Автограф: интервью самарскому «Репортеру»

- Что явилось причиной вашего воссоединения?

А. Ситковецкий:
- Причин несколько. С того момента, когда мы в феврале 90-го года взяли творческую паузу, прошло много лет. За это время нам не раз предлагали собраться. Однако много факторов не совпадало (мы давно живем в разных странах, разными жизнями; у каждого своя судьба, карьера). И вот в прошлом году мы получили очень достойное предложение, в которое мы поверили. Мы поняли, что концерт того уровня, которого нам хотелось достичь, будет создан. Это первая причина. Вторая причина нашего воссоединения – двадцатипятилетие группы – это не простой юбилей, и имеет смысл подарить поклонникам ту же самую радость, которую мы хотим подарить себе. Кроме того, в этом году исполняется 25 лет со дня проведения Тбилисского фестиваля, с которого практически начиналась наша рок-музыка, тогда еще в Советском Союзе, и 20 лет со времени проведения Live Aid - большого всемирного концерта, где мы были единственными представителями от Восточной Европы и выступали перед более чем двумя миллиардами человек.
 

- Не страшно ли начинать все заново?

В. Михалин:
- Мы не начинаем заново. Вы знаете, это как вождение машины. То есть какое-то время вы ее не водили, а потом сели и поехали. В принципе было тяжело, конечно. Мы потратили добрых полгода на репетиции. Первые месяцы вообще были проблематичны для всех нас. Для меня особенно. Мне было тяжело, потому что я долгое время этим не занимался. Но, слава богу, все вспомнилось.
И этот наш благородный совместный порыв, к сожалению, имеют срок годности, потому что мы не собираемся ничего дальше продолжать. Это как бы разовая акция. Сейчас мы выступим в городах, о которых у нас сохранились самые добрые воспоминания. Потом завершим все эту акцию в Москве и на этом поставим жирную точку.

- Как прошли концерты «Автографа» в Волгограде и в Ростове? Могут ли результаты этого юбилейного турне изменить решение группы? Возможно, вы захотите поставить вместо «точки» «запятую»…

В. Михалин:
- Концерты прошли очень хорошо. Мы получили большое удовольствие. Я не помню, честно говоря, за последние наши выступления в Советском Союзе, чтобы нас так хорошо принимали. Но это не имеет отношения к той точке, которую мы решили поставить 23 июня в Москве, в Олимпийском.

- С Самарой у вас что-нибудь связано?

А. Ситковецкий:
- Мы были в Самаре в 86-м году, тогда город назывался Куйбышевом. Это был один из самых первых концертов с участием Сергея Мазаева, который пришел в группу в 86 году. Практически тогда был дебют Мазаева.

- Вы 15 лет жили и творили врозь, наконец-то собрались. По чему вы больше соскучились: по хорошему шоу, друг по другу или по зрителю?

А. Беркут:
- Я думаю, что по всему вместе взятому: по хорошему исполнению, звучанию, по добрым, прекрасным друзьям.

А. Ситковецкий:
- Да, мы для себя обнаружили, что нам не хватало друг друга все эти 15 лет.

В. Михалин:
- Мы расстались в то время, когда в стране начиналась тотальная коммерциализация всего происходящего в шоу-бизнесе, когда понятия «хорошо» или «плохо» решались через понятие «есть деньги» или «денег нет». И поэтому наши воспоминания не затуманились никаким негативным стрессами, потому что мы делали музыку таким образом, чтобы на самом деле это было хорошо. Поэтому мы сейчас собрались с ощущениями последних гастролей, когда мы старались выжить из себя максимальные творческие потоки.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь сейчас при осуществлении этого проекта?

Л. Гуткин:
- Мы ощущаем некий дефицит информационного поля. Тогда, в 80-ые годы группа активно присутствовала на рынке, имела за собой десятилетнюю историю. После пятнадцатилетнего отсутствия и неожиданного появления из сундука нам, конечно, трудно. В принципе, у публики к нам очень доброжелательное отношение, но пространство уже забито современными артистами. В этом плане проблемы есть, и даже не у нас самих, а у людей, которые работают с этим проектом.

- Кого еще из бывшего состава «Автографа» вы приглашали к участию в проекте?

А. Ситковецкий:
- Мы приглашали еще троих людей, без которых, «Автографа» в том виде, в котором привыкли его воспринимать, возможно, и не было бы: Криса Кельми и нашего первого певца Сергея Брутяна (с ними мы стали лауреатами Тбилисского фестиваля в 1985 году), а также Сергея Мазаева (он вошел в группу в 86-м году и проработал с нами три с половиной года).

В. Михалин:
- К сожалению, они не могли поехать вместе с нами сейчас: Мазаев, Кельми гастролируют, у Брутяна свой бизнес. Но они присоединятся к нам на финальный концерт в Москве.

- Случались ли курьезы по раздаче автографов?

А. Ситковецкий:
- Мы рисовали их на всем, на чем можно: на лысинах, на спинах, на детских ладошках…

В. Михалин:
- На женских грудях.

А. Ситковецкий:
- Я вот попытался, но как-то не получалось… Ну, а если серьезно, в 70-е года при советской власти был гигантский дефицит информации, пластинок, плакатов - всех тех вещей, который являются неотъемлемыми атрибутами существования любой успешной группы. Поэтому люди правдами и неправдами, на чем угодно были готовы получить автограф.

В. Михалин:
- На то время для нашего многострадального зрителя мы являлись олицетворением свободы в музыкальном смысле этого слова. То есть мы играли рок-н-ролл и сами были уверены, что это и есть та самая свобода на сцене, которая должна быть. Вот с этой уверенностью мы и приплыли к сегодняшнему дню.

- Кто был кумиром у каждого из вас, когда вы начинали в 80-е годы?

А. Ситковецкий:
- Не сочтите за хвастовство или высокомерие, но не хотели мы никому подражать. Мы писали то, что писалось.

В. Михалин:
- Кумиров не было ни тогда, ни сейчас. Было огромное количество музыки, которую мы слушали с утра до вечера, которая безумно нравилась. Я помню, что слушал Pink Floyd.

А. Ситковецкий:
- Led Zeppelin, Yes, Deep Purple

Л. Макаревич:
- Конечно же, Битлз.

Л. Гуткин:
- Моим кумиром был Ситковецкий. (Дружный смех)

- Сет-лист приготовленного вами концерта состоит из старых песен. Что вы сделали для того, чтобы соответствовать времени и ваша музыка была бы интересной для современной молодежи?

Л. Гуткин:
- Мы достаточно серьезно отнеслись к освежению программы, существенно перелопатили все наши старые аранжировки, так, чтобы звучала музыка 2005 года. Интересным получилось световое и сценическое решение. «Автограф» всегда старался быть на передовых позициях сценического воплощения музыки. К тому же, мы сделали еще один шаг вперед согласно современным технологиям – мы привезли концерт в живом SURROUND SOUND 5+1. Такого в России никто до сих пор еще не делал. Мы сделали. Для это был приглашен ведущий мировой специалист в области живого звука Хакан Седерстрем. Я думаю, что наши поклонники не будут разочарованны.

А. Ситковецкий:
- К концерту мы подошли, как и в прошлые годы, с большой долей заинтересованности и контроля. В шоу заведуют зрелищная сторона. Мы пригласили Сашу Зейгерман – нашего первого и основного художника, который и создал невероятную по тем временам концепцию лазерных, дымовых эффектов. Зейгерман бросил в Америке все дела и приехал помогать делать шоу.

- Насколько целесообразна коммерческая составляющая данного проекта?

В. Михалин:
- Мы не пытаемся залезть ни в какие коммерческие отношения с нашим российским шоу-бизнесом или построить финансовую карьеру. Мы просто вышли напомнить, что мы постарели на 15 лет, но формально от этого ничего не изменилось. Изменения произошли только в лучшую сторону.

- Планируется ли следующая «жирная точка» на сороколетие группы?

А. Ситковецкий:
- Давайте доживем.

- Что, на ваш взгляд, произошло с публикой за это время?

В. Михалин:
С публикой сейчас стало нам намного легче, потому что на фоне той травяной жвачки, которой кормят ее на протяжении последних 10-15 лет, мы выглядим как мастадонты.
Наше творчество делается честно и без заигрывания, без желания написать хит. Как глоток чистого воздуха, привезенного из прошлого века. Этим и заслуживается тот прием, который мы встречаем.
 

Подготовил: Алексей Абкин

7 июня 2005
Еженедельная газета "Репотрер"