Есть еще порох...

Крис Кельми, как считают многие, уже отработанный вариант и не входит в категорию "звезд" первой величины. Но, на мой субъективный взгляд, это не совсем верно. После любого столичного концерта в подъезде его ждут толпы поклонниц, жаждущих получить автограф, зрители тепло встречают его новые песни, а альбомы, записанные на "Мелодии", расходятся в магазинах грампластинок достаточно быстро.

...За прошедшие три года Крисом Кельми записано три диска-гиганта. Первый - "Замыкая круг" распродан в количестве 600 тыс. экз. Второй - "Мы знаем" с хитом "Ночное Рандеву" продан в меньшем количестве (где-то около 300 тыс.), но, к сожалению, "Мелодия" до сих пор не выпустила повторный тираж, а первого ни в одном магазине днем с огнем не сыщешь. И, наконец, новейшая работа - "Открой свой Сезам". За 2-3 месяца продано свыше 150 тыс. экз., а это в нынешней абсолютно бездефицитной ситуации с грампластинками более чем хорошо.

Причем последний альбом - наиболее сложный по музыкальному восприятию концептуальный материал. Поэтический материал Карэна Кавалерьяна дополнил музыкальную палитру пластинки, сделав из нее цельное произведение. Качество записи - на уровне мировых образцов.

Время течет, Крис меняет свою музыку, а это означает и постоянную смену музыкантов. Но, несмотря на это, "Рок-ателье" по-прежнему существует, как группа, но, по мнению Криса, сегодня более актуальна тема исполнителя, как личности, нежели тема группы.

Часть музыкантов покинули группу по чисто бытовым проблемам. Например, саксофонист Илларион Давыдов и бас-гитарист Валера Липец в ближайшее время уезжают в Израиль. Другие просто забросили музыку. И, тем не менее, Крис смотрит в будущее с оптимизмом - уже сегодня состав стабилизируется, что позволяет работать на концертах сольно, причем живым звуком.

- Я твердо убежден в том, - говорит Крис, - что сколько бы критики ни уповали на группы, в нашей стране многое зависит от личности. Именно поэтому сейчас взлет популярности сольных исполнителей, а группы, которые им аккомпанируют, даже никто и не знает. Причем это наблюдается не только в поп-музыке, но и в роке.

- Крис, а почему ты все-таки ушел из Театра Пугачевой?

- Частично об этом говорил Малинин в своем интервью "Московскому комсомольцу". Я бы не хотел на эту тему распространяться. Умный догадается, а дурак все равно не поймет. Все ведь и так очевидно. Не только я и Малинин ушли из Театра. Это и Маша Распутина, и Оля Кормухина, и "Диалог". Уход из Театра дал свободу выбирать по своему усмотрению гастрольные маршруты. Сейчас я работаю в объединении "АРС" композитора Игоря Крутого. Коллектив там собрался очень сильный и дружный - Серов, Игорь Николаев, "Электроклуб", Ира Аллегрова, Леша Глызин, Наташа Королева.

- Какие события за прошедший год тебе запомнились больше всего?

- Это касается нашего музыкального рынка. Местами у нас уже построен капитализм, что радует. Я имею в виду появление конкуренции на рынке и полную свободу творчества из-за отсутствия худсоветов. Появилась возможность занять высшую точку музыкального Олимпа, зависящую только от качества музыки, таланта и продюсерских способностей, а не от желания отдельных членов Союза композиторов или вкусовщины редакторов телевидения и радио. Я счастлив, что в прошлом году сумел вкусить радость славы благодаря песне "Ночное рандеву", хотя ставка на эту песню по большому счету и не делалась. За год я прекрасно освоил все механизмы гастрольной деятельности и сумел поработать на самых больших и престижных площадках страны.

Но если в музыке мы приближаемся к развитой цивилизации (не в смысле качества, а в смысле отношения к поп-жанру, как к шоу-бизнесу), то в быту мы отдаляемся с каждым годом от цивилизации все дальше и дальше. Разве это мыслимо, когда "звезда" стоит в очереди за электробритвой 2 часа, через час та ломается, и ее выкидываешь в мусорный ящик!? Разве может артист обходиться без машины из-за своих сотен проблем в течение дня? Но рабочий день начинается с километровой очереди за бензином. То есть я хочу сказать о том, что в нашей стране все равны - и "звезды" эстрады, и слесарь с завода. Неужели это главное завоевание социализма?

Но это все чепуха. Для меня лично радиостанция "Европа плюс Москва" компенсирует все жизненные неудобства. Музыкальный мир сегодня открыт для всех. И если дальше так пойдет, то лет через 5-7 рынок сбалансируется и изменится вкус большей массы зрителей. Лавина бездарной музыки, обрушившейся на нас за последние 20 лет, должна, наконец, остановиться. Ведь она и так нанесла непоправимый след, впитавшись в гены наших детей. Разве может нормальное общество всерьез относиться к "Модерн Токинг" или к "Ласковому маю", как к нечто выдающемуся?

И больше всего радует, что у многих музыкантов, побывавших за рубежом, пропали иллюзии о том, что левой ногой можно завоевать Америку и заработать там миллион. Это далеко не так. Нам и до Европы еще шагать и шагать.

- У тебя есть неосуществимая мечта?

- А как же! Я ношусь с ней уже который год. Сыграть вновь в составе "Високосного лета" вместе с Ефремовым, Кутиковым и Ситковецким. Хотели сделать это на вечере памяти Леннона в "Олимпийском", но в это время "Машина" была на гастролях в Германии. И так каждый раз - то их нет в Москве, то меня. Я до сих пор считаю, что была одна из самых сильных групп в Союзе, она дала мощные ростки, из которых выросли деревья.

Кстати, а вы не забыли, что одно из них - это Крис Кельми, которого рано еще списывать со счетов?

Дмитрий ДМИТРИЕВ

23.11.1990
Московский комсомолец