Экс-вокалист «Арии» Артур Беркут:
«Напишу песню о цирке. Клоунскую балладу, например»

Недавно в уральской столице с большим фурором состоялся фестиваль Ural Music Night. Одной из самых успешных площадок фестиваля, несомненно, можно назвать сцену, расположившуюся на улице Горького возле Уральского центра развития дизайна. На программу под названием «Рок. Урал. Начало» собрался целый аншлаг. Негде было поставить даже бутылку с водой , - всюду были толпы зрителей. Музыкальные сеты от Radomirа, «Дарта», «Красной скрипки» и INPRINCIPLE бодрили людей и по – настоящему заряжали энергией рока. Искушенный рок-гурман мог тут насладиться и хэви-металлом и хард-роком и пост-гранжем. Одним из специальных гостей фестиваля стал легендарный экс- вокалист группы «Ария» Артур Беркут. Журналист портала Gorpom пообщался с московским гостем за несколько часов до выхода на сцену. В гримерке музыкант любезно порассуждал о проблемах музыкальной индустрии в России, рассказал о своих самых необычных подарках, а также о том нужно ли исполнять песни на лирические стихи забытых поэтов.

Артур, всего месяц назад на вашем дне рождении спел известный ведущий Дмитрий Губерниев. Кстати, говоря, в 2017 году он вел гала – концерт «Ночи музыки». Как вы оцените вокальные данные Губерниева? Не через своего друга наслышаны о проекте?

Мне кажется, что главное это то, чтобы человек пел душой. Это очень важно. Думаю, что Дима поет все лучше и лучше. Это не первый раз, когда он исполнил композицию. Первый раз его вокальный опыт состоялся еще на прошлом праздновании моего дня рождения. А вообще, если наши концерты проходят тогда, когда Дмитрий в городе он приходит на них и поет с нами редкие песни, которые мы не исполняем. Нет, про «Уральскую Ночь музыки» мне рассказал не Дима. Мне просто позвонили и пригласили выступить. А вообще Ural Music Night была у меня на слуху и до этого.

В вашем «Инстаграмме» я нашел свежее фото с Бари Алибасовым. Что вы лично думаете насчет чп, связанного с отравлением шоумена? Ситуация возникла неоднозначная. С одной стороны, появляется информация об отравлении продюсера «На – На», для того, чтобы завладеть его имуществом. С другой стороны говорят о том, что это своеобразный пиар – ход от несколько позабытого шоумена…

Я думаю, что на данный вопрос лучше всего ответит сам Бари. Постольку поскольку сейчас он выглядит замечательно и чувствует себя намного лучше. Только ему виднее, что это было. Реальное отравление или же просто несчастный случай.

Вы часто выступаете на байк – фестивалях. Читал, что вы ездите на машине, но у вас есть коллекция мотоциклетных шлемов. Расскажите истории этих шлемов.

Есть у меня одна история. Правда, мне говорили, что ее нельзя рассказывать, но вам я ее расскажу. Самый знаменательный подарок, который мне сделали это шлем ОМОНА. На этом шлеме выгравированы названия всех песен «Арии», где я почти 10 лет был вокалистом. Интересно, что там были все хиты, начиная с альбома «Мания величия» и до «Крещения огнем» и «Армагеддона»

Рокеры любят одеваться в статусную и дорогую одежду. Есть ли в вашей коллекции одежда от рокеров с мировым именем? Или просто очень дорогие косухи и прочее?

Да, несмотря на то, что у меня нет мотоцикла в гардеробе, у меня висит много вещей от всемирно известного бренда «Harley Davindson». Это какие-то косухи, перчатки, которые очень хорошо греют. Это не понты, а очень удобно. Сколько это стоит? Даже не знаю. Наверняка, очень дорого. Обычно мне все эти вещи дарят.

Вдогонку о подарках. Ваш сценический псевдоним Беркут. Дарили ли вам чучела этой хищной птицы?

Чучела нет, а вот фигурок Беркута мне подарили множество. Они разного размера и их различного материала. Есть металлические и деревянные, дубовые и так далее. Их очень много и я даже дома у себя целую выставку соорудил. Обращаюсь к своим уважаемым фанатам. Не дарите мне чучело Беркута! Я против убийств… Не люблю убийства! Даже на рыбалку не хожу. Просто не могу убивать даже рыб.

Вы даете уроки вокала по скайпу. Были ли связаны с этим какие – либо веселые истории?

Иногда из-за того, что сигнал в скайпе замедляется, я не могу четко контролировать людей и то, что они поют. Мне нужно видеть всегда то, как мои ученики дышат. Самое главное, что из-за слабого сигнала видео - звонка на четверть тона занижается мелодия, если мы проходим какие-нибудь гаммы: альпеджо или сольфеджо. Я не могу понять, чисто они поют или нет из-за скайпа. Через видеосвязь я получаю сигнал голоса на четверть тона ниже, в то время как мои ученики поют нормально. От этого печально.

В составе «Арии» вы исполняли песню «Твой новый мир», где есть строчка: «Твой храм – на – крови». В мае в Екатеринбурге случилась абсолютно рокерская история. Наверняка, вы о ней слышали. Горожане отстояли сквер, где олигархи, договорившись по – тихому с властями решили построить Екатерининский собор. На ваш взгляд, в российском обществе возникла ситуация при которой РПЦ слишком уж насаждает свой культ? По вашему мнению, скверная история может стать сильным сюжетом для рок – хита?

Как я уже говорил, то, что касается политики, не касается меня. Свое мнение о таких вопросах, я могу только высказывать на кухне за чашкой кофе. Если в ситуации разобраться и проникнуться, то может быть из этого и получится хорошая песня.

Русский рок сейчас уходит с больших арен в маленькие залы. Та же «Ария» уже не стадионы собирает, а например в небольшом «Доме печати» в том же Екатеринбурге выступала. О чем говорит данная тенденция? Почему рок вновь уходит в андеграунд? У той же группы «Порнофильмы» возникают проблемы с концертами, у лидера «Машины времени» Макаревича и вокалистки «Ночных снайперов» Арбениной…

Мне кажется, что если музыка достойна какого-либо внимания, то абсолютно неважно, где она звучит. Если она звучит на стадионе и нравится людям, то это замечательно. Также замечательно она будет звучать в клубах.

Если говорить об андеграунде как некоем уходе в политическую плоскость, то могу сказать точно, что я к политике не имею никакого отношения. Мы просто пишем музыку, записываем альбомы и ездим и выступаем с концертами на гастролях. Все остальные истории с теми же моими коллегами, известными рок-музыкантами, которым запрещают выступать из-за не той политической позиции, меня не касается. И, если честно, не особо волнует.

Вы исполнили множество лирических баллад. Золотыми веками лирической поэзии были 18 и 19. Но сейчас юным поколениям уже ничего не говорят такие имена как Иван Метлёв, Михаил Херасков, Александр Одоевский и другие. Может, стоит исполнить их баллады, те же «Как хороши, как свежи были розы…» …

Я с вами согласен. Некоторые такие лирические вещи не стоит забывать, потому что в свое время эти написанные тексты были гениальными и было бы здорово, если бы люди этого не забывали. Однако все же молодежь должна двигаться вперед. Никто же не ездит на ушастом «Запорожце», например. Никто не носит валенки и галоши, которые раньше продавались. То же самое и в музыке. Музыка идет вперед и ее течение остановить невозможно с одной стороны. С другой стороны есть те люди, у которых есть ностальгия и которые любят говорить про «раньше было» и прочее. Мне кажется, что те люди, которые говорят про то, что было раньше утаскивают наше развитие назад. Это и злит их и тормозит процесс развития, которое должно идти вперед. Я хоть и отец, но я не буду говорить детям слово «плохо». Ибо я по себе знаю, что если мне говорят нельзя, то я все равно это сделаю (смеется).

Вы как-то произнесли, что в России на роке не заработаешь. В чем неверно устроена наша рок – индустрия?

Самый главный минус в том, что рок – музыка, которая исполняется нашими самыми талантливыми музыкантами, которых у нас невероятное количество нигде не рекламируется. То есть нельзя увидеть какой-либо концерт этих исполнителей по телевидению. Для того чтобы каждый зритель мог сделать вывод хорошая эта музыка или плохая. Вы можете мне возразить и сказать, что есть компьютеры и интернет. Но в ту же всемирную сеть нужно залить столько рекламы, чтобы о тебе узнали…. Однако, для этого нужны громадные деньги, а начинающие музыканты таким количеством финансов не располагают. Почему я это говорю? Потому что мы выступаем на разных фестивалях и наблюдаем за ситуацией, когда есть много команд из таких городов, которые я и выговорить не могу и хороших вокалистов. Но им даже реклама на радио не по карману. Этим исполнителям нужно давать возможности попадать на радио и на телевидение. Я не имею ввиду при этом матерные тексты. Своим детям я бы не рекомендовал артистов, которые поют с матом. Мне кажется, что у нас очень богатый русский язык, позволяющий писать красивые песни бесконечно.

В одном из интервью вы сказали, что металл ограничивает человека. Какие музыкальные эксперименты ждать от вас в будущем?

Я имел в виду, что если металл – группа играет в каком – либо определенном направлении, то если она захочет исполнить джазовую композицию или поп - песню, то ей нельзя с этим выступать, потому что ее не примут с этим. А вот я могу (смеется).

Вы спели песню Талькова «Фатальная колесница». Недавно певица Азиза заявила, что Тальков был убит из-за того, что тот хотел отдать ее богатому миллиардеру для оказания услуг, а ее охранник Малахов вступился за нее. На ваш взгляд, это правда или все – таки погиб из-за неприятия режимом?

Меня не было в стране в этот момент. В 90-е годы я жил в США. Не знаком с этой ситуацией. Если бы я был в то время здесь, то, конечно бы, мог что-то сказать по этому поводу.

Вы фактически родились на арене. Песню о цирке не хотите написать?

Кстати, это очень хороший вопрос. В некоторых известных группах меня даже клоуном называли. Да, напишу, пожалуй, песню о цирке. Попробовать сделать какую-нибудь композицию. Пусть это будет какая-нибудь печальная клоунская баллада или какая-нибудь мощная и кинообразная песня. Так что надо попробовать.

Наверняка много заявок на корпоративы у вас. Известные люди зовут выступить?

У меня очень много друзей и если они что-то празднуют, я приезжаю с акустической гитарой и выступаю. Потому что электрический хэви – металл при рождении ребенка или на дне рождения в кругу близких неуместен. И, разумеется, играю бесплатно. При этом если меня приглашают друзья друзей, то я не приезжаю.

Мы помним, что из хэви - металл-команды «Ария» вас попросили уйти без какой-то причины. В то время как вы концертировали с группой, арийцы тайком от вас записывали альбом с новым вокалистом Михаилом Житняковым. Вопрос провокационный: спели бы вы с ним дуэтом?

Почему бы и нет? Житняков тут не причем. Мы же взрослые люди и делаем одно общее дело. Так что может дуэт с Житняковым еще случится (улыбается).

Благодарим за организацию интервью Дениса Гильметдинова.

Автор: Павел Пивоваров

8 июля 2019
Городской помощник