Автограф: 25 лет «американскому» альбому

Четвёртый альбом группы (третий официально изданный), также известен как «американский» или «красный» альбом, фактически частичный ремейк альбома «Каменный край» для американского рынка.

Записан на студии «For the record» в августе 1989 года. 10 треков

Общая продолжительность: 39’ 05”

Релиз: 10 сентября 1991

ПРЕДЫСТОРИЯ

«Автограф», Сопот 1987, заключительный концерт

Bob Parr в Москве, декабрь 1987

Первый американский тур, февраль 1988

База группы в ДК ВОС на ул. Куусинена, 19а

Mery Becker и «Автограф», 1989

Треклист альбома

Александр Ситковецкий и оркестр «Новые европейские струнные» п/у Дмитрия Ситковецкого

18-22 августа 1987 «Автограф» участвует в XXIV Международном фестивале эстрадной песни в Сопоте (Польша), где в итоге занимает 2 место. Там же группа знакомится с американским менеджером Мэри Бэйкер.

В конце июля 1987 года Ситковецкому категорическим тоном сообщили, что "Автограф" едет на фестиваль эстрадной песни в польский город Сопот представлять СССР. Музыканты прекрасно понимали, что они не имеют никакого отношения к этому празднику социалистической поп-музыки, и сами себя морально освободили от каких-либо обязательств по отношению к партии, правительству и родному министерству культуры. О чем Александр честно сообщил своему руководству. В Варшаве, перед выездом в Сопот, музыканты выслушали соответствующий инструктаж и напутствие так называемого советника по культуре советского посольства. Рекомендовалось политическую ситуацию не накалять, советскую символику не употреблять, достойно представить и не осрамить... (М. Пушкина, «Легенды русского рока»)

В декабре 1987 Мэри Бэйкер прилетает в Москву и привозит с собой продюсера Боба Парра, который делает демо-запись группы в главном зале студии «Мелодия».

Знакомство с американской певицей Мери Ди на Сопоте привело к тому, что в декабре 1987 года ее мать и менеджер Мери Беккер привезла в Москву американского музыканта Боба Парра, который помог "автографам" сделать первую настоящую демонстрационную запись. (М. Пушкина, «Легенды русского рока»)

Запись была сделана по настоянию Mary Becker для промоушена группы перед и во время первого US-tour. (А. Ситковецкий)

22 января 1988 года группа вылетает в США, где проводит сольное турне по шести городам и записывает в студии Trax две новые песни.

Приезд в декабре 1987 в Москву продюсера Парра и последующая 2-х месячная поездка в Америку, плотное знакомство с MTV, погружение в хард-рок кастрюлю Лос Анжелеса и много свободного времени в студии дома в Голливуде, где мы все жили, сподвигли нас на написание нового материала, пока еще в зарисовках. После серии шоу-кейсов (показов) для нескольких лейблов, у нас стали формироваться более конкретные представления о том, что от нас хотят и куда нам двигаться творчески. (А. Ситковецкий)

Во время тура, чтобы отличаться от американского «однофамильца» - группы «Autograph» англоязычное написание группы по предложению Мери Беккер было изменено на «Avtograf».

Avtograf - это предложение Mary Becker, чтобы разделить нас с Autograph из San Francisco, те были организованы в 1984-м и к нашему приезду в Америку у них уже было 2 больших хита. (А. Ситковецкий)

Март-апрель 1989 запись альбома "Каменный край" в студии Московского Дворца молодежи.

Приехав в Москву, мы начали репетировать новый, создаваемый совместно репертуар, что было внове: до этого музыку приносил кто-то из музыкантов и группа лишь "доводила" концепцию, в этот раз мы старались участвовать в творческом процессе все, особенно Витя и Ру. И тут подоспело известие от Мери, что рассматривается вариант подписания нас на Bizarre/Straight лейбл Заппы и они хотят послушать материал для возможной пластинки. С того момета наша работа обрела цель, мы завершили сразу несколько песен, на которые Мери Ди написала слова, и отправили их в ЛА. Эти песни потом стали основой Tear Down the Borders. (А. Ситковецкий)

Весна 1989 из США поступает предложение о записи альбома для американского рынка, группа начинает готовить новый материал.

Идея возникла у менеджемента группы. К тому времени Mary Becker передала нас Herb Cohen - известному менеджеру, его roster включал Frank Zappa, Anita Baker, Dooby Brothers и др. Продвигать группу в Америке после успешного клубного тура без записи невозможно, отсюда и решение писать альбом. (А. Ситковецкий)

Конец весны - начало лето группа проводит в ежедневных репетициях на своей базе, перерабатывая песни «Каменного края» под американский стандарт, и создавая новые композиции изначально ориентированные на слушателя в США. Итогом многомесячной работы становится демо запись (до сих пор не опубликованная), которую отвозит в США Mary Becker.

Весной/ранним летом 1989-го мы ежедневно репетировали новый материал на базе на Куусинена, получилось несколько совсем новых песен без слов (Артур пел англ. “рыбу”) - How Can I call It Love, Judgement Day, Why Can’t You Stay и моя What Did I Miss?, которую Херб/Боб настояли превратить в саксофонную инструменталку. Песни с КК для TDTB были существенно переделаны (помимо англ.яз) под давлением production team и ни эти американские версии, ни новые песни для TDTB и не исполнялись никогда. (А. Ситковецкий)

В июле «Автограф» вновь отправляется в Лос-Анджелес, где подписывает контракт с продюсером Хербом Коэном на запись альбома. В течение месяца в репетиционной студии группа доводит музыку и стихи до финального вида.

Последняя поездка «Автографа» в США завершилась долгожданной победой — группа все таки смогла за 2 года добиться контракта на запись диска в США на фирме «Кэпитол». (Д. Шавырин, «Московский комсомолец», 12 мая 1989)

ТРЕКЛИСТ

Для нового альбома группа предложила все свои новые записи начиная с демо 1987 года и заканчивая композициями написанными после «Каменного края» в результате лейбл отобрал: супер-хит «Мир в себе», прекрасно принятый в «Сопоте» и во время зарубежных гастролей, 5 треков с только что вышедшего альбома «Каменный край», весь музыкальный материал которых был переработан и переаранжирован, а также четыре новых композиции, которые изначально создавались на английском языке.

Мы предложили весь свежий, на тот момент материал - часть переработанных песен с КК, часть совсем новых, включая демо с Мелодии зимы 1987. (А. Ситковецкий)

1. Tear Down The Border

(русский вариант - Мир в себе, первый и второй английский варианты – The World Inside)
муз. Автограф, сл. Meredith Marshall, припев - Маргарита Пушкина
(русский, первый и второй английские варианты - муз. Александр Ситковецкий, русский и первый английский вариант - сл. Маргарита Пушкина, второй английский вариант – сл. Meredith Marshall и припев - Маргарита Пушкина)

продолжительность: 4’ 07”
Написана летом 1986, переработана для альбома весной - летом 1989
Группой на концертах не исполнялась, единственный раз исполнена 11 сентября 1991 Артуром Беркутом и группой Bishops
(русский вариант впервые исполнен 21 сентября 1986 в Драмтеатре г. Калинин (ныне Тверь); первый английский вариант - в апреле 1987 во Франции, второй английский вариант - в январе 1988 в США)
Русский вариант записан в 1-м тон-ателье Останкино для «Голубого Огонька» зимой 1986, первый ангийский вариант с вокалом Сергея Мазаева (радикально-современный-87 клавишный продакшн Руслана Валонена) записан в начале 1987 на студии «Мосфильма», второй анлийский вариант записан в декабре 1987 в главном зале студии «Мелодия» для американского демо.

2. Coming Back To Find You

(русский вариант - Колокол)
продолжительность: 4’ 20”

3. One Step Away

(русский вариант - Мастер)
продолжительность: 4’ 25”

4. Why Is This Goodbye

(русский вариант - Камень)
продолжительность: 4’ 11”

5. My Brother

(русский вариант - Странник)
продолжительность: 3’ 50”

6. Play With Fire

(русский вариант - Город)
продолжительность: 2’ 56”

муз. Автограф, сл. Meredith Marshall
Написаны в марте-апреле 1989, переработаны для альбома весной-летом 1989
Группой на концертах не исполнялись (русские варианты впервые исполнены весной 1989)
Русские варианты записаны в марте-апреле 1989 года на студии МДМ (Москва) для альбома «Каменный край».

7. How Can I Call It Love

продолжительность: 4’ 15”

8. Judgement Day

продолжительность: 3’ 46”

9. Why Can't You Stay

продолжительность: 3’ 23”
(Единственный раз исполнена 11 сентября 1991 Артуром Беркутом и группой Bishops)

муз. Автограф, сл. Meredith Marshall
Написаны весной 1989
Группой на концертах не исполнялись

10. Going Home

муз. Автограф
продолжительность: 3’ 39”
Написана в весной 1989
Группой на концертах не исполнялись (Александр Ситковецкий с New European Strings Chamber Orchestra под управление Дмитрия Ситковецкого впервые исполненил в 1995)

Мы договорились, что авторами музыки всех песен запишем всех пятерых: Артура, Гута, Меня, Витю и Руслана - для упрощения расчетов по авторским. Стихи все написала Meredith Marshall – дочка Mary Becker. На самом деле бOльшая часть песен была написана комбинациями Леня-Артур и Витя-Руслан, со мной и Мазаем в разных пропорциях. Сакс-инструменталка (Going Home) - полностью моя. (А. Ситковецкий)

Насколько я помню, все песни, записанные для альбома, в него и вошли, перепроизводства и цензуры (кроме авторской) не наблюдалось :-) (А. Ситковецкий)

— И последнее — в 1990 году в США выйдет ваш дебютный «экспортный» альбом. Он будет таким же, как «Каменный край»?
— Нет, лишь половина композиций (естественно, с английскими текстами) войдет в него. Пока мы исполняем европейскую музыку. Для того чтобы продать ее в Америке, ее надо американизировать. Что это такое? Сделать композиции более лаконичными, конкретными, тяжелыми. Наши русские остросоциальные тексты там никому не нужны и совершенно непонятны. Поэтому все тексты песен будут написаны только американскими поэтами. Лишь это может принести шанс на успех. Зимой пластинка будет записана, а к будущему лету надеемся узнать о результатах. (Д. Дмитриев, «Московский комсомолец», 29 сентября 1989)

Как и обещалось, в “Tear Down…” вошла часть переработанного материала "Каменного края" - это номера “Coming Back To Find You” ("Колокол"), “One Step Away” ("Мастер"), титульный номер ("Мир в себе"), “Why Is This Goodbye” ("Каменный край"), “My Brother” ("Странник") и “Play With Fire” (тотально переаранжированный и укороченный "Город"), плюс четыре изначально написанных с расчетом на заграничного слушателя номера, среди которых действительно хороша трагическая инструменталка “Going Home” с ведущим саксофоном Сергея Мазаева (начинавшая свою жизнь, кстати, в виде романтичной AOR-баллады).
После записи в марте-апреле 1989-го в студии МДМ "Каменного края" группа гордо отправилась с его мастерами в США, однако получила неожиданно негативную реакцию своих американских друзей. Поскольку "…Край" был клавишноориентированной работой, основные претензии, по воспоминаниям Александра, звучали примерно так: "Мы прошли пик клавишных аранжировок в 1985-м, а для 1989-го это звучит несовременно. Где гитары? Мы у себя опять вернулись к акустическим и электрогитарам!" (В. Баронин, «Alive», 26 апреля 2006)

ЗАПИСЬ

Студия «For the record»

«Автограф» образца 1989

Продюсер Bob Duffey и звукорежиссер Eric Garten

Братья Bishop, Ted (бэк-вокал, со-продюсер) и Bart (бэк-вокал)

Запись альбома проходила на студии «For the record» (833 West Collins Avenue, Orange, CA 92868) в течение нескольких дней в августе 1989 года. Руководил записью звукорежиссер Eric Garten, известный также под псевдонимом “E”. На момент записи альбома студия была относительно новой, а звукорежиссер не имел большого опыта работы, возможно, этим и объясняется не слишком высокая оценка звука записанного материала.

Студия For the Record (игра слов) была совсем обычной, недорогой по оборудованию, расположенной в Orange County около Disneyland, в часе езды на юг от ЛА. Мы жили в гостинице неподалеку. Работалось с Eric Garden нормально, но конечный саунд альбома нас всех очень расстроил. Замараев в студии МДМ свел лучше. (А. Ситковецкий)

В записи приняли участие:

Александр Ситковецкий – гитара, бэк-вокал
Леонид Гуткин – бас, бэк-вокал
Виктор Михалин - ударные, бэк-вокал
Артур Беркут – вокал
Руслан Валонен – клавишные
Сергей Мазаев – саксофон, бэк-вокал
Ted Bishop - бэк-вокал
Bart Bishop - бэк-вокал

Приглашение братьев Бишоп на бэк-вокал выглядит несколько странным, возможно это было стратегическое решение лейбла на будущее – в случае успеха записи, можно было не зависеть от иностранных музыкантов «Автографа».

Как мы поняли позднее, Herb имел виды на то, чтобы использовать имя Автограф с минимумом оригинальных музыкантов (что и произошло на съемках Мир в Себе с Артуром и Bishops через год) и братьев позвали познакомиться с музыкой и заодно спеть бэки. (А. Ситковецкий)

Продюсер - Robert Duffey, со-продюсер - Ted Bishop, исполнительный продюсер - Herb Cohen.

Вклад Herb Cohen заключался в финансировании записи на предельно минимальном бюджете и выборе Robert Duffey в качестве продюсера, что было принципиальной ошибкой. Роберт - хороший парень и прекрасный фотограф, но продюсировать рок-группу ему было поручать нельзя. (А. Ситковецкий)

Все начиналось хорошо: на запись был приглашен менеджер Фрэнка Заппы с Capitol – Хёрб Коэн. «Коэн дал нам очень слабого продюсера, - вспоминает Ситковецкий. – И он нас стал потихонечку гнуть под американский формат - даже не только в плане радийности, а вообще философии музыкальной. И мы стали гнуться – решили, что свою дремучесть действительно надо убирать. В результате и американцев из нас не получилось, и «Автограф» умер… в этом альбоме». (Пресс-релиз «Автограф: от Intro до Coda» 26 февраля 2005)

Работой над альбомом занимался американский менеджер "Автографа" Херб Коэн, известный сотрудничеством с Фрэнком Заппой и его продюсерская команда в лице неведомого миру Роберта Даффи и лидера группы имени себя, вокалиста Теда Бишопа, в результате записавшего на CD часть партий бэк-вокала. Странное требование Херба об "ужесточении материала и введении в аранжировку гитар" разбилось, к сожалению, о слабость Роберта и Теда как продюсеров. Более того, требование об "американизации" материала и приспособлению его к требованиям тогдашнего заокеанского FM-радио дало странный результат – альбом, записанный в Калифорнии, звучит менее объемно и помпезно, нежели "…Край", а гитара Александра тут почти неузнаваема для отечественного уха. По словам лидера "Автографа", и атмосфера записи была неидеальна: "Помню, что я бесконечно раздражался, мне было некомфортабельно, потому что нас ломали под то, что в Америке будет продаваться. Мы, с одной стороны, верили, потому что были несведущи и наивны в отношении американского рынка, а изнутри чувствовали – что-то делается не так. Записались, свелись, и когда послушали – все переглянулись и поняли, что шедевра мы не создали..." (В. Баронин, Play, №12, 2005)

Инструменты и оборудование:

гитара Charvel Soloist 6
гитара Fender Stratocaster with Lace Sensor pickups
бас-гитара Kubicki Factor bass
бас-гитара Yamaha BB-2000
синтезатор Roland D50
саксофон Yanagisawa
студийная ударная установка

Все соло и power chords были записаны на Soloist 6, но все чистые ритм-треки - на моем голубом Fender Stratocaster w/Lace pickups. (А. Ситковецкий)

Основным интсрументом был Kubicki Factor bass. А также я использовал Yamaha BB-2000. (Л. Гуткин)

Порядок следования треков на альбоме определил лейбл.

Трек-лист вяло обсуждался, но в целом, как я не раз уже писал - мы сдались (А. Ситковецкий)

НАЗВАНИЕ

Исполнительный продюсер Herb Cohen

К выбору названия альбома группа отношения не имела, все решил лейбл. Название можно считать вполне удачным и по смыслу и по духу, который тогда несла группа.

Выбор Herb Coen и людей Запповского лейбла Bizzare/Straight, на котором альбом вышел. (А. Ситковецкий)

Название для Америки и Запада было коммерчески привлекательно (для 1989 - Берлинская стена), по-русски тоже неплохо, но для меня лично название было чересчур “в лоб”, прямолинейным и не несло никакого более глубокого смысла (как, напр. КК или Empty Arena). (А. Ситковецкий)

БУКЛЕТ

Дизайнер буклета Pat Dillon

Буклет

Дизайном буклета занимался Pat Dillon, креативный директор лейбла, он же, по-видимому, отобрал и фотографию для обложки, кто на ней изображен, остается тайной. Группа к оформлению альбома не привлекалась.

Точно не я, это был выбор оформителя, мы уже увидели готовую обложку, когда вернулись в Москву и не спросили, кто изображен. Так что пока - тайна )) (А. Ситковецкий)

Фотосессия для буклета проходила во время записи альбома в одном из индустриальных районов города, фотографом выступал продюсер альбома Robert Duffey.

Фотосессия происходила приблизительно в то же время, что и запись. Нас отвезли в грязно-депрессивный индустриальный район даунтауна, сплошные серые склады, высохшее русло реки и мосты. По духу и стилю напоминает фон, на котором снимали клип песни “Каменный Край”. Фотограф - Robert Duffey. Он - известный фотограф с премиями. В оформлении мы не участвовали. (А. Ситковецкий)

РЕЛИЗ

Промо-материалы

«Into The Night», 11 сентября 1991

Longbox и кассета

Релиз альбома состоялся 10 сентября 1991 года, через 2 года после его записи. Лейбл «Bizarre/Staight» выпустил альбом в трех вариантах:

- на компакт-диске с 8 страничным буклетом с портретами группы, Bizarre/Straight R2-70559;
- на компакт-диске с 8 страничным буклетом с портретами группы, упакованном в длинный бокс (longbox), Bizarre/Straight R2-70559;
- на компакт-кассете с 6 страничным вкладышем, Bizarre/Straight R4-70559.

11 сентября в эфире программы телеканала ABC «Into The Night» ведущий Roy Firestone представил, только что вышедший, альбом многомиллионной аудитории и Артур Беркут с американскими музыкантами из группы Bishops, под вывеской «Автограф», исполнил две композиции с альбома: «Tear Down The Border» и «Why Can’t You Stay».

Альбом имел средние продажи, тираж полностью распродан не был, его остатки были уценены и до сих пор продаются в интернет-магазинах.

Я не знаю, почему была задержка. Может быть Херб ждал, пока большинство музыкантов группы переедут в Америку. Продажи шли так себе, хотя альбом стоял во всех магазинах и я сам купил себе 2 хорошо оформленных и упакованных экземпляра в Tower Records - крупнейшей на тот момент сети магазинов мира. Наклейка гласила - самая знаменитая рок-группа СССР, продавшая более 6 миллионов пластинок. (А. Ситковецкий)

Американский дебют "Автографа" оказался разочаровывающим: шесть перезаписанных с английским текстом и частично переаранжированных пьес с "Каменного края" ("Колокол", "Мастер", "Мир в себе", "Камень", "Странник" и "Город") и четыре новых номера явно проигрывают в энергетике и качестве продюсирования отечественному альбому-прародителю. Хотя полурусский-полуанглийский титульный номер (он же – "Мир в себе") и мрачно-трагический инструментал "Going Home" с ведущим саксофоном Сергея Мазаева безусловно хороши. По меркам самого "Автографа" альбом получился слабым – но все познается в сравнении: на фоне иных творений несостоявшихся звезд AOR’а 80-х “Tear Down The Border” выглядит вполне достойной работой, которую портит разве что преобладание балладного материала и совершенно невнятная компоновка CD. (В. Баронин, Play, №12, 2005)

There was a lot of noise about Russian rock back in the days of glasnost and perestroika, but there hasn't been much lately, because much of what has come out of Russia sounds like pallid imitations of Western rock, and Autograf is a good example of that, at least on this album, which presents them as a sort of Journey wannabe, wailing English language power ballads that sound like they're intended for the Zippo lighter-clutching hordes in the basketball arenas of middle America. They'll probably never get there, though, at least as long as Jon Bon Jovi has a breath left in his body. (W. Ruhlmann, music critic for The New York City Tribune)

Интересный момент, на Obi японского издания, вышедшего через год, датой первого издания значится 1 марта 1991, хотя диск начал продаваться в США 10 сентября, неясно это просто опечатка или по бумагам релиз прошел в марте, а продажи по какой-то причине были задержаны на 6 месяцев.

ПЕРЕИЗДАНИЕ

Задник промо варианта, стикер и надпечатка

Японское переиздание

Год спустя после американского релиза, 26 августа 1992 года, японский лейбл Polystar переиздал альбом. Издание (Polystar PSCW-1133) содержало 16 страничный буклет, с аннотацией на японском языке и текстами песен на английском и японском языках, 6 страничный односторонний постер с фотографиями и характерный для японских релизов Obi strip.

Часть тиража, предназначенная для рекламных целей (promo), была помечена овальным стикером с надписью «FOR PROMOTIONAL USE ONLY NOT FOR SALE» в нижней левой части заднего вкладыша и надписью «SAMPLE» на прозрачном внутреннем круге диска.

Японское издание альбома является коллекционной редкостью.

СИНГЛ

Промо сборник «Polystar Pickup Airplay»

Синглов к альбому не выходило ни в США, ни в Японии.

Выходу японского издания предшествовал выпуск промо-сборника «Polystar Pickup Airplay. Volume 35. Summer Edition - 1992 August / Various Artists» (Polystar HI-5058 , 1992), представлявшего новинки лейбла в августе 1992 года, в том числе и два трека с альбома «Автографа»: «Tear Down The Border» и «One Step Away».

ДРУГИЕ ИЗДАНИЯ

Реплика от KIVI и мп3 сборники

Копия альбома

Альбом «Tear Down The Border» в России официально никогда не издавался, однако уже в начале 90х копии его можно было найти на кассетах.

20 января 2014 года российский пиратский лейбл KIVI выпустил копию американского издания альбома с немного измененным 8-страничным буклетом.

Альбом также можно найти в составе МП3-сборников:

Автограф, Fresh Media, 2009
Автограф (Архив русского рок-н-ролла), Black Bootleg, 2009
Автограф (Золотая серия Авторадио), Моно Центр, 2011

Альбом входил в каталог «Рок архива» Владимира Иванова.

Все издания альбома

Название
Лейбл


по каталогу

Год выпуска

Тип носителя

Матрица / Run-out
Буклет
Упаковка
Примечание
Tear Down The Border
Bizarre/Staight
R2-70559
1991
CD
R270559 8/91 1DA1X
8 + 1
jewel case + longbox
 
Tear Down The Border
Bizarre/Staight
R2-70559
1991
CD
R270559 8/91 1DA1X
8 + 1
jewel case
 
Tear Down The Border
Bizarre/Staight
R4-70559
1991
MC
-
6
стандартная коробка
 
Tear Down The Border
Polystar
PSCW-1133
1992
CD
PSCW-1133 MT 1A1 ++
16 + 6 + 1
jewel case + OBI
 
Tear Down The Border
Polystar
PSCW-1133
1992
CD
PSCW-1133 MT 1A1 ++
16 + 6 + 1
jewel case + OBI
promo
Tear Down The Border
Bizarre/Staight
R4-70559
?
MC
-
4
стандартная коробка
копия
Tear Down The Border
Рок архив
?
?
CD-R
-
4 + 1
jewel case
 
Автограф
Fresh Media
-
2009
CD-R
-
4 (2) + 1
jewel case
Автограф
Black-Bootleg
-
2009
CD-R
-
4 (2) + 1
jewel case

Архив русского
рок-н-ролла

Автограф
Моно Центр
-
2011
CD-R
-
2 + 1
jewel case

Золотая серия
Авторадио

Tear Down The Border
Bizarre/Staight
R2-70559
2014
CD
R2-70559-2
8 + 1
jewel case
KIVI реплика

Особая благодарность Александру Ситковецкому за помощь в подготовке данного материала.

clegg

10 сентября 2016 года
специально для avtograf.com.ru

P.S. Уважаемый читатель, если у вас есть дополнительная информация о создании или распространении данного альбома, или вариант издания не упомянутый в данном материале, пожалуйста, напишите нам.