Копенгаген встретил советских музыкантов ясным солнечным днем и.., громадными, расклеенными по всему городу афишами с именами Фила Коллинза, Джона Мэйла, Эрика Клаптона, оставшихся после Роскилдского фестиваля, проходившего за неделю до приезда «Автографа». От «тих имен, давно уже ставших легендами, ребятам стало как-то не по себе....

- КОНЕЧНО, волновались, — рассказывает Александр СИТКОВЕЦКИЙ. — Хотя датчане и слышали о нас, но, согласитесь, выступать после таких суперзвезд не так-то просто. И вообще, западная публика привыкла к коротким энергичным мелодиям, а мы везли им музыку серьезную и трудную для восприятия. Поэтому неизвестно было, какую реакцию ожидать...

Но когда прямо в холле гостиницы «Карлтон», где должны были остановиться музыканты, их окружили вездесущие репортеры, а чуть позже организаторы фестиваля объявили программу дня. состоящую из сплошных пресс-конференций, ребята немного успокоились — приезд советской рок-группы заинтересовал датскую прессу.

Тот день, 10 июля, был особенно напряженным. С трех часов дня — бесконечная вереница следующих без перерыва пресс-конференций. Одна, на датском радио, запомнилась больше всего.

— Общая обстановка была довольно доброжелательная, — вспоминает Саша. — Но среди вопросов об образовании участников группы, о программе, которую мы привезли, были и такие: «Не думаете ли вы, что в России рок-н-ролл не может существовать, так как это музыка англо-американская?», «Можно ли в Советском Союзе купить пластинки ведущих западных рок-исполнителей?»
Вообще выяснилось, что у датчан искаженное представление о советской рок-музыке. Они, например, до некоторых пор даже не знали, что такая существует.

Утро следующего дня началось с подготовки к концерту. Приехав в Альбертслунд, пригород Копенгагена, где и должно было проходить закрытие «Фестиваля друзей», узнали, что «Автограф» заранее поставили на самое престижное место - в конец. Это, конечно, обрадовало, но ведь надо было и оправдывать такое доверие. А работать приходилось в совсем непривычных условиях. В Копенгаген музыканты привезли только инструменты, световое же и музыкальное оборудование было местным.

И вот начался концерт. Один за другим на сцену вышли три группы: датская «Париж-Париж», норвежская «Кан-Кан» и венгерская «Локомотив-ГТ». Пять часов ожидания своего выхода были настоящей пыткой. Наконец, почти в полночь, свое место на сцене заняли и музыканты «Автографа». Публика встретила их сдержанно. Расточать похвалы авансом она не привыкла. Прозвучала одна композиция, другая, третья... Реакция та же. И только когда Александр Ситковецкий объявил, что исполняется последняя песня, зал взорвался такими овациями, что, казалось, на Альбертслунд надвинулась стихия, способная сокрушить все вокруг.

Утром 12 июля газеты писали:

«Самое важное то, что мы услышали рок-музыку, абсолютно не похожую на западный рок. Она исполнена с отменным качеством и высоким исполнительским мастерством».

«Симфонический рок «Автографа» понравился даже искушенной датской публике».

«Автограф» — это первая рок-группа с востока, приглашенная на всемирный телевизионный рок-концерт, сбор от которого был направлен в фонд помощи голодающему населению Эфиопии. И она же была первой, кто открыл русский рок для западной публики. Концерты «Автографа» в Дании подтверждают наличие в СССР развитой национальной рок-культуры».

«Автограф» из Москвы является одной из немногих групп в мире, которую невозможно ни с кем спутать».

Но самая высокая оценка была дана немного раньше, сразу же после выступления в Альбертслунде. Еще не успели ребята опомниться после своего триумфа, как к ним за кулисы буквально вбежала женщина, как выяснилось минутой позже, член оргкомитета Роскилдского фестиваля, и предложила им на следующий год принять участие в... этом фестивале.

— Уж этого мы никак не могли ожидать, — рассказывает Саша. — Фестиваль в Роскилде — номер один в Европе. На него с удовольствием приезжают все рок-звезды. Сам факт приглашения — просто уникальный. Он говорит о том, что рок-музыка стала явлением интернациональным.

ДВЕНАДЦАТОГО июля по линии общества Дания — СССР был назначен еще один концерт, чисто коммерческого плана. Когда ребята приехали в Феллед-парк, то к своему удивлению увидели, что на сцене уже кто-то настраивает аппаратуру. Однако, вскоре их недоумение было развеяно. На западе принято перед выступлениями звезды выставлять исполнителей менее известных, с целью разогреть публику. Не изменили там своим традициям и на этот раз, предоставив перед выступлением «Автографа» площадку ирландской группе «Похитители велосипедов». Конечно, такой знак уважения был приятен советским музыкантам. Но поначалу огорчало другое — публика, Это были люди, которые приехали в свой выходной день отдохнуть в Феллед-парке, а заодно и посмотреть выступление советской группы. Поэтому публика была самая разнообразная — «от 0 до 60», как писала одна из газет. С первых же тактов музыки в зале стали танцевать... Понятно, что наших ребят, исполняющих музыку далеко не танцевальную, это очень поначалу отвлекало и выбивало из колеи... Этот дневной концерт «Автографа» шел без привычного светового оформления. И снова музыкантам пришлось доказывать свою состоятельность только музыкой. Концерт шел два часа, и так же, как и в первый раз, после последней песни «Нам нужен мир», исполненной на английском языке, публика долго не отпускала советских музыкантов.

«После концерта 12 июля в Феллед-парке можно сказать, что лучшая советская рок-группа «Автограф» целиком оправдала наши ожидания. Удивительно то, что «Автограф» являет собой полностью самобытную, отличную от Запада рок-группу», — писала газета «Политикен» в статье под названием «Открывая русский рок».

И ВОТ выступления в Дании позади. Уже в Москве я встретилась с Александром Ситковецким, чтобы задать ему несколько вопросов.

— Какова цель датского «Фестиваля друзей»? И какие мероприятия проводились в его рамках?

— Он призван поддержать и усилить контакты между Востоком и Западом в области науки, культуры, спорта, политики. В рамках фестиваля были организованы мастерские, где представители разных стран демонстрировали искусство своих народов, различные диспут-клубы, клубы политической песни...

— Почему именно «Автограф» был выбран для поездки на «Фестиваль друзей»?

— Из всех советских исполнителей в Дании знают только Пугачеву. С «Автографом» датчане познакомились впервые в прошлом году, летом, во время всемирного телевизионного концерта «Лайв эйд». Потом они увидели нас в фильме, снятом французской компанией «Антен-2» и в концерте «Счет-904» из спорткомплекса «Олимпийский», который транслировался и по датскому телевидению. Наверное, мы просто понравились, вас и пригласили.

— Какие группы еще участвовали в культурной программе фестиваля?

— Их было пятнадцать: две — венгерская группа «Локомотив-ГТ» и мы — из соцстран, и тринадцать — из капстран.

— Какую программу вы показали датчанам?

— В основном программа была построена на новых песнях и пьесах. Но мы играли и свои старые вещи, которые уже имеют резонанс — «Истина», «Электронные часы», «Ливень».

— Не скучно ли датчанам было слушать такую непростую для быстрого восприятия музыку?

— Сначала боялись, что будет скучно. Но, как оказалось потом, напрасно. Мы понравились публике. Ведь важно, что ты вкладываешь в исполняемую музыку... После одного из концертов кто-то из журналистов сказал, что в России есть свой национальный рок. Я спросил, в чем его отличие от рока западного. А он ответил - в насыщенности музыкального языка, в мелодичности, которой иногда не хватает западным группам.

— Ты доволен поездкой?

— Да. Особенно приглашением на фестиваль в Роскилде. Даже если поедем не мы, а любая другая советская рок-группа, все равно это большая победа!

...ЗА ОКНОМ уже сгущались сумерки, а мы с Сашей все никак не могли закончить разговор, столько вопросов накопилось у меня и столько впечатлений от поездки у него.

Не успели ребята прийти в себя от фестиваля в Дании, а впереди уже ждут новые гастрольные маршруты.

И. МАСТЫКИНА

29 августа 1986 года
Московский комсомолец