«Автограф» — отточеннее, острее, лучше...»

«Автограф» похож на «Дженесис», но отточеннее, острее и лучше», — так английский музыкальный журнал «Левеллер» охарактеризовал московскую рок-группу, стиль которой действительно близок к тому направлению в рок-музыке, которое сейчас все чаще называют «интеллектуальный» или «прогрессивный» рок.

Первые концертные выступления «Автографа» состоялись осенью 1979 года, а первый успех ансамбля связан с тбилисским фестивалем поп-музыки «Весенние ритмы-80». Среди групп самой широкой стилевой и жанровой направленности — от ленинградского панк-рока до традиционных ВИА — «Автограф» выделялся сложными, со вкусом выстроенными композициями, новизной и актуальностью музыкальных идей. «Автограф» стал лауреатом тбилисского фестиваля, а три его композиции, прозвучавшие тогда, до сих пор входят в репертуар ансамбля. Это острая, напористая «Ирландия. Ольстер» (она получила два приза — за лучшую политическую песню и лучшую музыкальную композицию) и две инструментальные пьесы «Ливень» и «Пристегните ремни безопасности», привлекающие сложностью и красотой ритмических интонаций.

В нынешнем составе «Автографа» пять музыкантов — руководитель группы Александр Ситковецкий — гитара, вокал, Леонид Макаревич — ударные, Леонид Гуткин — бас-гитара, Владимир Михалин — клавишные, Артур Михеев — вокал. Все они музыканты с безупречным вкусом и профессиональным мастерством (Александр Ситковецкий в результате опроса журналистов был признан лучшим лидер-гитаристом 1982 года).

Александр Ситковецкий: — Наша музыка основана на традиционных вещах, которые могут быть понятны всем. И в первую очередь на интересной музыкальной мысли. Мы не выбирали стиль специально, такая музыка нам нравилась всегда.

Репертуар «Автографа» состоит из произведений, написанных самими музыкантами на стихи московских поэтов Маргариты Пушкиной и Бориса Баркаса, которые чаще всего выбирают тему будущей песни, исходя из характера и настроения уже готовой инструментальной пьесы, умело соединяя ритм фразы со сложным музыкальным языком инструментов. И хотя музыка является первичным компонентом в творчестве «Автографа», к текстам песен отношение самое серьезное, так как они несут значительную смысловую нагрузку.

Музыку в «Автографе» пишут в основном двое — Александр Ситковецкий и Леонид Гуткин. Сочетание разноплановой в жанровом отношении музыки —- четких гармонических построений Ситковецкого, тяготеющего скорее к классическому року, и более сложных, ритмических сочинений Гуткина — позволяют заметно разнообразить стиль ансамбля.

Среди наиболее популярных композиций группы — «Марсианские хроники» (Л. Гуткин — М. Пушкина), основанные на сочетании нескольких музыкальных тем, написанных в хард-роковом стиле. К этой композиции поэтесса М. Пушкина написала стихи на «космическую тему», в основе которых мотивы произведений американского писателя-фантаста Рэя Бредбери. «Хроники» состоят из двух частей. Первая, зрелищная — «Начало экспедиции». Вторая — «Возвращение» написана в балладном стиле и исполняется без ударных, в сопровождении только акустических инструментов.

Другая, недавно созданная пьеса А. Ситковецкого — «Старинная баллада» (по мотивам старинных шотландских баллад) написана в не совсем обычном для «Автографа» стиле.

В этой пьесе есть элементы симфонизма, классической музыки, она одинаково нравится и юным поклонникам рока, и людям, ищущим в рок-музыке нечто большее, чем развлечение.

«Автограф» подолгу работает над своими композициями, каждая из них претерпевает пять-шесть редакций. И этот постоянный поиск в сочетании с высоким исполнительским мастерством гарантирует ансамблю устойчивый интерес у слушателей.

Л. МИНАСЯН

1983