного лета» больше нет и не будет. Я начинаю новую группу. Ты со мной? И работа по сбору состава началась сразу после моего звонка ЛЛ. (Александр Ситковецкий)

5 мая в группу приходит Андрей Моргунов

Когда я принял решение собирать будущий Автограф Ольга Ситковецкая (1-я жена) привела Андрея, который учился в классе ударных в Мерзляковке (Училище при МГК им. Чайковского). Я спросил где можно его послушать, он сказал, что в след. воскресение [13 мая?] играет на тройнике в парке с духовым оркестром. Ну, я и поехал. Естественно, это не было никаким прослушиванием - я бы и сам с тем оркестром сыграл на тройнике ) Но, зато он привел друга Гуткина из того же училища. (Александр Ситковецкий)

Уже на следующий день - жена Ситковецкого Ольга (пианистка, преподававшая в музыкальном училище при консерватории) привела человека, ставшего первым барабанщиком, - Андрея Моргунова. Моргунов, в свою очередь, мобилизовал на намечающийся рок-фронт 17-летнего бас-гитариста со своего курса - Леонида Гуткина (Маргарита Пушкина, Забытый "Автограф")

Следом пришли Гуткин и Макаревич

В «Автограф» я попал, в общем–то, случайно. Дело в том, что в музыкальном училище преподавала жена лидера «Автографа» гитариста Александра Ситковецкого. И когда его группа «Високосное лето» прекратила свое существование был объявлен набор музыкантов в новую команду Ситковецкого. И мой приятель, барабанщик Андрей Моргунов, который, к сожалению, не остался в «Автографе», устроил мне аудиенцию. Она напоминала скорее дружеское собеседование и происходила дома у Саши. Мы просто пообщались, поджемовали, и мне был вынесен вердикт: подхожу. (Леонид Гуткин)

Через некоторое время к нам присоединился клавишник Леонид Макаревич. (Леонид Гуткин, In/Out)

Александр Ситковецкий уже знал имя клавишника своей новой группы. Им стал выходец из Московской консерватории Леонид Макаревич, человек тихий, спокойный, композиторский талант которого, по мнению неких рок-эрудитов, до конца реализован так и не был... (Маргарита Пушкина, Забытый "Автограф")

За май был собран самый первый, "бумажный", состав группы, т.к. играть было негде, да и не на чём. Это были Ситковецкий, Гуткин, Макаревич, Моргунов.

Я не припоминаю ни одной репетиции с Моргуновым, у него по-моему и барабанов не было. (Александр Ситковецкий)

В июне группа переезжает на свою первую базу в ДК Правды, начинаются репетиции.

Гут практически сразу привел Якушенко с барабанами, мы переехали в ДК Правды и начали уже репетировать. Шикарный ДК “Правда" на 2000 мест, это был зал одноименной газеты. - мы начали “притираться с Гуткиным и Якушенко, туда же Лебедев привел Макаревича… Там начали репетировать Ремни… (Александр Ситковецкий)

В сентябре в группу приходит Крис Кельми и приводит долгожданного вокалиста Сергея Брутяна.

Мы репетировали все лето 1979 года, а Крис был на югах с Градским и Беловым (Вайтом), тогда было очень модно — побывать в этих студенческих лагерях. Когда он вернулся, то спросил: «А я?». Я ответил: «Без тебя». Он очень переживал и в результате уговорил все-таки нас с Лебедевым взять его в группу. Так он и вернулся в сентябре и привел с собой Сережу Брутяна, нашего первого замечательного вокалиста. (Александр Ситковецкий, Московский комсомолец)

Очень большие проблемы были с вокалистом. И вскоре появился веселый и жизнерадостный - Сергей Брутян. Его привел Крис Кельми, который тоже изъявил желание присоединиться к нашим нестройным рядам. (Леонид Гуткин, In/Out)

ДК Правды было временным пристанищем для группы, поэтому осенью пришлось искать новую репетиционную базу, которой становится подвал в одном из общежитий Главмосремонта.

Вторая база Автографа - “концертный зал” общежития лимитчиков ЗИЛа мест на 100 на м. Автозаводская. Туда впервые вернулся Крис и привел с собой Брутяна. Там были все оброки и репетировалась программа к Тбилиси. (Александр Ситковецкий)

Местом репетиций новообразования служил подвал одного из общежитий недалеко от метро "Автозаводская", где по субботам приходилось отрабатывать "оброк" на танцах и где до "Автографа" репетировал Алексей Козлов со своим "Арсеналом". По воспоминаниям самих музыкантов, этот подвальчик представлял собой "удивительное сочетание танцевального зала и выгребной ямы". Именно там создавалась первая концертная программа "Автографа", и именно там группа получила приглашение на I Всесоюзный рок-фестиваль "Весенние ритмы. Тбилиси-80". (Маргарита Пушкина, Забытый "Автограф")

Тогда же у группы, наконец, появляется название.

Название группы появилось осенью 1979. Крис настаивал на сохранении Високосного Лета, я был категорически против, Гут тоже к ВЛ относился отрицательно, остальным было все равно. Я взял дома тонкий орфографический словарик в твердой плетеной серой обложке и начал с буквы “А”. Шел по списку, примеривая слова на возможное название группы. Далеко не ушел )) Название сразу понравилось всем, а красивый смысл был додуман позднее, когда началась эпоха бесконечных интервью и пр. PR. (Александр Ситковецкий)

Название, против всех существующих правил, рождалось не в муках. Холодное и очень правильное для СССР, по тем тоталитарным временам, слово "Автограф", в частности, означает, как пояснял сам Ситковецкий, подлинник, оригинал. "Кроме того, оно символизирует успех в искусстве. Без первого... не бывает второго. В названии группы зашифрован и выбранный ею стиль работы". (Маргарита Пушкина, Забытый "Автограф")

В сентябре – октябре Артем Троицкий начал подбирать «кадры» для фестиваля в Тбилиси и естественно он вспомнил про «Високосное лето».

Так сложилась судьба, что в этот момент позвонил Артем Троицкий, спросил, что мы делаем с Крисом. Я ему все рассказал, что «Високосного лета» уже нет, делаем новую группу. Он говорит, что «Автограф» еще не слышал, но знает нас по «Лету», верит нам с Крисом, и они со Стасом Наминым хотели бы нас пригласить на первый рок-фестиваль «Весенние ритмы» в Тбилиси в мае следующего года. Так у меня появился стимул и понимание, что группе делать. (Александр Ситковецкий, Московский комсомолец)

Таким составом мы начали готовиться к Тбилисскому фестивалю, в число участников которого были «зачислены авансом». Несмотря на то, что у нас еще не было программы, Артем Троицкий знал, что Ситковецкий способен создать что-то интересное, и включил нас в списки. Дело было, если не ошибаюсь, в сентябре 1979 года. (Леонид Гуткин, In/Out)

Через полгода репетиций, еще не дав ни одного концерта, ансамбль был приглашен на престижнейший рок-фестиваль в Грузии. «Автограф» срочно создает новую программу для участия в нем. В этот период в группе играло два клавишника. Музыка получалась фантастическая. Первые репетиции «Автографа» проходили в подвале одного из общежитий недалеко от метро «Автозаводская». За возможность репетировать музыканты каждую субботу "отрабатывали" на танцах. Уже на первых своих репетициях «Автограф» стал исполнять крепкий, и что было совсем не характерно для рок-групп того времени, виртуозный арт-рок с остросоциальными текстами. (Маргарита Пушкина, Забытый "Автограф")

Первым «публичным» выступлением новой группы стал "оброк" – обязательный концерт в уплату за аренду помещения, мероприятие прошло там же, на базе группы в подвале общежития в октябре.

Репетиционная база была проблема, инструменты была огромная проблема. Репетировали мы в подвале общежития Мосремонтстройтреста. [За аренду] мы платили так называемый оброк. Это шефский концерт, оброк доведенный до абсурда. Раз в месяц на танцах туда приходили замечательные жители вот этого самого Мосремонстройтрестовского общежития и мы для них играли всяки западные запрещенные песни: "Роллинг Стоунз", а Крис пел, если не ошибаюсь "Статус Кво". (Владимимр Якушенко, Как это было)

[Играли] Криденс, Смоки, Роллингов, Слейд... (Владимимр Якушенко)

Несложные популярные, но не ресторанные хиты типа What Can I Do, Living Next Door to Alice (Smokie), Брут мог спеть практически все, и на прекрасном английском языке… Пока был Кельми, было много Rolling Stones (наследие Високосного Лета)... (Александр Ситковецкий)

Всего группа отыграла в 1979 году три обязательных концерта - «оброка» (по одному в октябре, ноябре и декабре).

К концу года появились и первые коммерческие мероприятия, т.к. группа была любительская это было важным событием для нее.

30 ноября группа записывает музыку к мультфильму про комбайны на киностудии "Центрнаучфильм" (гонорар 280 руб.)

Мулътфильм… Названия не помню, сюжет про анимированные комбайны-трудяги, пел Брутян. Музыку и песню написала молодая композиторша, по-моему Наталия… (Александр Ситковецкий)

В этот же день и на следующий (30 ноября, 1 декабря) «Автограф» играет на танцах в студенческом кафе МФТИ в Долгопрудном. (по 130 руб за концерт).

МФТИ кафе находилось на территории Физтеха в Долгопрудном. (Александр Ситковецкий)

На танцах была та же программа, что и на «оброках».

30 ноября: «Автограф» выступал в составе: Ситковецкий – Кельми – Якушенко – Брутян
1 декабря: Ситковецкий – Кельми – Гуткин – Якушенко – Брутян

В конце декабря (22 и 23) еще два выступления в «кормушке» (по 120 руб.)

Кормушка - это тоже кафе МФТИ, но находилось в общежитии на Севастопольском Бульваре на юге Москвы. Была знаменита своей “зюзи-колой” - водка с апельсиновым соком пополам. Действовала на музыкантов и публику отменно )) (Александр Ситковецкий)

Состав:

22 декабря: Ситковецкий – Кельми – Гуткин – Якушенко – Титов – Смеян – Давидян – Брутян
23 декабря: Ситковецкий – Кельми – Титов – Брутян – Макаревич

Постепенно начинает формироваться и «багаж» оборудования:

- у Александра Ситковецкого была гитара Fender Stratocaster и комбик Fender Twin Reverb 100 плюс оборудование, доставшееся от «Високосного лета»

Расставаясь летом 79-го с Крисом я выкупил у него 4 концертные колонки Лета (производства Бобуха и Ко., с американскими 18” динамиками Гудман), наверняка с чешским пультом IPP-102, который использовался Летом на концертах и в студии и чешскими же 100 вт оконечниками (4 шт). Также, все микрофоны AKG-190, Uher, провода и пр. Возможно, это и была основа нашей аппаратуры до появления первых CS-800 (ЛЛ привез, я купил) и пульта(Александр Ситковецкий)

- у Леонида Гуткина чешский бас Jolana Vikomt Bass, с модным звукоснимателем Di Marzio;

- у Владимира Якушенко барабаны Amati.

Своих клавишных на начальном этапе у группы не было, и Леонид Лебедев арендовал два синтезатора: Moog Minimoog и ARP Omni, однако, уже осенью вместе с Крисом Кельми инструментальный парк пополнили клавишные: Vermona (ГДР), двухголосый польский Roland и итальянский Crumar Performer.

Члены команды, Александр Зейгерман и Мартин Грубовский, во всём помогали становлению новой группы.

Дружили, участвовали, советовали, помогали… (Александр Ситковецкий)

1979 год закончился, но история только начиналась...

Карта событий 1979 года

clegg

25 декабря 2019
специально для avtograf.com.ru